Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР.
Тема: Предлоги НА, ПОД
Задачи:
- Образовательные:
- Учить детей различать значение предлогов «на» и «под» и правильно употреблять их в речи.
- Учить детей составлять предложения по сюжетной картине и по двум опорным предметным картинкам.
2. Развивающие:
- Развитие слухового внимания и памяти.
3. Воспитательные:
- Воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия.
Оборудование: сюжетная картина, схемы предлогов, предметные картинки, магнитная доска, плоскостные фигуры на магнитах: зайчонок, мышонок, петух, солнце, облако, забор, гриб, ёлка; 2 машины: зелёного и синего цвета; сюжетные картинки по количеству детей.
План занятия
- Организационный момент.
Логопед читает стихотворение:
В лесу метёт метелица,
По лесу снегом стелется.
Зайцы бегали в лесу,
Там заметили лису.
Под сосной стоит лисица,
На сосне сидит синица.
- Где стоит лисица? (под сосной)
- Где сидит синица? (на сосне)
- Когда мы говорим маленькое слово ПОД? (когда предмет находится снизу чего-то). Логопед выставляет схему.
- Когда мы говорим маленькое слово НА? (когда предмет находится сверху чего-то). Логопед выставляет схему.
2. Составление предложений с предлогами НА, ПОД по сюжетной картине с помощью вопросов логопеда.
- Где сидит девочка?
(Девочка сидит на диване. И т.д.)
- Где стоит машинка?
(Машинка стоит под столом. И т.д.)
3.Составление предложений с предлогами НА и ПОД по 2 опорным предметным картинкам. Предметные картинки:
стол – хлеб, собака;
стул – кошка, мышка;
кровать – подушка, туфли;
диван – кукла, мяч.
- Составьте предложение с предлогом НА. (Хлеб лежит на столе. И т.д.)
- Составьте предложение с предлогом ПОД. (Собака лежит под столом. И т.д.)
4. Составление предложений по сюжетным картинкам.
На доске 2 машинки: синяя и зелёная.
Разложим картинки по машинкам. На синей машинке картинки с предлогом ПОД, а на зелёной с предлогом НА.
Дети по очереди выбирают машинку для своей картинки.
- Под ёлкой лежат подарки. Синяя машинка.
- Почему?
- Потому что в этом предложении спряталось маленькое слово ПОД.
- Сыр лежит на тарелке. Зелёная машинка.
- Почему?
- Потому что в этом предложении спряталось маленькое слово НА. И т.д.
5. Физкультминутка.
Ищет вещи Маша,
Маша-растеряша,
И под стулом нет, и на стуле нет, (заглядывают под стул, качают головой)
На кровати нет, под кроватью нет, (заглядывают под кроватку, качают головой)
Вот какая Маша, Маша-растеряша. (разводят руками)
Где Маша искала свои вещи?
6. Пересказ рассказа. (Логопед выставляет по ходу рассказа фигурки на доске).
На полянке гуляли зайчонок, мышонок и петушок. Вдруг на солнце набежала туча, и пошёл дождь. Зайчонок спрятался под ёлкой. Мышонок спрятался под грибок. А петушок взлетел на забор.
- Вспомним предложения со словом НА.
- Вспомним предложения со словом ПОД.
- Кто расскажет весь рассказ?
7. Итог занятия, оценка деятельности детей.