Методика направленная на коррекцию слоговой структуры слова у детей
Методика направленная на коррекцию слоговой структуры слова у детей
Методика состоит из четырех этапов формирования слоговой структуры слова у младших школьников (дошкольников). Каждый этап включает в себя комплекс упражнений и игр.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методика направленная на коррекцию слоговой структуры слова у детей»
МЕТОДИКАНАПРАВЛЕННАЯ НА КОРРЕКЦИЮ НАРУШЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРА СЛОВА
Этапы:
подготовительный этап (создание фонетико-фонематической базы).
этап формирования слоговой структуры слова (состоящий из 3 ступеней).
этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова (заучивание стихов, рифмовок, рассказов, скороговорок с правильно произносимыми звуками).
заключительный этап (использование полученных навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи).
Подготовительный этап.
(создание фонетико-фонематической базы для коррекции нарушений слоговой структуры слова)
ФОНЕТИЧЕСКАЯ БАЗА – овладение произношением всех гласных, а также согласных звуков раннего онтогенеза (М, Н, Б, П,В, Ф, Д, Т, Г, К, Х и их мягких вариантов), исправление имеющихся нарушений голоса, темпа, тембра и т.п.
ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ БАЗА – способность к воспроизведению:
сочетаний гласных звуков (АУИ, АОУИ, УИАО и пр.);
слоговых сочетаний с общим согласным и разными согласными звуками (ТА-ТО-ТУ, ПЫ, ПУ, ПА);
слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками (ПА-КА-ТА, ДО-БО-ГО);
слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по звонкости-глухости (ДА-ТА, ПА-БА);
слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по твёрдости-мягкости (МА-МЯ, ТА-ТЯ);
слов, близких по звуковому составу (БОК – БАК - БЫК);
Этап формирования
слоговой структуры слова
(3 ступени, 20 упражнений)
На этом этапе в качестве вспомогательного средства используются зрительные и жестовые символы звуков.
Для повторения ребёнку даются слова с легкопроизносимыми звуками. Слова с труднопроизносимыми фонемами предлагаются только для восприятия.
1-я ступень. Соотнесение звучания слов со зрительными символами гласных звуков, моделирующими их слоговой контур (упражнения 1-6).
3-я ступень. Проговаривание слов (и их сочетаний), содержащих стечения согласных звуков (упражнения 15-20).
Этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова
На этом этапе предлагаются тексты, содержащие звуки, которые в начале обучения могли употребляться неверно (шипящие, Л, Р, Р’). Подразумевается, что к началу данного этапа логопед уже исправил их произношение. В противном случае приступать к многократному повторению и заучиванию текстов не рекомендуется, т.к. дефектное произношение стойко закрепляется.
Отражённое проговаривание
и заучивание:
слов, словосочетаний и предложений;
рифмовок и стихов;
скороговорок;
рассказов.
Заключительный этап
Предполагается, что ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи.
Использование полученных навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи:
Составление рассказов по опорным словам;
Описание предметов;
Придумывание конца или начала к рассказу педагога;
Сравнение объектов;
Диалог на заданную тему;
Рассказывание по воображению;
Придумывание сказок по набору игрушек и т.п.
Упражнения по формированию
слоговой структуры слова
Упражнение 1.
Взрослый поясняет, что слова бывают длинные и короткие, а затем чётко произносит названия зверей и сказочных персонажей, изображённых на картинках. Каждое слово, содержащее определённое количество слогов, зрительно соотносится с длинной или короткой полоской-символом.
для наглядности послоговое произнесение слова сопровождается движением пальца вдоль полоски, причём остановки в конце слогов должны соответствовать положению точек на полосках.
При выполнении данного упражнения взрослому не следует требовать от ребёнка повторения слов, достаточно их слухового и зрительного восприятия.
Упражнение 2.
После заучивания зрительных символов гласных звуков взрослый называет предметы, изображённые на картинках, длительно и утрированно произнося гласные звуки. Затем сказанное слово соотносится с его зрительной моделью, содержащей символическое изображение слогообразующих гласных звуков.
Упражнение 3.
Взрослый чётко произносит слова из одного, двух и трёх слогов, уточняет их значение, а затем соотносит каждое сказанное слово с определённым набором символов слогообразующих гласных звуков.
Взрослый чётко произносит названия предметов, изображённых на картинках (двусложные слова), уточняет значения слов, а затем соотносит звучание каждого из них с определённой парой символов слогообразующих гласных звуков.
Взрослый чётко произносит двусложные слова с одинаковыми слогообразующими гласными звуками, отличающимися положением ударения. Значение слов уточняется. Затем звучание каждого названного взрослым слова соотносится с изображением одной из двух пар символов.
Ударный гласный звук помечен восклицательным знаком.
Примерные картинки: глазки и глазки, замки и замки, мазки и маски, катки и кадки.
Следующая группа слов предлагается ребёнку без опоры на картинки, с использованием только слухового восприятия.
Взрослый чётко произносит трёхсложные слова, уточняет их значение, а затем соотносит звучание каждого из них с определённым набором символов слогообразущих гласных звуков, отличающихся положением ударения.
Набор слов:
Улица, курица, умница, кузница, бусинка;
Улитка, клубника, пружина, куница, дубинка;
Хулиган, бузина, глубина, убирать, увидать.
Упражнение 7.
Взрослый чётко произносит, а затем предлагает ребёнку повторить цепочку слоговых сочетаний со стечением двух согласных звуков и гласным звуком впереди.
Наличие гласного звука в начале звукокомплекса облегчает произнесение стечения согласных звуков.
АПТА – АПТО – АПТУ – АПТЫ
АКМА – АКМО – АКМУ – АКМЫ
АКНА – АКНО – АКНУ – АКНЫ
АКФА – АКФО – АКФУ – АКФЫ
АГДА, АБНА, АВДА, АМНА, АДМА, АФТА, АПКА, АПФА, АХТА и пр. (то же с гласными звуками О, У, Ы на конце.)
Упражнение 8.
Взрослый чётко произносит, а затем предлагает ребёнку повторить слоговые сочетания с наращиванием одного согласного звука (для образования стечения).
ПА – ТПА НА – КНА
КА – ТКА ХА – ПХА
ФА – ТФА ВА – ДВА
МА – КМА БА - ДБА
ТА – ПТА ГА – ДГА
ФА – КФА ДА – БДА (то же с гласными звуками О, У, Ы)
Упражнение 9.
Взрослый чётко произносит, а затем предлагает ребёнку повторить цепочку слоговых сочетаний со стечением двух согласных звуков и сменяемой гласной в конце каждого слога.
ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ ФТА-ФТО-ФТУ-ФТЫ
КТА-КТО-КТУ-КТЫ ТПА-ТПО-ТПУ-ТПЫ
ХТА-ХТО-ХТУ-ХТЫ ТКА-ТКО-ТКУ-ТКЫ и т.д
Упражнение 10.
Взрослый чётко произносит и предлагает ребёнку повторить слоговые сочетания со сменой позиции согласных звуков в их стечении.
ПТА – ТПА МТА – ТМА
ФСА – СФА БНА – НБА
ХФА – ФХА ФТА – ТФА
СПА – ПСА КТА – ТКА
КНА – НКА ДВА – ВДА
То же с гласными звуками О, У, Ы.
Упражнение 11.
Взрослый чётко произносит, а затем предлагает ребёнку повторить слоговые сочетания с тремя согласными звуками, находящимися рядом.
АХТПА, АСТМА, АКТПА, АПСТА, АСКПА, АПСКА, АМСТА. То же с гласными звуками О, У, Ы.
Упражнение 12.
Взрослый чётко произносит, а затем предлагает ребёнку повторить цепочку слоговых сочетаний с тремя согласными звуками, находящимися рядом, и сменяемым гласным звуком в конце каждого сочетания.
АХТПА – АХТПО – АХТПУ – АХТПЫ
АКТПА – АКТПО – АКТПУ – АКТПЫ
АПТКА – АПТКО – АПТКУ – АПТКЫ
АФТКА – АФТКО – АФТКУ – АФТКЫ
Упражнение 13.
Взрослый чётко произносит, а затем предлагает ребёнку повторить слоговые сочетания с четырьмя согласными звуками, находящимися рядом.
АФТКПА, АПТКМА, АМХТПА, АКХТФА,
АКХМНА (то же с гласными звуками О, У, Ы в конце)
Упражнение 14.
Взрослый чётко произносит и предлагает ребёнку повторить цепочку слоговых сочетаний с четырьмя согласными звуками, находящимися рядом, и сменяемым гласным звуком в конце каждого сочетания.
АФТКПА – АФТКПО – АФТКПУ – АФТКПЫ
АПТКМА – АПТКМО – АПТКМУ – АПТКМЫ
АФХТПА – АФХТПО – АФХТПУ – АФХТПЫ
АКХТФА – АКХТФО – АКХТФУ – АКХТФЫ
АКХМНА – АКХМНО – АКХМНУ – АКХМНЫ
Упражнение 15.
Взрослый чётко произносит, а затем предлагает ребёнку повторить односложные слова со стечением согласных звуков. После этого в качестве контроля за усвоением слогового состава слов ребёнку предлагается самостоятельно назвать предметы, изображённые на картинках.
Взрослый чётко произносит, а затем предлагает ребёнку повторить двусложные слова со стечением согласных звуков. После этого в качестве контроля за усвоением слогового состава слов ребёнку предлагается самостоятельно назвать предметы, изображённые на картинках.
Взрослый чётко произносит, а затем предлагает ребёнку повторить трёхсложные слова со стечением согласных звуков. После этого в качестве контроля за усвоением слогового состава слов ребёнку предлагается самостоятельно назвать предметы, изображённые на картинках.
Взрослый чётко произносит, а затем предлагает ребёнку повторить сочетания числительных с существительными (одно-, дву- и трёхсложными словами, имеющими стечения согласных звуков).
Одна кепка, две кепки (ветка, пальма, тыква, улитка, пуговка, панамка, пипетка, селёдка, минутка, калитка, конфетка, комната, банкетка, плитка, клетка, кнопка).
Один бантик, два бантика (кантик, компот, магнит, павлин, лесник, клён, блин, купальник, напильник, будильник).
Одно окно, два окна (блюдо, письмо, такси, пальто).
Упражнение 19.
Взрослый чётко произносит, а затем предлагает ребёнку повторить сочетания прилагательных с существительными (одно-, дву- и трёхсложными словами, имеющими стечения согласных звуков).
Взрослый уточняет значение, чётко произносит, а затем предлагает ребёнку повторить четырёх - и пяти – сложные слова-действия со стечением согласных звуков.
все слова содержат только легкопроизносимые звуки (это определяет их фонетическую доступность), а также близки по звуковому составу (это обстоятельство усложняет задание по сравнению с предыдущим).
Закрепление навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в ходе отражённого проговаривания и заучивания текстов
весь речевой материал содержит большое количество стечений согласных звуков. При затруднении в качестве вспомогательного средства можно использовать отхлопывание слогового контура слов и позвуковое проговаривание стечений согласных звуков с применением их зрительных или жестовых символов.
Предложения без труднопроизносимых звуков (шипящих и звуков Л, Р).
Охотники выследили лису.
Гости наследили на кухне.
Дети выпускали птиц из клеток.
Лисий след запутывает охотника.
Под мамино пение все дети успокаивались.
Охотники стаскивали с ног сапоги.
С облепиховых веток осыпались листья.
Дети высыпали подосиновики из кузовков.
Алевтина и Валентина подметали длинную комнату.
Все насекомые повыскакивали из-под плинтуса.
Антилопы заметались, так как львы оказались поблизости.
На автобусной остановке постоянно скапливались люди.
Спасатели остановили спуск автобуса с насыпи.
На свадьбе своего сына соседи составили вместе все стулья и скамейки.
Валентин и Валентина наблюдали, как львы и львята отдыхали под пальмой.
Сочетания слов, насыщенных звуками Р, Р’
Остров сокровищ.
Трудная операция.
Барабанная дробь.
Разведение костров.
Пограничный дозор.
Творческая радость.
Огромное отверстие.
Операционная сестра.
Командир разведчиков.
Разгром противника.
Скафандр космонавта.
Разноцветный мрамор.
Собрание парикмахеров.
Расторопные строители.
Черноморский курорт.
Работница радиозавода.
Нераскрытое преступление.
Добросовестный работник.
Костюмированное представление.
Густая розовая микстура.
Крупные гроздья винограда.
Мраморные опоры в метро.
Огромная, просторная квартира.
Бригадир бригады лесорубов.
3. Сочетания слов и предложения с труднопроизносимыми звуками
(ш, ж, ч, щ, р, л)
1. На сковороде разогревается завтрак.
2. На табуретке стоит соковыжималка.
3. В просторном дворе дети слепили снеговика.
4. Саша спрашивала у Наташи про простоквашу.
5. Костя вышел из шестнадцатиэтажного дома.
6. Воспитательница прочитала сказку про бармалея.
7. По пешеходному переходу движется поток пешеходов.
8. Первоклассники выстроились на школьном дворе.
9. Вдоль тротуара движется переполненный трамвай.
10. У учительницы на столе стоит магнитофон.
11. В холодильнике много скоропортящихся продуктов.
12. Константин слепил из фиолетового пластилина снеговика.
13. Пограничники заметили в посёлке подозрительного человека.
14. В автомастерской ремонтируют разнообразный транспорт.
15. Велосипедисты и мотоциклисты останавливаются у светофора.
16. Из серванта выдвинули ящик, в котором хранилась серебряная посуда.
17. В фотоателье пришли фотографироваться взрослые и подростки.
18. На перекрёстке двух проспектов ведётся огромное строительство.
19. На перекрёстке строители выстроили четырнадцатиэтажный дом.
20. Вдоль улицы выстроились в ряд тринадцати- и пятнадцатиэтажные дома.
21. Преподаватель физкультуры попросил учащихся переодеться в физкультурную форму.
22. На троллейбусной и автобусной остановках скопилось много народа.
23. На перекрёстке стоит регулировщик и управляет движением транспорта.
24. По подземному переходу люди переходят улицу, перегруженную транспортом.
25. В комоде лежала стопка из пятнадцати пододеяльников и четырнадцати скатертей.