Использование инсценировки в обучении монологической и диалогической речи в начальной школе
Использование инсценировки в обучении монологической и диалогической речи в начальной школе
Как показал опыт работы, одним из эффективных средств создания мотива к иноязычному общению учащихся являются нетрадиционные методы обучения. К ним можно отнести ролевые игры и прием инсценировки.
Рассмотрим применение данного метода на примере сказки «The town mouse and the country mouse», которая предлагается в конце каждого модуля в УМК «Spotlight», 2 класс.
Я заметила, что дети с удовольствием погружаются в ролевые игры, в то время как взрослые и подростки не очень активно в них участвуют, боясь показаться смешными(хотя, это больше зависит от взаимоотношений в классе). Поэтому очень важно подготовить учащихся к ролевой игре.
В ролевой игре выделяется три этапа: подготовительный, собственно игра и заключительный.
Подготовительный этап в классе предусматривает вступительную беседу преподавателя, который знакомит учащихся с ролевой ситуацией и с лексикой ролевой игры.
Для этого на предыдущем уроке была организована предварительная работа, связанная со снятием фонетических и лексических трудностей. Подготовка дома включала чтение текста, многократное прослушивание аудиозаписи, подготовка масок.
На уроке-инсценировке также была проведена подготовительная работа:
1)повторение содержания предыдущей части сказки;( видео 1)
2)повторение лексики;
3)прослушивание аудиозаписи текста сказки. (видео 2)
Далее следует непосредственно ролевая игра. Дети по желанию играют роль городского и сельского мышонка. У доски они надевают маски и пробуют себя в роли героев сказки, с использованием интонации, мимики и жестов. Следует отметить, что некоторые ученики с удовольствием выходили к доске несколько раз. Это еще раз подтверждает эффективность данного приема. (видео 3)
После проведения ролевой игры необходимым элементом является заключительный этап, предусматривающий выполнение определенных заданий.
Прослушивание текстов с описанием гостиной.
1)Дети определяют какой из двух текстов является описанием картинки, которая представлена на доске.
2)Называют слова, которые они услышали по изучаемой теме с переводом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование инсценировки в обучении монологической и диалогической речи в начальной школе »
2
А.В. Терентьева,
учитель английского языка МКОУ-СОШ N 4 г.Армянска
Использование инсценировки в обучении монологической и диалогической речи в начальной школе
СОШ №4
Во время работы в школе я отметила для себя, что для обучения неподготовленной устной речи большое значение имеет систематически и преднамеренно создаваемые проблемные ситуации, способствующие возникновению мотива и потребности высказывания, активизации мыслительной деятельности. Для создания проблемных ситуаций, которые в дальнейшем приводят к формированию навыков говорения я прибегала к различным источникам информации (книга, газета, аудио- и видеозаписи) и разным по своему характеру вербальным и не вербальным опорам.
Как показал опыт работы, одним из эффективных средств создания мотива к иноязычному общению учащихся являются нетрадиционные методы обучения. К ним можно отнести ролевые игры и прием инсценировки.
Рассмотрим применение данного метода на примере сказки «The town mouse and the country mouse», которая предлагается в конце каждого модуля в УМК «Spotlight», 2 класс.
Я заметила, что дети с удовольствием погружаются в ролевые игры, в то время как взрослые и подростки не очень активно в них участвуют, боясь показаться смешными(хотя, это больше зависит от взаимоотношений в классе). Поэтому очень важно подготовить учащихся к ролевой игре.
В ролевой игре выделяется три этапа: подготовительный, собственно игра и заключительный.
Подготовительный этап в классе предусматривает вступительную беседу преподавателя, который знакомит учащихся с ролевой ситуацией и с лексикой ролевой игры.
Для этого на предыдущем уроке была организована предварительная работа, связанная со снятием фонетических и лексических трудностей. Подготовка дома включала чтение текста, многократное прослушивание аудиозаписи, подготовка масок.
На уроке-инсценировке также была проведена подготовительная работа:
повторение содержания предыдущей части сказки;( видео 1)
повторение лексики;
прослушивание аудиозаписи текста сказки. (видео 2)
Далее следует непосредственно ролевая игра. Дети по желанию играют роль городского и сельского мышонка. У доски они надевают маски и пробуют себя в роли героев сказки, с использованием интонации, мимики и жестов. Следует отметить, что некоторые ученики с удовольствием выходили к доске несколько раз. Это еще раз подтверждает эффективность данного приема. (видео 3)
После проведения ролевой игры необходимым элементом является заключительный этап, предусматривающий выполнение определенных заданий.
Прослушивание текстов с описанием гостиной.
Дети определяют какой из двух текстов является описанием картинки, которая представлена на доске.
Называют слова, которые они услышали по изучаемой теме с переводом.
Таким образом, происходит закрепление уже изученной лексики. (видео 4)
Работая в начальной школе обратила внимание на то, что детям больше нравятся театрализованные динамические паузы – физкультминутки. В УМК «Spotlight», 2 класс представлено большое количество разнообразных песен, которые прекрасно подходят для реализации этого приема. (видео 5)
Инсценировка сказок во внеурочной деятельности
Становление личности младшего школьника невозможно без хорошо развитой речи, так как речь-это мир самопознания, понимания самого себя, общения с самим собой, самовыражения.
Большую роль в речевом развитии учащихся начальной школы имеет внеклассная работа. Она позволяет успешно реализовать коммуникативный, функциональный подход к обучению языку и способствует эффективному развитию речи учащихся младших классов.
Современная нацеленность программ на речевое развитие учащихся выдвигает задачу на поиск дальнейших методических приемов, связанных с определением места и роли уроков развития речи и внеклассных занятий по развитию речи в системе обучения английского языка.
Например, уже в начале учебного года учащиеся могут инсценировать сказку «Теремок».
Действия учителя и учеников включают условно четыре этапа.
1. Подбор актеров. Учитель устанавливает декорацию (картонный домик), которая затем всегда ассоциируется у ребят с театром, и приглашает учеников подготовить постановку сказки «Теремок», объявляет, что театру нужны актеры на роли лягушки, лисички, зайчика и.д. Сформировав труппу, учитель вводит необходимую лексику.
В данном случае это может быть словa a wood, to knock, фраза Who lives here?, I do, I am a…..
Учащиеся, не включенные в труппу, становятся в дальнейшем зрителями.
2.Подготовительный этап. Учитель поясняет: прежде чем сыграть свою роль, каждый ученик должен отработать свою роль, выучить текст сказки, подготовить костюм, хорошенько отрепетировать роль совместно с другими детьми.
3.Инсценировка (спектакль).
4. Подведение итогов. В заключение учитель благодарит актеров, просит жюри назвать лучшего ученика (того, кто употребил больше лексики, допустив при этом меньше ошибок) и в случае необходимости анализирует речь актеров с точки зрения грамматики, лексики и т. д. в форме рекомендаций к следующим спектаклям.
Желательно, чтобы в конце очередной четверти дети выступили со спектаклем (в полном объеме) перед учащимися других классов и родителями. Это хороший стимул к активному участию школьников в театре.
Мы решили показать наше представление в стенах детского сада «Белоснежка». Это было обусловлено, в первую очередь, отсутствием возможности показать сказку в стенах школы из-за банального отсутствия актового зала. К тому же работники детсада любезно предложили помочь нашему театру с костюмами. (Видео 6)
Использования театра на уроке и во внеурочное время показывает высокую эффективность этого приема. Мало кто из учащихся остается равнодушным перед возможностью попробовать себя в актерском амплуа, все дети становятся активными участниками или свидетелями использования иностранного языка; сначала сознательно, а затем и подсознательно «привязывают» различные речевые обороты к определенным ситуациям общения; более уверенно оперируют ими при выполнении коммуникативно-направленных упражнений; быстро овладевают новой, обусловленной сюжетом лексикой; в последующем, легко справляются с программными заданиями типа "Listen, read and act" .
Таким образом, нетрадиционные методы обучения диалогической речи дают сильный мотив к изучению языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной. Появляется возможность активизировать на этой основе практически весь программный лексико-грамматический материал начального и последующего этапов обучения. Учащиеся быстро овладевают речевыми конструкциями и формулами (в рамках определенных ситуаций), потом автоматически оперируют ими при выполнении коммуникативных заданий другого рода. Школьники намного быстрее приобрети чувство языка. Такие занятия дают дополнительную возможность для развития навыков аудирования: ребята воспринимают на слух речь учеников других классов, позволяют школьникам знакомиться с литературой страны изучаемого языка; способствуют эстетическому воспитанию учащихся, приобщению их к культуре страны изучаемого языка.