Методическая разработка игры по географии "Символика Воронежской области"
Методическая разработка игры по географии "Символика Воронежской области"
Методическая разработка внеурочного мероприятия в форме игры "Поле чудес", посвященная символике Воронежской области, предназначена для обучащихся 6-7 классов. Мероприятие в этой форме проходит очень интересно, заставляет ребят вспомнить и посмотреть материал о символах России, Воронежской области, так как тема игры объявляется заранее. Обычно такие мероприятия проводятся в рамках предметной недели по географии.Чтобы стать участником игры, надо пройти отборочный тур. Ведущий выбирается из старшеклассников. Каждый игрок рассказывает о себе, крутит барабан и набирает очки, как на "Поле чудес". Учитель контролирует проведение игры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка игры по географии "Символика Воронежской области"»
Методическая разработка
краеведческой игры
«Символика Воронежской области»
Михеенко Галина Сергеевна,
учитель географии МКОУ Сергеевской СОШ
2015
«Символика Воронежской области»
Цель:
Формировать патриотическое сознание и чувство гордости за свою малую Родину, родной край
Задачи:
1) изучение государственных символов Воронежского края;
2) совершенствование патриотического и гражданского воспитания учащихся;
3)обобщение и углубление знаний о символах нашей области;
4) ознакомление учащихся с символами Воронежской области и Подгоренского района.
Оборудование: Государственный Герб и Флаг РФ, рисунки и поделки детей с символикой Подгоренского района и Воронежской области, презентация «Символика родного края», песня «Гимн Воронежу!» (Слова и музыка С. Гребенникова в исполнении автора), поле для игры, крутящийся барабан со стрелкой, буквы и магниты, призы участникам игры.
Форма проведения: игра «Поле чудес»
Методические рекомендации
Методическая разработка внеклассного мероприятия в форме игры «Поле чудес», посвященная символике Воронежской области, предназначена для обучающихся 6-7 классов. Мероприятие в этой форме проходит очень интересно, заставляет ребят вспомнить и осмотреть материал о символике России, Воронежской области, потому что тема игры объявляется заранее. Участников определяет итог викторины. Помогают в проведении игры старшеклассники. Выбираем ведущего, который проводит игру, помощники меняют задания, открывают буквы. Каждый участник перед началом игры немного рассказывает о себе, как на настоящем «Поле чудес», крутит барабан и набирает очки.
Учитель контролирует процесс мероприятия.
Ведущий. Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на необычной игре, посвященной символике родного края. Знание родного края – это важнейшая часть самосознания человека, которая определяет его место в мире. Уважение современников к богатым традициям Земли Воронежской, их гордость за великие свершения многих поколений ее жителей на долгом и плодотворном пути к дню сегодняшнему выражены в символах Воронежской области.
Создание герба и флага области – доказательство того, что жива историческая память воронежцев о богатом прошлом родного края.
Возрождая историческую символику, мы тем самым закрепляем все лучшее, что было в нашем прошлом, есть в настоящем, продолжится в будущем. В ней мы стремимся запечатлеть то, что навечно сохранится в душах людей, свои представления о судьбе благословенной земли нашей – частице великого Отечества.
Тема нашей игры «Символика Воронежской области». Пусть победит сильнейший!
Для участия в игре нужно выбрать три тройки игроков, поэтому проведем с вами викторину. Ответив правильно на вопрос, вы становитесь участниками игры. В качестве подсказки на экране будет высвечиваться герб района, о котором идет речь.
Вопросы для отборочного тура игроков
1. Что такое геральдика? (Наука о гербах)
2. Различают несколько видов геральдических щитов: варяжский, итальянский, испанский, германский. А какой вид у гербов нашей области? (Французский)
3. Что отражает герб каждого района? (Герб языком символов и аллегорий отражает исторические, природные и экономические особенности)
4. Отгадайте, какой район имеет такой герб: «В серебряном поле стоящий на зеленой земле черный дракон с золотым клювом, лапами, червленым языком и глазами и с лазоревыми крыльями, правой лапой опирающийся на обращенный прямо золотой плуг; в правом верхнем углу - равноконечный лазоревый крест»? (Каширский)
5. Лиса, изображенная на гербе этого района, не имеет отношения к его названию. Как называется район? (Лискинский)
6. На гербе этого района изображена девушка со снопом из спелых колосьев? Назовите район. (Нижнедевицкий)
7. На гербах каких районов Воронежской области изображена башня или ее элемент? (г.Воронеж,Калачеевский, Новоусманский, Рамонский районы)
8. На гербе этого района изображен купол церкви. Назовите район.(Аннинский)
9. Главной фигурой герба является растение, указывающий на имя района, что делает герб гласным. Оно обладает в геральдике большим позитивным смыслом: считается, что это растение притягивает и собирает вокруг себя добро. Само растение и масло из него обладает целебным действием, несмотря на то, что в быту это растение часто воспринимается как сорная трава. Назовите район. (Репьевский)
10. На гербе этого района изображено животное, которое дало название районному центру и району. Назовите район. (Бобровский)
Ведущий. Итак, три тройки игроков отобраны. Начинаем нашу игру.
Первый тур
Представление первой тройки игроков.
Задание. В червлёном поле - золотой сноп, продетый сквозь графскую корону и сопровожденный внизу чёрным бьющим хвостом животным. Символика этого морского млекопитающего в гербе многозначна: символ мощи, значительности, важного, первоосновы, символ колоссального в природе: знаменитые черноземы, являющиеся основой устойчивого развития сельского хозяйства района. В 1890 году на территории района в качестве эталона российского чернозема был отобран почвенный монолит размером 7х2х1 метр, который долгое время находился во французском городе Севр в Международном бюро мер и весов. Остатки этого монолита, за свои размеры получившего название "Монстр", находятся в одном из парижских музеев. Основа экономики района - сельское хозяйство, что отражено в гербе снопом. Здесь не только выращивают различные виды зерновых и технических культур, но и развиты предприятия переработки. Сноп - традиционный символ плодородия, дружбы, общности интересов. Золото - это цвет солнца, скрытых сокровищ и богатства, эликсира жизни, символизирует богатство, величие, уважение, великолепие. Черный цвет символизирует благоразумие, мудрость, скромность, честность и вечность бытия. Красный цвет - символ мужества, силы, труда и красоты.
Назовите морского млекопитающего, которое символизирует знаменитые черноземы. (Кит) На гербе какого района он изображен? (Панинского)
Ведущий. У нас есть первый финалист. Пока готовятся участники второй тройки, предлагаю вам минутку поэзии. ( Стихотворение Н. Добронравого о Воронеже)
Удаль русская. Песня Кольцова.
Буйный ветер дороги степной…
Жил издревле светло и сурово
Край воронежский, край мой родной.
Доброй лаской сердце тронешь,
Поразишь судьбой крутой, —
Ах, Воронеж, Воронеж, Воронеж,
Мой талантливый, мой золотой!
Предисловье Петровского флота
И рожденье больших скоростей…
Кони, кони, мечта о полетах —
Пламя сильных и гордых страстей.
Поднимаются юные всходы
На урочищах древней земли,
И стартуют твои самолёты —
Реактивные кони твои!
Второй тур
Представление второй тройки игроков
Задание. Название этого посёлка и района, вероятно, произошло из-за наличия большого количества камней, оставленных ледником. Аграрно-промышленный комплекс района, занимающийся производством и переработкой сельхозпродукции, - отражен золотым снопом. Сноп символизирует также единство, сплочение и силу. Красная лента, перевязывающая сноп, - символ почета, уважения и достоинства. Каждый год по склонам балок в районе раскрывают солнцу свои бутоны удивительные по своей красоте цветы. Цветение этого растения для жителей района - всегда большое событие, истинное празднество. Уникальная и неповторимая природа района показана в гербе этим "аленьким цветочком красоты невиданной и неслыханной", о котором писал С.Т.Аксаков. Лазурь (синий, голубой) - символ возвышенных устремлений, мышления, искренности и добродетели. Золото в геральдике - символ урожая и богатства, а также уважения, интеллекта и стабильности. Красный цвет в геральдике символизирует труд, жизнеутверждающую силу, мужество, праздник, красоту. Зелёный цвет - символ радости, жизни, изобилия, возрождения, природы и плодородия, а также здоровья.
Назовите местное название этого растения. (Воронец (Пион узколистный). На гербе какого района он изображен? ( Каменского)
Ведущий. У нас есть второй финалист. Пока готовятся участники третьей тройки, предлагаю вам минутку поэзии. ( Стихотворение Воронина А.В.)
Милые Воронежские дали,
Гордое величие полей,
Зов печальный журавлиной стаи,
Песня сердца Родины моей.
Церковь - обелиск на косогоре,
Робкие березы у траншей,
Ветви наклонили будто в горе,
Память в сердце у земли моей.
Всё мне здесь привычно и знакомо,
Согревает сердце, будоражит кровь,
Берег Дона, свет родного дома,
Песни детства, первая любовь.
Нет земли и краше и роднее,
Только ты всегда прекрасна и верна,
Свою душу до конца отдам тебе я,
Ты любовь моя, и вечная весна.
Третий тур
Представление третьей тройки игроков
Задание. В червлёном поле над оконечностью, выложенной серебряными камнями неправильной формы и обременённой узким лазоревым поясом - золотой колокол, висящий на таковой же вогнуто положенной отвлечённой дубовой ветви. Этот район расположен в южной части Воронежской области на берегах крупной реки и ее притоков. Колокол с украшением в виде вензелевого имени Императора Петра Великого под короной и в лавровом венке - знак памяти о его великих государственных делах и неразрывности его связей с воронежскими землями. По воле Петра I здесь зарождался российский флот. Колокол - символ "духовного начала". Дубовая ветвь символизируют "Корабельную рощу" - дубовый лес, прилегавший к крепости и строго охраняемый по распоряжению Петра I. Ныне - это уникальный памятник природы "Шипов лес" - памятник природы, район вековых дубрав, возраст которых доходит до 400 лет, территория прозрачных рек и девственно чистых меловых гор. Золото в геральдике - символ богатства, урожая, уважения, интеллекта, стабильности. Серебро - символ мира, взаимопонимания, чистоты. Красный цвет в геральдике символизирует труд, жизнеутверждающую силу, мужество, праздник, красоту. Синий пояс символизирует реку. Лазурь (синий, голубой) - символ возвышенных устремлений, мышления, искренности и добродетели.
Назовите реку, которую символизирует синий пояс на гербе этого района. Как называется район? (Павловский)
Ведущий. У нас есть третий финалист. Пока наши победители готовятся к финальной игре, проведем викторину со зрителями. Внимание на экран. Победит тот, кто больше назовет районов Воронежской области по гербам.
( Презентация «Геральдика»)
Задание для финальной игры
В червленом поле на лазоревой оконечности серебряная каменистая гора, выходящая справа, с пурпурной пещерой, в коей виден золотой колокол.
Герб языком символов и аллегорий отражает исторические и природные особенности этого района. Главная фигура герба - серебряная гора - говорит о названии района, делая герб "гласным". Серебряная гора с пещерой и золотым колоколом, символизирует святые места района, которые и по сей день обладают притягательной силой. Одной из жемчужин Воронежской области являются расположенные здесь пещерные храмы. Двухпрестольный пещерный собор, при входе в который возвышаются меловые столбы - "дивы", является уникальным памятником. Колокол - символ "духовного начала". Серебряная (белая) гора символизирует также уникальное месторождение мергеля. Золото в геральдике - символ богатства, уважения, интеллекта, стабильности. Серебро - символ мира, взаимопонимания, чистоты. Лазурь (синий, голубой) - символ возвышенных устремлений, мышления, искренности и добродетели. Синяя оконечность дополняет символику герба и показывает географическое расположение района в бассейне реки Дон. Красный цвет в геральдике символизирует труд, жизнеутверждающую силу, мужество, праздник, красоту. Пурпурный цвет - цвет достоинства, славы, почета и величия.
Назовите этот район. (Подгоренский)
Ведущий. Итак, у нас есть победитель сегодняшней игры! Предлагаю вам минутку поэзии. ( Стихотворение Зиновьевой Т.Н.)
Флаг родной Подгоренский буду воспевать, О нем мне так много нужно вам сказать. Главная фигура - белая гора, Колокол из золота - святость, просфора. Пещерные храмы, "дивные" столбы: Белый цвет, конечно, символ чистоты. Красный цвет на флаге - может прадед мой, Тот, что в сорок пятом не пришёл домой. Мужество и сила, надёжность и труд - То, что главным люди всегда назовут. Синяя полоска - мамины глаза, Воды реки Дон, неба бирюза. Доброта и искренность, правда и любовь - Важно знать об этом, повторяю вновь.
Суперигра
Задание. В червленом поле с золотой главой, обремененной черным двуглавым орлом с золотыми клювами, лапами и глазами, с червлеными языками, увенчанным тремя золотыми императорскими коронами и держащим в правой лапе золотой скипетр, а в левой - золотую державу, выходящая справа золотая сложенная из валунов гора, на склоне которой - опрокинутый серебряный кувшин, изливающий серебряную воду. Щит увенчан золотой башенной короной о пяти видимых зубцах, окруженной по обручу золотым лавровым венком. Щитодержатели - витязи на зеленой земле в серебряных кольчугах, зерцальных доспехах, шлемах со стрелками и несомкнутыми спереди бармицами, в червленых плащах, заколотых на правом плече серебром, в рубахах и сапогах той же финифти и портах того же металла; правый - держит в правой руке золотой меч, направленный книзу, а на поясе его - золотые ножны; левый - держит в левой руке перед собой золотой старинный (миндалевидный) щит, а на поясе его - меч в ножнах того же металла. Щит обрамлен орденскими лентами: справа - ордена Ленина, а слева - ордена Отечественной войны I степени.
Назовите город, которому принадлежит этот герб.(Воронеж)
Подведение итогов игры, награждение
Ведущий. Игра завершена. Надеюсь, что вы узнали много нового и интересного о символах нашей области. предлагаю вам музыкальную минутку. Послушайте песню «Гимн Воронежу!» в исполнении автора Сергея Гребенникова.
Список используемой литературы и интернетресурсы
Немыкин, А. Я. Географическое краеведение Воронежской области. 6 класс. Учебно-методическое пособие / А. Я. Немыкин. – Воронеж, 2014. – 96 с.
Табачников Б.Я., Историко-культурное краеведение Воронежской области. Учебное пособие. - Воронеж «Центр духовного возрождения Черноземного края», 2015. – 368 с.
Федотов В.И., Панова В.И. Люби изнай родной край. Учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области учащихся общеобразовательных школ. - Воронеж «Центр духовного возрождения Черноземного края», 2008.
www.край36.рф
http://www.youtube.com/watch
https://ru.wikipedia.org
www.ru.all.biz/regions
Презентация «Символика Воронежской области»(задания для игры)