Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры как средство обогащения словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста»
Проект
«Дидактические игры как средство обогащения словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста»
Воспитатель
Бородина Е.А.
Гр. №13
Проект «Дидактические игры как средство обогащения словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста»
Содержание проекта:
Актуальность:
Дидактическая игра является одним из эффективных средств развития словаря детей младшего дошкольного возраста, так как выполняет функцию средства обучения, служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала.
Дидактическая игра - это один из основных методов воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает, открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
Дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму. Обучающая задача воплощается создателями игры в соответствующем содержании, реализуется с помощью игровых действий, которые выполняют дети. Для ребят младшего дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Цель проекта: развитие словаря у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры.
Актуальность проекта
Тема выбрана потому, что нельзя упустить время для развития словарного запаса детей младшего дошкольного возраста, т.к. этот возраст является сенситивным периодом, благоприятным и важным для развития.
Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны. Благодаря речи малыш познаёт окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребёнок овладевает языком. Наша задача – помочь детям развивать речь. Речь можно развивать различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры. Игра – основной вид деятельности ребёнка, она вызывает многогранное влияние на психическое развитие ребёнка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное и волевое развитие ребёнка, вне игры нет воспитания личности.
Проблема: организовывать дидактические игры, объединяя детей в подгруппы по 2-4 человека, учить выполнять правила игры.
Задачи проекта:
1. Создавать условия для активного развития словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста посредствам дидактических игр.
2. Развивать речевое общение детей в игровой деятельности.
3. Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук и связную речь.
5. Формировать самостоятельность и инициативу в дидактических играх.
6. Укрепить связи между детским садом и семьёй.
7. Обогатить предметно-развивающую среду группы
Задачи словарной работы:
Обогащение словарного запаса детей новыми словами.
Закрепление и уточнение словаря.
Активизация словаря.
Устранение из речи детей нелитературных слов.
Гипотеза: развитие словаря детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр будет эффективным, если:
- дидактическая игра используется целенаправленно и систематически;
- применяется комплекс методов и приемов, включающих в себя: беседу, объяснение, рассказ, показ наглядного материала, вопросы поискового и проблемного характера.
6.Умение самостоятельно играть в игры, проявляя инициативу
Для воспитателей:
1.Новые знания о развитии речи детей.
2.Желание работать в этом направлении.
3.Повышение самообразования.
4.Укрепление отношений с родителями.
Для родителей:
1.Сближение с детьми и педагогами.
2.Интерес к событиям, происходящим в детском саду.
Подготовительный этап:
1. Определение целей и задач.
2. Составление плана работы по реализации проекта.
3. Создание условий для проведения дидактических игр.
4. Подбор дидактических игр для реализации проекта.
5. Активное использование в совместной деятельности дидактических игр.
6. Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия.
7. Проблемные ситуации для закрепления правил игры.
Основной этап:
1. Проведение НОД по образовательным областям с использованием дидактических игр.
2. Создание копилки дидактических игр.
3. Организация для родителей выставки дидактических игр.
Работа с детьми.
1.Рассматривание иллюстраций
2.Слушание потешек
3.Активное участие детей в занятиях по развитию речи
4.Игры с разработанными дидактическими пособиями.
Работа с родителями.
Консультации:
1 «Дидактические игры в развитии речи ребёнка».
2.«В какие игры играет ваш ребёнок»
3.«Как развивать речь ребёнка»
4.«Развитие речи детей посредством дидактической игры»
5.Рекомендации
6.Привлечение к изготовлению пособий
Заключительный этап:
1. Проведение анализа проводимых дидактических игр.
2. Выявление, эффективности проекта.
3. Обогащение накопленного материала новыми идеями в последующей работе.
4. Создание картотеки дидактических игр родителями воспитанников группы.
Промежуточный отчет реализации проекта:
В течение реализации проекта организовалась следующая работа с детьми: цикл занятий; игровые ситуации; дыхательные упражнения; пальчиковые игры; а также различные методы и приемы: наглядные, практические, словесные; индивидуальная работа с детьми; разнообразные дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Что изменилось» (Игры с предметами), «Собери целое», «Кто скорее соберет», «Живое домино», «Подбери посуду для куклы», «Кукла Катя проснулась или обедает», «Скажи ласково», «Кто позвал?» и многие другие игры.
Проводилось диагностическое исследование уровня развития словаря у детей младшего дошкольного возраста, используя методику В.В. Гербовой. Для проведения диагностики использовались дидактические задания в игровой форме: «Назови, что покажу», «Каждой вещи свое место», «Когда это бывает?».
Работа с родителями
Консультации:
1.«Дидактическая игра как средство развития словаря у детей младшего дошкольного возраста»,
2.«Развитие мелкой моторики пальцев рук, как средство улучшения речи»,
3.«Давайте поиграем со шнуровкой»,
4.«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»;
5.«В какие игры играет ваш ребёнок» 6. «Как развивать речь ребёнка»
День открытых дверей «Учимся, играя»,
Выставка дидактических игр «Рекомендуем для занятий с детьми в семье»; Картотека игр;
Индивидуальные беседы;
Анкетирование родителей;
Итоговое мероприятие-Вечер досуг «В гости к бабушке» с участием родителей и детей и др. (апрель-май 2020 г)
Результаты проекта:
1. Дети в конце проекта стали проявлять большую активность, появилась заинтересованность к дидактическим играм.
2. Активный словарь детей расширился и обогатился новыми словами, из речи устранились нелитературные слова.
3. Я, как педагог, научилась с помощью дидактических игр управлять поведением детей в воспитательно - образовательном процессе.
По результатам данного проекта можно сказать, что проделанная работа показывает положительную динамику.
Перспективы работы в дальнейшем - большой потенциал несут словесные игры, т.к. способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.
Используемые пособия:
Дидактические игрушки, потешки, стихи, картины, карточки, книги, дидактические игры, различные фигурки животных, муляжи и картинки овощей и фруктов и т.д
Используемые ресурсы:
1. Бубнова А. Х. «Развитие речи». - М., 2006 - 256 с.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991-160с.
3. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего возраста. – М.: Просвещение, 1991-207с.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие».
В соответствии со стандартом речевое развитие детей дошкольного возраста включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой.
Третий год жизни – не только период активного освоения речи, но и начало развития общих двигательных навыков. Координация движений у детей активно формируется именно в этом возрасте. В стадии развития находится и ручная умелость. Ребенок только учится держать кисть, карандаш, выполнять ими разнообразные движения. А ученые, изучающие работу детского мозга, давно заметили стимулирующую роль двигательной активности пальцев. Наблюдается взаимосвязь между тонкой моторикой и развитием речи. Иными словами, чем лучше ребенок действует своими пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает.
Поэтому для работы с детьми младшего дошкольного возраста я разработала дидактическое пособие «Книжка-малышка» (по произведениям устного народного творчества).
Цель дидактического пособия: оказать методическую помощь воспитателям дошкольных образовательных учреждений в вопросах организации образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграции с другими видами деятельности.
Задачи:
- развитие речи как средства общения,
- обогащение активного словаря,
- развитие связной речи,
- развитие речевого творчества,
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха,
- знакомство с книжной культурой.
Пособие многофункционально. Планируемые результаты использования данного дидактического пособия в системе дошкольного образования:
педагоги:
овладение опытом организации образовательной деятельности по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста посредством предлагаемого пособия;
дети:
- развитие в игровой форме речи, мелкой моторики рук, внимательности, пространственного воображения, логики, мышления, самостоятельности, инициативности и восприятия (тактильного, зрительного, пространственного);
- формирование навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Дидактическое пособие представляет собой книгу с пришитыми пуговицами, липучками, кнопками на которые пристегиваются мягкие модули. Для ее изготовления использованы ткани: фланель, бархат; полиэстер, фетр. Каждая страница представляет собой кусок ткани, на которой расположены предметы (персонажи сказки, цветы, бабочки, солнышко). Все объекты подвижны и скреплены разными способами (кнопки, пуговицы, липучки, шнурки, молния). Ребенок выбирает из множества предоставленных предметов те, которые соответствуют конкретной странице, думает и находит место расположения объекта и способ его крепления к основе. Именно через такие упражнения и игровые моменты ребенок получает больше информации об окружающем мире и тренирует свои пальчики, а следовательно, и мозг.
Малыши рассматривают предметы, называют их, сравнивают, выделяют общие и отличительные признаки, воспроизводят последовательность событий, учатся ориентироваться в пространстве. У детей развивается наблюдательность, формируются представления о форме, цвете, размере, расширяется словарный запас, связность речи.
Задача педагога – верно направить внимание каждого малыша, заинтересоваться вместе с ним, искренне удивиться обнаруженному, т.е. способствовать развитию одной из бесценных природных свойств ребенка – познавательной активности.
Играя с книжкой, педагог учит детей правильно строить свою речь, начиная с небольших высказываний, понимать простые задания, которые им предлагаются.
Следует помнить, что каждое умение возникает в процессе действия. А средством поощрения к работе и преодоления сложностей являются обязательная похвала и внимание со стороны педагога. И в результате, у каждого ребенка возникает желание познавать и осваивать мир!