kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности детей с задержкой речевого развития на начальном этапе школьного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема задержки речевого развития (ЗРР) у детей — одна из ведущих в современной логопедии. Ученые различных стран активно разрабатывают системы диагностической и коррекционной помощи детям с различными патологиями, в том числе и с задержкой речевого развития (ЗРР).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности детей с задержкой речевого развития на начальном этапе школьного обучения»

Особенности детей с задержкой речевого развития на начальном этапе школьного обучения


Проблема задержки речевого развития (ЗРР) у детей — одна из ведущих в современной логопедии. Ученые различных стран активно разрабатывают системы диагностической и коррекционной помощи детям с различными патологиями, в том числе и с задержкой речевого развития (ЗРР).

В настоящее время разработано множество концепций этиологии и патогенеза ЗРР. Изучением проблемы ЗРР занимались такие ученые, как Н.И. Васильева, О.Е. Грибова, В.Киселева, Л.М. Гладковская и другие известнейшие исследователи. Проблема ЗРР — проблема мирового масштаба. Разработкой научных знаний по этой проблеме активно занимаются не только в России. В последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей с проблемами в речевом развитии.

На сегодняшний день, эта проблема остается нерешённой, и многие дети нуждаются в помощи специалистов. Таким образом, вопрос речевого развития детей имеет большую социальную значимость. По последним данным задержкой речевого развития страдает чуть ли не каждый четвертый ребенок. Задержка речевого развития У детей с запоздалым развитием речи существует разница между пониманием речи и словесным озвучиванием. Они правильно выполняют различные просьбы, по заданию показывают предметы, картинки и т.д., но назвать их не могут.

При обследовании поведение таких детей различно: одни доверчивы, ласковы, другие плачут, третьи упорно молчат. Некоторые беспокойно бегают с места на место и трудно сосредотачиваются. Поэтому очень часто невозможно за одно обследование дать однозначный диагноз, ведь таким же образом очень часто ведут себя и «нормальные» дети. На ЗРР ребенка (имеется ввиду ребенок до 3-х лет) влияют несколько факторов, которые можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним факторам можно отнести: некоторые наследственные болезни; особенности протекания беременности; наличие гипоксии внутриутробной и родовой; наличие определенных болезней у ребенка; пол ребенка; ребенок — левша или правша; личные особенности ребенка. То есть речь идет о факторах, которые практически не зависят от ребенка, и которые он получил в наследство. К внешним относятся следующие факторы: стрессовые ситуации; присутствие младших братьев-сестер (особенно с маленькой разницей); смена места проживания (одна из разновидностей стресса), детского садика; То есть к внешним параметрам можно отнести все то, что окружает ребенка.

Причины возникновения ЗРР Далее частично рассмотрены причины задержки речи. Наследственные болезни К болезням наследственного характера, вызывающим ЗРР можно отнести: глухонемота; патологии ротовой полости; Также образованию речи препятствуют расщепление неба, патологии языка, уздечки, в некоторых случаях аденоидные разрастания, и т.д. наследственная задержка речи; Чаще (почти в 2 раза) передается по линии отца. Близнецы и двойняшки также часто отстают в речевом развитии.

При этом ЗРР передается между поколениями, не обязательно последовательно, возможен скачок через поколение. эпилепсия, судороги; мигрени и аллергии; алкоголизм родителей; самоубийства или склонность к суициду у родителей и родственников; умственная отсталость; выдающиеся способности к чему-либо; заикание; малый вес; многие другие проблемы с телесным и психическим здоровьем.

Современная классификация речевых нарушений, которая ведет к задержке развития речи, имеет очень широкий диапазон, это: алалия, сигматизм свистящих звуков, открытая ринолалия, дизартрия, тахилалия, ринолалия, заикание, дислалия, афазия и др. нарушения речи. Говоря о речевой характеристике детей с задержкой в развитии речи в целом, следует отметить, что, несмотря на большое разнообразие речевых нарушений, характерных для отдельных вариантов, имеются и общие, специфичные особенности. Прежде всего, здесь следует назвать нарушение коммуникативной функции речи. Ребенок избегает общения, ухудшая возможности своего речевого развития. Его речь автономна, эгоцентрична, недостаточно связана с ситуацией и окружением. Оторванность такого ребенка от мира, неспособность осознать себя в нем, очевидно, сказываются на становлении его самосознания. Следствием этого является позднее появление в речи местоимения «Я» и других личных местоимений в первом лице. У всех детей с разными вариантами проявления речевых нарушений встречается недостаточность понимания, осмысления речи. Обучение в школе

Поступление детей в школу с различными нарушениями речи с Задержкой Речевого Развития и не полное ее восстановление до семи лет, говорит о том, что такой ребенок будет испытывать трудности по русскому языку, чтению и по другим основным предметам. В отдельных случаях из-за речевых нарушений ребёнок практически не усваивает программу начальной школы.

Появляются проблемы в психологическом плане в период адаптации. Ребенок мало общается со сверстниками и плохо контактирует с учителями, на уроках не активен и в основном молчалив. Ребенок чувствует неуверенность, появляется комплекс и негативное отношение к своей речи.

Логопедическая работа по развитию речи детей должна быть индивидуальной, соответствовать уровню интеллектуального развития ребенка.

Коррекционная работа по развитию речи трудна, требует большого напряжения и может растягиваться на годы.

Основные этапы логопедической работы 1. Обследование речи всех обучающихся с 1 класса с целью выявления речевых нарушений. 2. Постановка на учет к логопеду детей с нарушениями речевого развития (В случае согласия родителей законных представителей, ребенок попадает в логопедическую группу или на индивидуальные занятия. В каждом отдельно взятом случае этот вопрос решается в индивидуальном порядке с учетом уровня развития ребенка, тяжести нарушения и иных аспектов) 3. Составление индивидуального плана логопедических занятий для детей с задержкой речевого развития. 4. Коррекционно-логопедическая работа 5. Консультативно-просветительская работа с родителями и учителями. 6.

Динамика развития речи обучающихся.

Логопед должен обязательно провести обследование, собрать анамнез ребенка по следующим направлениям: - Раннее развитие: сбор данных физиологического развития ребенка. - Раннее речевое развитие ребенка. Логопед задает вопросы о том, когда у ребенка появились гуление, лепет, насколько был разнообразен, интонирован, первые слова и предложения. Оценит физическое развитие ребенка: умение качественно, в полном объеме, выполнять те или иные упражнения. Например. Постоять на одной ноге, попрыгать на двух ногах, перепрыгнуть препятствие, походить на пятках и т.д. - Уровень формирования умений выполнения артикуляционных упражнений: логопед проверит, как малыш может управлять губами, языком, принимая те или иные артикуляционные уклады. - Уровень развития мелкой моторики. Малышу будут предложены несколько укладов, которые он должен будет выполнить с помощью пальчиков. Все упражнения сопровождаются речевой инструкций и собственным показом в виде игры.

Определение уровня понимания речи ребенком. Знание по возрасту названий предметов, их признаков, действий. Грамматические категории: единственное и множественное число, род, падеж, согласование существительное и прилагательное, числительное и существительное и т.д. Понимание инструкций. Определение уровня развития экспрессивной речи (активной) ребенка.

Коррекционная работа 1 . Проведение фронтальных и индивидуальных логопедических занятий. 2. Работа над формированием слоговой структуры слова, связности высказывания, развитие словарного запаса ребенка. 3. Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения, фонематического восприятия и грамматических форм речи; 4. Индивидуальные занятия по предупреждению дисграфии и коррекция письма с учащимися 1-х, 2-х, 3-х, 4-х классов 5. Коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладении школьной программой; Работа с родителями В условиях общеобразовательной школы логопед проводит специально для родителей : - Консультации - Беседы - Проводит собрания по различным темам: « Развитие речи ребенка дома», « Как научить ребенка любить читать?», «Развитие мелкой моторики детей» и другие. - Разъяснение специальных знаний по логопедии. - направляет родителей с детьми к узким специалистам, врачам на дополнительное обследование (Неврологу,психологу, отолорингологу, офтальмологу, ортопеду, стоматологу, ортодонту) - Дает рекомендации по дальнейшему развитию речи ребенка. Опираясь на работы выдающихся ученых и педагогов таких, как О.Е Грибова, Т.А.Ткаченко, В Цвынтарный, Е.В Мазанова, Н.С. Жукова я взяла в свою логопедическую работы много эффективных приемов работы с детьми дошкольного и школьного возраста, а так же использую свои методические разработки и приемы работы в развитии речи и для устранения недостатков произношения у ребят. Предлагаю рассмотреть наиболее важные и эффективные: - Создание благоприятной обстановки на занятии, ребенок психологически должен быть настроен на трудную, но в тоже время интересную работу. - Дыхательная гимнастика способствует развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально-речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания).

В своей коррекционно-логопедической работе с детьми я провожу работу над развитием силы, плавности, длительности выдоха. В работе с речевыми дефектами и на развитие дыхания я использую и практикую применение детьми музыкального инструмента – хомуса. Это якутский национальный инструмент.

Странная особенность игры на якутском хомусе — это полное сосредоточение. Наблюдается, что дети которые умеют и владеют игрой на хомусе быстрее и лучше развиваются в речевом плане, у них развивается контроль за вдохом и выдохом, дыхание становится правильным и ровным, которое очень важно при таких нарушениях как логоневроз (заикание), нарушение темпа и плавности речи. Дети легче и быстрее научаются правильному звукопроизношению. Учатся сосредотачиваться на задании.

Развиваются такие психические процессы, как внимание, память. Использование такого метода работы и применение хомуса дает хорошие результаты в моей работе, а главное дети чувствуют это сами и рады обучаться играть на этом чудесном инструменте. - Логопедические занятия проводятся три раза в неделю длительность не превышает 30 минут. - Артикуляционная гимнастика для язычка проводится 5-10 минут. Очень интересно и эффективно использовать наглядный материал на занятии, чтоб ребенок быстро запоминал данное упражнение и правильно его выполнял. Наиболее эффективные упражнения для подвижности губ : «Трубочка», «Улыбка». Для развития подвижности язычка: «Чашечка», «Моторчик», «Качели», «Лошадка», «Почистим зубки». - Пальчиковая гимнастика и массаж мелкой моторики руки так же обязательна и эффективна при коррекции речевых нарушений. Такие как движение пальчиками и выполнение разных фигурок , животных « Юрта », «Пальчики здороваются», «На поляне дом стоит», «Козочка рогатая» . Используются так же массажные шары для руки и пальчиков. - Игры на развитие фонематического строя речи « Какой звук потерялся», «Угадай задуманный звук», « Незнайкины ошибки» и другие. - использование на коррекционных занятиях ИКТ — игры, упражнения для развития подвижности язычка, задания в форме игры , но все в ограниченном режиме и по определенному времени. Не более 10 минут. - проведение дополнительных занятий по развитию речи в начальных классах по ФГОС.

Развитие на занятиях психических процессов ребенка (память , внимание, восприятие) Логопед работает в тесной связи со всеми подразделениями образовательного учреждения.

В школе с ребенком работают учитель, логопед, психолог, социальный педагог, школьный врач. Таким образом, мы реализуем в своей деятельности принципы комплексного воздействия на имеющуюся проблему с привлечением необходимых специалистов. И здесь важно использовать в логопедической работе так же принцип комплексного изучения речевой патологии, что позволяет обеспечить всестороннюю оценку особенностей его развития, подобрать эффективные методы и приемы коррекционной работы. При возникновении трудностей в овладении школьной программы и не возможности обучения ребенок с задержкой речи направляется на городскую ПМПК (Психолого -медико –педагогическую комиссию) на дополнительное более широкое обследование другими специалистами.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Особенности детей с задержкой речевого развития на начальном этапе школьного обучения

Автор: Дейнека Татьяна Петровна

Дата: 17.03.2018

Номер свидетельства: 462321

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "«Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития»"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_kommunikativnykh_navykov_u_detei_mladshego_shkolnogo_vozrasta_s_zaderzh"
    ["file_id"] => string(6) "588031"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1633423477"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Инклюзивный подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями. "
    ["seo_title"] => string(87) "inkliuzivnyi-podkhod-k-obrazovaniiu-dietiei-s-osobymi-obrazovatiel-nymi-potriebnostiami"
    ["file_id"] => string(6) "174658"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424165689"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Использование логопедического тренажёра «Дэльфа – 142»  на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ "
    ["seo_title"] => string(110) "ispol-zovaniie-loghopiedichieskogho-trienazhiora-del-fa-142-na-loghopiedichieskikh-zaniatiiakh-s-diet-mi-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "125109"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414914477"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Тема: "Дислексия. Дар или проблема?" "
    ["seo_title"] => string(35) "tiema-dislieksiia-dar-ili-probliema"
    ["file_id"] => string(6) "146254"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419146021"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства