Просмотр содержимого документа
«Онтогенез речи детей дошкольного возраста.»
Онтогенез речи детей дошкольного возраста.
У детей 5 лет.
Овладение речью - сложный многосторонний психический процесс. Ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, речедвигательный аппарат достигли определенного уровня развития. Возраст 5 лет – это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. К 5 годом ребенок овладевает следующими компонентами речи. Остановимся кратко на каждом из них.
Звукопроизношение:
Звуки речи усваиваются ребенком по принципу от легкого к сложному. На 1-2 году ребенок произносит гласные А, О, Э и губные согласные П, Б, М (язык не участвует). От 2 до 3 лет – гласные И, Ы, У, простые согласные Ф, В,Т, Д, Н, К, Г, Х, Й. Произношением значительно более сложных по своей артикуляции свистящих (С, Сь, З, Зь, Ц) ребенок овладевает к 3-3,5 годам. Шипящие звуки (Ш, Ж, Ч, Щ) ребёнок овладевает в более поздние сроки — в возрасте от 4 до 4,5 лет. В возрасти 5 лет дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако еще встречаются отдельные недостатки произношения: шипящие не всегда произносятся четко; Р заменяется Л или Й; Л заменяется на ЛЬ. Наряду с заменами звуков в речи детей наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах со сложной фонетической структурой. У части детей наблюдаются различные недостатки звукопроизношения, связанные или с нарушениями в строении и подвижности артикуляционного аппарата, или с недоразвитием фонематического слуха.
Словарный запас :
Ребенок имеет достаточно богатый словарный запас (от 2000 до 3000 слов). Может участвовать в беседе, высказывать свое мнение. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В процессе употребления слов совершенствуется их произношение. Уметь аргументировано и доброжелательно оценить ответ, высказывание сверстника. Непроизвольная память — основа пополнения словаря — в этом возрасте достигает своего расцвета.
Связная речь:
После 5 лет ребенок способен рассказать о виденном или услышанном довольно подробно и последовательно, объяснить причину и следствия, отличить фантастическое содержание сказки от обычного рассказа (так не бывает). Уметь составлять описательный рассказ об игрушках, знакомых предметах. Составлять по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения, передавать характеристику персонажей. Уметь подбирать к существительным несколько прилагательных, заменять слова другим словом со сходным значением.
Грамматический строй речи:
5 летний ребенок употребляют как простые, так и сложные предлоги, согласовывают существительное и прилагательное в роде, числе, падеже (желтое платье, нового мяча), числительное с существительным (десять книг). Подбирает синонимы и антонимы, дифференцируют обобщающие понятия (домашние и дикие животные), подбирают однокоренные слова. Ребенок уже может контролировать свою речь, возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи.
У детей 6 лет.
Речь ребёнка – это один из наиболее важнейших показателей становления детской личности. Речь-это незаменимый инструмент мышления, познания мира людей и вещей, общения и, наконец, социального вливания в общество. В этом возрасте завершается дошкольный период развития ребенка, основным результатом которого является готовность к систематическому обучению.
Словарь:
К шести-семи годам словарь ребенка увеличивается до 3000-3500 слов. Несмотря на довольно большой запас слов, их употребление характеризуется рядом особенностей: расхождение между активным и пассивным словарем, неточным употреблением слов.
Фонематический слух:
Шестилетние дети четко различают на слух все звуки родного языка, в том числе и близкие по своим акустическим характеристикам: глухие и звонкие, твердые и мягкие.
Формирование навыков звукового анализа:
Получает свое развитие способность узнавать звуки в потоке речи, вычленять их из слова, устанавливать последовательность звуков в том или ином слове. Надо отметить, что без участия взрослых эти очень нужные умения могут совсем не сформироваться.
Грамматический строй:
К шести годам дети усваивают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложения. Но у них встречаются ошибки в изменении слов по падежам. «У меня нет перчатков»
Звукопроизношение:
К шести годам звукопроизношение у детей вполне нормализовалось, и работа идет по улучшению дикции, то есть умения правильно пользоваться звуками в потоке речи. В этом возрасте почти все дети готовы воспринимать работу по подготовке к обучению грамоте.
Связная речь:
На вопросы ребенок отвечает развернутыми фразами, пользуется сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями. Он может самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать знакомую сказку или рассказ, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме, книге. Ребенок может фантазировать, сочинять сказки.