kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Коррекция устной и письменной речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширение и совершенствование словарного запаса.

Просмотр содержимого документа
«Коррекция устной и письменной речи»


КОРРЕКЦИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА


Расширение и совершенствование словарного запаса.


Речь — это способ познания действительности. От того, как ребёнок овладел связной речью, зависит качество его обучения, знания, умения и навыки по всем предметам, а не только по русскому языку и литературе. Развитая речь помогает детям лучше выразить свои чувства, мысли. Бедный словарный запас не даёт детям полноценно общаться и со взрослыми, и с детьми.

Для учащихся, у которых выражено общее недоразвитие речи, характерны несформированность лексико-грамматического строя языка и фонетико-фонематической стороны речи. Это выражается в бедности словарного запаса, в неумении правильно построить предложение, грамматически правильно оформить его, последовательно пересказать содержание рассказа, в затруднении анализа и синтеза слов.

Для того чтобы наиболее полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас, поэтому работа над устной речью начинается с расширения и совершенствования словаря. Работу над словом необходимо сочетать с развитием образного мышления, зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти.


Различение слов и звукосочетаний.

Игра «Определи слово». Ученикам раздаются картинки, изображающие различные предметы, например, кота, корову, сапоги. Логопед вперемешку называет слова и соответствующие им по структуре звукосочетания. Услышав слово (например, кот, пул, сапоги, бакуса и т. д.), ученики должны поднять соответствующую картинку и объяснить, почему на слово кот они подняли картинку, а на слово пул — не подняли. (Кот — это слово, а пул — это не слово, а набор звуков.)

Слова, обозначающие живые и неживые предметы.

Логопед выставляет на доску в первый ряд картинки, изображающие неживые предметы, во второй ряд картинки, изображающие живые предметы. Затем логопед ставит вопрос к картинкам первого ряда: что это? Ученики должны ответить одним словом: куст, чашка, дом и т. д. К картинкам второго ряда: кто это? (Коза, собака, кошка и т. д.)

Логопед ставит на доску вперемешку картинки, изображающие живые и неживые предметы, и предлагает ученикам разложить их на две группы: в одну — изображающие живые предметы, в другую —неживые, и поставить соответствующие вопросы.

Упражнения для развития зрительного и слухового внимания и памяти.

Рассмотреть картинки, запомнить их. Назвать только те, которые обозначают неживые предметы, затем те, которые обозначают живые предметы. (Картинки подбирает логопед по своему усмотрению.)

Слова, обозначающие действие предмета.

Логопед спрашивает учеников: «Что может делать человек?» И просит ответить одним словом (работать, читать, писать, варить, строить, говорить и т. д.). Логопед уточняет: человек может производить различные действия. Что делают ученики на логопедических занятиях, на уроке? (Отвечают, думают, говорят, сидят, слушают, рисуют и т. д.) Слова, которые вы называли, обозначают действия. Логопед выставляет на доску картинки, изображающие предметы в действии, например, мальчик идет, стоит, бежит и т. д., затем задает вопросы: что мальчик делает? (Идет, стоит, бежит и т. д.).

Затем детям предлагается запомнить и повторить близкие по смыслу слова бежит, мчится, несется; беспокоится, волнуется, тревожится, переживает; вертится, кружится, крутится, вращается, вьется и сказать, что обозначают эти слова, на какие вопрос они отвечают. После чего логопед предлагает ученикам вспомнить и назвать слова-действия, близкие по смыслу словам: вращается — ..., мчится — ..., беспокоится — . . . .

Сказать, какие действия могут производить портниха ... (шить, метать, подшивать); повар ... (варить, солить, мешать, жарить, резать); столяр ..." (сколачивать, строгать, прибивать, забивать, фуговать); уборщица ... (подметать, протирать, мыть, вытирать, убирать).

Работа со словами, обозначающими предмет и действие.

Логопед выставляет на доске картинки, изображающие предметы в действии, просит детей поставить к картинкам вопросы кто это? что делает? Например: Мальчик сидит. Кто это? (Мальчик.) Что делает? (Сидит.) Затем логопед спрашивает, что обозначают первое и второе слова. (Предмет и действие.)

Аналогично ведется работа с другими картинками.

Логопед дает задания ученикам:

1) Назовите предмет по его действию, скажите, на какой вопрос отвечают эти слова, что они обозначают: мычит ..., хрюкает ..., мяукает ..., лает ..., ржет ..., кудахчет шипит ..., чирикает ..., кукует ..., квакает ..., рычит ..., курлыкает . . ..

2) Скажите, как кто передвигается: корова ..., белка ..., заяц ..., змея ..., человек ..., лягушка .... |

3) Скажите, как кто подает голос: лягушка ..., воробей ..., свинья ..., коза ..., собака ..., кошка ..., лошадь ....

Упражнения на развитие слухового внимания и памяти.

1) Из ряда слов назвать только те, которые обозначают предметы: свистит, соловей, крутит, идет, ручка, сумка, несет, лодка.

2) Из того же ряда слов назвать только те, которые обозначают действия.

 Отгадайте загадки, поставьте вопросы к отгадкам и словам в загадках, объясните, что обозначает каждое слово.

Летит, жужжит — .... Мычит, жует — .... Скачет, ржет — ... . Лакает, мяукает—... . Сторожит, лает — ... . Плавает, молчит — . . . . Блеет, жует — . . .. Хрюкает, чавкает — . . ..

Работа со словами, обозначающими признак предмета.

Логопед предлагает ученикам рассмотреть огурец, репу, яблоко. Поочередно указывая на огурец, репу, яблоко, спрашивает их:

-            Какой по форме, цвету, на вкус? (Овальный, зеленый, вкусный.)

-            Какая по форме, цвету, на вкус? (Круглая, желтая, вкусная.)

-            Какое по форме, цвету, на вкус? (Круглое, красное, вкусное.)


На любом уроке можно подобрать игры, направленные на обогащение и активизацию словарного запаса детей.

Очень хорошо обогащает словарный запас учащихся работа над загадками, в которых есть описание предметов, сравнения, используются синонимы и антонимы, олицетворение, метафора.

«Сам алый, сахарный, Кафтан зелёный, Бархатный.» Дети отгадывают, что это арбуз и доказывают, почему так думают. Естественно, что обогащать речь детей помогает чтение сказок, рассказов, стихов.

Вот четверостишие из стихотворения Сергея Есенина:

Задремали звёзды золотые.

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И туманит сетку небосклона.

Чтобы новое слово вошло в словарь ребёнка, чтобы детям было интересно, и лучше запоминались малознакомые слова и выражения можно поиграть в дидактическую игру «В гостях у слова»

Вот как дети работают со словом «астра».

1.   Беседа с учащимися: -Какие цветы вы знаете? -Показываю астру и спрашиваю название этого цветка. - На что похожа астра (дети говорят на шарик, на тарелочку, на заколку для волос). —А похожа ли астра на звезду? 2.         Сообщение учителя: Астра в переводе с греческого языка «астер» означает «звезда». Как вы думаете, почему? Какого цвета астры вы видели?

Игры на обогащение словарного запаса:


«Что я возьму с собой». Учитель предлагает детям назвать предметы, которые они возьмут с собой, если куда-то. Варианты: в поход, на рыбалку, в гости, в школу и т. д., например, на рыбалку я с собой возьму удочку, банку с червями, ведро, сачок, ножик, палатку, стульчик, плед и другое.       

«Профессии». Трактор водит …(тракторист). Электричку … (машинист). Стены выкрасил … (маляр). Доску выстругал. (столяр). В доме свет провёл...(монтёр). В шахте трудится … (шахтёр). В жаркой кузнице... (кузнец). Кто всё знает …(молодец).

Каждый учитель, опираясь на собственный опыт может придумать множество игр и упражнений на обогащения словарного запаса учащихся. И, конечно, должен использовать в своей работе методические накопления других педагогов.



















Используемая литература:

Литература:

Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов

В. Волина. Учимся играя. Москва.

Л. Тихомирова. Упражнения на каждый день. Ярославль. Академия развития.1998. 208 с. 3.     

Т. А. Ладыженская. Речь. Речь. Речь. Москва. Просвещение.1983.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Коррекция устной и письменной речи

Автор: Клименко Вера Васильевна

Дата: 23.09.2020

Номер свидетельства: 558307

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Проблемы письменной речи "
    ["seo_title"] => string(28) "probliemy-pis-miennoi-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "145867"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419005388"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "ПРОЕКТ "Ясная речь". Формирование устной и письменной речи детей 5–7 лет с нарушениями ОДА с помощью логопедического тренажёра Дэльфа-142.1."
    ["seo_title"] => string(162) "proiekt-iasnaia-riech-formirovaniie-ustnoi-i-pis-miennoi-riechi-dietiei-5-7-liet-s-narushieniiami-oda-s-pomoshch-iu-loghopiedichieskogho-trienazhiora-del-fa-142-1"
    ["file_id"] => string(6) "256251"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448105685"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Особенности нарушений письменной речи и их коррекция у умственно отсталых школьников. "
    ["seo_title"] => string(97) "osobiennosti-narushienii-pis-miennoi-riechi-i-ikh-korriektsiia-u-umstvienno-otstalykh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "237489"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444321711"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Проблема формирования устной и письменной речи при решении текстовых задач "
    ["seo_title"] => string(85) "probliema-formirovaniia-ustnoi-i-pis-miennoi-riechi-pri-rieshienii-tiekstovykh-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "221502"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435336902"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(296) "Рабочая программа по предупреждению и коррекции  недостатков устной и письменной речи для  учащихся 1– 3 классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам "
    ["seo_title"] => string(185) "rabochaia-proghramma-po-priedupriezhdieniiu-i-korriektsii-niedostatkov-ustnoi-i-pis-miennoi-riechi-dlia-uchashchikhsia-1-3-klassov-s-ovz-obuchaiushchikhsia-po-adaptirovannym-proghrammam"
    ["file_id"] => string(6) "149141"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419962652"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства