«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»
«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»
Рекомендации для родителей «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, формировании сенсорных эталонов – цвет, форма, величина, накопления представлений об окружающем мире. Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность, свой внутренний мир. В младенческом возрасте посредством игры развиваются органы чувств малыша, происходит накопление зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений. В этот период закладывается основа познавательной деятельности и физической активности ребёнка. Малыш с увлечением исследует предметы, его окружающие, применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но её цель – познание мира, остаётся неизменной.
Для повышения сенсорной культуры детей можно использовать различные формы работы: проведение опытов, самостоятельные наблюдения, дидактические и подвижные игры. При ознакомлении детей с различными сенсорными эталонами можно использовать познавательные игры, дающие толчок к познанию мира каждым ребенком. В рамках сенсорного развития детей знакомить их с такими свойствами предметов и явлений, как цвет, форма, величина, количество, положение в пространстве. Также проводить работу по обучению детей целостному восприятию образов предметов.
Усвоение сенсорных эталонов – системы геометрических форм, шкалы величин, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, фонетической системы языка – сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон – значит не просто правильно называть то или иное свойство предмета, необходимо иметь четкие представления для анализа и выделенных свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям. Чтобы познакомиться с каким – то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать.
Включенные в обследование предмета движения руки организуют зрительное и кинестическое (двигательное) восприятие детей, способствуют уточнению зрительных представлений о свойствах предмета. Ознакомление с формой, величиной, пространственными и иными характеристиками предметов невозможно без интеграции движений рук и глаз. Очень эффективно проведение с детьми подвижных игр с использованием цветных ленточек, флажков, мячей, обручей, колец: «Найди свое гнездышко», «Подними флажок», «Бегите к своему флажку».
Изучая с детьми геометрические формы, можно использовать специальные игрушки (кубик, строительный конструктор, рамки -вкладыши).Тактильные ощущения являются важным и информативным источником сведений о внешнем мире.
Игры по развитию осязания можно проводить и во время прогулки, свободной деятельности детей. Органом осязания служат пальцы рук, и основные усилия направлены на развитие чувствительности рецепторов пальцев руки. С этой целью использовать различные виды деятельности, способствующие развитию тактильно – двигательных ощущений:
• лепка;
• конструирование из бумаги, конструктора «Лего»;
• рисование;
• сортировка мелких предметов;
• изготовление поделок из природного материала (ракушек, шишек, желудей, семян ясеня и клена).
Самостоятельная исследовательская деятельность детей вызывает положительные эмоции, помогает снизить умственное утомление. Использовать пальчиковую гимнастику с элементами массажа, что, несомненно, способствует повышению тактильной чувствительности.
На основе использования игр по сенсомоторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» »
Рекомендации для родителей «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, формировании сенсорных эталонов – цвет, форма, величина, накопления представлений об окружающем мире. Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность, свой внутренний мир. В младенческом возрасте посредством игры развиваются органы чувств малыша, происходит накопление зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений. В этот период закладывается основа познавательной деятельности и физической активности ребёнка. Малыш с увлечением исследует предметы, его окружающие, применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но её цель – познание мира, остаётся неизменной.
Для повышения сенсорной культуры детей можно использовать различные формы работы: проведение опытов, самостоятельные наблюдения, дидактические и подвижные игры. При ознакомлении детей с различными сенсорными эталонами можно использовать познавательные игры, дающие толчок к познанию мира каждым ребенком. В рамках сенсорного развития детей знакомить их с такими свойствами предметов и явлений, как цвет, форма, величина, количество, положение в пространстве. Также проводить работу по обучению детей целостному восприятию образов предметов.
Усвоение сенсорных эталонов – системы геометрических форм, шкалы величин, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, фонетической системы языка – сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон – значит не просто правильно называть то или иное свойство предмета, необходимо иметь четкие представления для анализа и выделенных свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям. Чтобы познакомиться с каким – то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать.
Включенные в обследование предмета движения руки организуют зрительное и кинестическое (двигательное) восприятие детей, способствуют уточнению зрительных представлений о свойствах предмета. Ознакомление с формой, величиной, пространственными и иными характеристиками предметов невозможно без интеграции движений рук и глаз. Очень эффективно проведение с детьми подвижных игр с использованием цветных ленточек, флажков, мячей, обручей, колец: «Найди свое гнездышко», «Подними флажок», «Бегите к своему флажку».
Изучая с детьми геометрические формы, можно использовать специальные игрушки (кубик , строительный конструктор, рамки -вкладыши).Тактильные ощущения являются важным и информативным источником сведений о внешнем мире.
Игры по развитию осязания можно проводить и во время прогулки, свободной деятельности детей. Органом осязания служат пальцы рук, и основные усилия направлены на развитие чувствительности рецепторов пальцев руки. С этой целью использовать различные виды деятельности, способствующие развитию тактильно – двигательных ощущений:
• лепка;
• конструирование из бумаги, конструктора «Лего»;
• рисование;
• сортировка мелких предметов;
• изготовление поделок из природного материала (ракушек, шишек, желудей, семян ясеня и клена) .
Самостоятельная исследовательская деятельность детей вызывает положительные эмоции, помогает снизить умственное утомление. Использовать пальчиковую гимнастику с элементами массажа, что, несомненно, способствует повышению тактильной чувствительности.
На основе использования игр по сенсомоторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.