kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Влияние музыкально-игровых занятий на развитие детей младшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья рассказывает об опыте работы с детьми младшего дошкольного возраста, о том как музыка взаимодействуя с игрой развивает малышей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Влияние музыкально-игровых занятий на развитие детей младшего дошкольного возраста»

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.



Введение

Ни для кого не секрет, что музыкальное образование в развитии ребенка позволяет воспитать гармоничную, многогранную и разносторонне развитую личность, способную наиболее тонко чувствовать, сопереживать, ценить прекрасное.

Безусловно, необходимо заниматься развитием ребенка. И начинать развивающие занятия нужно как можно раньше, ведь, действительно, для развития многих способностей «после трех « уже поздно. Но подходить к выбору методик и программ для малыша надо осознанно. Например, откладывая занятия по физическому воспитанию, развитию речи, сенсомоторному развитию, или по развитию музыкального слуха у ребенка, можно не только пропустить наиболее сенситивный период, но и спровоцировать задержку развития этой способности. А, отложив на «после трех» обучение малыша чтению или иностранному языку, возможно избежать переутомления ребенка и перегрузки его той информацией, которая (меньшими усилиями) может быть заложена в срок.

Кроме очевидного развития музыкальности раннее общение с музыкой имеет и другие "побочные эффекты". Это и общее психическое развитие, личностное, физическое и когнитивное развитие. Музыка оказывает важнейшее влияние на формирование личностных качеств растущего человека. Раннее музыкальное развитие благотворно влияет и на физическое развитие ребенка. В песнях и играх под музыку у детей развиваются и координируются движения. Кроме того, встреча с прекрасной музыкой способствует познавательному развитию малыша. Ребенок запоминает понравившуюся мелодию, ассоциирует ранее услышанные напевы с ситуацией, а восприятие музыки требует от детей концентрации внимания.

Восприятие музыки это активная деятельность, а не пассивное слушание, как полагают многие родители. Развитие музыкального восприятия подразумевает развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Первое , на что реагирует ребенок, это интонация в музыке, в песне. С первых месяцев жизни малыш начинает улавливать интонации окружающих его людей, что тесно связано с общим развитием речи. Попробуйте одно и тоже выражение или слово произнести с разной интонацией, и вы заметите, что малыш по-разному реагирует на одинаковые слова.

Для ребенка 1-2 года жизни интонации в музыке достаточно для осознания музыкального образа. Именно поэтому в раннем возрасте рекомендуется петь и разучивать с ребенком песни, где важными Являются интонации вопроса, ответа, восхищения, печали, радости. В этом возрасте малыши проявляют интерес к музыкальным инструментам и даже пытаются осваивать способы звукоизвлечения. Хорошо, если бы ребенок имел доступ к разным музыкальным инструментам: духовым (дудочка, свирель), ударно-клавишным (детское пианино, металлофон, ксилофон), ударным (бубен, барабан), струнным (балалайка). Знакомство с такими инструментами позволит детям различать тембры разных музыкальных инструментов, тем самым развивая музыкальный слух. Кроме того, родителям не следует забывать, что любые предметы, с помощью которых ребенок может производить какие-либо звуки, не должны исключаться из поля деятельности ребенка. Сюда относятся погремушки, колокольчики, ложки, посуда. Не стоит ограничивать звукотворческую деятельность ребенка только потому, что взрослые не переносят громких звуков.

В настоящее время идея «раннего развития» получила широкое распространение,заметно возросла потребность в эффективных методиках воспитания детей раннего возраста. Явление это не случайно

и связано,по всей видимости,не только с увеличением групп раннего возраста в ДОУ,но и с пониманием самоценности этого периода детства,

значения развития в младшем возрасте для последующего становления

личности ребёнка.И музыкально-ритмическое воспитание в этом смысле

оказывается одним из стержневых видов деятельности,поскольку по своей природе является синтетическим,объединяющим пение,движение и слово.

Известно,какое значение музыке придавал В.М.Бехтерев,который считал,что с её помощью"можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка,умерить слишком возбуждённые темпе-

раметры и растормозить заторможенных детей,урегулировать непра-

вильные и лишние движения".

Сегодня уже не нужно доказывать необходимость музыкально-рит-

мических занятий с детьми,их благотворное влияние на психоэмо-

циональное состояние малышей.Движение под музыку в настоящее время используют очень широко и как средство творческого,музы-

кального развития детей,и как инструмент их физического воспитания,

а также как средство коррекции и лечения при различных патологиях.

Игровые музыкально-двигательные упражнения для детей раннего

возраста имеют особую значимость,поскольку являются не только уни-

версальным средством всестороннего гармоничного развития ребёнка,

но и служат незаменимым инструментом общения детей ии взрослых,

инструментом их эмоционального взаимодействия.Эту особенность

игрового материала для малышей по всей вероятности заметили ещё

наши предки.Об этом свидетельствуют дошедшие до наших дней такие шедевры народной педагогики,как"Ладушки","Сорока-белобока",Идёт

коза рогатая"и др.Кроме народных песен педагоги обращаются к "золотому" классическому фонду,который быцл создан нашей отечественной педагогикой(это репертуар первой младшей группы ти-

повой программы под редакцией Н.А.Ветлугиной,игры-забавы Е.Макшанцевой,Т.Бабаджан и др.).

Начав заниматься с детьми раннего возраста, мне хотелось охватить все виды музыкальной деятельности,разнообразить музыкальные занятия для малышей. Поэтому в свое планирование я включила и пение, и слушание музыки, и игру на музыкальных инструментах, и музыкально-ритмические движения, и пальчиковые игры, игры с пением, хороводные и подвижные игры.

Так как на эти занятия дети приходят вместе с мамами, то участие родителей является неотъемлемой частью образовательной деятельности. Малыши 1-3-х летнего возраста очень впечатлительны и у них сильно развита подражательность, а мама для малыша – образец для подражания. И, если что-то делает мама, то и малыш, в конце концов, повторит за ней. Вместе с этим проходит процесс обучения и самой мамы. Ведь не секрет, что современные родители просто не знают, во что можно играть с своим ребенком, с помощью чего можно развить его музыкальные способности, а, главное, зачем это нужно малышу.

Ребенок раннего возраста отличается недостаточной уравновешенностью нервных процессов, поэтому он быстро утомляем. Необходимо часто менять виды деятельности во время занятия, использовать сюрпризные моменты и задействовать все анализаторы детей. Преобладание процесса возбуждения над торможением в этом возрасте приводит к тому, что ребенок не может находиться долгое время без дела, поэтому на занятии не может быть незаполненного времени. Одно действие должно сменять другое. Но для того, что ребенок не переутомился, активные действия должны чередоваться со спокойной деятельностью.

Движение должно всегда сочетаться с музыкой, например, в танцах для малышей, в подвижных играх с песенками и пальчиковых играх, в детской гимнастике и игре на детских и шумовых инструментах.

Подвижные, пальчиковые и ролевые игры, звукоподражания и игра на детских шумовых инструментах, гимнастика под музыку и пение – необходимый вид деятельности для малышей. В таких играх с другими детьми и взрослыми ребенок использует и развивает многие свои способности. Улучшается его общее физическое развитие, укрепляется мышечный корсет, формируется осанка. Развивается музыкальный слух, ритм и музыкальная память. Формируются навыки вербального и невербального общения. Ребенок учится принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромиссы, он развивается эмоционально, у него формируется готовность и умение действовать в коллективе. Развиваются навыки мелкой и крупной моторики, а, также зрительные слуховые, тактильные способности к восприятию.

Музыкально-ритмическая деятельность, по мнению специалистов, имеет и еще особую важность благодаря формированию ускоренного обмена информацией между левым и правым полушариями мозга. Процессы восприятия, распознавания, мышления, принятия решений возможны только благодаря воздействию двух полушарий, каждое из которых имеет свою специализацию:



ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ- речь, распознавание букв, слов, элементов целого,осознаваемые движения, комбинации движений, запоминание слов и фраз,логическое мышление.

ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ-музыка, ритм, шумы, интонации и ритм речи,

зрительное восприятие предмета в целом,автоматизированные движения,запоминание музыки, картин, запахов,интуиция.

В конце прошлого века ученые установили. Что занятия музыкой в детстве положительно влияют на формирование физиологических и анатомических структур мозга и, прежде всего, на обмен информацией между полушариями.

Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают своих сверстников в интеллектуальном, социальном и психомоторном развитии. Исследователями также отмечено заметное влияние музыкально-ритмических игра на формирование у детей хороших способностей к восприятию информации и способности концентрировать внимание.

Музыкальны занятия являются эффективным средством для социальной адаптации ребенка, укрепления положительного эмоционального контакта между взрослым и малышом, а также прекрасной подготовкой для дальнейшего обучения.



На своих занятиях я широко применяю методику Екатерины и Сергея Железновых,дополняя её программой Татьяны Никитичны Сауко и

Анны Бурениной"Топ-хлоп малыши".В сочетании эти методики "рождают"

интересные и разнообразные комплексные занятия,где присутствуют и музыкально-ритмические движения и пальчиковые игры,и игра на музыкальных инструментах,и ролевые игры,а также театральная деятельность.



ПрограммаЕ.иС.железновых «Музыка с мамой» - музыкальная программа раннего развития для детей от 6 месяцев до 6 лет. Используются как при индивидуальной, так и при групповой работе; как на развивающих, так и в коррекционных занятиях.

Ядром программы является положение о том, что наилучшей для музыкального развития и обучения малышей является среда, где дети, родители и педагоги активно участвуют в музыкальной деятельности.

Используя музыкально - игровую развивающую среду как средство развития, педагоги и родители содействуют обогащению сенсомоторного эмоционально-творческого совместного опыта детей как предпосылок их успешного общего, музыкального и социального развития.

В предлагаемой программе музыкальное развитие является не только целью, но средством общего и социального развития детей раннего и младшего возраста.

Новизной программы является также сочетание традиционных подходов и использование современных технических средств обучения. Обеспеченность практическим материалом (аудио, видео) позволяет целенаправленно заниматься комплексным музыкальным и общим развитием ребёнка не только на специальных занятиях (музыкальных, занятиях физкультурой, логопедических и др.), но использоваться и в группе (воспитателями), и семье (родителями).

Одной из особенностей программы является как возможность проведения на её основе отдельного курса занятий, так и сочетаемость с любой базовой программой, используемой в ДОУ, а также наличие практических материалов, позволяющих использовать её в семье.

Цель программы - способствовать умственному, физическому, социальному и эстетическому развитию детей раннего и дошкольного возраста средствами музыкального воспитания. Реализация поставленной цели проводится через обеспечение преемственности между семьёй и ДОУ, где музыкально – игровая деятельность является средством общего и социального развития, способом сохранения творческого контакта между родителями и ребёнком.



Задачи программы:

1.Способствовать раннему развитию ребёнка через комплексную музыкальную деятельность в семье, обеспечивая родителей необходимыми пособиями для практической работы с малышами.

2.Обучать родителей эффективным способам творческого взаимодействия с ребёнком, обеспечивать развивающий досуг и игровую деятельность не только на занятиях, но и в семье.

3.Разрабатывать аудиопособия, методические пособия, поурочные планы, видео материалы, нотные пособия, книги для детей для воспитателей и педагогов ДОУ с учётом возможности домашней работы по этим материалам.

4.Формировать оптимальные условия для регулярности занятий, что является необходимым условием раннего развития и может обеспечиваться воспитателями (в группе) и родителями (дома).

5.Формировать готовность к дальнейшему обучению

6.Формировать музыкальные способности, музыкальную сенсорику, музыкальный вкус в наиболее сенситивный период развития ребёнка.



Принципы программы:



Программа соответствует современным требованиям к образовательной программе.

1.Она имеет развивающий характер, ориентирована на общее и музыкальное развитие ребёнка в процессе овладения им музыкальной деятельностью

2.В ней заложена возможность как групповой, так и развивающей индивидуальной и коррекционной работы с детьми

3.В ней учтены идеи оздоровительного и развивающего компонента: принцип единства развивающей и оздоровительной работы с детьми

4.Содержание программы ориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребёнка

5.Программа оснащена практическими материалами и пособиями для индивидуальных и групповых занятий



Содержание программы:



Технология музыкального обучения и воспитания базируется на игровых методах и сочетании музыкальной деятельности с другими направлениями воспитательной работы с детьми, что обеспечивает общее, социальное и эстетическое развитие ребёнка в процессе занятий.



Организация музыкальных занятий происходит в разнообразных формах: в форме сюжетно – тематических музыкальных занятий, комплексных и интегрированных занятий.



Направлениями работы по программе являются:

1.«Игры на общение» (коммуникативные, хороводные)

2.Пальчиковая гимнастика

3.Игры - потешки

4.Игры – массаж

5.Игры - катания

6.Игры с предметами

7.Игры с подражательными движениями

8.Игры с ловлей

9.Игровая гимнастика

10.Хороводные игры и танцы

11.Развитие речи (в процессе пения и логоритмических игр)

12.Развитие музыкально-слуховых представлений

13.Слушание музыки

14.Игра на шумовых и звуковысотных инструментах.

15.Знакомство с «теорией музыки»: музыкальной грамотой, нотами и клавиатурой.



Адресация и организация работы по программе:



Проект адресован широкому кругу специалистов и родителям.



Музыкальные руководители, логопеды, психологи, инструкторы по физической культуре, могут использовать часть материала, внедряя его парциально в базисную программу. Воспитатели и работники дополнительного образования могут использовать разработки для проведения самостоятельных занятий на базе детских садов, дошкольных учреждений, в системах дополнительного образования. Родители могут использовать видео- и аудиозаписи для домашнего досуга и занятий с малышом в семье.



Организационные и методические принципы проведения занятий в детско-родительских группах







1.Педагог должен иметь собственный годовой и перспективный планы, скоординированные с планированием ДОУ, но педагогу также необходимо готовиться к каждому уроку, подбирая новые или видоизменяя старые задания с учётом индивидуального темпа продвижения каждой группы.





2.Желательно от урока к уроку менять условия проведения игр, а также необходимый «реквизит», что способствует закреплению нового материала или навыков, и в то же время поддерживает интерес детей к многократному повторению игрового задания.





3.Выбрав определённые игры - проводите их в течение того времени, которое необходимо для их разучивания (4 - 6 занятий), а затем - постепенно заменяйте новыми. НО - Не меняйте все игры сразу!





4.Темп проведения занятия довольно высокий, игра проводится 2-3 раза и сменяется следующей игрой или игровым упражнением.





5.Оптимально ставить по расписанию 2 одновозрастные группы подряд, что позволяет:

- Соединить группы для подготовки к праздникам.

- Соединить группы в случае, если часть детей «отсеивается», а «учебного резерва» нет.

- Отрабатывать, отшлифовывать учебный материал, проводя урок повторно.





6.Этапы занятий по программе с детьми раннего возраста включают в себя:

- Совместное выполнение здания взрослым и ребёнком по показу педагога. Как правило, активную роль выполняет взрослый. Ребёнок - наблюдатель или пассивный участник. Родитель на этом этапе находится в позиции за спиной ребёнка, который сидит у него на коленях или на подушке между ногами.

- Совместное выполнение задания взрослым и ребёнком по показу педагога. Взрослый находится рядом с малышом, помогая только в том случае, если ребёнок не справляется самостоятельно.

- Совместное, «параллельное» выполнение. Поддержка осуществляется в основном на эмоциональном уровне, возможен небольшой контроль и словесная корректировка выполнения.

- И взрослый, и ребёнок - полноправные участники. Родитель - эмоционально поддерживает и одобряет успешность. Корректировка производится через наглядный показ.





7.При разучивании новой игры:

- Следует обеспечить понимание детьми сюжета и содержания игры. Если в ней встречаются персонажи, образы или понятия, не знакомые детям, расскажите сначала малышам о них, используя игрушки и картинки.

- Проведите «презентацию» игры под фонограмму (показав детям необходимые движения или комбинации), а затем, на первом этапе разучивания, проводите игру под пение или мелодическую ритмизацию текста - в удобном темпе и с необходимыми остановками.

- Когда игра разучена детьми - проводите её под «минус» (музыку без пения солистки), исполняя песню сами и побуждая подпевать детей.

- Старайтесь делать «тематические связки» между играми и упражнениями (хотя бы в рамках одного «блока» игр)





8.Никогда не принуждайте к выполнению игры или задания. Если ребёнок не хочет играть - всё выполняет взрослый.





9.Объясните родителям, что не следует всё время активно помогать своему ребёнку или постоянно исправлять ошибки. Лучшая поддержка для малыша - совместная игра, когда ребёнок видит, что родитель также заинтересованно участвует в процессе, а не постоянно поправляет и одёргивает.





10.Проведение подряд более четырёх групп, а также работа более, чем 4 раз в неделю, может привести к эмоциональной перегрузке педагога. Будьте внимательны к своему здоровью!





Образец занятия.



Мамы и дети все встают в круг.



«Ну-ка все встали в круг» Железнова.



Дети садятся в круг, на пол вместе с мамами.



Муз.рук.



А кто взял с собой свои ручки? Где ваши ручки?

Похлопали ручками. Здравствуйте ручки! (хлопают)



А вы не забыли взять с собой свои ушки? Где наши ушки? Вот они. (дергают себя за ушки).



А вы не забыли взять с собой свои глазки? Где наши глазки? Вот они. Глазки вот так закроем. (закрывают ладошками глазки) Ку-ку! Теперь откроем. Здравствуйте глазки!



А ножки мы с собой сегодня взяли? Вот наши ножки. Здравствуйте ножки! (топают сидя ножками).



А сейчас сжимаем кулачки. Покажите, как сильно сжимаете кулачки. Сжимаем кулачки и постучали кулачками. Тук-тук-тук-тук.



А теперь постучали ножками. Сначала одним каблучком. А потом другим каблучком. И по очереди постучали каблучками.



А теперь стучим и ручками и ножками. Стучим поочередно и ручками и ножками. Правым, левым, правым, левым.



Муз. рук. кладет игрушку Ёжика на середину круга и закрывает его платочком.



Муз.рук.



Ой, а кто это к нам пришел и спрятался? Сидит и пыхтит. Пых-пых! Кто? Правильно, ежик. Ёжик пришел к нам и хочет с нами поиграть. Ёжик принес нам погремушечки и сейчас мы с вами на них поиграем.



Игра с погремушками



Муз. рук. показывает игрушку Мышонка.



Муз.рук.



Ой, а это к нам пришел? Мышонок. Все приготовили ладошки. Мышонок сейчас будем всем гладить ладошки. Протягивам все ладошки.



Дай ладошечку, моя крошечка



Я похлопаю тебя по ладошечке.



Будет весело у нас моя крошечка.



- А теперь мышонок будет с нами играть и расскажет нам сказку, а мы будем за ним повторять.



Мышка по полю пошла.



Мышка зернышко нашла – идут пальчиками по ковру.



И на мельницу снесла



Намолола там муки– крутят ручки перед собой



Налепила пирожки – пекут пирожки



Мышонку с картошкой – загибают мизинец



Мышонку с морошкой – загибают безымянный палец



Мышонку с капустой – загибают средний палец



Мышонку с морковкой – загибают безымянный палец



А для большого толстячка аж четыре пирожка – берут большой палец и трясут его



- А теперь споем с мышкой песенку про часики.



Песня «Часики» Железнова



Песня «Веселая мышка» Железнова



Муз.рук.



Теперь мышка стала смотреть в окошко – руку прикладывают к козырьку и смотрят в окошко.



А там идет дождик.



Капля раз, капля два – стучат пальчиками по другой ладошке.



Капля медленно сперва,



А потом и поскорее.



Все быстрее и быстрее



Побежали ручейки,



Их попробуй, догони – бегут пальчиками по рукам



Тихий, тихий, тихий дождик - стучат ладошками по коленям.



Дождик, дождик кап-кап-кап.



Дождик пошел сильнее, еще сильнее – стучат ладошками по полу.



Ливень идет сильный.



А теперь гром, гром, гром – стучат кулаками по полу.



В небе молнии кругом.



Что же делать? Нам надо расходиться по домам.



Пошла мышка гулять на улицу и стала надевать сапожки, чтобы не намочить ножки.



Наденем на ножки новые сапожки – имитируют руками, как надевают сапожки.



Вы гуляйте ножки, прямо по дорожке – сидя шагают ножками.



Вы ходите, топайте, по лужам не шлепайте! – грозят пальчиками.



В грязь не ходите, сапожки не рвите!



Танец «Вот носок»



Муз.рук.



Вот мы с вами и вернулись домой. А сейчас пора прощаться.



"Прощальная песенка"

До свиданья ручки хлоп-хлоп-хлоп,

До свиданья ножки топ-топ-топ,

До свиданья ушки щип-щип-щип,

До свиданья носик бип-бип-бип,

До свиданья зубки ам-ам-ам,

До свиданья детки,пойдём все по домам.



*"ТОП-ХЛОП МАЛЫШИ"-ПРОГРАММА ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.



Программа Т.Сауко,А.Бурениной"Топ-хлоп малыши"представляет собой систему музыкально-ритмтческого воспитания детей 2-3 лет на основе использования игровых музыкально-ритмических упражнений в течении

всего года:осенью,зимой,весной и летом.Подобранные упражнения,пляски,игры для малышей объеденены в циклы по принцыпу возрастания сложности и разнообразия движений,где чередуются

упражнения на различные группы мышц,напряжение и расслабление,

развитие мелкой моторики и т.д.

Хочется отметить само построение программы,которое включает 3 части.

В 1-й части раскрывается содержание работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей в течении года-от осени до лета.

Во 2-й части дано подробное описание игровых упражнений,сгруппированных в циклические комплексы по принципу от простого к сложному;предлагаемых детям с начала года(осень)и до конца учебного года(лето),позволяющих малышам постепенно осваивать

разнообразные движения в процессе игрового взаимодействия со взрос-

лыми.

В 3-й части приводится описание развлечений и праздников с родителями,содержание которых строится на основе разученных ранее

игровых упражнений.

Цели и задачи музыкально-ритмического воспитания,которые являются актуальными в течении всего года:

1.Воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям.

2.Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку,образно-

игровых движений.

3.Развитие музыкального слуха:

*музыкальных сенсорных способностей(различие динамики,продолжительности,высоты и тембра музыкального звука);

*чувства ритма-способности выражать в движении ритмическую

пульсацию мелодии(а при чётком,акцентированном ритме-отмечать

сильную долю);

*слухового внимания-умения начинать и заканчивать движения в соответствии с началом и концом музыки;

*Способности менять темп(котрастный-быстро-медленно)и харак-

тер движения в соответствии с изменением темпа и характера звучания.

4.Развитие двигательной сферы-формирование основных двигательных навыков и умений(ходьбы,бега,прыжков),развитие пружинных,маховых движений,выразительных жестов,элементов плясовых движений-фонарики,топающий шаг и др.,развитие выразительности движений,умений передавать в мимике и пантомими-

кеобразы знакомых животных и персонажей(Зайчиков,Мишек,Птичек

и пр.).

5.Воспитание общительности,умения входить в контакт со взрослым

и ребёнком.

6.Развитие элементарных умений пространственных ориентировок:умения становиться друг за другом,двигаться"стайкой"

за ведущим,по кругу,вперёд и назад.

7.Развитие кмения выполнять движения в соответствии с ткстом песен и потешек(расширение словарного запаса).

Предлагаемый репертуар представляет собой песенки,тексты которых

сопровождаются соответствующими движениями.Опора на слово имеет

особое значение и для развития речи детей,и для конкретизации самого

движения,наполняя его смыслом.В целом такие композиции оказывают комплексное воздействие на ребёнка,вызывая яркую эмоциональную реакцию и активизируя движение,желание подпевать,танцевать вместе

со взрослыми и свестниками.

Основной метод музыкально ритмического воспитания детей-"вовлекающий показ"(С.Д.Руднева)двигательных упражнений.

Учитывая способность детей к подражанию,их желание двигаться

вместе со взрослыми и,вместе с тем,неспособность действовать по

словесной инструкции,педагог должен максимально выразительно и

чётко исполнять ритмические композиции,так как от этого напрямую

зависит качество движений детей.

Содержание 3-й части конкретизируется в изложении программ праздничных утренников и развлечений,главная цель которых-эмоци-

ональное развитие детей,воспитание у них навыков общения со взрослыми и сверстниками,обогащение их разнообразными радостными

впечатлениями.В этом контексте решаются и такие важные задачи,как адаптация ребёнка к коллективу в детском саду,помощь семье в освоении художественных средств воспитания ребёнка и т.д.



Образец занятия.

Конспект музыкального занятия для детей 2–3 лет «Топ-хлоп, малыши!»





Конспект музыкального занятия для детей 2–3 лет «Топ-хлоп, малыши!»



Задачи: 1)воспитывать положительное и эмоциональное отношение к музыке



2)развивать умение петь напевно и согласованно, правильно сочетая слова с музыкой



3)владеть простейшими приемами игры на детских музыкальных инструментах



4)формировать умение использовать плясовые движения в соответствии с содержанием текста и характером мелодии



Материал и атрибуты: корзинки с колокольчиками и погремушками; большая корзина с цветами; «ковер-полянка» с подснежниками; поднос с пряниками.



Ход занятия



Дети входят в зал под музыку Э. Грига «Утро» и садятся на стульчики.



Звучит музыкальная заставка «Утро начинается».



Музыкальный руководитель. Утро начинается и начинается наше музыкальное занятие. И сейчас я хочу с вами поздороваться.



Пальчиковая игра «Здравствуйте, детки»



И. В. Бодраченко



Здравствуйте, детки,



Сладкие конфетки,



Протяните крошки



Вы свои ладошки. Протягивают ладоши вперед



Это зайка проскакал, Показывают указательными пальцами «уши зайца»



Это козлик пробежал, Пальцы правой руки перемещаются по левой ладошке



Это курочка клюет, Указат. палец правой руки стучит по левой ладошке



Это солнышко встает, Ладони обеих рук раскрыты полностью



Это лодочка плывет, Складывают ладони вместе и двигают вправо-влево



Это мишенька идет, Покачиваются из стороны в сторону, ладони раскрыты



Киска умывается, Гладят себя пальчиками по лицу



Детки улыбаются. Улыбаются вместе с музыкальным руководителем



Все детки улыбнулись? А теперь мы разбудим свои ладошки для того, чтобы они помогали нам на занятии.



Пальчиковая игра «Ладушки-ладошки»



И. В. Бодраченко



Ладушки-ладошки, Дети поглаживают поочередно правую,левую кисти рук



Звонкие хлопошки, Хлопают в ладоши



Прыгали-скакали, Хлопают по коленям



Деток забавляли, Выполняют круговые движения кистей рук – «фонарики»



Узелок вязали, Выполняют круговые движения рук – «моталочка» с поворотом корпуса вправо



Узелок вязали, Повторяют «моталочку» с поворотом корпуса влево



А потом …пропали! Прячут кисти рук под мышки, скрестив руки на груди



Где ручка правая? Держа руки под мышками, смотрят через правое плечо



Где ручка левая? Повторяют те же движения влево



Что же мы наделали… Берутся обеими руками за голову, покачивают ею



Да нет. Вот ручка правая! Выставляют вперед правую руку



Вот ручка левая! Выставляют вперед левую руку



Снова наши ручки



Прыгали-скакали, Хлопают по коленям



Деток забавляли, Выполняют круговые движения кистей рук – «фонарики»



Узелок вязали, Выполняют круговые движения рук – «моталочка» с поворотом корпуса вправо



Узелок вязали, Повторяют «моталочку» с поворотом корпуса влево



А потом… устали Опускают руки



И легли как подушка Соединяют пальцы рук и ладони вместе перед собой – «подушка»



Под правое ушко. Соединенные ладони подносят к правому уху, слегка наклоняют голову



Баю-бай, баю-бай, Покачиваются в такт мелодии



Поскорее засыпай,



Баю-бай, баю-бай,



Снова глазки открывай. Приподнимают голову, открывают глаза.



Музыкальный руководитель. Мы заканчиваем спать,



Будем упражнение выполнять.



Упражнение «Где же наши ручки?»



Музыка Т. Ломовой, слова И. Плакиды



Музыкальный руководитель. И ручки, и ножки мы разбудили, теперь нам и потанцевать можно.



Весна к нам в гости вчера приходила,



Колокольчики всем подарила.



В колокольчик позвеним,



Всех ребят развеселим.



(раздать детям колокольчики)



Сейчас я буду вам исполнять песенку про колокольчики, а вы будете внимательно слушать и выполнять движения по тексту песенки вместе с воспитателем. Будьте внимательны.



«Пляска с колокольчиками»



Музыка, слова Т. Бокач



Журнал «Колокольчик» №44, 2010



(после танца складывают колокольчики в корзинку)



Музыкальный руководитель. А еще весна оставила в подарок развеселые погремушки.



Погремушки не простые



Все игрушки расписные,



Погремушкой позвеним,



Всех друзей развеселим.



(раздать детям погремушки)



«Пляска с погремушками»



Белорусская плясовая мелодия «Бульба»



Слова А. Ануфриевой



Музыкальный руководитель. А теперь девочкам погремушки заменим на колокольчики, а у мальчиков погремушки все так же останутся. И соединим игру на ваших простых инструментах с веселой, весенней песенкой.



(поменять девочкам колокольчики на погремушки)



«Песня- оркестр «Весна»



Музыка и слова С. Насауленко



Журнал «Колокольчик»№18, 2000



Музыкальный руководитель. Замечательная весенняя песенка прозвучала. Складывайте ваши инструменты в корзинки. И сейчас мы проверим, не устали ваши ручки?



Ритмическая игра «Хлоп, ладошки»



И. В. Бодраченко



Есть у нас игра такая:



Вот ладошка, Дети выставляют правую ладонь



Вот другая, Дети выставляют левую ладонь



Вместе хлопнем подружней,



Чтобы стало веселей. Хлопают в ладони



Хлоп, правой, Правой ладонью хлопают по левой



Хлоп, левой, Левой ладонью хлопают по правой



Ты, хлопки погромче делай. Ритмично хлопают в ладони, слегка приседая



Хлопать мы не устаем: Кладут руки на плечи



И по плечикам побьем, Хлопают по плечам



По коленкам шлепаем, Кладут руки на колени



Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп, Хлопают по коленям



По бокам похлопаем, Кладут руки на бока



Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, Хлопают по бокам



Хлопнем мы над головой, Поднимают руки вверх



Вот так, вот так, Хлопают над головой



Хлопнуть можем за спиной, Отводят руки за спину



Вот так, вот так. Хлопают за спиной.



По головке шлеп, шлеп, Кончиками пальцев легко постукивают по голове



И по щечкам хлоп, хлоп, Легко хлопают по щекам



Ноготочки стук, стук, Выполняют скользящие движения ноготками



Да пропали вдруг, вдруг… Прячут руки за спину



Что такое, что случилось? Поднимают плечи, поворачиваясь вправо-влево



Наши ручки утомились? Выставляют руки перед собой, смотрят на них



- Мы б играли до утра, Шевелят пальчиками



Просто кончилась игра. Разводят руки в стороны и опускают их



Музыкальный руководитель. Всем мы ручки показали,



Наши ручки поиграли,



А теперь нам, детвора,



Поплясать пришла пора.



На лужайку мы пойдем,



Цветочек маленький найдем.



Как цветочки хороши!



А давайте, малыши,



Мы с цветочками попляшем



Да цветочками помашем.



Танец с цветами



(по выбору музыкального руководителя)



Музыкальный руководитель. Танцуете вы очень хорошо, а еще я знаю, что вы любите трудиться, а еще я знаю, что все дети любят сладости. Правда? Поэтому сегодня мы с вами поучимся печь пряники. Все любят пряники?



Старайтесь вместе со мной сейчас повторять все движения и запоминать слова.



Песня «Пряничек»



Музыка и слова Д. Кострабы



(вначале текст песни проговаривается с движениями без музыки)



1. Мы вот так, мы вот так



Тесто разминали.



(Засучивают рукава и «мнут тесто» руками)



Мы вот так, мы вот так



Тесто раскатали.



(«Катают скалкой» - пальчики вместе, движения рук от себя и к себе)



Вот такой, вот такой



Будет пряничек большой.



(Широко в стороны разводят руки)



Вот такой, вот такой



Будет пряник золотой.



(Поглаживают сначала одну ладошку, затем другую)



2. Пряничек, пряничек



Испекли ребятки,



Пряничек, пряничек



Очень, очень сладкий.



(«Пекут пирожки» - складывают ладошки вместе)



Кушайте, кушайте,



Угощайтесь, гости!



(Руки ладонями вверх слегка вытягивают вперед)



Приходите к нам еще,



(Манят к себе)



Очень, очень просим!



(Кланяются,приложив правую руку к груди)



Музыкальный руководитель. А теперь я буду петь эту песенку и играть на инструменте, а вы постарайтесь мне подпевать и показывать все движения вместе с воспитателем.



(Песня повторятся вместе с аккомпанементом и пением)



(Музыкальный руководитель на подносе выносит пряники)



Музыкальный руководитель. Дети, посмотрите, какие замечательные пряники мы с вами испекли. Вы в группе сможете попить с ними чай.



А теперь скажите, вам понравилось сегодня на музыкальном занятии?



(Ответы детей)



Чем мы сегодня с вами занимались?



(Ответы детей)



А что вам больше всего запомнилось?



(Ответы детей)



Вы и пели, и танцевали, и пальчики разминали, и на детских инструментах играли. В общем были просто молодцы. Спасибо вам большое. На этом наше занятие окончено.



Звучит музыка Э. Грига «Утро». Дети выходят из зала.



*Заключение.

В результате практической деятельности я пришла к выводу,что обе программы прекрасно дополняют друг друга.Занятия получаются разнообразными,интересными,насыщенными содержанием и вариативностью.Дети не устают,т.к.происходит постоянная смена деятельности,темпа заданий(активные чередуются со спокойными и релаксными),используется много разнообразных предметов,что способствует постоянному переключению внимания детей.

Мне очень нравится эта деятельность,поэтому я буду дальше развиваться в этом направлении.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Влияние музыкально-игровых занятий на развитие детей младшего дошкольного возраста

Автор: Дектева Марина Анатольевна

Дата: 06.01.2023

Номер свидетельства: 622374


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства