Из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста
Из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста
Работа с детьми младшего дошкольного возраста приобретает все большую актуальность. Растет число неговорящих детей, должен расти и уровень специалистов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста»
Из опыта работы
Занятия учителя-логопеда с детьми 2-3 лет предполагает временную продолжительность 10-15 минут. Что можно успеть за это время? Многое, если хорошо и правильно продумать ход занятия, смену деятельности, цель и оборудование. Но не могу не согласиться с тем, что при такой организации ребенок может играть и более долгое время.
Однако, в муниципальном учреждении такой роскоши, как время, нет. 10-15 минут занятия должны быть правильно распределены. 2-3 минуты на занятиях в садике, 10-15 минут игр дома и мелкая моторика ребенка получит необходимое количество тактильной работы.
Все игры по развитию мелкой моторики условно делятся на игры с предметами и без предметов. В качестве предметов могут использоваться: мелкие игрушки, конструктора, счетные палочки, пластилин, бумага, природный материал, колечки су-джоку, мячики разной фактуры и материала, трафареты и др.
Игры на развитие мелкой моторики без предметов условно делятся на массажные и пальчиковые.
Цель занятия и уровень развития ребенка определяют выбор игр.
В моей практике встречались дети 2,5 лет с уровнем развития моторики на 6 месяцев. Целью занятий было обучить ребенка удерживанию предметов различной конфигурации, веса и структуры в руках.
Занятие строилось таким образом:
На столе перед ребенком логопед выкладывает по одной игрушке на стол с инструкцией: «Бери», и показывает, что игрушку надо взять и поставить рядом с собой. Задача ребенка заключается в захвате игрушки удобным для него способом и перенесении на небольшое расстояние по поверхности стола.
У ребенка со слабыми мышечными усилиями рук применяла игры О.В.Закревской, описанные в книге «Развивайся, малыш». Одним из любимых упражнений у детей было удержание шнуров различной структуры и толщины в руках. Такие упражнения активизируют работу мышц – их расслабление и напряжение. Некоторые дети совмещают это упражнение с артикуляционными упражнениями «Иголочка», «Лопатка», что соответствует повышению и снижению тонуса в мышцах, регулированию их работы, выработке самопроизвольного внимания.
Любимым у детей является и шарик су-ждоку с колечками. Это упражнение сопровождаем заучиванием «песенок» пальцев, вырабатыванием мимических и голосовых реакций.
Игра называется «Колечки». Проводится только с детьми, не имеющими противопоказания к использованию су-джоку, ран и порезов на руках, пальцах. Игра проводится с использованием эмоциональных состояний.
Колечко одевается на пальцы сначала правой, затем левой руки, на каждый пальчик поочередно. Логопед сопровождает это пояснением:
-Это большой палец, он на всех ворчит- Ба-ба-ба. Бо-о-ольшой – ба-ба-ба,
Это указательный палец, он на всех ругается – Ух-ух-ух, у-у-указательный-ух,
Это средний палец, он свистит – С-с-с-с, с-с-средний – с-с-с,
Это безымянный палец – он дразнится – Бе-бе-бе, бе-е-еезымянный – бе-бе-бе,
Это мизинец – он пищит – ми-ми-ми, ми-и-изинец- ми-ми-ми.
Переходя на вторую руку, логопед уже спрашивает ребенка: «Как разговаривают пальцы?» Одевает колечко на палец и ждет ответ на вопрос, если ребенок не ответил 3-4секунды, говорит сам.
Катая шарик су-джоку по руку, по пальцам к запястью и к кончикам пальцев, сопровождаю это словами «Туда- сюда». Дети повторяют эти слова, стараясь попасть в ритм педагога. Такое повторение в разном ритме с основными звуками языка а, у, т, д, с помогает ребенку активизировать работу артикуляционного аппарата, голосовых связок, сочетая с ритмичными движения рук.
Даю детям и самим побыть в роли взрослого, когда они пытаются на мои пальцы одеть колечки, покатать шарик, стимулируя вызывание звуков, активности речи.
Пальчиковые игры использую в сочетании с движениями рук, играми с природным материалом, водой, мелкими игрушками.
Детям нравится вылавливать из воды игрушки, возрастает их речевая активность и интерес к занятиям.