kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Оригами как средство развития познавательных процессов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оригами как эффективный прием можно использовать в развитии познавательных процессов младших школьников.Для педагогов оригами -  это уникальная возможность развития интеллекта ребенка. для психологов реабилитологов - одно из направлений арт - терапии, возможность оказания психологической помощи больному посредством исскуства.А для большинства поклонников оригами - это спосоюб реализации собственных творческих возможностей.  Оригами  - это уникальная возможность развития мелкой моторики и массажа кончико пальцев, что способствует развитию познавательных процессов младших школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Оригами как средство развития познавательных процессов»

Оригами как средство развития познавательных процессов.




Почему именно оригами? Что особенного может оно дать для развития психических процессов, по сравнению с другими занятиями? Ведь есть столько захватывающих игр, развивающих внимание, память, мышление ребенка.

А потому, что занятия оригами превращают детей в маленьких волшебников, умеющих создавать чудесные поделки из простого листа бумаги. Известный в России и за рубежом популяризатор оригами С.Ю. Афонькин писал: «Вы берете в руки простой лист бумаги, и … совершается чудо: он превращается в бабочку, собаку, елочное украшение, цветок, изящную коробочку, удобную кепку. Лист может превратиться в тысячи других изделий по вашему желанию. Нужно только уметь с ним обращаться».

Для творческого развития совершенно недостаточно, следуя инструкциям, выполнять задания, главное- ребенок должен постоянно решать проблемы. Каждая проблема- это ступенька лестницы, ведущей вверх. В оригами огромный диапазон сложности: от самолетика, складывать который малыши учатся друг у друга даже без помощи взрослых, до фигур, которые под силу лишь Оригами как средство познавательного и личностного развития дошкольников 10 немногим мастерам. В оригами есть все, чтобы создать лестницу из постоянно возрастающих уровней сложности и задать практически любую высоту ступенек и любое их количество.

Занятия оригами полностью соответствуют требованиям начальной школы, так как они являются личностно-ориентированными и обеспечивают дифференцированный подход к воспитанникам. В процессе занятий каждый ребенок может работать на своем уровне сложности и с учетом своих психологических особенностей.

Японская пословица гласит:

Расскажи мне – я услышу,

Покажи мне – я запомню,

Дай мне сделать самому – Я пойму!».

Занятия оригами полностью отвечают этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю», так как дети слышат устные объяснения порядка сборки изделия, видят последовательность работы на инструкционных картах или схемах, неоднократно делают эти изделия сами. На протяжении обучения возрастает сложность работ, которые дети выполняют на занятиях.

Оригами это не только интересное для ребенка, но и крайне полезное для его общего развития занятие. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно- психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. Сегодня ученые и педагоги единодушно признают, что между развитием кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве, существует прямая связь. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков Академии педагогических наук установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия оригами способствуют не только развитию тонких движений пальцев, но и улучшают внимание, память, мышление и творческие способности. Кроме этого, занимаясь с детьми оригами, педагог развивает восприятие, пространственную ориентацию, сенсомоторную координацию детей, то есть те школьно-значимые функции, которые необходимы для успешного обучения в школе.

Освоение оригами начинается с восприятия свойств бумаги. Ребенок воспринимает шероховатость поверхности, плотность, упругость бумаги, обращает внимание на цвет листа, его реакцию на сгиб. После такой работы ребенок начинает понимать, что такой простой предмет, как лист бумаги, обладает многими различными физическими свойствами. Развивается тактильное восприятие. Зрительное восприятие развивается на этапе работы со схемой или наглядным образцом. Слуховое восприятие - во время объяснения педагогом этапов работы. Развивается целостность восприятия - свойство, позволяющее получить целостный образ предмета в соотношении его частей и свойств. И, наконец, сама сложенная фигурка представляет большой интерес с точки зрения восприятия. Это не точная копия животного или птицы - это образ. Он далек от оригинала, но любой, кто на него смотрит, понимает, кто это, даже может определить породу и настроение.

Оригами способствует развитию всех свойств внимания, особенно концентрации. Каждый этап складывания фигуры требует зрительного и мысленного сосредоточения. Дети, занимающиеся оригами, приобретают такие качества, как усидчивость, внимательность, самоконтроль. Занятия оригами стимулируют развитие памяти. Для того, чтобы сделать поделку, ребенку необходимо запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. Детям хочется запомнить как можно больше фигурок на память. При определенном опыте складывания дети держат схемы в голове, что требует значительных усилий.

Огромна роль оригами в формировании произвольности психических процессов. Ребенок в процессе складывания фигуры ставит перед собой цель и прикладывает волевое усилие для ее достижения. Развивается целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца. Волевое усилие вознаграждается получением реального результата своего труда - созданной своими руками игрушки. С готовой фигуркой можно поиграть, преподнести в подарок другу и даже устроить спектакль с бумажными героями. Такой заряженный положительными эмоциями результат способствует развитию позитивной мотивации ребенка на продуктивную деятельность. Формируется эмоционально - волевая сфера.

«Как работают пальцы, так думает голова», - гласит восточная мудрость. У детей, занимающихся оригами, развивается мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера, зрительно - моторной координации, т.е. согласованности работы глаза и руки. Это не только помогает подготовить руку ребенка к письму, но и развивает его речь и интеллект.

Оригами не только дает ребенку возможность «мыслить руками», т.е. практически, но и развивает наглядно-образное мышление. Образ, который ребенок держит в голове, имеет обобщенный характер. В нем отражаются не все особенности предмета, а только существенные. В сознании ребенка возникает модель, схема, развивается схематическое мышление.

Даже при простом копировании действий взрослого с бумагой ребенку приходится использовать пространственное мышление. Если же мы поставим перед ребенком задачу разобрать и собрать фигурку самостоятельно, уровень сложности возрастет многократно. В процесс включаются операции анализа, синтеза, сравнения, развиваются пространственное воображение, чувство формы.

Значение оригами для развития ребенка

- Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

- Способствует развитию эстетического вкуса, творческих способностей, воображения, активизирует воображение и фантазию.

-Формирует произвольность психических процессов.

-Развивает концентрацию внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям -- Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

-Развивает целеустремленность, усидчивость, самоконтроль, трудолюбие -Развивает пространственное мышление – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме.

-Расширяет кругозор, способствует накоплению словарного запаса, развитию связной речи

-Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

-Способствует развитию эмоционально-волевой сферы, регуляции эмоционального состояния, коррекции личностных особенностей и коммуникативных проблем.

- Развивает коммуникативную компетентность, навыки игрового взаимодействия.

- Стимулирует познавательную активность, помогает закреплению учебного материала Способствует повышению самооценки, формированию позитивного образа «Я»

Наглядно-образное мышление - это один из важных познавательных процессов в развитии детей младшего школьного возраста. В младшем школьном возрасте именно наглядно-образное мышление обеспечивает анализ частных закономерностей, формирует способности к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения не в понятийной, а в наглядно-образной форме.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Оригами как средство развития познавательных процессов

Автор: Зарединова Гульнара Валерьевна

Дата: 15.11.2015

Номер свидетельства: 253653

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Обобщение  опыта  по  теме: Развитие  творческих способностей  младших школьников  средствами  эстетического воспитания. "
    ["seo_title"] => string(132) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-mladshikh-shkol-nikov-sriedstvami-estietichieskogho-vospitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "129863"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415785400"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(301) "Статья  "Формирование социально адаптированной личности через организацию  коллективных дел с применением игротерапии в воспитательном процессе школы-интерната" "
    ["seo_title"] => string(180) "stat-ia-formirovaniie-sotsial-no-adaptirovannoi-lichnosti-chieriez-orghanizatsiiu-kolliektivnykh-diel-s-primienieniiem-ighrotierapii-v-vospitatiel-nom-protsiessie-shkoly-intiernata"
    ["file_id"] => string(6) "158400"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421742548"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(274) "Экспериментальный проект «Сказка ложь, да в ней намек…» как инструмент внедрения ФГОС во внеурочную деятельность средних общеобразовательных школ "
    ["seo_title"] => string(164) "ekspierimiental-nyi-proiekt-skazka-lozh-da-v-niei-namiek-kak-instrumient-vniedrieniia-fgos-vo-vnieurochnuiu-dieiatiel-nost-sriednikh-obshchieobrazovatiel-nykh-shkol"
    ["file_id"] => string(6) "197535"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428254198"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Семинар-практикум для педагогов ДОО «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(80) "seminar_praktikum_dlia_pedagogov_doo_lepbuk_kak_sovremennoe_sredstvo_obucheniia_"
    ["file_id"] => string(6) "572067"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1612198243"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Игровая технология"
    ["seo_title"] => string(24) "ighrovaia-tiekhnologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "300555"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456753099"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства