kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование приемов мнемотехники в работе учителя – логопеда

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматривается одна из наиболее популярных и и актуальных на сегодняшний день в логопедии технологий - мнемотехника. Данная технология является фундаментом, на котором появляется мотивация печевого развития.

Просмотр содержимого документа
«Использование приемов мнемотехники в работе учителя – логопеда»

Будаева Людмила Владимировна, МБДОУ «Детский сад №180» г.Чебоксары


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА


Аннотация: В статье рассматривается одна из наиболее популярных и актуальных на сегодняшний день в логопедии технологий – мнемотехника. Данная технология является фундаментом, на котором появляется мотивация речевого общения. Цель статьи показать эффективность использования мнемотехники в процессе развития связной речи, памяти, внимания, мышления детей дошкольного возраста. Статья может быть полезна как специалистам, так и педагогам, работающим с детьми с речевыми патологиями.

Ключевые слова: мнемотехника, мнемотаблицы, развитие речи, искусство запоминания, логопедия.


Инновационные методы воздействия в деятельности учителя – логопеда становятся перспективным средством коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. У детей с тяжелыми нарушениями речи нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В работе с детьми с речевыми нарушениями  недостаточно использовать традиционные методики коррекционной работы. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. В связи с этим педагоги  ищут новые подходы, технологии и приёмы. Один из них – мнемотехника.

Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это  система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.

Цель обучения мнемотехники – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, так как они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления и речи. Перекодирование информации, преобразования из абстрактных символов в образы, а также развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Работа с мнемотаблицами строится от простого к сложному. Начиная работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам и позже – к мнемотаблицам. Что можно изобразить в мнемотаблице? В мнемотаблице производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют для решения всего спектра речевых задач. Мнемотаблицы используют для обогащения словарного запаса, при обучению составления рассказов, при пересказах художественной литературы, при заучивании стихов.

Коррекционно – логопедическая работа на занятиях по мнемотаблицам обычно строится поэтапно.

1 этап: внимательное рассматривание таблицы и разбор картинок, которые на ней изображены.

2 этап: происходит перекодирование информации в коре головного мозга, т.е. преобразование информации из абстрактных символов в образы.

3 этап: побуждение ребенка к пересказу сказки или составлению рассказа с опорой на символы – образы по заданной мнемотаблице.

4 этап: графическая зарисовка мнемотаблицы.

5 этап: каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.

Одной из задач в работе учителя – логопеда является формирование и развитие у дошкольников связной самостоятельной речи, умения четко, логично, последовательно рассказывать о событиях и явлениях, легко объединяя отдельные элементы речи в единое смысловое и структурное целое. Наиболее сложным видом такой речи для ребенка-дошкольника является монологическое высказывание.

Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Уровень рассказывания определяет готовность ребенка к школьному обучению. Без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассказывать  о своих переживаниях, планах невозможно полноценное общение, творчество, саморазвитие личности.

Мнемотаблицы используют для составления описательных рассказов по лексическим темам. При составлении описательного рассказа модели помогают детям самостоятельно определить главные признаки предмета, установить последовательность изложения, удержать ее в памяти. Описательные рассказы составляются детьми в начале занятия или в его конце. Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать ее, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами, кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы, сказки четкими, связными и последовательными.

Часто заучивание стихотворений у детей с речевыми нарушениями вызывает большие трудности. Для того, чтобы облегчить процесс запоминания, используются мнемотаблицы. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Суть работы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Для отработки сюжетного метода запоминания используются коллажи. Коллаж – это лист плотной бумаги или фланелеграф, на которые наклеиваются или накладываются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок картинок и составляет суть коллажа. Это пособие позволяет развивать фотографическую память ребёнка; расширить словарный запас, образное восприятие, развивать устную речь, умение связно говорить, рассказывать

Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы – ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т. п., а затем составить рассказ с учетом этих изменений.

Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по пейзажным картинам используется приём фрагментарного рассказывания, который заключается в том, что картина, предложенная для составления рассказа, делилась на четыре части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребёнок, постепенно открывая каждую из четырёх частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет.

Пересказ – более легкий вид монологической речи, так как он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Картинно-графический план выступает здесь как средство мнемотехники.

Одним из методов мнемотехники является метод ассоциативных связей. Суть метода заключается в том, что с его помощью разрозненный и невзаимосвязанный материал объединяется в единую искусственно созданную ассоциативную картину посредством мысленно формируемых образов. В дальнейшем стоит лишь воспроизвести какой-либо образ, как непроизвольно и легко вспоминаются все остальные образы, объединённые в ассоциативную связь.

Мнемотехника также является эффективным приёмом работы над звуками на этапе их автоматизации. Практика показывает, как трудно бывает мотивировать ребенка на многократное произношение одних и тех же слов. Сначала отрабатывается произношение слов парами, Ребенку показывают две картинки с автоматизируемым звуком и предлагают их запомнить. Для этого ребенок должен объединить их в единую ассоциативную картину, то есть составить предложение с этими словами. Важно отметить, что ребенок сам должен придумать ассоциацию, только в этом случае он сможет воспроизвести образ, причем связь может быть нелепая. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и процессы. Когда ребенок запомнит, таким образом, все пары картинок, показывают по одной картинке каждой пары, а ребенок должен припомнить вторую. Количество предлагаемых пар картинок зависит от уровня развития ребенка. На начальном этапе их может быть 3 – 4, постепенно увеличиваем до 10 – 15 пар. Далее можно учить ребенка запоминать цепочку слов. Например при автоматизации звука [Р] можно предложить такие слова: огород, радуга, морковь, картошка, Рая. Для этого картинки выкладываются в ряд, и ребенок должен по порядку называть картинки и объединять их последовательно в рассказ. У детей значительно возрастает интерес к этому этапу логопедических занятий и соответственно повышается их эффективность.

Развитию тактильной памяти способствуют занятия с «тактильными дощечками». Это набор дощечек с разной шероховатостью поверхностей. Цель таких занятий – развитие воображения, фантазии; развития речи, умения выражать словами свои ощущения от прикосновения.

Логопед кладет несколько дощечек в мешочек. Ребенок на ощупь берет одну дощечку и придумывает к ней ассоциацию. Это может быть котенок – дощечка с мехом или лестница – дощечка с ребристой поверхностью. Выкладывая дощечки по порядку, ребенок связывает образы последовательно в единое целое, в рассказ. Затем логопед убирает дощечки обратно в мешочек. Ребенок, припоминая составленный рассказ, должен достать дощечки в той же последовательности, что и в первый раз.

Коллажи в виде «Веселых полянок» эффективно используются при выполнении артикуляционной гимнастики. Ребенку предлагается отправиться на «Веселую полянку» и выполнить все артикуляционные упражнения. Совместное изготовление с детьми коллажей помогает лучше запомнить изученные звуки и буквы. Например, букву Д дети изображают в виде дома и тут же приклеивают разные картинки, в названии которых есть звук [Д].

Таким образом, приемы мнемотехники решают задачи, направленные на: развитие психических процессов – памяти, внимания, мышления, перекодирование информации, преобразование из абстрактных символов в образы, а так же творческой фантазии, развитие мелкой моторики рук. У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире, появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории, появляется интерес к заучиванию стихов, словарный запас выходит на более высокий уровень, дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Проведение занятий с использованием мнемотехники требует тщательной предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, в изготовлении наглядных пособий. И чем раньше учить детей рассказывать, пересказывать или заучивать,  используя метод мнемотехники, тем выше будет уровень их подготовки к школе.


Литература


  1. Большева Т.В.Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. СПб: Детство - Пресс, 2001.

  2. Матюгин И.Ю., Чакоберия Е.И. Школа эйдетики. Развитие памяти, образного мышления, воображения. – М.: Эйдос, 1994.

  3. Подлиняев О.Л. Эффективная память. – Издание второе, исправленное: Учебное пособие. – Иркутск: Иркут. гос.пед. ун-т, 2003.

  4.  Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. - Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 1999.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Использование приемов мнемотехники в работе учителя – логопеда

Автор: Будаева Людмила Владимировна

Дата: 21.11.2020

Номер свидетельства: 563993

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Модель использования мнемотехники в целях развития связной речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья""
    ["seo_title"] => string(80) "piedagogichieskii_proiekt_modiel_ispol_zovaniia_mniemotiekhniki_v_tsieliakh_razv"
    ["file_id"] => string(6) "415684"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1494874816"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Использование метода мнемотехники в коррекции коммуникативной компетентности у детей с общим недоразвитием речи."
    ["seo_title"] => string(129) "ispol-zovaniie-mietoda-mniemotiekhniki-v-korriektsii-kommunikativnoi-kompietientnosti-u-dietiei-s-obshchim-niedorazvitiiem-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "253997"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447688705"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
    ["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "125932"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415097260"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства