kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обследование и развитие фонематического слуха

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема нарушений письменной речи у школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обследование и развитие фонематического слуха»

ОБСЛЕДОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Проблема нарушений письменной речи у школьников — одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Дисграфия (нарушение письма) составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ. Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики родного языка

Несформированность фонетико – фонематической и лексико - грамматической сторон речи.

Так, пропуски гласных и согласных букв – «трва», «тава» вместо трава; перестановки букв в слове – «тко» вместо кто, «онко» вместо окно; перестановки и выпадение слогов – «кокродил», «кродил» вместо крокодил;

появление лишних букв или слогов в слове – «Тарава» вместо трава; «нмотоцикил», «монотоцкил» вместо мотоцикл; не дописывание букв или слогов в слове – «о» вместо он, «красны» вместо красный, «многи» вместо многие и т.п. обусловлены несформированностью фонематического восприятия и связанного с ним анализа и синтеза слова. Работа на фонетическом уровне включает два основных направления:

1. развитие звукового анализа слов (от простых форм — к сложным);

2.  развитие фонематического восприятия, т.е. дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики.



Материал для обследования фонематического слуха и навыков звукового анализа


1. Повторить на слух слоговые ряды:

са-за-са са-за-ца да-та-та

са-ца-са га-ка-ха ба-ба-па

зи-жа-жу ша-жа-са ка-та-ка

ша-жа-ша са-жа ша ча-чу-чи

ла-ра-ла ро-ро-ло ап-оп-уп

па-та-за ги-ми-би ум-ам-ом


2. Подобрать картинки, в названиях которых есть тот или иной звук: в, л, д, н, р, п, ч и др.


3. Определить, есть ли в словах заданный звук (к, п, д, з, в и др.).

Часы, собака, мяч, утюг, санки, книга, чайник, арбуз, самолёт, конфета, цыплёнок, картошка, стол, платье, телевизор.


Лыжи, кубики, ёж, петух, юбка, груша, портфель, львё­нок, молоток, тарелка, карандаш-, скамейка, волк, клюш­ка, сковорода.

Стакан, огурец, печенье, хоккеист, клубника, ворот­ничок.


4. Придумать слово со звуком: с, з, ц, ш, ж, ч, щ, к, г, х...

с-ц (синица), ч-щ (часовщик), ц-ч (учительница),

ч-ш (чашка), л-р (рояль).


5. Выделение первого ударного гласного: Утка, Оля, Аня, остров, ива, астра, уши.


6. Выделение первого согласного:

Палка, танк, мак, сад, шар, зал, царь, жаба, чудо, щука.


7. Выделение последнего согласного: Суп, мак, кот, сом, нос, душ, меч, клещ.


8. Сравнить слова по звуковому составу. Каким зву­ком отличаются слова? Что обозначает каждое слово?

а) усы — осы
шар — жар

дом ком сом

жук — лук — сук

день — тень — пень
шаль — жаль

мак — лак — рак — бак

Маша — Саша — Даша — Паша

дочкаточка почка бочка

рот — кот

трава дрова

зуб - суп

б) мишка миска коза коса
кит кот крыша крыса
малина Марина лужа — лыжа
дом — дым сын — сон



9. Назвать последовательно звуки в словах: дом, мак, сок, шуба, роза, танк, луна, ваза, утка, уголь, паук, торт, гвозди, школа, малина, пингвин, бисквит.


10. Определить, сколько звуков в словах: сом, мак, стул, кран, бант, крыша, вагон.


11. Определить, в какой позиции (в начале, в сере­дине, в конце слова) находится звук с, а, л, н и др.:

с мост, санки, нос

а аист, камень, звезда

л угол, лось, слон

н насос, балкон, ландыш...


12. Назвать общий звук в словах:

каша, шар, мышь

зонт, коза, узел

ключ, часы, печь

дверь, рюкзак, море…



Материал для обследования письма

С - 3

Засыпанный снегом лес был сказочно красив. Изредка налетали стремительные грозы с раскатами грома и змеистыми молниями.

Ш — Ж

Прошли дожди — грибов жди. Прошумят дожди по железным крышам — и вновь тишина. На вершинах гор кружилась жуткая метель.

П — Б

Поплыли по небу белые пушистые барашки облаков. В полях показались первые проталины. Набухли на вербах почки.

Т - Д

Долго тянется тоскливая осень. Ветры, дожди, холода. Всё задёрнуто тусклой дымкой тумана. Вся природа ждёт, когда же придет матушка-зима.

Г — К — X

Как нарядна рябина в августе! Огнём горят её гроздья сквозь зелёные кружева гибких веток.

На голые пеньки вьюга нахлобучила пухлые шапки. Пеньки теперь похожи на огромные грибы.

С, З - Ш, Ж

Куст шуршит - серый зайка дрожит. Журка оказался забавным журавлём. В морозном воздухе закружилась живая сетка из пушистых снежинок.

Р — Л

Журавли изредка перекликались с вожаком. И было что-то гордое и уверенное в этом облачном разговоре.

Ц - Ч - Щ

Закачались на выступах гор жёлтые цветочки. Они были похожи на связку золотых ключей. На лиственницах запестрели шишечки. Розовым цветом оделись кустики волчьего лыка. Деревья в чаще слились в чернеющую массу.


РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Красный — белый

Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух.

Оборудование. По два кружка на каждого ребенка (красный и белый).

Описание игры. Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет — поднимают белый кружок.

Где звук?

Цель. Нахождение места звука в слове.

Оборудование. Полоска из цветного картона, разделенная на три части яркими линиями, фишка (флажок или кружок).

Описание игры. Педагог называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове. В зависимости от того, слышится ли звук в начале слова, в конце или в середине, фишка ставится на первую, последнюю или среднюю часть полоски.

Кто больше?

Цель: Нахождение звука в названиях предметов по картине.

Оборудование. Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определенным звуком.

Описание игры. Педагог показывает детям картину, например, «Огород». После рассматривания картины педагог предлагает рассказать, что собирают дети на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук с. За каждое слово дается картонный кружок. Выигрывает тот, у кого больше кружков.


  Игра «Наоборот».                  

Логопед называет слог с твердым согласным, ученики с мягким,  выделяют голосом гласные у, ю.    

 Образец: Логопед              Ученики

                     му                     мю — ю

                     мю                    му — у


 Вставьте в слова пропущенную букву у или ю.

...лей, ...ла, сп...тник, ...рта, пл...с, мин...с, сл...х, кра...ха, ...лита, ...лит


Закончите предложения по образцу.

Образец: а) Юра поёт — дети поют; б) Дети поют — Юра поёт.

Юра поёт—дети ... .                   ворона вьёт—птицы ... .

швея шьёт—швеи ....                 курица клюёт—куры ....

Люба пьёт—дети ....                  дождь льёт—дожди ... 


  Тренировочные упражнения


1. Прочитайте пары слов. Сравните их по смыслу и написанию.

  мал — мял      лук — люк      ров — рев

  рад — ряд       воз — вез        мыл — мил

2. Спишите слова. Подчеркните мягкие согласные. Назовите гласные, стоящие после мягких согласных.

салют, сито, мех, пес, мяч, мясо, рис, брюки, мята, дядя, ведра, лес, мед, мир, тело, весы

3. Выпишите слова парами. Устно придумайте предложения с каждой парой слов.

Образец: рад — ряд.

 Дёма, круг, крюк, дома, воз, ряд, вёз, мыл, осы, мил, оси, рад

4. Вставьте в предложения пропущенные слова.

рады — ряды                  Дети сажали овощи. Старались делать ровные ... .

                                         Осенью убирали урожай. Все были ... .

нёс—нос                         Буратино ... золотой ключик.

                                         Он любит всюду совать свой ... .

косы—коси                      ..., коса, пока роса.

                                         У Любы длинные ... .

Мишка—                         Кот ... ловил ... .

           Мышка

Закончите и запишите слово, добавив слоги:

а) за или са:

ли…               …пог           …бота             пи...тель

Ли…              …мок           …гадка           вя…ли

ко…               …хар            …поги            пи…ла

мимо…          …жег           …веса             ли…ла

      б) зы или сьг.

           но...                      воло...        зано...           на…вать

           ва...                      моро...        занаве...        на…пать

           ро...                      стреко...        капри...         по…пать

Составьте предложения с данными словосочетаниями. Запишите их.

Пустой пузырек.                  Пологие берега.          Полевой букет.            Зубная паста.    

Пробный забег.                    Пестрая блузка.           Полный пакет.            Бумажный пакет.

Забавная песенка.                Сбор пионеров.           Бобовый суп.               Плохая побелка.    

Полосатые брюки.               Спелые яблоки.           Пополнить запасы.

 Ответьте на вопросы, одним словом. Запишите слова-ответы Подчеркните в них буквы д, т.

Вопросы: Какая погода бывает зимой?

Какая погода бывает летом?

Какие дни бывают летом?

Какие дни бывают зимой?

Как называется инструмент, с помощью которого делают отверстия в стене?

Слова для справок: теплая, холодная, короткие, длинные, дрель.

Назовите и запишите:

последний месяц года,

первый месяц весны;

последний месяц лета,

первый день недели;

третий день недели;

пятый день недели.

Ответьте на вопросы, одним словом. Запишите слова-ответы. Определите наличие букв в, ф в словах.

Яблоки, груши, лимоны—это ...?

Капуста, огурцы, свекла, морковь—это ...?

Второй месяц зимы — ....

Последний месяц зимы — ... .

Сосуд, в котором варят кофе—это ... .

Добрая волшебница—это ... .

Слова для справок: фея, кофейник, фрукты, овощи, февраль, январь.

Выделение звуков г, к из слов.

Логопед читает стихотворение        С. Погореловского «Как Мишка деда рассердил».

Пишет Мишка-Михаил:                           Мишкин дайте в них портрет!

«Дед Герасим гол забил».                            Писал диктовку в школе,

Все читают, восклицают                               А думал о футболе.

— Ай да старый, гол забил!                       Оттого-то кол

Дать во все газеты                                        Превратился в гол,

Дедовы портреты!                                        И за этот гол

— Нет, — сказал сердито дед, —                             Получил он кол.

                        Вопросы: В чем заключалась ошибка Мишки?

                                         Какие два значения имеет слово кол?

Логопед. Назовите первые звуки в словах кол, гол. Что общего в этих звуках? (Звуки г, к — согласные.) Чем отличаются эти звуки? (Звук г — звонкий, к — глухой.)

С каждым словосочетанием составьте и запишите предложение. Подчеркнуть буквы ж, ш разными карандашами.

большой мешок                 жадный медвежонок                 крошечный мышонок

свежий творожок              жёлтый кружок                          кожаная шапка

шустрый жеребенок          живой уголок                           небольшой снежок         

страшное сражение          жирное жаркое                           нужные машины


К словам первого столбика подберите подходящие по смыслу слова из второго столбика. Запишите получившиеся словосочетания. Подчеркните буквы ш, ч разными карандашами.

сочная                       шоколад

крошечное                пятнышко

черное                       груша

сливочный                мышка

заточенный               каша

горячая                      ватрушка

молочная                  карандаш

коричневая               шляпа

гречневая                  ручка

чистые                       паштет

большая                    человек

школьная                  ладошки

широкий                   каша

печеночный              чашка

чуткий                       ручей


Проверочные диктанты


Словарный диктант

овёс, ящик, мясо, Фаня, рядом, Люда, Люся, люди, Лёня, имя, брела, любит, южный, всякие, яркий, тает, поют, всю, все, всё, клюшка, семга, прятки, утята, уютно, яблоня, ягода, пузыри, озера, березы, телята

Слуховые диктанты

Методическое указание: выделенные слова логопед произносит по слогам.

Леня любит яблоки. Люся любит вишни. Тетя Таня купила изюм, Птицы улетают на юг. Люба всюду поспевает. Оля и Федя хорошо танцуют. Маленькая Люба очень любопытная.

Утята заплыли в камыши. Скоро в гнездах запищат птенцы. На березах стучат дятлы. На лугу паслись телята и ягнята. Зацветают яблони и груши. В ящике пищали маленькие цыплята.

Пришла весна. Солнце льет на землю свет и тепло. Журчат ручейки. На деревьях зеленеют листочки. Появились первые пчелки. Птицы вьют новые гнезда.                                        

Зрительные диктанты

Методические указания. Логопед пишет на доске предложение.

Дает возможность ученикам прочитать предложение один-два раза. Затем предложение стирается. Ученики пишут его по памяти.

Миша и Ирина любят маму. Они всегда помогают ей. Дети подметают пол, моют посуду, вытирают пыль. Вечером все вместе смотрят телевизор.

Яша и его друзья — юнги. Они плавают на большой яхте. Юные моряки и-зу-ча-ют приемы морского дела. Они у-прав-ля-ют яхтой. Ребята ставят паруса. Поднимают и о-пус-ка-ют якорь. Стоят за штур-ва-лом. С ними всюду их капитан.

Слова, написанные по слогам, пишите целиком.



Составьте рассказ по опорным словам. Озаглавьте его.

целая охапка, рюкзачки, удочки, удачная прогулка, печеная картошка, чудесные цветы, колокольчики, кузнечики, бабочки





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Обследование и развитие фонематического слуха

Автор: Клименко Вера Васильевна

Дата: 16.02.2021

Номер свидетельства: 573385

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей дошкольного возраста."
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_fonematicheskogo_slukha_i_fonematicheskogo_vospriiatiia_u_detei_doshkol"
    ["file_id"] => string(6) "607919"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1653409010"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Сенсорное развитие ребёнка как средство восприятия внешних свойств предмета"
    ["seo_title"] => string(80) "siensornoie_razvitiie_riebionka_kak_sriedstvo_vospriiatiia_vnieshnikh_svoistv_pr"
    ["file_id"] => string(6) "398780"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1489080609"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Методики обследования готовности детей к обучению в школе"
    ["seo_title"] => string(68) "mietodiki-obsliedovaniia-ghotovnosti-dietiei-k-obuchieniiu-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "249316"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446883895"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Индивидуальная программа развития"
    ["seo_title"] => string(33) "individualnaiaproghrammarazvitiia"
    ["file_id"] => string(6) "291354"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455106150"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Статья на тему: Организация логопедической работы по устранению нарушения чтения  учащихся младшего школьного возраста."
    ["seo_title"] => string(129) "statianatiemuorghanizatsiialoghopiedichieskoirabotypoustranieniiunarushieniiachtieniiauchashchikhsiamladshieghoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "275788"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452617671"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства