Просмотр содержимого документа
«Методика исследования словарного запаса»
Методики исследования словарного запаса
Логопедическая диагностика детей дошкольного возраста является важным компонентом системы логопедической работы, будучи включена в дошкольное образование, она призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение. В ней применяются методы, разработанные в рамках психологии, нейропсихологии, психолингвистики и логопедии. Эти методы постоянно совершенствуются, модифицируются и дополняются. В соответствии с возрастом и психологическими особенностями ребенка процедура и методы обследования должны варьироваться.
В работе Р.И. Лалаевой и Серебряковой Н.В.[1999] подробно описаны особенности формирования словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи. По их мнению одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Характерной особенностью является бедность словаря, трудности в актуализации слов, особенно глаголов и прилагательных, трудности в усвоении слов обобщенного отвлеченного значения. Для детей характерны неточности употребления слов. В одних случаях дети употребляют слова в излишне широком значении, в других — проявляется слишком узкое понимание значения слова. Иногда дети с ОНР используют слово лишь в определенной ситуации. Наблюдаются трудности в формировании лексической системности, семантических полей , что выражается в особенностях классификации слов на основе семантических признаков, а именно выполнение заданий на группировку слов, поиске лишнего слова.
У дошкольников с ОНР выявляются ошибки при подборе антонимов и синонимов к преобладающему большинству слов, что говорит о несформированности и несистематизированности синонимических или антонимических рядов, а так же недостаточном объеме словаря и неумении выделять в структуре значения слова основной дифференциальный семантический признак, сопоставлять слова по существенному семантическому признаку.
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В.[1993], отмечают ряд особенностей словарного запаса ребенка с общим недоразвитием речи. К ним относятся полное незнание значений некоторых слов, неточное понимание и употребление ряда слов, замена названия части предмета названием целого предмета, подмена названий профессий названиями действия, замена видовых понятий родовыми и наоборот, взаимозамещение признаков.
Характерной особенностью оказывается то, что в свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий.
Общее недоразвитие речи проявляется в незнании, неточном употреблении некоторых слов. Замены слов происходят как по смысловому, так и по звуковому признакам.
Наибольшую часть словарного запаса составляют имена существительные и глаголы. Что касается имен прилагательных, то из их числа употребляются преимущественно качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки предметов – величину, цвет, форму, некоторые свойства предметов.
Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова [2000] на основании исследования выявили более низкий, по сравнению с нормально развивающимися дошкольниками, уровень выполнения многих заданий: на переименование предметов (Л. С. Выготский); объяснение значений слов, особенно слов обобщенного значения; на усвоение грамматического значения слова; дифференциацию слов, сходных по семантике, что говорит о задержке в развитии семантической структуры слова, отклонения в соотношении денотативных и лексико-семантических компонентов значения, особенно обобщающих слов.
Несформированность лексической системности и семантических полей, трудности актуализации лексики, неточность словаря у детей с ОНР препятствуют нормальному протеканию процесса обучения грамоте, усвоения грамматики в школе. В связи с этим необходимо целенаправленная работа по организации семантических полей, по формированию лексической системности у детей с ОНР ещё в дошкольном возрасте. (Л.Г. Парамонова, Н.В. Серебрякова[1986]).
Подводя итог мы видим, что у детей с общим недоразвитием речи можно выделить ряд особенностей лексической стороны речи. Это резкое расхождение объема активного и пассивного словаря; неправильное понимание смысла слова и неточное употребление слов; большое количество вербальных парафазий; несформированность семантических полей; затруднение в подборе синонимов и антонимов; трудности в выделении обобщённого значения слова. Для правильной оценки сформированности лексической стороны речи ребенка и определения наиболее эффективных путей формирования словарного запаса, необходимо определить количественный и качественный уровень развития лексических средств, а так же уровень сформированности словаря синонимов и антонимов, сформированность семантических полей и лексической системности.
При разработке методики исследования словаря за основу были приняты:
– современные психолингвистические представления о слове, разработанные Л.С. Выготским [2006], А.А. Леонтьевым [1997] А.А. Уфимцевой [1986].
– работы о процессе развития лексики в онтогенезе Е.Н. Винарской [1987], А.Н. Гвоздевым [1981], Н.И. Жинкиным [1972], С.Н. Цейтлин [2000].
– работы о нарушении формирования лексики у детей с речевой патологией Н.С. Жуковой [2006] Е.М Мастюковой [2006], В.А. Ковшиковым [1994] Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой [2001], Р.Е. Левиной [1991], Т. Б. Филичевой Г.В. Чиркиной [2004] .
Логопедическая диагностика детей с речевыми нарушениями является важной составляющей системы коррекционной деятельности. Без неё невозможно организовать эффективное коррекционное обучение. В процессе обследования выявляются показатели отклонения речевого развития, которые определяют план индивидуальных и групповых занятий.
При разработке методики исследования словаря использовались методы, описанные в работах Р.И. Лалаева [2004], Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломаховой[2000], И.А. Смирновой[2006], Е.Ф. Архиповой [2006].
Речевой материал подобран с учетом программы детского сада и возраста детей. Исследование лексики проводилось на материале слов существительных, прилагательных и глаголов, наречий, выявлялись особенности антонимии и синонимии, особенности классификации по семантическим признакам, особенности объяснения имен существительных.
В ходе выполнения заданий, предлагаемых в игровой форме, выяснялись особенности лексической стороны речи
Правильными ответами считались те, где наблюдалось адекватное употребление слов по своему значению, фонетические искажения во внимание не принимались.
Данная методика позволяет дать количественною и качественною оценку активного и пассивного словаря, изучить семантическую структуру слова, сформированность семантических полей и лексической системности.
Методика исследования словаря была составлена с учетом требования "Программы воспитания в детском саду". Это позволило отобрать необходимый материал и провести исследование в соответствии с возрастными возможностями детей.
По итогам каждого задания проводился анализ количественных и качественных показателей активного и пассивного словаря.
Количественный анализ предполагает подсчет правильных ответов. За правильный ответ считается тот, в котором слово употребляется по своему значению, фонетические ошибки во внимание не принимаются.
Так же проводился качественный анализ уровня сформированности лексики по каждому пункту исследования.
Были выделены следующие разделы исследования словаря.
Исследование пассивного и активного словаря
Пассивный словарь:
а) Исследование словаря имен существительных, в том числе обозначающих части предметов
б) Исследование словаря глаголов
в) Исследование словаря прилагательных
Активный словарь:
а) Исследование словаря имен существительных в том числе, обозначающих части предметов
б) Исследование словаря глаголов
в) Исследование словаря прилагательных
г) Исследование словаря наречий
Исследование семантической структуры слова и лексической системности
а) Исследование обобщающих понятий
б) Подбор синонимов
в) Подбор антонимов
г) Классификация предметов
д) Группировка слов
е) Добавление одного общего слова к двум словам
ж) Дополнение к глаголу
з) Дополнение последнего слова в предложение
и) Объяснение значений слов
Данная методика исследования пассивного и активного словаря детей с общим недоразвитием речи позволяет сделать выводы о сформированности лексической стороны речи у детей контрольной и экспериментальной групп.
Исследование пассивного словаря.
Исследования пассивного словаря существительных
Процедура: Ребенку предлагается ряд изображений. Необходимо выбрать то или иное изображение.
Инструкция: «Я буду называть предметы. Постарайся показать то, что я назову»
Материал: Предметные и сюжетные картинки по тематическим группами.
Кто что делает( с использованием профессий): художник рисует, доктор лечит, повар варит, продавец продает, строитель строит, певец поет, парикмахер стрижет, водитель водит, портниха шьет
Кто что делает(с использованием профессий): художник рисует, доктор лечит, повар варит, продавец продает, строитель строит, певец поет, парикмахер стрижет, водитель водит
1 балл – правильное называние менее 26 прилагательных
Исследование активного словаря наречий
Процедура: Перед ребенком выкладываются картинки, относящиеся к эмоциональному состоянию, величине, качеству, ребенок должен внимательно посмотреть на картинки и назвать их.
Инструкция: «Подбери к картинкам слова, отвечающие на вопрос
как?»
Материал: Картинки с изображениями
Весело, грустно, мало, много, грязно, чисто, тяжело, легко
5 баллов – правильное называние всех наречий
4 балла – правильное называние 6-7 наречий
3 балла - правильное называние 4-5 наречий
2 балла - правильное называние 2-3 наречий
1 балл – правильное называние 1 и менее наречий
Исследование семантической структуры слова и лексической системности
Исследование обобщающих понятий
Процедура: Логопед показывает картинки, а ребенок подбирает обобщающее слово.
Инструкция: «Я буду показывать картинку, а ты подбери для предметов на картинке одно общее слово».
Материал: Предметные картинки с тематическими группами
Собаки ( колли, такса, боксер, овчарка)
Столы ( письменные, парта, обеденный, журнальный, стол для тенниса)
Посуда ( тарелка, ложка, чашка, кастрюля)
Куклы (барби, буратино, петрушка, матрешка, кукла на веревке, мягкая кукла)