Просмотр содержимого документа
«Обследование и развитие фонематического слуха»
ОБСЛЕДОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Проблема нарушений письменной речи у школьников — одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Дисграфия (нарушение письма) составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ. Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики родного языка
Несформированность фонетико – фонематической и лексико - грамматической сторон речи.
Так, пропуски гласных и согласных букв – «трва», «тава» вместо трава; перестановки букв в слове – «тко» вместо кто, «онко» вместо окно; перестановки и выпадение слогов – «кокродил», «кродил» вместо крокодил;
появление лишних букв или слогов в слове – «Тарава» вместо трава; «нмотоцикил», «монотоцкил» вместо мотоцикл; не дописывание букв или слогов в слове – «о» вместо он, «красны» вместо красный, «многи» вместо многие и т.п. обусловлены несформированностью фонематического восприятия и связанного с ним анализа и синтеза слова. Работа на фонетическом уровне включает два основных направления:
1. развитие звукового анализа слов (от простых форм — к сложным);
2. развитие фонематического восприятия, т.е. дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики.
Материал для обследования фонематического слуха и навыков звукового анализа
1. Повторить на слух слоговые ряды:
са-за-са са-за-ца да-та-та
са-ца-са га-ка-ха ба-ба-па
зи-жа-жу ша-жа-са ка-та-ка
ша-жа-ша са-жа ша ча-чу-чи
ла-ра-ла ро-ро-ло ап-оп-уп
па-та-за ги-ми-би ум-ам-ом
2.Подобрать картинки, в названиях которых есть тот или иной звук: в, л, д, н, р, п, ч идр.
3.Определить, есть ли в словах заданный звук (к, п, д, з, в и др.).
8.Сравнить слова по звуковому составу. Каким звуком отличаются слова? Что обозначает каждое слово?
а)усы — осы шар — жар
дом — ком — сом
жук — лук — сук
день — тень — пень шаль — жаль
мак — лак — рак — бак
Маша — Саша — Даша — Паша
дочка— точка — почка — бочка
рот — кот
трава — дрова
зуб - суп
б)мишка — мискакоза — коса кит — коткрыша — крыса малина — Марина лужа — лыжа дом — дым сын — сон
9.Назвать последовательно звуки в словах: дом, мак, сок, шуба, роза, танк, луна, ваза, утка, уголь, паук, торт, гвозди, школа, малина, пингвин, бисквит.
10.Определить, сколько звуков в словах: сом, мак, стул, кран, бант, крыша, вагон.
11.Определить, в какой позиции (в начале, в середине, в конце слова) находится звук с, а, л, н и др.:
с — мост, санки, нос
а — аист, камень, звезда
л — угол, лось, слон
н — насос, балкон, ландыш...
12.Назвать общий звук в словах:
каша, шар, мышь
зонт, коза, узел
ключ, часы, печь
дверь, рюкзак, море…
Материал для обследования письма
С - 3
Засыпанный снегом лес был сказочно красив. Изредка налетали стремительные грозы с раскатами грома и змеистыми молниями.
Ш — Ж
Прошли дожди — грибов жди. Прошумят дожди по железным крышам — и вновь тишина. На вершинах гор кружилась жуткая метель.
П — Б
Поплыли по небу белые пушистые барашки облаков. В полях показались первые проталины. Набухли на вербах почки.
Т - Д
Долго тянется тоскливая осень. Ветры, дожди, холода. Всё задёрнуто тусклой дымкой тумана. Вся природа ждёт, когда же придет матушка-зима.
Г — К — X
Как нарядна рябина в августе! Огнём горят её гроздья сквозь зелёные кружева гибких веток.
На голые пеньки вьюга нахлобучила пухлые шапки. Пеньки теперь похожи на огромные грибы.
С, З - Ш, Ж
Куст шуршит - серый зайка дрожит. Журка оказался забавным журавлём. В морозном воздухе закружилась живая сетка из пушистых снежинок.
Р — Л
Журавли изредка перекликались с вожаком. И было что-то гордое и уверенное в этом облачном разговоре.
Ц - Ч - Щ
Закачались на выступах гор жёлтые цветочки. Они были похожи на связку золотых ключей. На лиственницах запестрели шишечки. Розовым цветом оделись кустики волчьего лыка. Деревья в чаще слились в чернеющую массу.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Красный — белый
Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух.
Оборудование. По два кружка на каждого ребенка (красный и белый).
Описание игры. Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет — поднимают белый кружок.
Где звук?
Цель. Нахождение места звука в слове.
Оборудование. Полоска из цветного картона, разделенная на три части яркими линиями, фишка (флажок или кружок).
Описание игры. Педагог называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове. В зависимости от того, слышится ли звук в начале слова, в конце или в середине, фишка ставится на первую, последнюю или среднюю часть полоски.
Кто больше?
Цель: Нахождение звука в названиях предметов по картине.
Оборудование. Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определенным звуком.
Описание игры. Педагог показывает детям картину, например, «Огород». После рассматривания картины педагог предлагает рассказать, что собирают дети на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук с. За каждое слово дается картонный кружок. Выигрывает тот, у кого больше кружков.
Игра «Наоборот».
Логопед называет слог с твердым согласным, ученики с мягким, выделяют голосом гласные у, ю.
Ответьте на вопросы, одним словом. Запишите слова-ответы Подчеркните в них буквы д, т.
Вопросы: Какая погода бывает зимой?
Какая погода бывает летом?
Какие дни бывают летом?
Какие дни бывают зимой?
Как называется инструмент, с помощью которого делают отверстия в стене?
Слова для справок: теплая, холодная, короткие, длинные, дрель.
Назовите и запишите:
последний месяц года,
первый месяц весны;
последний месяц лета,
первый день недели;
третий день недели;
пятый день недели.
Ответьте на вопросы, одним словом. Запишите слова-ответы. Определите наличие букв в, ф в словах.
Яблоки, груши, лимоны—это ...?
Капуста, огурцы, свекла, морковь—это ...?
Второй месяц зимы — ....
Последний месяц зимы — ... .
Сосуд, в котором варят кофе—это ... .
Добрая волшебница—это ... .
Слова для справок: фея, кофейник, фрукты, овощи, февраль, январь.
Выделение звуков г, к из слов.
Логопед читает стихотворение С. Погореловского «Как Мишка деда рассердил».
Пишет Мишка-Михаил: Мишкин дайте в них портрет!
«Дед Герасим гол забил». Писал диктовку в школе,
Все читают, восклицают А думал о футболе.
— Ай да старый, гол забил! Оттого-то кол
Дать во все газеты Превратился в гол,
Дедовы портреты! И за этот гол
— Нет, — сказал сердито дед, — Получил он кол.
Вопросы: В чем заключалась ошибка Мишки?
Какие два значения имеет слово кол?
Логопед. Назовите первые звуки в словах кол, гол. Что общего в этих звуках? (Звуки г, к — согласные.) Чем отличаются эти звуки? (Звук г — звонкий, к — глухой.)
С каждым словосочетанием составьте и запишите предложение. Подчеркнуть буквы ж, ш разными карандашами.
большой мешок жадный медвежонок крошечный мышонок
свежий творожок жёлтый кружок кожаная шапка
шустрый жеребенок живой уголок небольшой снежок
страшное сражение жирное жаркое нужные машины
К словам первого столбика подберите подходящие по смыслу слова из второго столбика.Запишите получившиеся словосочетания. Подчеркните буквы ш, ч разными карандашами.
Методическое указание: выделенные слова логопед произносит по слогам.
Леня любит яблоки. Люся любит вишни. Тетя Таня купила изюм, Птицы улетают на юг. Люба всюду поспевает. Оля и Федя хорошо танцуют. Маленькая Люба очень любопытная.
Утята заплыли в камыши. Скоро в гнездах запищат птенцы. На березах стучат дятлы. На лугу паслись телята и ягнята. Зацветают яблони и груши. В ящике пищали маленькие цыплята.
Пришла весна. Солнце льет на землю свет и тепло. Журчат ручейки. На деревьях зеленеют листочки. Появились первые пчелки. Птицы вьют новые гнезда.
Зрительные диктанты
Методические указания. Логопед пишет на доске предложение.
Дает возможность ученикам прочитать предложение один-два раза. Затем предложение стирается. Ученики пишут его по памяти.
Миша и Ирина любят маму. Они всегда помогают ей. Дети подметают пол, моют посуду, вытирают пыль. Вечером все вместе смотрят телевизор.
Яша и его друзья — юнги. Они плавают на большой яхте. Юные моряки и-зу-ча-ют приемы морского дела. Они у-прав-ля-ют яхтой. Ребята ставят паруса. Поднимают и о-пус-ка-ют якорь. Стоят за штур-ва-лом. С ними всюду их капитан.
Слова, написанные по слогам, пишите целиком.
Составьте рассказ по опорным словам. Озаглавьте его.