Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Поле чудес"»
Методическая разработка «Поле чудес»
Не секрет, что сейчас неуклонно растет количество детей с ОВЗ. Нынешние ребята резко отличаются от предыдущих поколений. Возрос процент обучающихся с низким уровнем готовности к школьному обучению и как следствие, испытывающих огромные трудности в овладении чтением и письмом. У многих детей тяжело нарушена речь.
Дисграфии и дислексии стремительно завоевывают ребят. Стойкий неуспех снижает мотивацию, изменяя характеры детей. Возникает эмоциональный дискомфорт. У одних формируется комплекс неполноценности. Они уходят в себя, закрываются, лишаются друзей, перестают интересоваться учебой. Другие становятся агрессивными, дерзкими, неуправляемыми. Это окончательно лишает ребят надежды справиться с трудностями и достичь успеха в обучении.
Школьная неуспеваемость обусловлена множеством внешних и внутренних факторов. Это и недостаточная сформированность отдельных функциональных систем психики из-за индивидуальных особенностей онтогенеза ребенка. Факторами, приводящими к такому отставанию, могут быть социальная среда, в которой он живет и специфика развития мозга. Неравномерное созревание мозговых зон оказывает влияние на формирование функциональных систем психики, обеспечивающих различные психические функции, которые отражают индивидуальные возрастные особенности осуществления психической деятельности ребенка.
Убеждена, что в данной ситуации необыкновенновостребованы возможности применения методической разработки «Поле чудес».
Цель: создание условий для формирования всех компонентов речи, способствующих полноценному и всестороннему развитию личности ребенка.
Задачи:
- совершенствование и развитие речевой системы в целом;
- развитие всех неречевых процессов (памяти, мышления, воображения, воли);
- развитие зрительно-пространственных и временных ориентаций;
- профилактика дисграфии и дислексии.
Рекомендации к использованию: игра адресована учителям-логопедам, педагогам-психологам, дефектологам, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, воспитателям и родителям. Игра может использоваться в рамках реализации коррекционных программ учителей-логопедов, дефектологов, педагогов-психологов как в групповой, так и в подгрупповой и индивидуальной работе.
Актуальна она и для педагогов, работающих в группах продленного дня. Принесет прекрасные результаты игра и в подготовительных к школе мероприятиях.
Методическая разработка «поле чудес» рекомендована к использованию с 6 лет.
Структура:
Звуко-буквенный анализ и синтез.
Слоговой анализ и синтез.
Словарь.
Работа с предложением.
Связная речь.
Анаграммы.
1. Звуко-буквенный анализ и синтез
Назови предметы, название которых начинается с мягкого согласного: белка, письмо, лещ, мишка, тигр, мяч, синица, щука, щётка, нитки, верёвка, лиса, кисти, пила, зеркало, зебра.
а) можно использовать цветные фишки – фишки зелёного цвета.
б) можно использовать зелёную стрекозу ( мягкий звук принято обозначать зелёным цветом), зелёную прищепку, зелёную резиночку на пальце.
2. Назови предметы, название которых начинается с твёрдого согласного звука: волк, барсук, кубики, барабан, грибы, круги, лошадь, голуби, пальто, конверт, книга, шишка, машина, лыжи, гусь, трамвай, цапля, курица, флажок, ноты, кот, рыба, картина, канат, сосна, насос, кукла, стол, стул, слон, лоси, кактус, картина, краски, слива, тыква, полка, розы, козы.
а) можно использовать цветные фишки – фишки синего цвета.
б) можно использовать синюю стрекозу (твёрдый звук принято обозначать синим цветом), синюю прищепку, синюю резиночку на пальце.
3. Назови предметы, название которых начинается с гласного звука: игрушка – мишка, окуни, аист, утка, ива.
а) можно использовать цветные фишки – фишки красного цвета.
б) можно использовать красную стрекозу (гласный звук принято обозначать красным цветом), красную прищепку, красную резиночку на пальце.
4. Найди и назови предметы, в названии которых гласный звук будет
- на втором месте: волк, барсук, кубики, барабан, лошадь и т.д.;
- на третьем месте: круги, грибы, краски, книга, флажок, стол, стул, слон, сливы, осы и т.д.
- на пятом месте: зебра, полка, кисти, кошка, кукла, кактус, сосны, окуни, пальто.
- на шестом месте: трамвай, барабан, синица, машина, кубики, голуби, лисёнок и т.д.
- на седьмом месте: картина, тигрица, бельчонок, катушка, волчица, машинка, слониха и т.д.
- на восьмом месте: грибница.
- на девятом месте: барсучиха.
- на десятом месте: столешница – верхняя часть стола.
5. Найди и назови предметы, в названии которых два гласных звука: барсук, грибы, лошадь, круги, книга, лыжи, мишка, шишка, пальто, письмо, трамвай, флажок, кукла, ноты, лиса, сосны и т.д.
6. Найди и назови предметы, в названии которых три гласных: курица, картина, барабан, лошадка, слониха, кисточка, полочка, лисица, лосиха и т.д.
7. Найди и назови предметы, в названии которых есть четыре гласных: аистиха.
8. Найди и назови предметы, в которых первым стоит звук [а]: аист; на втором: барсук; на третьем: трамвай; на четвёртом: лиса; на пятом: полка; на шестом: синица; на седьмом: катушка.
9. Найди и назови предметы, в названии которых звук [о] на первом месте: окуни; на втором: полка; на третьем: стол; на четвёртом: насос; на пятом: пальто; на шестом: голубок; на седьмом: зеркало, колено.
10. По первым буквам, найденных слов составьте слова:
Найди и назови предметы, в названии которых только один слог: лис, слон, лось, кот, лещ, код, руль, гусь, ель, ёж, флаг, мяч, гриб, волк, круг и т.д.
Найди и назови предметы вот с таким слого-ритмическим рисунком Х.
Найди и назови предметы, в названии которых два слога: лиса, тыква, утка, кактус, зебра и т.д.
Найди и назови предметы, в названии которых вот такой слого-ритмический рисунок: Хх - полка, козы, зебра, краски, ёлки, ива, сосны, осы, ноты, мишка, шишки, лошадь, белка, лыжи и тд.
Найди и назови предметы, в названии которых вот такой слого-ритмический рисунок: хХ – лиса, барсук, пальто, письмо, грибы, круги, трамвай, насос, насос, юла и т.д.
Найди и назови предметы, в названии которых три слог: машина, курица, верёвка, тигрица, слониха, голуби, катушка, картина, синица.
Найди и назови предметы по моим координатам - значением: третий снизу ряд тритий слева предмет. Называя сразу слово ответь. Как спросим про этот предмет: кто? или что? Где обитает? Чем покрыто тело? Какого цвета шерсть? Чем питается? С какого звука начинается слово? Каким заканчивается? Сколько гласных? На каком по счёту месте в слове гласные на втором или на четвёртом? Дайте цветовой паспорт этого слова, проведи звуковой анализ и назови цвет каждого звука. Отхлопай слого-ритмический рисунок слова. Назови это слово.
Найди и назови предмет по моим координатам: третий снизу ряд, третий слева предмет (или четвёртый справа). У этого слова вот такой слого-ритмический рисунок: Х (лис). Назови это слово. Давайте подберём такое родственное слово, у которого будет вот такой слого-ритмический рисунок хХ (лиса), теперь такой Ххх (лисонька), теперь вот такой хХх (лисичка), теперь такой хХхх (лисёночек, лисяточки)
Найди и назови предметы, названия которых соответствуют данные палитры. Подобрать 5 палитр: лиса, стол, стул, слон, слива, кисть и т.д.
Найди и назови предметы, названию которых соответствует данный слого-ритмический рисунок (работа с цветными карточками-схемами. Насыщенный цвет обозначает ударный слог:
Картина, синица, лисица, машина
Кубики, голуби
Лоси, кактус, кисти, кукла, козы, зебра, розы, полка
Зеркало
Пила, утка, аист
Составь слова:
2 слог из слова лоси+2 слог из слова пальто = СИТО
2 слог из слова машина+1 слог из слова насос = ШИНА (правило)
1 слог из слова ели+2 слог из слова лыжи = ЕЖИ (правило)
1 слог из слова курица + слово лиса = КУЛИСА (значение слова)
2 слог из слова белка+2 слог из слова кубики+1 слог из слова насос = КАБИНА
2 слог из слова лоси+2 слог из слова пальто = СИТО
1 слог из слова ива+1 слог из слова щука = ИЩУ (правило)
2 слог из слова голуби+2 слог из слова лыжи = ЛУЖИ (правило)
1 слог из слова козы+2 слог из слова лоси = КОСИ
1 слог из слова ноты+2 слог из слова лыжи = НОЖИ (правило)
1 слог из слова рыба+2 слог из слова лоси = РЫСИ
2 слог из слова грибы+1 слог из слова лиса = БЫЛИ
2 слог из слова ива+2 слог из слова козы = ВАЗЫ
2 слог из слова синица+2 слог из слова картина = НИТИ
2 слог из слова картина+1 слог из слова насос = ТИНА
2 слог из слова шишки+2 слог из слова трамвай = КИВАЙ
2 слог из слова насос+2 слог из слова шишки = СОСКИ
1 слог из слова осы+1 слог из слова курица + 2 слог из слова синица = ОКУНИ
1 слог из слова гусь без ь+1 слог из слова лиса = ГУСЛИ
1 слог из слова машина+1 слог из слова лиса + 1 слог из слова насос = МАЛИНА
2 слог из слова шишка+1 слог из слова лиса+1 слог из слова насос = КАЛИНА
1 слог из слова лошадь+2 слог из слова розы = ЛОЗЫ (значение)
1 слог из слова аист +1 слог из слова лиса +1 слог из слова насос = АЛИНА
1 слог из слова курица+1 слог из слова лиса = КУЛИ (значение)
2 слог из слова лоси +2 слог из слова кукла = СИЛА
2 слог из слова лоси+2 слог из слова пальто = СИТО
2 слог из слова книга+2 слог из слова розы = ГАЗЫ
2 слог из слова флажок +2 слог из слова голуби = ЛУЖОК
1 слог из слова лошадь+2 слог из слова машина = ШИЛО
Можно давать координаты предметов-картинок на «Поле чудес», можно провести работу на основе отдельных картинок, можно слова давать на слух.
Составь слово по первым звукам данных слов:
2 снизу, 2 справа – ива, звук И
1 снизу, 4 слева – розы, звук Р
2 снизу, 2 справа – ива, звук И
4 снизу, 2 слева – сосны, звук С. Слово: ИРИС.
Работа с ударением:
Хх –ирис, цветок
хХ – ирис,конфета
3.Словарь
«Кто?»- «Что?»
Назови как можно больше предметов о которых можно спросить Кто это?:
Вспомни маршрут бабочки. Составь рассказ, используя все слова-предметы, которые посетила бабочка
В зоопарке
Вчера наша семья была в маленьком зоопарке. Туда мы добирались на трамвае. Нас ждала встреча с дикими животными: волком, белкой, тигром. В вольере живёт цапля с гусём. Мы их угощали крошками хлеба. Голуби и синичка подбирали крошки около клеток. Большое удовольствие доставило катание на лошадке. А ещё мы наблюдали за тем, как разгружали маленький грузовичок с кормом для животных.
Б) 1 снизу. 2 справа - козы, шаг вверх – ива, шаг вправо – ель, шаг вверх картина.
Лето
Ира и Петя летом отдыхали в деревне у бабушки. У неё живут две козы. Ребята их часто пасли на берегу реки. Там растёт красивая ива много ёлок.
6.Анаграммы (автор работы с анаграммами В.Б. Эдигей)
Детям даются картинки с анаграммами. Они составляют и читают слова и затем называют координаты предмета-картинки «Поле чудес».