Закреплять чёткое произношение и характеристику звука «У».
Учить выделять начальный ударный гласный звук «У».
Учить выделять безударный гласный звук «У».
Развивать внимание и память.
Оборудование:
Иллюстрации к упражнениям артикуляционной гимнастики. Вырезанные из бумаги снежинки. Иллюстрации к сказке: девочка, утёнок, утка, зимние забавы, зимний лес, воющие волки. Иллюстрация к игре «Вьюга и ветерок».
Дети сидят полукругом на ковре, педагог – перед ними. Артикуляционная гимнастика: «Надули шарик», «Дудочка», «Лягушата», «Хоботок», «Заборчик». Дыхательная гимнастика «Чья снежинка дальше улетит».
Педагог: - Ребята, все мы уже знаем, что наша речь состоит из слов. Слова, в свою очередь состоят из отдельных звуков. Мы каждый день произносит очень много разных звуков. Из каких-то звуков складываются слова, какие-то звуки произносим отдельно. Например, когда вам что-то не нравится, какой звук вы произносите? А если неожиданно ударились, как вы вскрикиваете? А сейчас послушайте сказку. В этой сказке вам много раз встретится один звук. Я думаю, вы без труда поймёте, о каком звуке я говорю.
Сказка «Ульянина уточка». Жила-была девочка. Звали её Ульяна. Мама называла её Уленька, а подружки Уля. Однажды летом сидела Уля у себя во дворе, как вдруг увидела, что её щенок Умка бежит к ней и несёт что-то в зубах. Подбежал Умка ближе и положил на землю перед Улей маленького серого утёнка. Такие утята были у дикой утки, что недавно начала выводить своих деток на ближайший пруд. Позвала Уля маму, спросила, можно ли отнести утёнка к его семье, а мама увидела, что у утёнка помято крылышко, и нужно его лечить. Взяла Уля утёнка домой и стала за ним ухаживать. Утёнок вырос, стал взрослой уточкой, но улететь осенью с остальными утками не смог – крылышко ещё плохо держало. И стала дикая, вылеченная Улей уточка всюду ходить за ней следом. Уля на улицу, и уточка на улицу. Уля на пруд, и уточка на пруд. Так и ходили вместе. Наступила зима. Солнечным зимним днём пошла Уля с подружками кататься с горки да играть в снежки на опушку леса. И уточка, как обычно с ней. Где пешком ковыляет, переваливается, где вспорхнёт невысоко, перелетит через небольшой сугроб. Крылышко крепнет, уточка потихоньку летать пробует. Гуляла Уля с подружками, играла, не заметила, как и вечер наступил. Пора домой возвращаться. Вошла Уля в дом, и тут только заметила, что нет рядом верной уточки. Побежала Уля обратно к лесу. А солнышко уже зашло, темно кругом, и подружки все разошлись. Идёт Уля к лесу, зовёт уточку: «Утя-утя-утя». Не отзывается уточка, не показывается. Только ветер дразнит Улю, поёт заунывно: «У-у-у-у-у». Близко к лесу подошла Уля. «У-у-у-у-у», - воют в лесу волки. Холодно Уле, страшно, а всё равно идёт она в лес и зовёт свою уточку. Совсем близко завыли волки: «У-у-у-у», - и тут с ближайшего дуба слетела уточка, и прямо Уле на руки. Подхватила Уля уточку и бросилась бежать к дому. «У-у-у-у!», - обиженно взвыли волки. А Уля, с уточкой на руках вбежала в дом и больше никогда о ней не забывала.
Педагог: «Ребята, какой звук чаще всего повторялся в этой сказке? Давайте вспомним, как выли волки. А как пел ветер? Посмотрите на картинку. Когда я поведу пальцем по широкой дорожке, вы поёте громко, как сильная вьюга «У-у-у-у». А когда я поведу пальцем по тоненькой дорожке, вы поёте тоненьким голосом, как слабенький ветерок», - Игра «Вьюга и ветерок». Наблюдение за положением и работой органов артикуляции, фонации.
Характеристика звука «У»: воздух проходит через рот, поётся, гласный, обозначается значком красного цвета.
Выделение «У» (хлопками) на слух Игра «Поймай звук»:
А) из ряда гласных: А, У, А, У, А, И, У, И, А, И, У, А, О, А, У, У, О.
В) в словах: удав, удод, улей, устрицы, ужин, удача, узор.
Выделение звука «У» в произношении по картинкам на панно.
А) проговаривание всех картинок.
Б) отбор картинок на звук «У» в начале слова.
В) после вопроса «кто это?» или «что это?» дети уносят картинки на столы.
Игра «Отгадай, кто (что) это?» - подбор предметов к действию.
Гладит-,
крякает-,
плавает-,
клюёт-,
летает-,
ползает-,
болит-,
шипит.
Игры: «Что изменилось?», «Отгадай картинку».
Дополнение предложений по предметным картинкам.
В реке плавают… На берегу крякает… мама гладит бельё… На листке сидит… У ребёнка болит… Дети строят дом из… В комнате летает и жужжит… Мама чистит в кухне… Муха попала в сети к… Ваня ест… Тане купили новые… На умывальнике лежит мыло и…