Просмотр содержимого документа
«Особенности нарушений устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста.»
Особенности нарушений устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста.
МАОУ ЦО № 13, учитель-логопед Максимова Н.В.
Известно, что одна из основных задач учителя начальных классов - научить ребенка читать и писать. Общепризнанно также, что обучение письменной речи - один из самых трудных для ребенка этапов обучения в школе. Он же одновременно является и важнейшим этапом, на котором закладывается сама возможность дальнейшего обучения. К сожалению, в последние годы неуклонно растет количество детей, чьи затруднения не дают возможность утверждать, что они овладели грамотой в должном объеме. Часто у этих школьников выявляются многочисленные ошибки в чтении и письме, которые угнетают ребенка, беспокоят учителя и родителей.
Такие ошибки могут быть единственной проблемой ребенка, а могут сопровождаться плохо развитой устной речью - бедным словарем, нарушением грамматического строя, несформированностью логико-грамматических отношений. В этом случае невозможность дать развернутый грамотный устный ответ ведет к неуспеваемости ребенка по устным предметам. Плохая техника чтения не дает вникнуть в содержание пpочитанного, что влечет за собой неправильное решение математических задач. Словом, к середине второго класса ребенок уже может стойко отставать по всем предметам.
Независимо от того, проявляется проблема тотально или затрагивает только отдельные стороны устной или письменной речи ученика, она, безусловно, требует скорейшего разрешения. Что же необходимо сделать?
Во-первых, суметь отличить ребенка, имеющего объективные трудности в овладении письменной речью от детей, плохо успевающих по другим причинам.
Во-вторых, понять, что обычные способы и методы обучения не приносят заметных результатов у детей с проблемами речевого развития. Многоразовые переписывания плохо выполненных заданий, ежедневные тренировочные диктанты на дополнительных занятиях лишь умножают неудачи ребенка, вызывая в нем неуверенность в себе и неприязнь к обучению в целом. Ребенок-логопат нуждается в квалифицированной помощи логопеда, в специальных коррекционных заданиях, подобранных с учетом конкретных нарушений работы речевых и неречевых центров, обеспечивающих речевую деятельность.
Чаще всего нарушения письменной речи выявляются у детей с теми или иными недостатками устной речи. Иногда к началу обучения в школе эти недостатки уже скорректированы, но при письме проявляются в различных специфических ошибках. Наличие стойких ошибок такого типа говорит о частичном нарушении процесса письма младшего школьника.
Письмо – это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь. Письмо тесно связано с устной речью, степенью ее развития. Оно основывается на умении различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить.
Чтобы написать слово, ребенку необходимо: определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука; соотнести выделенный звук с определенным образом буквы; воспроизвести с помощью движений руки букву.
Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, проговорить, сохранить нужный порядок написания, разбить на составляющие его слова, обозначить границы каждого слова.
Если у ребенка имеются нарушения хотя бы одной из этих функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звуковом и зрительном анализе и синтезе, лексико – грамматической стороне речи, пространственных представлениях, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом – дисграфия (от греч. «графо» - письмо).
Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.
Как определить, нужна ли ребенку помощь логопеда?
Для начала необходимо, чтобы учитель, родитель знали, какие ошибки относятся к специфическим, дисграфическим.
Эти ошибки вызваны трудностью дифференциации звуков, имеющих акустико-арти-куляционное сходство. В устной речи недифференцированность ведет к заменам и смешениям звуков. В письменной речи в этом случае наблюдается смешение букв.
По акустико-артикуляционному сходству смешиваются обычно:
- звонкие и глухие парные согласные в четкой позиции (за исключением оглушения звонких и озвончения глухих по правилам орфоэпии): деди (дети),ситит (сидит),кослик (козлик),долко (долго),ковта (кофта);
- свистящие и шипящие согласные: сыски (шишки),зелезо (железо);
Ошибки, обусловленные недоразвитием звукового анализа и синтеза.
В звуковом анализе слова выделяются в простые и сложные формы: узнавание звука среди других звуков, выделение звука из слова и полный звуковой анализ слова. Простые формы анализа в норме формируются спонтанно еще в дошкольном возрасте, а сложные - в процессе обучения грамоте. Затруднения в звуковом и слоговом анализе проявляются на письме в виде пропусков или перестановок букв, слогов.
Если ребенок не выделяет всех звуков в составе слова, то имеют место пропуски букв, например: снки (санки),сёзы (слезы).
При пропуске нескольких букв может искажаться структура слова: девча (девочка).
Часто в процессе проговаривания при письме ребенок «слышит» дополнительные гласные и вставляет их в слово: Александар (Александр),шекола(школа).
Если же ученик затрудняется в анализе последовательности звуков в слове, то в его работах появляются перестановки букв и слогов: корвом (ковром),ласкогово (ласкового).
При этом часто искажается слоговая структура слова: леот (лето),билн (блин).
Следующий тип ошибок обычно называютаграмматизмами. Все они вызваны нарушением лексико-грамматического строя речи. Иногда уже по устной речи школьника, изобилующей неправильными употреблениями форм слов, неточными подборами слов по значению, нарушениями согласования слов учитель сразу поймет, каких ошибок можно ожидать в его письменных работах.
Ошибки, связанные с нарушением индивидуализации слов.
Большие трудности в начальном обучении грамоте носит несовпадение норм орфоэпии и орфографии. В устной речи слова произносятся слитно, на одном выдохе, а в письменной речи отделяются друг от друга. Если ребенок не может уловить и вычленить в потоке речи устойчивые речевые единицы, то возникают ошибки в виде слитного написания смежных слов или раздельного написания частей слова: (Вседни шёл дождь. Мы гуляли околодома. Подошел клесу. На лей, и дут.)
Ошибки словообразования.
Часто у детей с недостаточным речевым развитием нарушается функция словообразования (при подборе проверочных слов): шаг - шагик, лёд - лёдик,хвост белки – бельчачий.
Ошибки, связанные с нарушением связи слов в словосочетаниях и предложениях.
Школьники с недостаточным уровнем языкового обобщения не вполне хорошо умеют уловить признаки разных частей речи, что ведет к их неправильному употреблению, нарушению согласования слов. Большую роль здесь играет также недостаточный объем кратковременной памяти, в которой удерживаются исходные элементы сообщения. Все это приводит к появлению следующих специфических ошибок: жёлтая солнце, скоро облетит деревья, мы пели с огромным радостью, на лесных полян, через препятствий, по крышей сарая было гнездо, с еловый ветки, сидит стуле, с ветка.
Ошибки, обусловленные недоразвитием зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия.
Смешение букв по оптическому сходству.
Буквы рукописного шрифта - это различные комбинации определенных элементов, принятых в графической системе языка. Оптическое сходство букв, которое особенно усиливается в условиях скорописи, провоцирует возникновение ошибок у детей с несформированными оптико-моторными навыками.
Однако в акте письма участвует как зрительный, так и двигательный анализаторы, которые не только отвечают за обеспечение технической стороны письма, но и активно участвуют в формировании ассоциативной цепи зрительно-двигательных представлений, обеспечивающих процесс письма. Нарушения в работе двигательного анализатора ведут к несформированности графомоторных функций. В этом случае возникает еще один тип ошибок.
Смешение букв по кинестетическому сходству.
Кинетическое сходство имеют следующие буквы русского языка: У-Ч, П-Т, Г-Р, И-Щ, Ц-И, И-Ш, Ш-Щ, К-Н, Р-Ф, Л-М, П-Р, Г-П; о-а, б-д, и-у, п-т, л-м, х-ж, ч-ъ, н-ю, и-ш, и-щ, ц-и, к-н.
Классификация ошибок основывается на причинах их проявления. Это поможет учителю (родителю), как выявить причины затруднений, так и правильно определить вид нарушений процесса письма.
Виды нарушений письма.
Артикуляторно – акустическая дисграфия.
Причиной возникновения является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как произносит. То есть отражает свое дефектное произношение на письме.
Акустическая дисграфия.
Причиной возникновения является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. На письме проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные (б-п, д-т, з-с, в-ф, г-к, ж-ш, ц-с, ч-щ, о-у, е-и и др.).
Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза.
Причина возникновения – затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки. Характерные ошибки: пропуски согласных и гласных; перестановки, добавления букв; пропуски, добавления, перестановки слогов; слитное написание слов, предлогов с другими словами; раздельное написание приставки и корня.
Аграмматическая дисграфия.
Причина возникновения – недоразвитие грамматического строя речи. На письме проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном употреблении предлогов, рода, числа, пропусках членов предложения, нарушениях смысловых связей в предложении и между предложениями.
Оптическая дисграфия.
Причина возникновения – несформированность зрительно – пространственных функций. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв (и-ш, п-т, т-ш, в-д, б-д, л-м, э-с и др.).
Определив вид нарушений письма, можно наметить основные направления работы с ребенком.