2.Тема: Дифференциация букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.
3.Цели:
1.Коррекционно -образовательные:
уточнение и сравнение кинетически сходные строчные буквы «б» и «д» путем выработки четкой зрительно-моторной координации;
формирование умения различать буквы «б» и «д»;
совершенствование навыков выполнения звукобуквенного анализа и синтеза, фонематического представления;
обогащение словарного запаса.
2.Коррекционно-развивающие:
развитие мыслительной деятельности, зрительного и слухового внимания, памяти, способности к переключению;
развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза;
развитие пространственной ориентировки;
развитие мелкой моторики пальцев рук;
развитие связной речи, высказывания.
3. Коррекционно -воспитательные:
воспитание умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности.
4.Оборудование:тетради, пенал с принадлежностями, индивидуальные карточки с текстом , предметные картинки.
5.План занятия:
I. Организационный момент.
II.Основная коррекционно-логопедическая работа.
1. Знакомство с темой занятия.
2. Игра «Найди зашифрованные буквы».
3. Восстановление букв б – д в словах и словосочетаниях.
III. Физкультминутка.
IV. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы.
1. Игра «Четвертый лишний».
2. Работа с сюжетными рисунками.
V. Гимнастика для глаз.
VI. Вставить пропущенные буквы б или д.
VII. Итог занятия. Рефлексия.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Студент:
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть. Прежде чем мы начнём наше занятие, повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Посмотрите на меня, улыбнитесь мне. Теперь с хорошим настроение мы начнем занятия.
II.Основная коррекционно-логопедическая работа.
1. Знакомство с темой занятия.
Студент:
-У меня есть две картинки. Посмотрите на них и скажите что на них изображено. ( Дом и бант). Давайте выделим первый звук. (В слове дом первая буква Д, в слове бант - Б) А теперь первую букву.
Студент предлагает детям рассмотреть написание букв Б, Д и назвать схожие элементы и различия между этими буквами. (Схожий элемент – овал; Различие-у буквы Д «хвостик» смотрит вниз, а буквы Б «хвостик» смотрит наверх)
- Как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на занятии? (Мы сегодня будем учиться различать строчные буквы «б» и «д».) Почему эти буквы называют строчными?
2. Игра «Найди зашифрованные буквы». Студент объясняет детям, каким образом можно заменить символ нужной буквой:
- Стрелочка обозначает положение «хвостика» буквы. Таким образом, если стрелочка показывает вверх, то это буква Б, если вниз, то это буква Д.
-А теперь откройте тетради, запишите число. Давайте и мы попробуем отгадать зашифрованные слоги. Каждому раздаётся листочек где изображена схема.
(Би, дя, дю, де, бу, бе, ди, бё, бе, ду, бя, до.)
Учащиеся по цепочке читают слоги и объясняют, почему вставили именно эту букву.
-А теперь давайте обведем зеленым мягкие, а синим твердые буквы.
3. Восстановление букв б – д в словах и словосочетаниях.
-Посмотрите на карточках зашифрованные слова. Давайте их разгадаем. И запишем в тетрадь. Букву б подчеркнем с вами одной чертой, а букву д – двумя чертами.
Дети читают слова по очереди.
-С какой буквы мы начинаем писать предложения?
↓ом, ↓орога, ↑ант, по↓арок, ↓убинка,
↓о↑рый ↓е↓ушка,
↑о↓ливый ↑ычок,
↓альняя ↓орога.
-Молодцы.
III.Физминутка.
Студент:
-А теперь давайте немного отдохнем. Поскольку отличительный элемент буквы “б” (хвостик) направлен вверх, а “хвостик” буквы “д” – вниз, вы будете поднимать вверх руки, когда услышите слова со звуком [Б], и будете приседать, когда звук [Д] услышите:
Дом, банк, боты, бант, духи, два, забота, рыба.
IV. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы.
1. Игра «Четвертый лишний».
-Предлагаю вам одну игру. Я назову 4 слова, вы запишите себе в тетрадь только лишнее слово (доказывают почему) и определяете место звука в слове.
Дом, диван, подлодка, тумба. *
-Кто знает, что такое тумба? Для чего она? Провести звукобуквенный разбор слов тумба.
Багаж, изба, банка, шоколад.
Балалайка, бассейн, яблоко, дачник.
* Небольшой, невысокий шкафчик.
2.Работа с сюжетными рисунками.
Студент:
- А сейчас давайте найдем те предметы, в названиях которых есть строчные буквы б-д и запишем слова к себе в тетрадь, и подчеркнем их.
(бант, яблоко, труба, дорога, дверь, ведро.)
V. Гимнастика для глаз:
“Глазки крепко закрываем,
дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
и работать продолжаем!”
VI.Вставить пропущенные буквы б или д.
Студент:
-Следующее задание. Вам надо будет списать текст и вставить недостающую букву.(приложение 6) Давайте вспомним если стрелочка показывает вверх какую мы букву пишем? А если вниз?
На лесной поляне.
Бог↓ан и Лю↑а ↑ыли на лесной поляне. Там ↑ыло много цветов. Желтые о↓уванчики, голу↑ые неза↑у↓ки, ↑елые ромашки ра↓овали глаз. Ря↓ом ↑ыл пру↓. По во↓е плавали ↑елые ле↑е↓и. Вот прилетела ↑а↑очка. Она села на ↑ерёзу. Потом полетела ↓альше. Бог↓ан и Лю↑а лю↑овались приро↓ой.
VII. Итог занятия. Рефлексия.
Студент:
-Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? (различали строчные буквы «б» – «д») Какие слова с буквами б и д вы запомнили? Вы, сегодня молодцы! У вас на столе есть смайлики. Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Смайлика» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного). Хорошо поработали! Спасибо всем.