Просмотр содержимого документа
««Обогащение словарного запаса детей»»
«Обогащение словарного запаса детей»
Прежде всего стоит отметить, что словарный запас ребенка бывает активным и пассивным. Активный словарь - это тот, который ребенок использует ежедневно в повседневной жизни. Пассивный словарь - это слова, значение которых ребенок понимает, но часто их не употребляет. Для примера возьмем слово сирень. Разложите перед ребенком цветы или их изображения и попросите показать сирень. Ребенок, в пассивном словаре которого есть это слово, с легкостью выполнит задание. Ребенок, в пассивном словаре которого это слово отсутствует, даже не поймет вашего указания. Активный словарь ребенка постепенно увеличивается. В 1 год ребенок понимает, четко соотносит с определенными предметами и произносит около 10 слов, а к 3 годам его словарь достигает 100 слов. В 4-5 лет ребенок произносит от 1500 до 2000 слов. Словарный запас ребенка 6-7 лет должен насчитывать от 2000 до 3000 слов. В речи ребенка должны быть представлены все части речи: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, числительные, предлоги и союзы. Конечно, ребенку не обязательно знать, что он сейчас, например, произнес местоимение или наречие. Этими понятиями он овладеет позже. Также должны присутствовать и обобщающие слова (фрукты, овощи, посуда, мебель, одежда и прочее).
Прежде чем пополнять словарный запас ребенка, сначала в общих чертах оцените этот запас. Для этого проведите экспресс-диагностику. Выясните, достаточно ли он употребляет существительных. Предложите ребенку, например, назвать как можно больше животных, которых он знает. Для старших дошкольников можно усложнить задачу, предложив назвать как можно больше только домашних, или только диких животных. Если в ответе вы услышите только кошка и собака, то словарик ребенка очень бедный. Спросите, какие ягоды он знает, каких знает птиц. По аналогии следует проверить также объем словаря относительно других частей речи. Оцените словарный запас и переходите к играм и упражнениям для обогащения словарного запаса.
Упражнение «Словарь существительных» Для этого упражнения вам понадобятся овощи и фрукты, или картинки, на которых они изображены. Сначала покажите всё ребенку и попросите назвать каждый овощ и фрукт по отдельности, а затем назвать их одним общим словом. Ребенок должен сказать: банан, яблоко, персик, лимон – это фрукты; огурец, морковь, свекла, лук – это овощи. Далее называйте группы слов уже без оглядки на наглядность. Образец: огурец, помидор, картофель, капуста, морковь, свекла, редька, кабачок, баклажан, тыква (овощи); яблоки, груша, банан, апельсин, лимон, мандарин, персик (фрукты); малина, клубника, земляника, смородина, клюква, крыжовник, вишня (ягоды); кукла, мячик, пирамидка, волчок, кубики (игрушки); корова, коза, овца, кошка, собака, лошадь, кролик (домашние животные); лиса, волк, заяц, белка, медведь, лев, обезьяна, слон (дикие животные); петух, курица, утка, гусыня, индюк (домашние птицы); голубь, ворона, воробей, сова, соловей, орел, попугай, чайка (дикие птицы); муха, комар, паук, оса, пчела, жук, бабочка (насекомые); сом, щука, окунь, карась, камбала, судак, треска (рыбы); юбка, брюки, халат, сарафан, шорты, плащ, куртка (одежда); майка, трусы (белье); туфли, кеды, сапоги, кроссовки (обувь); тарелка, стакан, кувшин, вилка, ложка (посуда); стол, стул, диван, шкаф, кровать (мебель); молоток, топор, лобзик, пилка, гвоздодер, дрель (инструменты); самолет, автобус, трамвай, троллейбус, пароход, метро (транспорт); дуб, липа, ива, сосна, береза, клен, рябина, тополь, каштан (дерева); ромашка, мак, василек, гладиолус, тюльпан, роза (цветы). Также можно поупражняться и в обратном порядке. Спросите у ребенка, какие инструменты (цветы, домашних птиц и тому подобное) он знает. Ребенок должен ответить: «Я знаю такие инструменты: молоток, топор, лобзик.»
Упражнение «словарь глаголов» Для проверки наличия в словаре ребенка глаголов, а также для обогащения глагольного словаря, предложите ответить на следующие вопросы: Кто как передвигается? человек (ходит); заяц (прыгает); птица (летает); змея (ползает); конь (скачет); рыба (плавает). Кто как ест? курица (клюет); корова (жует); собака (грызет); кошка (слизывает). Что могут делать эти животные? собака (лает, играет, кусается, ластится, сторожит); кошка..., волк..., медведь..., тигр..., мышь..., орел..., лягушка..., змея... (крадется, скрывается, ускользает, выслеживает, догоняет, убегает, подпрыгивает, ловит, ныряет, взлетает, скребется, шуршит, наблюдает и тому подобное.)
Упражнение «словарь прилагательных» Для выяснения наличия в словаре ребенка прилагательных, а также для обогащения словарного запаса имен прилагательных, предложите ему задания, рассчитанные на умение называть признаки предметов. Каковы на вкус эти продукты? Лимон, сахар, соль, лук (кислый, сладкий, соленый, горький). Какого цвета эти продукты? Лимон, апельсин, огурец, помидор. (желтый, оранжевый, зеленый, красный) Каковы основные черты характера у этих животных? собака (верная, надежная); лиса (хитрая, изобретательная); заяц (пугливый); медведь (неспешный, неуклюжий). Предмет какой? Предложите ребенку назвать как можно больше признаков каждого из перечисленных ниже предметов, учитывая характерные для них признаки: величину, форму, цвет, массу, вкус, запах, температуру, материал, принадлежность. Лимон, арбуз, кошка, заяц, лиса, пальто, лента. Например, яблоко-красное, большое, круглое, сладкое, вкусное, пахучее; пальто – шерстяное, мягкое, теплое, вязаное и тому подобное. Что бывает? Предложите ребенку назвать как можно больше предметов, которые имеют определенные признаки. Например, что бывает длинным? (Нитка, лента, веревка, пояс, хвост, волосы, дорога, река). Что бывает круглым? Что бывает высоким? Что бывает желтым? Что бывает холодным? Что бывает сладким? Что бывает деревянным? Что бывает глубоким?
Упражнение «словарь наречий» Для выяснения словарного запаса наречий, а также обогащения речи наречиями, поговорите с ребенком о временах года, погоде, расположении предметов в пространстве, поведении различных животных, задавая при этом вопрос: как? где? когда? Например: как бывает на улице летом? (Солнечно, жарко). Как бывает на улице, когда идет дождь? (Влажно, пасмурно). Как бежит мальчик? (Быстро). Где лежит игрушка? (Слева). Как сказать о поведении животных? Заяц осматривается... (пугливо). Лиса крадется... (осторожно). Медведь ходит... (неуклюже). Лев смотрит... (важно). Слон уходит... (величаво). Мышь бежит... (быстро). Соловей поет... (звонко). Ворона каркает... (громко). Дятел стучит... (глухо). Примеры ответов ребенка с использованием наречий. Ребенок отвечает на вопросы когда? (о времени года, части суток, явления): вчера, сегодня, завтра, послезавтра, утром, вечером, днем, ночью, весной, летом, зимой, осенью, давно, недавно, скоро, рано, поздно. Ребенок отвечает на вопрос как? (о погодных условиях): жарко, холодно, тепло, прохладно, облачно, солнечно, темно, мокро, влажно, сухо. Ребенок отвечает на вопрос как? (о настроении людей): весело, смешно, радостно, спокойно, бодро, живо, грустно, уныло, тоскливо. Ребенок отвечает на вопросы где? (о расположении предметов в пространстве): справа, слева, прямо, высоко (вверху), низко (ниже), далеко (вдали), около (близ). Ребенок отвечает на вопрос куда? (о направлении движения): вверх, вниз, вперед, назад, вбок, справа, слева, вправо, влево, выше, ниже
object(ArrayObject)#853 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(253) "конспект по развитию речи "обогащение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности "
["seo_title"] => string(158) "konspiekt-po-razvitiiu-riechi-oboghashchieniie-slovarnogho-zapasa-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-v-protsiessie-tieatralizovannoi-dieiatiel-nosti"
["file_id"] => string(6) "224134"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1438515401"
}
}