Конспект организованной образовательной деятельности по разделу: развитие речевого(фонематического) восприятия и развитие речи у детей с ЗПР в группе компенсирующей направленности «Звук М буква М. Предлог между»
Автор: учитель-дефектолог Пероговская Ксения Павловна, МБДОУ ДС «Аленький цветочек» г. Ноябрьск, ЯНАО
Цели. Закреплять правильное произношение звуков м, мь. Учить условно обозначать согласные звуки; составлять предложения, выделять из них слова; подбирать слова, противоположные по значению.
Оборудование: Демонстрационный материал. Слоговая таблица, на которой написаны слоги с буквой М. Раздаточный материал. Карточки, в нижней части которых изображены девочка или мальчик, а в верхней части — игрушки (самолет, мячик, машинка и т.д.), от которых отходят извилистые линии (одна из линий подходит к мальчику (девочке)); полоски для составления схемы предложения.
Ход занятия:
1. Организационный момент Дефектолог загадывает детям загадку:
Вот качели — буква. (М).
Покачаться можно всем.
2. Чтение слогов
На доске слоговая таблица, на которой написаны слоги с буквой М. Прочитайте слоги в таблице.
— Придумайте слова с прочитанными слогами. (Мама, мост, мука, мышка.)
3. Характеристика звука м
— Какой звук встречается во всех прочитанных слогах?(Звук м.)
— Звук м—согласный, потому что при его произнесении воздух встречает преграду. Этот звук звонкий. Положите руку на горлышко и произнести звук м, вы почувствуете, как горлышко «дрожит». Звук м твердый, мы будем обозначать его фишкой синего цвета.
4. Игра с мячом «Назови слово с противоположным значением»
Дети встают в круг. Ребенок называет слово, начинающееся со звука м или мь, и перебрасывает мяч товарищу, который должен придумать слово с противоположным значением и передать мяч дальше по кругу.
Ссориться—мириться, быстро — медленно,
война—мир, большой—маленький,
глупый—мудрый, твердый—мягкий.
5. Игра «Доскажи словечко»
Дефектолог предлагает детям закончить стихотворные строчки, определить первый звук в названных словах, сказать твердый он или мягкий.
- Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку. (мячик).
- Мы щенка в воде и в мыле
Два часа мочалкой. (мыли).
Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось. (мыло).
- Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной. (медведь).
- В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка. Кто же это?
(Мышка)
- В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц?
6. Физкультминутка
Дети разбегаются по групповой комнате. По сигналу дефектолога они должны спрятаться между какими-нибудь предметами, а затем рассказать, где спрятались. (Я встал между столами, столом и шкафом.)
7. Игра «Лабиринт»
У каждого ребенка карточка, в нижней части которой изображены девочка или мальчик, а в верхней части —игрушки (самолет, мячик, машинка и т.д.), от которых отходят извилистые линии. Одна из линий подходит к мальчику (девочке). Дефектолог дает детям задания.
— Придумайте имя девочке (мальчику) со звуком м или мь.
— Определите, какой подарок приготовлен девочке (мальчику).
— Составьте предложения с этими словами. Например, «Мише подарят самолет».
— Составьте схемы предложений.
— Определите, в каких словах предложения есть звуки м, мь.
8. Игровое упражнение «Назови виды воздушного транспорта»
Дефектолог предлагает детям перечислить виды воздушного транспорта, в названиях которого есть звуки м, мь. (Самолет, космическая ракета.)
9. Работа в тетрадях
Написание слогов.
10. Итог занятия. Обобщающие вопросы по теме занятия.