Просмотр содержимого документа
«Коррекция устной и письменной речи»
КОРРЕКЦИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА
Расширение и совершенствование словарного запаса.
Речь — это способ познания действительности. От того, как ребёнок овладел связной речью, зависит качество его обучения, знания, умения и навыки по всем предметам, а не только по русскому языку и литературе. Развитая речь помогает детям лучше выразить свои чувства, мысли. Бедный словарный запас не даёт детям полноценно общаться и со взрослыми, и с детьми.
Для учащихся, у которых выражено общее недоразвитие речи, характерны несформированность лексико-грамматического строя языка и фонетико-фонематической стороны речи. Это выражается в бедности словарного запаса, в неумении правильно построить предложение, грамматически правильно оформить его, последовательно пересказать содержание рассказа, в затруднении анализа и синтеза слов.
Для того чтобы наиболее полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас, поэтому работа над устной речью начинается с расширения и совершенствования словаря. Работу над словом необходимо сочетать с развитием образного мышления, зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти.
Различение слов и звукосочетаний.
Игра «Определи слово». Ученикам раздаются картинки, изображающие различные предметы, например, кота, корову, сапоги. Логопед вперемешку называет слова и соответствующие им по структуре звукосочетания. Услышав слово (например, кот, пул, сапоги, бакуса и т. д.), ученики должны поднять соответствующую картинку и объяснить, почему на слово кот они подняли картинку, а на слово пул — не подняли. (Кот — это слово, а пул — это не слово, а набор звуков.)
Слова, обозначающие живые и неживые предметы.
Логопед выставляет на доску в первый ряд картинки, изображающие неживые предметы, во второй ряд картинки, изображающие живые предметы. Затем логопед ставит вопрос к картинкам первого ряда: что это? Ученики должны ответить одним словом: куст, чашка, дом и т. д. К картинкам второго ряда: кто это? (Коза, собака, кошка и т. д.)
Логопед ставит на доску вперемешку картинки, изображающие живые и неживые предметы, и предлагает ученикам разложить их на две группы: в одну — изображающие живые предметы, в другую —неживые, и поставить соответствующие вопросы.
Упражнения для развития зрительного и слухового внимания и памяти.
Рассмотреть картинки, запомнить их. Назвать только те, которые обозначают неживые предметы, затем те, которые обозначают живые предметы. (Картинки подбирает логопед по своему усмотрению.)
Слова, обозначающие действие предмета.
Логопед спрашивает учеников: «Что может делать человек?» И просит ответить одним словом (работать, читать, писать,варить, строить, говорить и т. д.). Логопед уточняет: человек может производить различные действия. Что делают ученики на логопедических занятиях, на уроке? (Отвечают, думают, говорят, сидят, слушают, рисуют и т. д.) Слова, которые вы называли, обозначают действия. Логопед выставляет на доску картинки, изображающие предметы в действии, например, мальчик идет, стоит, бежит и т. д., затем задает вопросы: что мальчик делает? (Идет, стоит, бежит и т. д.).
Затем детям предлагается запомнить и повторить близкие по смыслу слова бежит, мчится, несется; беспокоится, волнуется,тревожится, переживает; вертится, кружится, крутится, вращается,вьется и сказать, что обозначают эти слова, на какие вопрос они отвечают. После чего логопед предлагает ученикам вспомнить и назвать слова-действия, близкие по смыслу словам: вращается — ..., мчится — ..., беспокоится — . . . .
Сказать, какие действия могут производить портниха ... (шить,метать, подшивать); повар ... (варить, солить, мешать, жарить,резать); столяр ..." (сколачивать, строгать, прибивать, забивать, фуговать); уборщица ... (подметать, протирать, мыть, вытирать, убирать).
Работа со словами, обозначающими предмет и действие.
Логопед выставляет на доске картинки, изображающие предметы в действии, просит детей поставить к картинкам вопросы кто это? что делает? Например: Мальчик сидит. Кто это? (Мальчик.) Что делает? (Сидит.) Затем логопед спрашивает, что обозначают первое и второе слова. (Предмет и действие.)
Аналогично ведется работа с другими картинками.
Логопед дает задания ученикам:
1) Назовите предмет по его действию, скажите, на какой вопрос отвечают эти слова, что они обозначают: мычит ..., хрюкает ..., мяукает ..., лает ..., ржет ..., кудахчет шипит ..., чирикает ..., кукует ..., квакает ..., рычит ..., курлыкает . . ..
2) Скажите, как кто передвигается: корова ..., белка ..., заяц ..., змея ..., человек ..., лягушка .... |
3) Скажите, как кто подает голос: лягушка ..., воробей ..., свинья ..., коза ..., собака ..., кошка ..., лошадь ....
Упражнения на развитие слухового внимания и памяти.
1) Из ряда слов назвать только те, которые обозначают предметы: свистит, соловей, крутит, идет, ручка, сумка, несет, лодка.
2) Из того же ряда слов назвать только те, которые обозначают действия.
Отгадайте загадки, поставьте вопросы к отгадкам и словам в загадках, объясните, что обозначает каждое слово.
Работа со словами, обозначающими признак предмета.
Логопед предлагает ученикам рассмотреть огурец, репу, яблоко. Поочередно указывая на огурец, репу, яблоко, спрашивает их:
- Какой по форме, цвету, на вкус? (Овальный, зеленый, вкусный.)
- Какая по форме, цвету, на вкус? (Круглая, желтая, вкусная.)
- Какое по форме, цвету, на вкус? (Круглое, красное, вкусное.)
На любом уроке можно подобрать игры, направленные на обогащение и активизацию словарного запаса детей.
Очень хорошо обогащает словарный запас учащихся работа над загадками, в которых есть описание предметов, сравнения, используются синонимы и антонимы, олицетворение, метафора.
«Сам алый, сахарный, Кафтан зелёный, Бархатный.» Дети отгадывают, что это арбуз и доказывают, почему так думают. Естественно, что обогащать речь детей помогает чтение сказок, рассказов, стихов.
Вот четверостишие из стихотворения Сергея Есенина:
Задремали звёзды золотые.
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И туманит сетку небосклона.
Чтобы новое слово вошло в словарь ребёнка, чтобы детям было интересно, и лучше запоминались малознакомые слова и выражения можно поиграть в дидактическую игру «В гостях у слова»
Вот как дети работают со словом «астра».
1. Беседа с учащимися: -Какие цветы вы знаете? -Показываю астру и спрашиваю название этого цветка. - На что похожа астра (дети говорят на шарик, на тарелочку, на заколку для волос). —А похожа ли астра на звезду? 2. Сообщение учителя: Астра в переводе с греческого языка «астер» означает «звезда». Как вы думаете, почему? Какого цвета астры вы видели?
Игры на обогащение словарного запаса:
«Что я возьму с собой». Учитель предлагает детям назвать предметы, которые они возьмут с собой, если куда-то. Варианты: в поход, на рыбалку, в гости, в школу и т. д., например, на рыбалку я с собой возьму удочку, банку с червями, ведро, сачок, ножик, палатку, стульчик, плед и другое.
«Профессии». Трактор водит …(тракторист). Электричку … (машинист). Стены выкрасил … (маляр). Доску выстругал. (столяр). В доме свет провёл...(монтёр). В шахте трудится … (шахтёр). В жаркой кузнице... (кузнец). Кто всё знает …(молодец).
Каждый учитель, опираясь на собственный опыт может придумать множество игр и упражнений на обогащения словарного запаса учащихся. И, конечно, должен использовать в своей работе методические накопления других педагогов.
Используемая литература:
Литература:
Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов
В. Волина. Учимся играя. Москва.
Л. Тихомирова. Упражнения на каждый день. Ярославль. Академия развития.1998. 208 с. 3.
Т. А. Ладыженская. Речь. Речь. Речь. Москва. Просвещение.1983.