Особенности логопедической работы с первоклассниками в общеобразовательной школе
Особенности логопедической работы с первоклассниками в общеобразовательной школе
Одной из особенностей детей, которые уже в первом классе попадают к логопеду в связи с неуспеваемостью по основным школьным предметам, является несформированная в силу различных причин учебная деятельность, над которой преобладает игровая. Но по возрасту ребёнок уже оказался в школе, и перед ним стоит задача усвоить программу первого класса. Такие дети, как правило, не готовы к обучению, по крайней мере, в условиях школы, и имеют низкую мотивацию к обучению, а зачастую вообще не хотят учиться. Родители бьют тревогу, начинают заниматься дополнительно, ребёнок истощается и реагирует на повышение нагрузок ухудшением здоровья и поведения. Другой вариант поведения родителей — игнорирование проблемы, в результате чего успеваемость ребёнка снижается, и он полностью выпадает из процесса обучения. В лучшем случае, такие дети к концу первого полугодия (когда отсутствие прогресса в учёбе становится очевидным) оказываются в кабинете школьного логопеда из-за проблем с письмом и чтением, хотя специфического логопедического диагноза (дисграфия или дислексия) у ребёнка нет. Кроме того, результаты по математике такие же, то есть не соответствуют требованиям школьной программы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности логопедической работы с первоклассниками в общеобразовательной школе »
Особенности логопедическойработы с первоклассниками
в общеобразовательной школе
Одной из особенностей детей, которые уже в первом классе попадают к логопеду в связи с неуспеваемостью по основным школьным предметам, является несформированная в силу различных причин учебная деятельность, над которой преобладает игровая. Но по возрасту ребёнок уже оказался в школе, и перед ним стоит задача усвоить программу первого класса. Такие дети, как правило, не готовы к обучению, по крайней мере, в условиях школы, и имеют низкую мотивацию к обучению, а зачастую вообще не хотят учиться. Родители бьют тревогу, начинают заниматься дополнительно, ребёнок истощается и реагирует на повышение нагрузок ухудшением здоровья и поведения. Другой вариант поведения родителей — игнорирование проблемы, в результате чего успеваемость ребёнка снижается, и он полностью выпадает из процесса обучения. В лучшем случае, такие дети к концу первого полугодия (когда отсутствие прогресса в учёбе становится очевидным) оказываются в кабинете школьного логопеда из-за проблем с письмом и чтением, хотя специфического логопедического диагноза (дисграфия или дислексия) у ребёнка нет. Кроме того, результаты по математике такие же, то есть не соответствуют требованиям школьной программы.
Существуют некоторые приёмы, помогающие в обучении детей, у которых к моменту поступления в школу и в первом классе в качестве ведущей преобладает игровая деятельность. В целом можно сказать, что это обучение в игровой форме, задача которого — сформировать информационное поле, в котором постепенно будет интегрироваться информация, соответствующая программе первого класса. Всё должно происходить плавно и постепенно, чтобы перед ребёнком не стояло условие немедленно отчитаться за пройденный материал.
Прежде всего, на занятиях (индивидуально и в небольших группах) необходимо создать соответствующий эмоциональный фон — непринуждённости, игры, то есть по форме поведения школьному логопеду лучше взять за образец стиль воспитателя детского сада. Дети и логопед должны свободно разговаривать друг с другом, у детей должно быть достаточно ситуаций, чтобы подвигаться и посмеяться.
Следующий момент — учесть, что в пространстве листа ребёнок ориентируется недостаточно. Требовать от ребёнка, например, удерживать строчку малоэффективно — он отвлекается от основного вида работы, нарушается принцип одной трудности. Поэтому предпочтительнее пользоваться не тетрадью, а отдельными листами нелинованной бумаги формата А4.
Далее — материал должен быть максимально систематизирован, чтобы в самом общем виде ребёнок мог получить картину того, что, собственно, он изучает, и постепенно углублять её, не отходя от основной схемы. Вся работа должна строиться на одной основе, материал подаётся не линейно, а от общего к частному.
Самое главное — необходимо найти доступную для ребёнка языковую форму, в которой он сможет воспринимать учебный материал.
Предлагаю некоторые конкретные способы и упражнения, которые позволяют достичь динамики в развитии детей на логопедических занятиях и помогают преодолеть проблемы в обучении письму и чтению у учеников первого класса общеобразовательной школы.
На первом этапе всё обучение строится вокруг гласных. Во время занятий используется нарисованный красный домик (на доске и у каждого ребёнка), в котором «живут хозяюшки». В дальнейшем такая «хозяюшка»-гласная займёт своё место в слоге, который пока назовём «квартиркой», в «домике»-слове. «Квартирки» соединены «мостиками» — деление на слоги, к «хозяюшкам» СОГЛАШАЮТСЯ приходить «гости» - это согласные, и с ребёнком обговаривается вопрос, что «гость» один в квартире быть не может, таким образом ребёнок без заучивания узнаёт, что такое слоговая структура слова.
«Домик» представляет собой пять этажей, верхний треугольный (А-Я), ниже круглый (О-Ё), потом вертикальный прямоугольник (У-Ю), далее горизонтальный полукруг (Э-Е), внизу — квадрат (Ы-И). Буквы сравниваются по графической форме (а звуки — по артикуляции) со своими «этажами», «домик» заучивается с песенкой: «А-Я, О-Ё, У-Ю — я песенку пою, Э-Е, Ы-И — ко мне беги». Песенка сопровождается последовательным соединением пальцев (от больших к мизинцам), заканчивается тем, что ребёнок « пробегает» указательными и средними пальцами рук по столу вперед двумя руками одновременно. Так заучиваются «красные»-гласные все вместе, 10 букв привязаны к графическому образу домика и соответствуют каждая своему пальцу, что значительно ускоряет и облегчает запоминание.
Параллельно разучиваются согласные (буквы-мальчики в синих и зелёных костюмчиках): логопед произносит согласную твёрдо или мягко — ребёнок топает по «твёрдому синему льду», поднимая синий фломастер и проговаривая соответствующий звук. Если мягко — зелёный фломастер, на цыпочках по «зелёной мягкой травке». При разучивании букв дети изображают их, встают, крутятся (например, Э «показывает язык солнышку» — ребёнок поворачивает голову налево, высовывая язык). Буквы заучиваются быстро, если на уроках постоянно использовать цветные фломастеры — так образы букв привязываются к цвету (соответствующему гласным, твердым и мягким согласным) и не сливаются в восприятии.
Чтобы в дальнейшем ребёнок не диктовал себе звуками, для слияния в слог скандируем: «Буква БЭ, буква А — получилось вместе БА» (и так далее).
Обговариваем соединение с гласными второго ряда: «У букв Я, Ё, Ю, Е, И есть волшебная кисточка с зелёной краской, они поворачиваются к солнышку и красят ту букву, которая СОГЛАСИЛАСЬ встать перед ними, в зелёный цвет. Букву покрасили, силы потратили, от гласных остаётся только «хвостик».
Опять поём «домик»: А-А-А — Я-А-А — хвостик А-А-А, и так далее. Однотипное пропевание «домика» с согласными — так ребёнок осваивает соединение согласных с гласными первого и второго ряда. В это время дети начинают читать по слогам, постепенно начиная догонять в чтении одноклассников.
Занятие с детьми, которым пока ещё не хочется учиться, обговаривается так, как будто они «помогают» буквам правильно встать друг с другом. Логопед не задает упражнения, а «загадывает трудные загадки» - дети заявляют, что им легко, они всё могут разгадать — таким способом они оказываются включёнными в занятие и настроенными на результат.
Далее обучение письму и чтению идёт в двух направлениях: отрабатываются слова (примерно по пять за одно занятие), начиная с коротких (простой слоговой структуры) и заканчивая словами с твёрдыми и мягкими знаками (смягчение и разделение), со стечениями и гласными второго ряда. Каждое слово дети группой анализируют следующим образом: сколько гласных-красных (столько и хлопков-слогов), какие согласные «согласились» придти в каждый слог, по сколько. Какие синие, какие зелёные; слово отхлопывается по слогам, «зовём» слово (определяем ударение), пробуем, как прозвучит слово с неправильным ударением, обговариваем, что буквы ОиЕ«грустят» без ударения (убеждаемся, что они звучат в безударной позиции как АиИсоответственно), Обговариваем этот вопрос постоянно — почему надо запоминать глазами. Отдельно рассматривается стечение: в слоге движемся сначала в обратную сторону (например, в слове «стол» сначала читаем вторую и третью буквы, потом первую, вторую и третью, потом прибавляем четвёртую). Отдельно обговаривается, как именно слышится гласная второго ряда: МЯ-А-А — почему-то слышно А-А-А — дети рассказывают (выкрикивая, обгоняя друг друга), что буква Я«потратила силы», она смягчила буквуМ, от неё остался один «хвостик», а то было быМА-А-А.
Каждое слово логопед держит на карточке перед детьми (выше уровня глаз), постепенно открывая буквы в нужном порядке так, чтобы дети могли проанализировать слово, рассмотреть все его особенности, и перед тем как начать писать, запоминают его («фотографируют» глазками). Потом слово «прячется», и дети в разных вариантах рассказывают, на каком месте какая буква: перед, после, между, предпоследняя, ударная гласная, безударные гласные, номер места той или иной буквы, про какую букву не спросили, отдельно иногда: какая перед первой, после последней — обязательно должны быть ответы: «никакая», «нет такой буквы». В результате дети не застревают в узких рамках задания и максимально включены в процесс. Кроме того, вариант «хотела вас обхитрить, опять не получилось» и тому подобные высказывания детей очень радуют, развлекают и позволяют интегрировать дидактический материал урока в доступную им игровую деятельность. Последний раз рассматриваем слово, обговариваем направление букв (букваУ«тянет ручку к солнышку», С - «месяц», он «не дружит с солнышком, отворачивается, греет спинку», и т. п.) Дальше — прыгаем, скандируя: «Раз, два, три, четыре пять — буду слово (называется конкретное слово) я писать». Буквы в слове закрываются соответствующими по цвету карточками, дети пишут по памяти. После такого анализа ошибки — редкость, к тому же стиль работы со словом распространяется и на работу ученика в классе.
Второе направление: наращивание стечения с слогах с гласными первого и второго ряда — этот технический момент в обучении письму и чтению позволяет в дальнейшем избежать потерь и перестановок согласных и не путать гласные первого и второго ряда. Работаем по схеме гласных, расположенных, как в «домике»: перед детьми тетради с простыми слогами, ребёнок водит карточкой сначала с одной, потом с двумя согласными (вместе — три согласных и одна гласная), прикладывая их перед простым слогом. Читаем хором, начиная с ближайшей к гласной согласной, потом двигаемся в обратном направлении (то есть слог ЗДРАчитаем: РА,ДРА, ЗДРА, и так далее), «перелетаем» с «синего берега» (слоги с гласными первого ряда), на «зелёный» (с гласными второго ряда). Дальше читает логопед, дети определяют на слух «бережок» (поднимают синий или зелёный фломастер), потом кладут свою карточку с одной или двумя согласными в нужное место, читают, записывают. Постепенно приходим к варианту, когда ребёнок выслушивает слог со сложным стечением, со смягчением и без него, вообще не пользуясь тетрадью.
Последним звеном в этой схеме является чтение, анализ и запись предложения. Читаем хором предложения, которые вывешены на доске. Отпрыгиваем количество слов в предложении (чтоб не путать с отхлопыванием слова по слогам). Отдельно обговариваем первую заглавную букву («Она такая главная, она у нас ЗАГЛАВНАЯ») - «вход», «дверь» в предложение. Обговариваем точку («запираем» предложение «на замок»). В каждом слове-»домике» анализируем, на поднятых пальцах показываем, где какая буква. Обращаем внимание на расстояние между словами. На доске висит схема предложения с окошками для букв — обговариваем, куда что пишем, особенно безударные гласные и гласные второго ряда. Предложение рассматриваем, запоминаем, убираем и записываем разрывными буквами по схеме. Предварительно дети составляют схему каждый себе по образцу. Записываем сначала гласные ( в руках красный фломастер, пока не заполнятся все красные окошки), потом ставим ударение (для этого нужны только гласные — чтобы не было лишней путаницы), далее — мягкие (зелёные) согласные, последними — твёрдые (синие). Когда прибавляются знаки (чёрные) — пишем их после согласных. Слоги, слова и предложения в образцах написаны цветными буквами. Дети работают цветными фломастерами. Окошки ребёнок рисует подходящего для себя размера, постоянное перекладывание фломастеров позволяет снять напряжение с руки, облегчает переключение с одной буквы на другую. Цветные буквы не сливаются в восприятии, их труднее пропустить при письме, так как более заметны их очерёдность и количество. Начинается работа с печатных букв, постепенно переходим к разрывному письму письменными буквами.
Во время работы основная оценка, которую получают дети — радостное удивление. Не только словами, но и голосом, мимикой и жестами логопед выражает своё восхищение, иногда изображает досаду, что «опять не удалось никого обхитрить, но в следующий раз это может быть и получится». Так дети настраиваются в следующий раз продолжить игру, заряжаются заданной эмоцией, меньше устают и приходят на логопедические занятия с желанием и интересом, постепенно перенося это отношение на учёбу в целом.