kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методика исследования словарного запаса

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлена методика исследования словарного запаса у дошкольников 6-7 лет.

Просмотр содержимого документа
«Методика исследования словарного запаса»




Методики исследования словарного запаса




Логопедическая диагностика детей дошкольного возраста является важным компонентом системы логопедической работы, будучи включена в дошкольное образование, она призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение. В ней применяются методы, разработанные в рамках психологии, нейропсихологии, психолингвистики и логопедии. Эти методы постоянно совершенствуются, модифицируются и дополняются. В соответствии с возрастом и психологическими особенностями ребенка процедура и методы обследования должны варьироваться.

В работе Р.И. Лалаевой и Серебряковой Н.В.[1999] подробно описаны особенности формирования словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи. По их мнению одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Характерной особенностью является бедность словаря, трудности в актуализации слов, особенно глаголов и прилагательных, трудности в усвоении слов обобщенного отвлеченного значения. Для детей характерны неточности употребления слов. В одних случаях дети употребляют слова в излишне широком значении, в других — проявляется слишком узкое понимание значения слова. Иногда дети с ОНР используют слово лишь в определенной ситуации. Наблюдаются трудности в формировании лексической системности, семантических полей , что выражается в особенностях классификации слов на основе семантических признаков, а именно выполнение заданий на группировку слов, поиске лишнего слова.

У дошкольников с ОНР выявляются ошибки при подборе антонимов и синонимов к преобладающему большинству слов, что говорит о несформированности и несистематизированности синонимических или антонимических рядов, а так же недостаточном объеме словаря и неумении выделять в структуре значения слова основной дифференциальный семантический признак, сопоставлять слова по существенному семантическому признаку.

Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В.[1993], отмечают ряд особенностей словарного запаса ребенка с общим недоразвитием речи. К ним относятся полное незнание значений некоторых слов, неточное понимание и употребление ряда слов, замена названия части предмета названием целого предмета, подмена названий профессий названиями действия, замена видовых понятий родовыми и наоборот, взаимозамещение признаков.

Характерной особенностью оказывается то, что в свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий.

Общее недоразвитие речи проявляется в незнании, неточном употреблении некоторых слов. Замены слов происходят как по смысловому, так и по звуковому признакам.

Наибольшую часть словарного запаса составляют имена существительные и глаголы. Что касается имен прилагательных, то из их числа употребляются преимущественно качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки предметов – величину, цвет, форму, некоторые свойства предметов.

Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова [2000] на основании исследования выявили более низкий, по сравнению с нормально развивающимися дошкольниками, уровень выполнения многих заданий: на переименование предметов (Л. С. Выготский); объяснение значений слов, особенно слов обобщенного значения; на усвоение грамматического значения слова; дифференциацию слов, сходных по семантике, что говорит о задержке в развитии семантической структуры слова, отклонения в соотношении денотативных и лексико-семантических компонентов значения, особенно обобщающих слов.

Несформированность лексической системности и семантических полей, трудности актуализации лексики, неточность словаря у детей с ОНР препятствуют нормальному протеканию процесса обучения грамоте, усвоения грамматики в школе. В связи с этим необходимо целенаправленная работа по организации семантических полей, по формированию лексической системности у детей с ОНР ещё в дошкольном возрасте. (Л.Г. Парамонова, Н.В. Серебрякова[1986]).

Подводя итог мы видим, что у детей с общим недоразвитием речи можно выделить ряд особенностей лексической стороны речи. Это резкое расхождение объема активного и пассивного словаря; неправильное понимание смысла слова и неточное употребление слов; большое количество вербальных парафазий; несформированность семантических полей; затруднение в подборе синонимов и антонимов; трудности в выделении обобщённого значения слова. Для правильной оценки сформированности лексической стороны речи ребенка и определения наиболее эффективных путей формирования словарного запаса, необходимо определить количественный и качественный уровень развития лексических средств, а так же уровень сформированности словаря синонимов и антонимов, сформированность семантических полей и лексической системности.

При разработке методики исследования словаря за основу были приняты:

– современные психолингвистические представления о слове, разработанные Л.С. Выготским [2006], А.А. Леонтьевым [1997] А.А. Уфимцевой [1986].

– работы о процессе развития лексики в онтогенезе Е.Н. Винарской [1987], А.Н. Гвоздевым [1981], Н.И. Жинкиным [1972], С.Н. Цейтлин [2000].

– работы о нарушении формирования лексики у детей с речевой патологией Н.С. Жуковой [2006] Е.М Мастюковой [2006], В.А. Ковшиковым [1994] Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой [2001], Р.Е. Левиной [1991], Т. Б. Филичевой Г.В. Чиркиной [2004] .

Логопедическая диагностика детей с речевыми нарушениями является важной составляющей системы коррекционной деятельности. Без неё невозможно организовать эффективное коррекционное обучение. В процессе обследования выявляются показатели отклонения речевого развития, которые определяют план индивидуальных и групповых занятий.

При разработке методики исследования словаря использовались методы, описанные в работах Р.И. Лалаева [2004], Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломаховой[2000], И.А. Смирновой[2006], Е.Ф. Архиповой [2006].

Речевой материал подобран с учетом программы детского сада и возраста детей. Исследование лексики проводилось на материале слов существительных, прилагательных и глаголов, наречий, выявлялись особенности антонимии и синонимии, особенности классификации по семантическим признакам, особенности объяснения имен существительных.

В ходе выполнения заданий, предлагаемых в игровой форме, выяснялись особенности лексической стороны речи

Правильными ответами считались те, где наблюдалось адекватное употребление слов по своему значению, фонетические искажения во внимание не принимались.








Данная методика позволяет дать количественною и качественною оценку активного и пассивного словаря, изучить семантическую структуру слова, сформированность семантических полей и лексической системности.

Методика исследования словаря была составлена с учетом требования "Программы воспитания в детском саду". Это позволило отобрать необходи­мый материал и провести исследование в соответствии с возрастными воз­можностями детей.

По итогам каждого задания проводился анализ количественных и качественных показателей активного и пассивного словаря.

Количественный анализ предполагает подсчет правильных ответов. За правильный ответ считается тот, в котором слово употребляется по своему значению, фонетические ошибки во внимание не принимаются.

Так же проводился качественный анализ уровня сформированности лексики по каждому пункту исследования.

Были выделены следующие разделы исследования словаря.

  1. Исследование пассивного и активного словаря

Пассивный словарь:

а) Исследование словаря имен существительных, в том числе обозначающих части предметов

б) Исследование словаря глаголов

в) Исследование словаря прилагательных

Активный словарь:

а) Исследование словаря имен существительных в том числе, обозначающих части предметов

б) Исследование словаря глаголов

в) Исследование словаря прилагательных

г) Исследование словаря наречий

  1. Исследование семантической структуры слова и лексической системности

а) Исследование обобщающих понятий

б) Подбор синонимов

в) Подбор антонимов

г) Классификация предметов

д) Группировка слов

е) Добавление одного общего слова к двум словам

ж) Дополнение к глаголу

з) Дополнение последнего слова в предложение

и) Объяснение значений слов

Данная методика исследования пассивного и активного словаря детей с общим недоразвитием речи позволяет сделать выводы о сформированности лексической стороны речи у детей контрольной и экспериментальной групп.

Исследование пассивного словаря.

Исследования пассивного словаря существительных

Процедура: Ребенку предлагается ряд изображений. Необходимо выбрать то или иное изображение.

Инструкция: «Я буду называть предметы. Постарайся показать то, что я назову»

Материал: Предметные и сюжетные картинки по тематическим группами.

Времена года: весна, лето, осень, зима

Время суток: день, вечер, ночь, утро

Игрушки: кукла, машинка, паровозик, кубики, пирамидка

Спортивный инвентарь: лыжи, санки, коньки, велосипед, мяч, скакалка, самокат

Канцелярские принадлежности: карандаш, линейка, ручка, тетрадь, скрепки, ножницы, клей

Одежда: рубашка, носки, брюки, платье, куртка, шапка, перчатки, кофта

Обувь: ботинки, сапоги, туфли, тапки, кроссовки, босоножки

Мебель: тумбочка, кровать, стол, шкаф, диван, стул, кресло

Бытовая техника: телевизор, пылесос, утюг, плита, стиральная машина, компьютер, телефон, холодильник

Орудия труда: топор, дрель, молоток, гвоздь, отвертка

Посуда: кастрюля, чайник, тарелка, ложка, вилка, чашка, нож, сковорода, стакан

Овощи: огурец, помидор, капуста, лук, свекла, баклажан

Фрукты: груша, банан, яблоко, виноград, апельсин, ананас

Ягоды: смородина, малина, земляника, вишня, ежевика, клюква

Средства передвижения: автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай, самолет, поезд, корабль, вертолет, мотоцикл, грузовик

Птицы: голубь, снегирь, ворона, ласточка, воробей, сорока

Насекомые: комар, стрекоза, кузнечик, оса, муха, гусеница

Дикие животные: волк, лиса, медведь, белка, олень, тигр, лев, жираф, слон, обезьяна

Домашние животные: овца, корова, коза, лошадь, кошка, собака, кролик

Профессии: летчик, врач, повар, водитель, строитель, учитель, продавец, пожарный, моряк

Названия детенышей животных: львенок, котенок, олененок, щенок, жеребенок, ягненок, теленок

Части тела: волосы, спина, руки, нога, локоть, колено, живот, голова, глаз, рот, нос, ухо, подбородок

Части дома: лестница, дверь, потолок, забор, стена, пол, крыльцо, окно, крыша

Оценка пассивного словаря существительных:


5 баллов - правильное показывание 160-166 существительных

4 балла – правильное показывание 150-159 существительных

3 балла - правильное показывание 140-149 существительных

2 балла - правильное показывание 130-139 существительных

1 балл - правильное показывание менее 130 существительных

Исследование пассивного словаря глаголов

Процедура: Ребенку показывают картинки. Необходимо выбрать ту или иную картинку.

Инструкция: «Перед тобой лежат картинки. Постарайся показать ту картинку, которую я назову»

Материал: Предметные и сюжетные картинки

Кто что делает: корабль плывет, птица летит, змея ползет, мальчик идет, девочка прыгает, спортсмен бежит, кошка спит, женщина сидит, ребёнок плачет, мужчина загорает, ребенок смеётся, мальчик сердится, мама гладит, девочка умывается, бабушка пьет чай, мальчик моет посуду, девочка читает, мальчик пишет, мама купает, девочка поливает цветы, мальчик кормит, девочка катается

Кто что делает( с использованием профессий): художник рисует, доктор лечит, повар варит, продавец продает, строитель строит, певец поет, парикмахер стрижет, водитель водит, портниха шьет

Кто какие звуки издает: мышь пищит, петух кукарекает, собака лает, лягушка квакает, жук жужжит, корова мычит, голубь воркует, воробей чирикает, кошка мяукает, мишка рычит

Оценка пассивного глагольного словаря:


5 баллов – правильное показывание 39-41 глаголов

4 балла – правильное показывание 36-38 глаголов

3 балла - правильное показывание 33-35 глаголов

2 балла - правильное показывание 30-32 глаголов

1 балл – правильное показывание менее 30 глаголов

Исследование пассивного словаря прилагательных

Процедура: Ребенку показывают картинки, необходимо выбрать ту или иную карточку.

Инструкция: «Перед тобой лежат картинки. Я назову признак, а ты выбери нужную картинку»

Материал: Предметные и сюжетные картинки

Название цветов: коричневый, розовый, голубой, оранжевый, зеленый, красный, синий, желтый, белый, черный, фиолетовый, серый

Название форм: круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный, овальный


Качественные прилагательные: полный, пустой, короткий, длинный, мягкий, твердый, легкий, тяжелый, широкий, узкий, толстый, худой, низкий, высокий, сильный, слабый, горький, сладкий, кислый, горячий, холодный

Оценка пассивного словаря прилагательных:


5 баллов – правильное показывание 36-38 прилагательных

4 балла – правильное показывание 33-35 прилагательных

3 балла - правильное показывание 30-32 прилагательных

2 балла - правильное показывание 27-29 прилагательных

1 балл – правильное показывание менее 26 прилагательных

Исследование активного словаря

Исследования словаря существительных

Процедура: Ребенку показывают картинки. Необходимо назвать, что изображено.

Инструкция: «Я буду показывать тебе картинку, а ты постарайся назвать её»

Материал: Предметные и сюжетные картинки с тематическими группами.

Времена года: весна, лето, осень, зима

Время суток: день, вечер, ночь, утро

Игрушки: кукла, машинка, паровозик, кубики, пирамидка

Спортивный инвентарь: лыжи, санки, коньки, велосипед, мяч, скакалка, самокат

Канцелярские принадлежности: карандаш, линейка, ручка, тетрадь, скрепки, ножницы, клей

Одежда: рубашка, носки, брюки, платье, куртка, шапка, перчатки, кофта

Обувь: ботинки, сапоги, туфли, тапки, кроссовки, босоножки

Мебель: тумбочка, кровать, стол, шкаф, диван, стул, кресло

Бытовая техника: телевизор, пылесос, утюг, плита, стиральная машина, компьютер, телефон, холодильник

Орудия труда: топор, дрель, молоток, гвоздь, отвертка

Посуда: кастрюля, чайник, тарелка, ложка, вилка, чашка, нож, сковорода, стакан

Овощи: огурец, помидор, капуста, лук, свекла, баклажан

Фрукты: груша, банан, яблоко, виноград, апельсин, ананас

Ягоды: смородина, малина, земляника, вишня, ежевика, клюква

Средства передвижения: автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай, самолет, поезд, корабль, вертолет, мотоцикл, грузовик

Птицы: голубь, снегирь, ворона, ласточка, воробей, сорока

Насекомые: комар, стрекоза, кузнечик, оса, муха, гусеница

Дикие животные: волк, лиса, медведь, белка, олень, тигр, лев, жираф, слон, обезьяна

Домашние животные: овца, корова, коза, лошадь, кошка, собака, кролик

Профессии: летчик, врач, повар, водитель, строитель, учитель, продавец, пожарный, моряк

Названия детенышей животных: львенок, котенок, олененок, щенок, жеребенок, ягненок, теленок

Части тела: волосы, спина, руки, нога, локоть, колено, живот, голова, глаз, рот, нос, ухо, подбородок

Части дома: лестница, дверь, потолок, забор, стена, пол, крыльцо, окно, крыша

Оценка активного словаря существительных:


5 баллов - правильное называние 160-166 существительных

4 балла - правильное называние 150-159 существительных

3 балла - правильное называние 140-149 существительных

2 балла - правильное называние 130-139 существительных

1 балл - правильное называние менее 130 существительных

Исследование активного словаря глаголов

Процедура: Ребенку показывают картинки. Необходимо сказать, что изображено.

Инструкция: «Я буду показывать картинки, а ты попробуй назвать что на них изображено»

Материал: Предметные и сюжетные картинки

Кто что делает: корабль плывет, птица летит, змея ползет, мальчик идет, девочка прыгает, спортсмен бежит, кошка спит, женщина сидит, ребёнок плачет, мужчина загорает, ребенок смеётся, мальчик сердится, мама гладит, девочка умывается, бабушка пьет чай, мальчик моет посуду, девочка читает, мальчик пишет, мама купает, девочка поливает цветы, мальчик кормит, девочка катается

Кто что делает(с использованием профессий): художник рисует, доктор лечит, повар варит, продавец продает, строитель строит, певец поет, парикмахер стрижет, водитель водит

Кто какие звуки издает: мышь пищит, петух кукарекает, собака лает, лягушка квакает, кошка мяукает, жук жужжит, корова мычит, голубь воркует, воробей чирикает, кошка мяукает, мишка рычит

Оценка активного словаря глаголов:


5 баллов – правильное называние 39-41 глаголов

4 балла – правильное называние 36-38 глаголов

3 балла - правильное называние 33-35 глаголов

2 балла - правильное называние 30-32 ошибок

1 балл – правильное называние менее 30 глаголов

Исследование активного словаря прилагательных

Процедура: Ребенку показывают картинки, необходимо назвать тот или иной признак.

Инструкция: «Перед тобой лежат картинки. Ответь на вопрос Какой? или Чей?»

Материал: Предметные и сюжетные картинки

Название цветов: коричневый, розовый, голубой, оранжевый, зеленый, красный, синий, желтый, белый, черный, фиолетовый, серый

Название форм: круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный, овальный


Качественные прилагательные: полный, пустой, короткий, длинный, мягкий, твердый, легкий, тяжелый, широкий, узкий, толстый, худой, низкий, высокий, сильный, слабый, горький, сладкий, кислый, горячий, холодный

Оценка активного словаря прилагательных:


5 баллов – правильное называние 36-38 прилагательных

4 балла – правильное называние 33-35 прилагательных

3 балла - правильное называние 30-32 прилагательных

2 балла - правильное называние 27-29 прилагательных

1 балл – правильное называние менее 26 прилагательных

Исследование активного словаря наречий

Процедура: Перед ребенком выкладываются картинки, относящиеся к эмоциональному состоянию, величине, качеству, ребенок должен внимательно посмотреть на картинки и назвать их.

Инструкция: «Подбери к картинкам слова, отвечающие на вопрос

как?»

Материал: Картинки с изображениями

Весело, грустно, мало, много, грязно, чисто, тяжело, легко

5 баллов – правильное называние всех наречий

4 балла – правильное называние 6-7 наречий

3 балла - правильное называние 4-5 наречий

2 балла - правильное называние 2-3 наречий

1 балл – правильное называние 1 и менее наречий

Исследование семантической структуры слова и лексической системности

Исследование обобщающих понятий

Процедура: Логопед показывает картинки, а ребенок подбирает обобщающее слово.

Инструкция: «Я буду показывать картинку, а ты подбери для предметов на картинке одно общее слово».

Материал: Предметные картинки с тематическими группами

Собаки ( колли, такса, боксер, овчарка)

Столы ( письменные, парта, обеденный, журнальный, стол для тенниса)

Посуда ( тарелка, ложка, чашка, кастрюля)

Куклы (барби, буратино, петрушка, матрешка, кукла на веревке, мягкая кукла)

Одежда ( рубашка, брюки, юбка, майка, носки, куртка)

Птицы ( снегирь, ворона, ласточка, сорока, воробей)

Машины(грузовик, полицейская машина, легковая машина, лимузин, экскаватор, машина с цистерной )

Оценка обобщающих понятий:


5 баллов - подобрал обобщающие слова во всех заданиях

4 балла - подобрал обобщающие слова в 6 заданиях

3 балла - подобрал обобщающие слова в 5 заданиях

2 балла - подобрал обобщающие слова в 4 заданиях

1 балл - подобрал обобщающие слова в 3 и менее заданиях

Исследование словаря синонимов

Процедура: Логопед называет слово к которому нужно подобрать синоним

Инструкция: «Подбери близкое или такое же по значению слово»

Материал: Материалом для исследования являются слова

Парк, доктор, пламя, горе, глядеть, плясать, скакать, смелый, хмурый, старый

Оценка называния синонимов:


5 баллов -правильно подобрал синонимы к 9-10 словам


4 балла –правильно подобрал синонимы к 7-8 слов


3 балла - правильно подобрал синонимы к 6-5 словам

2
балла - правильно подобрал синонимы к 3-4 словам


1 балл - правильно подобрал синонимы к 1-2 словам и менее


Исследование словаря антонимов

Процедура: Логопед называет слово к которому нужно подобрать антоним

Инструкция: «Скажи наоборот»

Материал: Материалом для исследования являются слова

Добро, горе, поднимать, давать, покупать, хороший, грустный, широкий, высокий, тонкий, громко, низко

Оценка называния антонимов:


5 баллов - правильно подобрал антонимы к 11-12 словам


4 балла – правильно подобрал антонимы к 9-10 слов


3 балла - правильно подобрал антонимы к 7-8 словам

2
балла - правильно подобрал антонимы к 5-6 словам


1 балл - правильно подобрал антонимы к 3-4 словам
и менее

Классификация предметов

Процедура: Ребенку выдаются карточки, которые он должен разложить на две группы по общему признаку

Инструкция: «Разложи картинки на две группы и назови их».

Материалы: Группы предметных картинок

Семантически далекие предметы:

группа: мебель-звери (диван, волк, шкаф, тигр, стул, заяц)

группа: профессии-рыбы(врач, акула, учитель, окунь, продавец, щука, строитель, кит)

Семантически близкие предметы:

группа: дикие птицы-домашние птицы;( дятел, курица, аист, гусь, петух, ворона)

группа: птицы-насекомые (оса, воробей, стрекоза, синица, пчела, снегирь)

Оценка классификации предметов:


5 баллов - правильно выполнил все задания

4 балла - правильно выполнил 3 задания

3 балла - правильно выполнил 2 задания

2 балла - правильно выполнил 1 задания


1 балл – не выполнил ни одного задания

Группировка слов

Существительные

Процедура: Ребенку называют группы слов, из которых он должен выбрать лишнее

Инструкция: « Я буду называть слова, а ты выбери лишнее».

Материалы: Группы слов, по три в каждой группе

1 группа: стол, бабочка, диван

2 группа тигр, тарелка, ложка

3 группа береза, яблоко, рябина

4 группа волк, собака, лиса

5 группа лимон, свекла, яблоко

6 группа сорока, бабочка, скворец

7 группа тарелка, стол, стакан

Оценка группировки существительных:


5 баллов - правильно выполнил все задания

4 балла - правильно выполнил 5-6 заданий


3 балла - правильно выполнил 3-4 заданий



2 балла - правильно выполнил 1-2 заданий



1 балл – не выполнил ни одного задания

Глаголы

Процедура: Ребенку называют группы слов, из которых он должен выбрать лишнее

Инструкция: « Я буду называть слова, а ты выбери лишнее».

Материалы: Группы слов, по три в каждой группе

1 группа: налил, насорил, вылил

2 группа: подбежал, вошел, подошел

3 группа: стоит, растет, сидит

4 группа: идет, цветет, бежит

5 группа: вошел, вылетел, выбежал

Оценка группировки глаголов:


5 баллов - правильно выполнил все задания

4 балла - правильно выполнил 4 задания


3 балла - правильно выполнил 3 задания



2 балла - правильно выполнил 1-2 заданий



1 балл – не выполнил ни одного задания

Прилагательные

Процедура: Ребенку называют группы слов, из которых он должен выбрать лишнее

Инструкция: « Я буду называть слова, а ты выбери лишнее».

Материалы: Группы слов, по три в каждой группе

1 группа: большой, желтый, маленький

2 группа: хороший, деревянный, плохой

3 группа: высокий, низкий, маленький

4 группа: большой, маленький, низкий

5 группа: желтый, длинный, зеленый

6 группа: тяжелый, длинный, легкий

7 группа: круглый, большой, овальный

Оценка группировки прилагательных:


5 баллов - правильно выполнил все задания

4 балла - правильно выполнил 5-6 заданий


3 балла - правильно выполнил 3-4 заданий



2 балла - правильно выполнил 1-2 заданий



1 балл – не выполнил ни одного задания

Добавление одного общего слова к двум словам

Процедура: Ребенку называют пары слов, к которым нужно подобрать общее слово

Инструкция: «Я назову два слова и вопрос, а ты ответь одним словом. Например, «дерево» - «цветы». Что делают? - «растут» (одно слово)».

Материал для исследования: пары слов и общий вопрос:

фрукты - овощи (какие?)

кошка - собака (что делают?)

снег и простыня (какие?)

дождь - снег (что делают?)

сидит - стоит (кто?)

льется - журчит (что?)

шумит - дует (что?)

светит - греет (что?)

одевается - обувается (кто?)

Оценка выполнения задания:

5 баллов - правильно выполняет все задания

4 балла - правильно выполняет 7-8 слов


3 балла - правильно выполняет 5-6 слов

2 балла - правильно выполняет 3-4 слова


1 балл - правильно выполняет 2 и менее

Дополнение к глаголу

Процедура: Ребенку называют глагол, к которому нужно подобрать как можно больше слов.

Инструкция: «Назови как можно больше слов к слову. Например, «идет»: «идет человек, идет поезд, идет снег, идет дождь» и т.п.

Материал для исследования: глаголы «стучит, летит, плывет, бежит, сидит, растет, светит, умывается».

По итогам выполнения задания на дополнение глагола дается качественная оценка.

Дополнение последнего слова в предложении

Процедура: Логопед произносит незаконченное предложение, необходимо закончить предложение

Инструкция: «Я начну говорить предложение, а ты закончи это предложение».

Материал для исследования: незаконченные логопедом предложения.

Из крана льется ...

Солнце светит ...

У мальчика воздушный …

Лимон желтый, а помидор ...

Фрукты моют, а белье ...

Яйцо овальное, а шар ...

Кофта шерстяная, а шуба ...

Молоко жидкое, а сметана ...

Лимон кислый, а мед ...

Оценка выполнения задания:

5 баллов – добавляет слова в соответствии контексту ко все предложениям

4 балла - добавляет слова в соответствии контексту к 7-8 словам

3 балла - добавляет слова в соответствии контексту к 5-6 словам

2 балла - добавляет слова в соответствии контексту к 3-4 словам

1 балл - добавляет слова в соответствии контексту к 2 и менее словам

Объяснение значений слов

Существительные конкретного значения

Процедура: Ребенку называют слова, значение которых он должен объяснить

Инструкция: « Как ты понимаешь значение слов».

Материалы: Имена существительные конкретного значения

Огурец, груша, роза, пчела, ель, чашка, стул, куртка, сапоги, собака

Существительные обобщенного значения

Процедура: Ребенку называют слова, значение которых он должен объяснить

Инструкция: « Как ты понимаешь значение слов».

Материалы: Имена существительные обобщенного значения

Овощи, фрукты, деревья, животные, игрушки, машины, одежда, обувь

Прилагательные

Процедура: Ребенку называют слова, значение которых он должен объяснить

Инструкция: « Как ты понимаешь значение слов».

Материалы: Имена прилагательные

Низкий, широкий, красный, длинный, полный, короткий, круглый, пустой, высокий, узкий, горячий

Глаголы

Процедура: Ребенку называют слова, значение которых он должен объяснить

Инструкция: « Как ты понимаешь значение слов».

Материалы: Глаголы

Бежать, прыгать, ехать, нести, сидеть, летать, катить, торопиться, греть

По результатам исследования на объяснение слов дана качественная оценка с выделением способов объяснения слов.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Методика исследования словарного запаса

Автор: Гурина Екатерина Алексеевна

Дата: 25.08.2019

Номер свидетельства: 518319

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Обогащение и активизация словарного запаса учащихся 2 класса обучающихся по программе 8 вида "
    ["seo_title"] => string(116) "oboghashchieniie-i-aktivizatsiia-slovarnogho-zapasa-uchashchikhsia-2-klassa-obuchaiushchikhsia-po-proghrammie-8-vida"
    ["file_id"] => string(6) "118850"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413276719"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Работа над методической темой "Формирование орфографических умений и навыков у младших школьников при изучении словарных слов""
    ["seo_title"] => string(124) "rabotanadmietodichieskoitiemoiformirovaniieorfoghrafichieskikhumieniiinavykovumladshikhshkolnikovpriizuchieniislovarnykhslov"
    ["file_id"] => string(6) "274414"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452374632"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Работа над методической темой "Формирование орфографических умений и навыков у младших школьников при изучении словарных слов""
    ["seo_title"] => string(125) "rabotanadmietodichieskoitiemoiformirovaniieorfoghrafichieskikhumieniiinavykovumladshikhshkolnikovpriizuchieniislovarnykhslov1"
    ["file_id"] => string(6) "274415"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452374639"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ФИЗИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. "
    ["seo_title"] => string(102) "mietodika-proviedieniia-laboratornykh-rabot-po-fizikie-s-ispol-zovaniiem-informatsionnykh-tiekhnologii"
    ["file_id"] => string(6) "234889"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443543730"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Психологическое тестирование младших школьников на основе их докладов "
    ["seo_title"] => string(81) "psikhologhichieskoie-tiestirovaniie-mladshikh-shkol-nikov-na-osnovie-ikh-dokladov"
    ["file_id"] => string(6) "241249"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1445197123"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства