kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нарушение речи: Дислалия

Нажмите, чтобы узнать подробности

•Дисталия – это нарушение звукопроизношения при сохранном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. •Дислалия может быть самостоятельным нарушением, а может быть симптомом другого нарушения речи более тяжелого. •В процессе овладения правильного произношения каждый ребенок проходит через период так называемого «физиологического косноязычия», то есть через период овладения правильным произношением.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нарушение речи: Дислалия»

Дислалия

Дислалия

Определение

Определение

  • Дисталия – это нарушение звукопроизношения при сохранном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
  • Дислалия может быть самостоятельным нарушением, а может быть симптомом другого нарушения речи более тяжелого.
  • В процессе овладения правильного произношения каждый ребенок проходит через период так называемого «физиологического косноязычия», то есть через период овладения правильным произношением.
Классификация По степени выраженности Простая (мономорфная) Нарушено произношение одного звука или звуков одной фонетической группы Полиморфная Нарушено несколько звуков из разных фонетических групп Лингвистическая Фонетическая Сохранен фонетический слух и это не позволяет ребенку заменять один звук на другой или смешивать их. Поэтому нарушенное произношение чаще проявляется в искажении. Фонематическое Нарушен фонематический слух и это позволяет ему заменять и смешивать звук.

Классификация

  • По степени выраженности
  • Простая (мономорфная)

Нарушено произношение одного звука или звуков одной фонетической группы

  • Полиморфная

Нарушено несколько звуков из разных фонетических групп

  • Лингвистическая
  • Фонетическая

Сохранен фонетический слух и это не позволяет ребенку заменять один звук на другой или смешивать их. Поэтому нарушенное произношение чаще проявляется в искажении.

  • Фонематическое

Нарушен фонематический слух и это позволяет ему заменять и смешивать звук.

3. По проявлениям искажение ( ненормальное произношение) Замена звуков ( у каждого нарушенного звука есть свой стойкий звук заменитель) Смешение звука ( неустойчивые замены, нет определенного звука заменителя) Пропуск звука 4. На основе учета нарушенной фонетической группы Сигматизмы нарушены свистящие и шипящие

3. По проявлениям

  • искажение ( ненормальное произношение)
  • Замена звуков ( у каждого нарушенного звука есть свой стойкий звук заменитель)
  • Смешение звука ( неустойчивые замены, нет определенного звука заменителя)
  • Пропуск звука

4. На основе учета нарушенной фонетической группы

  • Сигматизмы

нарушены свистящие и шипящие

  • ССЗ - сигматизмы свистящих звуков (с, з, ц)
  • Собственные сигматизмы свистящих звуков (искажение, фонетический дефект)
  • Парасигматизмы свистящих звуков (фонематический дефект)
  • СШЗ - сигматизмы шипящих звуков (ш,щ,ж,ч)
  • собственные сигматизмы шипящих звуков (фонетический дефект, искажение)
  • Парасигматизмы шипящих звуков (фонематический дефект)
Ламбдацизмы - нарушено произношение «л» и «ль» Собственно л. Фонетический дефект Парасигматизмы л. Фонематических дефект ротацизмы – нарушение произношения «р» и «рь» Собственнно р. (фонетический) Парасигматизмы р. (фонематический, замена и смешение) Йотацизмы – нарушено произношение «й» и йотивных гл. букв Дефекты заднеязычных звуков (к, г, х) Дефекты смешенеия или всех мягких или твердых звуков Дефект озвончения и оглушения (замена всех глухих на звонкие и наоборот)
  • Ламбдацизмы - нарушено произношение «л» и «ль»
  • Собственно л. Фонетический дефект
  • Парасигматизмы л. Фонематических дефект
  • ротацизмы – нарушение произношения «р» и «рь»
  • Собственнно р. (фонетический)
  • Парасигматизмы р. (фонематический, замена и смешение)
  • Йотацизмы – нарушено произношение «й» и йотивных гл. букв
  • Дефекты заднеязычных звуков (к, г, х)
  • Дефекты смешенеия или всех мягких или твердых звуков
  • Дефект озвончения и оглушения (замена всех глухих на звонкие и наоборот)
Органическая (механическая) ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИСЛАЛИЯ моторная Механизм Нарушена строение речевого аппарата: короткая уздечка, неправильный прикус, отсутствие зубов сенсорная Недостаточная подвижность и сила органов артикуляционного аппарата смешанная Этиология Неправильное строение (наследственность, гипоопека, травмы) Недостаточный уровень развития фонематического слуха Симптомы Совокупность механизмов моторной и сенсорной дислалии Соматическая ослабленность, дефицит говорения ( речевой госпитализ, гипоопека), отсутствие твердой пищи в 1-ый сензитивный период подвижности органов артикуляционного аппарата Искажение Соматическая ослабленность, дефицит слушания, неправильное речевое окружение Фонетическое искажение Совместимость причин вызывающие сенсорную и моторную дислалию Замена и смешение на звуки такой же сложности по артикуляции Замена и смешение на звуки более легких по артикуляции

Органическая

(механическая)

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИСЛАЛИЯ

моторная

Механизм

Нарушена строение речевого аппарата: короткая уздечка, неправильный прикус, отсутствие зубов

сенсорная

Недостаточная подвижность и сила органов артикуляционного аппарата

смешанная

Этиология

Неправильное строение (наследственность, гипоопека, травмы)

Недостаточный уровень развития фонематического слуха

Симптомы

Совокупность механизмов моторной и сенсорной дислалии

Соматическая ослабленность, дефицит говорения ( речевой госпитализ, гипоопека), отсутствие твердой пищи в 1-ый сензитивный период подвижности органов артикуляционного аппарата

Искажение

Соматическая ослабленность, дефицит слушания, неправильное речевое окружение

Фонетическое искажение

Совместимость причин вызывающие сенсорную и моторную дислалию

Замена и смешение на звуки такой же сложности по артикуляции

Замена и смешение на звуки более легких по артикуляции

  • 5. На базе учета механизма нарушения

Система коррекционной работы

Органическая ( механическая) дислалия

моторная

Подготовительный этап

  • Консультация необходимого специалиста
  • Артикуляционная гимнастика
  • Развитие фонематического слуха 3 этапа

сенсорная

(Устранение патологического механизма)

  • Артикуляционная гимнастика
  • Развитие фонематического слуха с 3 этапа

смешанная

Постановка звука осуществляется следующим способами:

  • Развитие фонематического слуха с 1 этапа
  • Артикуляционная гимнастика

Основной этап

При фонетическом дефекте требования к речевому материалу нет

(развитие элементарных произносительных умений и навыков)

  • По подражанию - звук вызывают в процессе проведения артикуляционных упражнений или по повторению
  • Механический – постановка звуков с использованием специальных зонтов или шпателя
  • Смешанный – при помощи зонта и шпателя органам артикуляционного аппарата придают определенное положение, а звук произносит ребенок сам
  • От опорных звуков («р» - «д» - рот широко)
  • Артикуляционная гимнастика и развитие фонематического слуха с 1 этапа

Заключительный этап

  • При фонематическом !!! Речевой материал ни в коем случае не должен содержать звуки заменители
  • При фонематическом проводится дифференциация звуков в произношении – произношение изолированных звуков, звуков в слогах, в словах, во фразах

(этап формирования коммуникативных умений и навыков)

Автоматизация осуществляется в след последовательности: в слогах, в словах, во фразе

Используется рассказ, пересказ по программе детского сада , обсуждение, ответы на вопросы или бытовой диалог

В 30 – 50 – е года 20 века , дислалия в логопедической практике находилась на ранней стадии своего развития. Хватцев М.Е. впервые в отечественной логопедии ввел понятие «косноязычие», применительно к дислалии, обозначив им неспособность правильно произносить и образовывать некоторые звуки или ряды звуков. Данный термин явился своеобразной базой, фундаментом для дальнейшего изучения дислалии, как самостоятельного речевого нарушения. В 60-х годах 20 столетия наблюдаются существенные изменения относительно данной речевой патологии. Правдина О.В. кардинально изменяет терминологический аппарат логопедии, т.е. отказывается от термина «косноязычие», и применяет вместо него термин «дислалия», тем самым, выделив дислалию в самостоятельное нарушение речи.
  • В 30 – 50 – е года 20 века , дислалия в логопедической практике находилась на ранней стадии своего развития. Хватцев М.Е. впервые в отечественной логопедии ввел понятие «косноязычие», применительно к дислалии, обозначив им неспособность правильно произносить и образовывать некоторые звуки или ряды звуков. Данный термин явился своеобразной базой, фундаментом для дальнейшего изучения дислалии, как самостоятельного речевого нарушения.
  • В 60-х годах 20 столетия наблюдаются существенные изменения относительно данной речевой патологии. Правдина О.В. кардинально изменяет терминологический аппарат логопедии, т.е. отказывается от термина «косноязычие», и применяет вместо него термин «дислалия», тем самым, выделив дислалию в самостоятельное нарушение речи.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Нарушение речи: Дислалия

Автор: Федорова Светлана Юрьевна

Дата: 29.01.2018

Номер свидетельства: 453465

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Педагогическая консультация на тему: "Развитие навыка фонетически правильного письма у школьников с нарушениями речи""
    ["seo_title"] => string(117) "piedaghoghichieskaiakonsultatsiianatiemurazvitiienavykafonietichieskipravilnoghopismaushkolnikovsnarushieniiamiriechi"
    ["file_id"] => string(6) "289941"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454888651"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Календарно-тематический план работы школьного логопеда  по коррекции дислалии с группой учащихся  5-7 лет "
    ["seo_title"] => string(121) "kaliendarno-tiematichieskii-plan-raboty-shkol-nogho-loghopieda-po-korriektsii-dislalii-s-ghruppoi-uchashchikhsia-5-7-liet"
    ["file_id"] => string(6) "241389"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445244400"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Презентация на тему "Обследование артикуляционной моторики детей младшего школьного возраста""
    ["seo_title"] => string(97) "priezientatsiianatiemuobsliedovaniieartikuliatsionnoimotorikidietieimladshieghoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "337257"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1468188127"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Разработка "Особенности коррекционной деятельности при ринолалии у обучающихся с нарушением слуховой функции" "
    ["seo_title"] => string(125) "razrabotka-osobiennosti-korriektsionnoi-dieiatiel-nosti-pri-rinolalii-u-obuchaiushchikhsia-s-narushieniiem-slukhovoi-funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "135818"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416989471"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Использование компьютерных технологий в работе учителя- логопеда "
    ["seo_title"] => string(76) "ispol-zovaniie-komp-iutiernykh-tiekhnologhii-v-rabotie-uchitielia-loghopieda"
    ["file_id"] => string(6) "123384"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414486791"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства