kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка "Особенности коррекционной деятельности при ринолалии у обучающихся с нарушением слуховой функции"

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~Ринолалия (от греч. rhinos - нос, lalia - речь) - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Ринолалия по своим проявлениям отличается от дислалии наличием назализованного  тембра голоса.
При ринолалии артикуляция звуков, фонация существенно отличаются от нормы. При нормальной фонации во время произнесения всех звуков речи, кроме носовых, у человека происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой нёбно-глоточным смыканием, вызываемым сокращением мышц мягкого нёба, боковых и задних стенок глотки.
Сила нёбно-глоточного смыкания зависит от произносимых звуков. Она меньше для гласных, чем для согласных. Самое слабое нёбно-глоточное смыкание наблюдается при согласном “в”, самое сильное - при “с”, обычно в 6-7 раз сильнее, чем при “а”. При нормальном произнесении назальных звуков (м, м’, н, н’) воздушная струя свободно проникает в пространство носового резонатора.
◊ 3.В зависимости от характера нарушения функции нёбно-глоточного смыкания выделяются различные формы ринолалии.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка "Особенности коррекционной деятельности при ринолалии у обучающихся с нарушением слуховой функции" »

Ринолалия: приёмы и методы коррекции у детей с нарушением слуховой функции Шумакова Ольга Викторовна, учитель-дефектолог высшей категории Курская школа-интернат I и II вида январь, 2013год

Ринолалия: приёмы и методы коррекции у детей с нарушением слуховой функции

Шумакова Ольга Викторовна,

учитель-дефектолог высшей категории

Курская школа-интернат I и II вида

январь, 2013год

Приёмы диагностики форм ринолалии: 1. На слух. 2. Касание пальцами конца носовой кости при произнесении «М, Н» -отсутствие звуков и ощущение вибрации—открытая ринолалия; нет вибрации—закрытая форма. 3. Проба «по Гуцману»: «АИ» если при сжатом пальцами носе звучание громче—открытая ринолалия. 4. Перед ноздрями на ниточке пушинка или ватка: если они при речи (без «М, Н») отклоняются от носа—открытая гнусавость. 5. Держат зеркальце:  при речи (без «М, Н») зеркало мутнеет. 6. Нажатие шпателем на язык: нёбо не поднимается- парез (неполный паралич) мягкого нёба.

Приёмы диагностики форм ринолалии:

1. На слух.

2. Касание пальцами конца носовой кости при произнесении «М, Н» -отсутствие звуков и ощущение вибрации—открытая ринолалия; нет вибрации—закрытая форма.

3. Проба «по Гуцману»: «АИ» если при сжатом пальцами носе звучание громче—открытая ринолалия.

4. Перед ноздрями на ниточке пушинка или ватка: если они при речи (без «М, Н») отклоняются от носа—открытая гнусавость.

5. Держат зеркальце: при речи (без «М, Н») зеркало мутнеет.

6. Нажатие шпателем на язык: нёбо не поднимается- парез (неполный паралич) мягкого нёба.

Характеристика речевых функций 1. Выдох :  короткий, толчкообразным, недифференцированное ротовое и носовое дыхание. 2. Звучание голоса : гнусавый оттенок, бедность модуляций. 3. В  ротовой полости: высокое положение корня языка, движения языка, резко ограничены. 4. Движения губ: заторможены. 5. Анализ  звукопроизношения:  свистящие и шипящие звуки заменяются выдохом в нос, задненёбные звуки-отсутствуют или взрывным звуком.  Гласные звуки произносятся при помощи выдыхаемой через нос слегка озвонченной  струи воздуха и мало отличаются друг от друга.

Характеристика речевых функций

1. Выдох : короткий, толчкообразным, недифференцированное ротовое и носовое дыхание.

2. Звучание голоса : гнусавый оттенок, бедность модуляций.

3. В ротовой полости: высокое положение корня языка, движения языка, резко ограничены.

4. Движения губ: заторможены.

5. Анализ звукопроизношения: свистящие и шипящие звуки заменяются выдохом в нос, задненёбные звуки-отсутствуют или взрывным звуком.

Гласные звуки произносятся при помощи выдыхаемой через нос слегка озвонченной струи воздуха и мало отличаются друг от друга.

Формирование фонетически правильной речи:  1) нормализация «ротового выдоха»; 2) выработка правильной артикуляции;  3) устранение назального оттенка голоса;  4) воспитание навыков дифференциации звуков; 5) нормализация просодической  стороны речи;  6) автоматизация приобретенных навыков в свободном речевом общении .

Формирование фонетически правильной речи:

1) нормализация «ротового выдоха»;

2) выработка правильной артикуляции;

3) устранение назального оттенка голоса;

4) воспитание навыков дифференциации звуков;

5) нормализация просодической стороны речи;

6) автоматизация приобретенных навыков в свободном речевом общении .

Первый этап -

Первый этап - " предречевые" упражнения :

- дыхательные упражнения;

- артикуляционная гимнастика;

- артикуляция изолированных звуков или

квазиартикуляция;

- слоговые упражнения.

 

Второй этап - дифференциация звуков

Третий этап - интеграция

Четвертый этап - автоматизация

До операции решаются следующие задачи:  1) освобождение лицевых мышц от компенсаторных движений;  2) подготовка правильного произношения гласных звуков ;  3) подготовка правильной артикуляции доступных ребенку согласных звуков .   Послеоперационный период : развитие подвижности мягкого нёба; 2) устранение неправильного уклада органов артикуляции при произнесении звуков;  3) подготовка произношения всех звуков речи.

До операции решаются следующие задачи:

1) освобождение лицевых мышц от компенсаторных движений;

2) подготовка правильного произношения гласных звуков ;

3) подготовка правильной артикуляции доступных ребенку согласных звуков .

 

Послеоперационный период :

  • развитие подвижности мягкого нёба;

2) устранение неправильного уклада органов артикуляции при произнесении звуков;

3) подготовка произношения всех звуков речи.

Массаж мягкого нёба - разминание рубцовой ткани (до еды, с соблюдением гигиенических требований):

Массаж мягкого нёба - разминание рубцовой ткани (до еды, с соблюдением гигиенических требований):

  • поглаживающие движения по линии шва вперед-назад до границы твердого и мягкого нёба, вправо-влево вдоль границы твердого и мягкого нёба;
  • чередовать поглаживающие движения с прерывисто-надавливающими;
  • легкое надавливание на мягкое нёбо при произнесении звука “ а ” . Рот при этом должен быть широко открыт.
Гимнастика мягкого нёба     1. Глотание воды или имитация глотательных движений .  2 . Позевывание при открытом рте.  3 . Полоскание горла теплой водой маленькими порциями.  4 .  Покашливание  (произвольное покашливание на одном выдохе от 2-3-кратных повторений до большего количества).  5. Четкое, энергичное , утрированное произнесение гласных звуков высоким тоном голоса: -отрывистое произнесение гласных звуков «А, Э» - затем – «О, У» с утрированной артикуляцией.  6. Четкому произнесение звукового ряда «А, Э, У, О» в разных чередованиях (изменяется артикуляционный уклад, но сохраняется утрированный ротовой выдох). 7. Плавное произнесение звуков. Например: а, э, о, у_______, а, у, о, э_______.  

Гимнастика мягкого нёба

 

  1. Глотание воды или имитация глотательных движений .

2 . Позевывание при открытом рте.

3 . Полоскание горла теплой водой маленькими порциями.

4 . Покашливание (произвольное покашливание на одном выдохе от 2-3-кратных повторений до большего количества).

5. Четкое, энергичное , утрированное произнесение гласных звуков высоким тоном голоса:

-отрывистое произнесение гласных звуков «А, Э»

- затем – «О, У» с утрированной артикуляцией.

6. Четкому произнесение звукового ряда «А, Э, У, О» в разных чередованиях (изменяется артикуляционный уклад, но сохраняется утрированный ротовой выдох).

7. Плавное произнесение звуков.

Например: а, э, о, у_______, а, у, о, э_______.

 

Выработка правильной ротовой воздушной струи ( вдох и выдох носом чередуются со вдохом и выдохом ртом): -вдох носом - выдох ртом; -вдох - выдох носом;  -вдох - выдох ртом; -упражнения, связанные с дутьём Приемы контроля утечки воздуха через нос: --приставляется зеркальце к носовым ходам (не ко рту!), при утечке воздуха через нос зеркальце запотевает; --к носовым ходам подносится маленький кусочек ватки , ватка отклоняется при утечке воздуха через нос.

Выработка правильной ротовой воздушной струи ( вдох и выдох носом чередуются со вдохом и выдохом ртом):

-вдох носом - выдох ртом;

-вдох - выдох носом;

-вдох - выдох ртом;

-упражнения, связанные с дутьём

Приемы контроля утечки воздуха через нос:

--приставляется зеркальце к носовым ходам (не ко рту!), при утечке воздуха через нос зеркальце запотевает;

--к носовым ходам подносится маленький кусочек ватки , ватка отклоняется при утечке воздуха через нос.

Упражнения для щек и губ: 1) надувание обеих щек одновременно;  2) надувание щек попеременно ;  3) втягивание щек в ротовую полость между зубами ;  4) сосательные движения - сомкнутые губы вытягиваются вперед хоботком, затем возвращаются в нормальное положение (челюсти сомкнуты);  5 ) оскал : губы сильно растягиваются в стороны, вверх-вниз обнажая оба ряда зубов;  6) “ хоботок ”  с последующим оскалом при сжатых челюстях;  7) оскал с раскрыванием и закрыванием рта, смыканием губ;  вытягивание губ широкой воронкой при раскрытых челюстях;  9) вытягивание губ узкой воронкой (имитация свиста);  10) втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием к зубам при широко раскрытых челюстях;  11) имитация полоскания зубов (воздух сильно давит на губы);  12) вибрация губ;  13) движение губ хоботком влево-вправо;  14) вращательные движения губ хоботком;  15) сильное надувание щек (воздух губами удерживается в ротовой полости).

Упражнения для щек и губ:

1) надувание обеих щек одновременно;

2) надувание щек попеременно ;

3) втягивание щек в ротовую полость между зубами ;

4) сосательные движения - сомкнутые губы вытягиваются вперед хоботком, затем возвращаются в нормальное положение (челюсти сомкнуты);

5 ) оскал : губы сильно растягиваются в стороны, вверх-вниз обнажая оба ряда зубов;

6) хоботок с последующим оскалом при сжатых челюстях;

7) оскал с раскрыванием и закрыванием рта, смыканием губ;

вытягивание губ широкой воронкой при раскрытых челюстях;

9) вытягивание губ узкой воронкой (имитация свиста);

10) втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием к зубам при широко раскрытых челюстях;

11) имитация полоскания зубов (воздух сильно давит на губы);

12) вибрация губ;

13) движение губ хоботком влево-вправо;

14) вращательные движения губ хоботком;

15) сильное надувание щек (воздух губами удерживается в ротовой полости).

Упражнения для языка:

1) высовывание языка лопатой ;

2) высовывание языка жалом ;

3) высовывание распластанного и заостренного языка поочередно;

4) поворачивание сильно высунутого языка вправо-влево;

5) поднимание и опускание задней части языка - кончик языка упирается в нижнюю десну, а корень то поднимается вверх, то опускается вниз;

6) присасывание спинки языка к нёбу, сначала при закрытых челюстях, а затем при открытых;

7) высунутый широкий язык смыкается с верхней губой , а затем втягивается в рот, касаясь спинкой верхних зубов и нёба и загибаясь кончиком вверх у мягкого нёба;

8) присасывание языка между зубами , так что верхние резцы “ скоблят ” спинку языка;

9) круговое облизывание кончиком языка губ;

10) поднимание и опускание широкого высунутого языка к верхней и нижней губам при раскрытом рте;

11) поочередное загибание языка жалом к носу и подбородку, к верхней и нижней губам, к верхним и нижним зубам, к твердому нёбу и дну ротовой полости;

12) касание кончиком языка верхних и нижних резцов при широко раскрытом рте;

13) высунутый язык удерживать желобком или лодочкой ;

14) высунутый язык удерживать чашечкой ;

15) закусывание зубами боковых краев языка;

16) упираясь боковыми краями языка в боковые верхние резцы, при оскале поднимать и опускать кончик языка , касаясь им верхних и нижних десен;

17) при том же положении языка многократно барабанить кончиком языка по верхним альвеолам (т-т-т-т-т);

18) проделать движения одно за другим : язык жалом, чашечкой, вверх и т. д.

Голосовые упражнения: Улучшение тембра голоса с помощью упражнений на звуках, усиливающих ротовой резонанс: «о, у, э, п, б, т, д, ф, в». Тренировка в произнесении изолированных гласных : о___, у___ (беззвучно, долго, кратко, с паузами) Произнесение гласных в сочетании с согласными , сначала в обратных слогах: “оп”, “уп”, “ут”, потом в прямых: “пу”, “по”, “пэ”.  ! Слова и предложения на этом этапе не должны включать носовых звуков !  3. Упражнения с носовыми звуками “м”, “н” для сохранения их нормальной назальности ( дифференциация носовых и ротовых звуков -произнесение пар слогов, слов с этими звуками). 4. Настроить голос на звонкость помогают упражнения со звуком “м_”, резонирующим в передней части рта. 5. Затем упражнения проводятся на протяжном произнесении слогов : “му”, “ма”, “мо”…

Голосовые упражнения:

Улучшение тембра голоса с помощью упражнений на звуках, усиливающих ротовой резонанс: «о, у, э, п, б, т, д, ф, в».

  • Тренировка в произнесении изолированных гласных : о___, у___ (беззвучно, долго, кратко, с паузами)
  • Произнесение гласных в сочетании с согласными , сначала в обратных слогах: “оп”, “уп”, “ут”, потом в прямых: “пу”, “по”, “пэ”.

! Слова и предложения на этом этапе не должны включать носовых звуков !

3. Упражнения с носовыми звуками “м”, “н” для сохранения их нормальной назальности ( дифференциация носовых и ротовых звуков -произнесение пар слогов, слов с этими звуками).

4. Настроить голос на звонкость помогают упражнения со звуком “м_”, резонирующим в передней части рта.

5. Затем упражнения проводятся на протяжном произнесении слогов : “му”, “ма”, “мо”…

Порядок постановки звуков (открытая форма) « Ф » (от упражнений, связанных с продуванием воздушной струи через рот)  изолированно -в обратных слогах -в прямых слогах   «П» (от упражнений по надуванию щек- произвести взрыв смычки губ)  изолированно -в прямых слогах- в обратных слогах –в интервокальной позиции «М» ( дифференцировать взрывные «П и Б» с носовым «М») . «Т» ( артикуляционный уклад и наличие сильной воздушной ротовой струи- взрыв «затвора», зажав крылья носа)  изолированно -в прямых слогах- в обратных слогах –в интервокальной позиции «Н» - часто произносится не кончиком языка, а спинкой или корнем (НГ) ( от артикуляционного уклада « Т»- длительное «Н» )  слоги в прямой –обратной - интервокальной позициях «К (Г)» -не всегда получается по подражанию, несмотря на упражнения в покашливании (используется механический способ постановки от звука «Т»).

Порядок постановки звуков (открытая форма)

« Ф » (от упражнений, связанных с продуванием воздушной струи через рот)

изолированно -в обратных слогах -в прямых слогах

«П» (от упражнений по надуванию щек- произвести взрыв смычки губ)

изолированно -в прямых слогах- в обратных слогах –в интервокальной позиции

«М» ( дифференцировать взрывные «П и Б» с носовым «М») .

«Т» ( артикуляционный уклад и наличие сильной воздушной ротовой струи- взрыв «затвора», зажав крылья носа)

изолированно -в прямых слогах- в обратных слогах –в интервокальной позиции

«Н» - часто произносится не кончиком языка, а спинкой или корнем (НГ)

( от артикуляционного уклада « Т»- длительное «Н» )

слоги в прямой –обратной - интервокальной позициях

«К (Г)» -не всегда получается по подражанию, несмотря на упражнения в покашливании (используется механический способ постановки от звука «Т»).

Коррекция назальных звуков: «М, Н» ( закрытая форма) Протяжное утрированное произнесение-ощущение сильной вибрации на крыльях и основании носа. Порядок упражнений :  м___а - н___а м___о - н___о и т.д.  м___у - н___у м___ы - н___ы и т.д.  ам___ ан___ ом___ он___ и т.д.  ам___а ан___а ом___о он___о и т.д.  мама -- нана момо -- ноно и т.д.  (ударение на втором слоге)   мамама -- нанана момомо--нононо и т.д.  ( ударение на третьем слоге, постепенно ускоряя темп)  мна мно мну мни мне  анма анмо унму инми онме

Коррекция назальных звуков: «М, Н» ( закрытая форма)

Протяжное утрированное произнесение-ощущение сильной вибрации на крыльях и основании носа.

Порядок упражнений :

м___а - н___а м___о - н___о и т.д.

м___у - н___у м___ы - н___ы и т.д.

ам___ ан___ ом___ он___ и т.д.

ам___а ан___а ом___о он___о и т.д.

мама -- нана момо -- ноно и т.д.

(ударение на втором слоге)

мамама -- нанана момомо--нононо и т.д.

( ударение на третьем слоге, постепенно ускоряя темп)

мна мно мну мни мне

анма анмо унму инми онме

Специфические дисграфические нарушения - замены «П, Б» на «М, Т, Д» на «Н» : Например: “придет” - “принет”, “дал” - “нал”, “ландыш” - “ланныш”, и т. д. пропуски, замены, употребление лишних гласных: Например: “в сенем” - “в синем”, “пршел” - “пришел”. -замены и смешения шипящих-свистящих : Например: “зелезо” - “железо”, “закрузились” - “закружились”. -трудности употребления аффрикат: Например: “прящутся” - “прячут”, “щулан” - “чулан”, “шитала” - “читала” -смешения звонких и глухих согласных : Например: “изправь” - “исправь”, “в портвеле” - “в портфеле”. -пропуск одной буквы из стечения : Например: “расвел” - “расцвел”, “конату” - “комнату”. - «Л» заменяется “р”: Например: “проварился” - “провалился”, “подпрыла” - “подплыла”.

Специфические дисграфические нарушения

- замены «П, Б» на «М, Т, Д» на «Н» :

Например: “придет” - “принет”, “дал” - “нал”, “ландыш” - “ланныш”, и т. д.

  • пропуски, замены, употребление лишних гласных:

Например: “в сенем” - “в синем”, “пршел” - “пришел”.

-замены и смешения шипящих-свистящих :

Например: “зелезо” - “железо”, “закрузились” - “закружились”.

-трудности употребления аффрикат:

Например: “прящутся” - “прячут”, “щулан” - “чулан”, “шитала” - “читала”

-смешения звонких и глухих согласных :

Например: “изправь” - “исправь”, “в портвеле” - “в портфеле”.

-пропуск одной буквы из стечения :

Например: “расвел” - “расцвел”, “конату” - “комнату”.

- «Л» заменяется “р”:

Например: “проварился” - “провалился”, “подпрыла” - “подплыла”.

Комплексный подход 1) Птичка в гнездышке проснулась: исходное положение — руки в замок на затылке; отклонение головы назад с сопротивлением рук. 2) Клювиком орешки щелк: исходное положение — сжатые в кулак кисти подпирают подбородок; наклоны головы вперед с сопротивлением рук. 3) Тесно в гнездышке – ой-ой! : исходное положение — ладони к ушам; наклоны головы в стороны с сопротивлением рук. 4) Позевалки:  позевывание при открытом рте.   5) Птичка кашляет : покашливание. 6) Попила водички : имитация глотательных движений. 7) Начинает песни петь: А, У, И, Э / АО, УЭ, ЭИ, ИА и т.д. 8) Мимо пробежал Тарзан : встаньте прямо, сделайте выдох и глубокий вдох. Сожмите руки в кулаки. Громко произносите звуки из первого упражнения, начиная со звука «и», одновременно колотите себя кулаками по груди.

Комплексный подход

1) Птичка в гнездышке проснулась: исходное положение — руки в замок на затылке; отклонение головы назад с сопротивлением рук.

2) Клювиком орешки щелк: исходное положение — сжатые в кулак кисти подпирают подбородок; наклоны головы вперед с сопротивлением рук.

3) Тесно в гнездышке – ой-ой! : исходное положение — ладони к ушам; наклоны головы в стороны с сопротивлением рук.

4) Позевалки: позевывание при открытом рте.

5) Птичка кашляет : покашливание.

6) Попила водички : имитация глотательных движений.

7) Начинает песни петь: А, У, И, Э / АО, УЭ, ЭИ, ИА и т.д.

8) Мимо пробежал Тарзан : встаньте прямо, сделайте выдох и глубокий вдох. Сожмите руки в кулаки. Громко произносите звуки из первого упражнения, начиная со звука «и», одновременно колотите себя кулаками по груди.

Ермакова И. И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков : Кн. для логопеда/Под ред. С. Л. Таптаповой.— М.: Просвещение, 1984. Соломатина Г.Н. Водолацкий В.М. Устранение открытой ринолалии у детей. Методы обследования и коррекции /ТЦ Сфера, 2005. Соболева Е.А. Ринолалия /М.: АСТ, Астрель, 2006 . Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. О.Н. Усановой Вансовская Л.И. Устранение нарушений речи при врожденных расщелинах неба /СПб, Гиппократ. 2000г . Сереброва Н.И. Из опыта работы с детьми – ринолаликами в послеоперационный период – В кн. «Нарушения речи у дошкольников» – М. Просвещение, 1969г. Хрестоматия по логопедии / Под. ред. Л.С. Волковой, А.И. Селиверстова. – М.1997г., часть 1 .

Ермакова И. И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков : Кн. для логопеда/Под ред. С. Л. Таптаповой.— М.: Просвещение, 1984.

Соломатина Г.Н. Водолацкий В.М. Устранение открытой ринолалии у детей. Методы обследования и коррекции /ТЦ Сфера, 2005.

Соболева Е.А. Ринолалия /М.: АСТ, Астрель, 2006 .

Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. О.Н. Усановой

Вансовская Л.И. Устранение нарушений речи при врожденных расщелинах неба /СПб, Гиппократ. 2000г .

Сереброва Н.И. Из опыта работы с детьми – ринолаликами в послеоперационный период – В кн. «Нарушения речи у дошкольников» – М. Просвещение, 1969г.

Хрестоматия по логопедии / Под. ред. Л.С. Волковой, А.И. Селиверстова. – М.1997г., часть 1 .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шумакова Ольга Викторовна

Дата: 26.11.2014

Номер свидетельства: 135818


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства