•Дисталия – это нарушение звукопроизношения при сохранном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. •Дислалия может быть самостоятельным нарушением, а может быть симптомом другого нарушения речи более тяжелого. •В процессе овладения правильного произношения каждый ребенок проходит через период так называемого «физиологического косноязычия», то есть через период овладения правильным произношением.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Нарушение речи: Дислалия»
Дислалия
Определение
Дисталия – это нарушение звукопроизношения при сохранном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Дислалия может быть самостоятельным нарушением, а может быть симптомом другого нарушения речи более тяжелого.
В процессе овладения правильного произношения каждый ребенок проходит через период так называемого «физиологического косноязычия», то есть через период овладения правильным произношением.
Классификация
По степени выраженности
Простая (мономорфная)
Нарушено произношение одного звука или звуков одной фонетической группы
Полиморфная
Нарушено несколько звуков из разных фонетических групп
Лингвистическая
Фонетическая
Сохранен фонетический слух и это не позволяет ребенку заменять один звук на другой или смешивать их. Поэтому нарушенное произношение чаще проявляется в искажении.
Фонематическое
Нарушен фонематический слух и это позволяет ему заменять и смешивать звук.
3. По проявлениям
искажение ( ненормальное произношение)
Замена звуков ( у каждого нарушенного звука есть свой стойкий звук заменитель)
Смешение звука ( неустойчивые замены, нет определенного звука заменителя)
Пропуск звука
4. На основе учета нарушенной фонетической группы
Сигматизмы
нарушены свистящие и шипящие
ССЗ - сигматизмы свистящих звуков (с, з, ц)
Собственные сигматизмы свистящих звуков (искажение, фонетический дефект)
Недостаточный уровень развития фонематического слуха
Симптомы
Совокупность механизмов моторной и сенсорной дислалии
Соматическая ослабленность, дефицит говорения ( речевой госпитализ, гипоопека), отсутствие твердой пищи в 1-ый сензитивный период подвижности органов артикуляционного аппарата
Совместимость причин вызывающие сенсорную и моторную дислалию
Замена и смешение на звуки такой же сложности по артикуляции
Замена и смешение на звуки более легких по артикуляции
5. На базе учета механизма нарушения
Система коррекционной работы
Органическая ( механическая) дислалия
моторная
Подготовительный этап
Консультация необходимого специалиста
Артикуляционная гимнастика
Развитие фонематического слуха 3 этапа
сенсорная
(Устранение патологического механизма)
Артикуляционная гимнастика
Развитие фонематического слуха с 3 этапа
смешанная
Постановка звука осуществляется следующим способами:
Развитие фонематического слуха с 1 этапа
Артикуляционная гимнастика
Основной этап
При фонетическом дефекте требования к речевому материалу нет
(развитие элементарных произносительных умений и навыков)
По подражанию - звук вызывают в процессе проведения артикуляционных упражнений или по повторению
Механический – постановка звуков с использованием специальных зонтов или шпателя
Смешанный – при помощи зонта и шпателя органам артикуляционного аппарата придают определенное положение, а звук произносит ребенок сам
От опорных звуков («р» - «д» - рот широко)
Артикуляционная гимнастика и развитие фонематического слуха с 1 этапа
Заключительный этап
При фонематическом !!! Речевой материал ни в коем случае не должен содержать звуки заменители
При фонематическом проводится дифференциация звуков в произношении – произношение изолированных звуков, звуков в слогах, в словах, во фразах
(этап формирования коммуникативных умений и навыков)
Автоматизация осуществляется в след последовательности: в слогах, в словах, во фразе
Используется рассказ, пересказ по программе детского сада , обсуждение, ответы на вопросы или бытовой диалог
В 30 – 50 – е года 20 века , дислалия в логопедической практике находилась на ранней стадии своего развития. Хватцев М.Е. впервые в отечественной логопедии ввел понятие «косноязычие», применительно к дислалии, обозначив им неспособность правильно произносить и образовывать некоторые звуки или ряды звуков. Данный термин явился своеобразной базой, фундаментом для дальнейшего изучения дислалии, как самостоятельного речевого нарушения.
В 60-х годах 20 столетия наблюдаются существенные изменения относительно данной речевой патологии. Правдина О.В. кардинально изменяет терминологический аппарат логопедии, т.е. отказывается от термина «косноязычие», и применяет вместо него термин «дислалия», тем самым, выделив дислалию в самостоятельное нарушение речи.