Разрезная картинка «Автобус», карточки с цифрами 2 и 3, игрушки: собачка, слон, три «тумбы» (разноцветные кубики), картинки со звуком [р] в начале, в середине, в конце слова, мозаика, проектор, презентация, настенное зеркало, мяч.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
– Ребята, сегодня мы с вами отправимся в цирк. Нас ждет интересное представление.СЛАЙД 1
II. Артикуляционная гимнастика. Но прежде чем идти в цирк, нужно размять руки для аплодисментов артистам, размять губы и языки для смеха и улыбок…. (упражнение «Качели», «Чистим зубки», « Забор», «Маляр»….
Пальчиковая гимнастика
Этот шарик непростой,
Весь колючий, вот такой!
(Сжимаем и разжимаем мячик в ладонях).
Меж ладошками кладем,
Им ладошки разотрем.
(Покатать между ладошками).
Вверх, вниз его катаем,
Свои ручки развиваем…
Мячик сильно я сжимаю
И ладошку поменяю.
(Мячик зажимают попеременно обеими руками).
А теперь — поехали в цирк
–А на чём мы поедим? Сейчас узнаем! Собери картинку, и ты узнаешь, на чём мы доберемся до цирка. (Ребенок собирает из частей картинки автобус.)
V. Развитие фонематического слуха. Образование существительных, обозначающие названия профессий.
– Во время представления громко играет цирковой оркестр. СЛАЙД 5
– Давай посмотрим, какие инструменты в нём есть. Назови такие инструменты, в названиях которых есть звук [р]: барабан, труба, пианино, гитара, бубны, гармошка.
– Молодец! Правильно назвала инструменты!Как назовём человека, который играет на гармошке? Отвечай, пожалуйста, полным ответом. (Гармонист)
VI. Динамическая пауза
– Если мы будем играть на гармошке, кем мы будем? (Имитация игры на гармошке)
Мы играем на гармошке
Громко хлопаем в ладошки!
Головой слегка качаем,
Руки кверху поднимаем!
VII. Развитие звукового анализа.
– А представление в это время продолжается. На арену выходит дрессированный слон. СЛАЙД 6
– Ему по команде нужно занять одну из трёх тумб. Командой для него служит картинка. Если звук [ р] в начале слова, слон встанет на первую тумбу, если в середине – на вторую, а если в конце слова – на третью тумбу. Логопед показывает картинки (ромашки, комар, рыба, баран, забор, корова)
Ребёнок называет картину, определяет место звука в слове и помещает слона на нужную тумбу.
VIII. Упражнение в правильном произнесении звука [р].
– Представление заканчивается. Артисты прощаются со зрителями.
Ирк – ирк – ирк – все любят цирк.
Тры – тры – тры – шары в руках у детворы
Тра – тра – тра – до свидания, детвора.
Пра – пра – пра – артистам отдыхать пора.
Ребёнок проговаривает чистоговорки за логопедом.
-Прощаясь, артисты подарили нам мозаику, давай фишками мозаики выложим букву Р.
IX. Итог занятия.
– Пора возвращаться домой. СЛАЙД 7.
– Полина, скажи, выступление каких артистов тебе понравилось? Отвечай, пожалуйста, полным ответом.