Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский
Игра – ведущая деятельность дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей. Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс.
Как же используются игры в логопедической работе? Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Почему?
Во-первых, дети-дошкольники в большинстве своем не имеют осознанного отношения к своему дефекту речи. Некоторые даже не различают на слух правильное произношение от неправильного. Не имея отрицательного отношения к своему дефекту, ребенок не стремится от него избавиться. Следовательно, командными методами, волевыми усилиями ребенок от своего дефекта избавляться не будет.
Во-вторых, процесс постановки и автоматизации звуков – очень длительный и однообразный. Ребенку надо бесконечное количество раз повторить артикуляционные упражнения, слова, предложения с определенным звуком. Это трудно и неинтересно, и в отсутствие желания, во что бы то ни стало, избавиться от своего дефекта занятия с логопедом очень скоро перестают нравиться. Именно игра как основной вид деятельности дошкольника позволяет преодолеть эти трудности.
Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии.
Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и охарактеризованы учебно-познавательной направленностью.
Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.
На логопедических занятиях используются:
- Дидактические игры – это игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка.
- Настольно – печатные, задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, они помогают систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.
- Словесные – отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность.
- Коррекционно – развивающие игры – это варианты упражнений на автоматизацию звуков, усложненные лексико-грамматическими и психологическими заданиями.
- А также игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации.
Их применение определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.
Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:
- обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);
- диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);
- терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);
- коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);
- развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).
Игровые технологии, используемые учителем - логопедом – средство развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности детей, развития психических функций.
При организации и проведении всех видов игр необходимо соблюдать следующие условия:
выразительность проведения игр;
необходимость включения педагога в игру;
оптимальное сочетание занимательности и обучения;
простота, доступность, ёмкость и наглядность;
индивидуальный подход к каждому ребёнку, предоставление возможности показать свои знания.
Поиск новых игр и методических приёмов в условиях детского сада направлен на повышение эффективности обучения детей с речевым недоразвитием, максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребёнка. Это особенно важно в настоящее время, когда нагрузки на детей растут, а времени для отдыха, эмоциональной и двигательной разрядки становится меньше.
Игры и пособия, используемые логопедом, должны:
регулировать психоэмоциональное состояние детей;
формировать положительную мотивацию к занятиям;
преодолевать барьер в общении;
создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка;
создавать эмоционально-благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия.
Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве ее средства;
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
В качестве примера использования игровых технологий в логопедической работе возьмем основные направления логопедической работы, обусловленные нарушениями детей с речевой патологией.
Артикуляционная гимнастика дается детям нелегко, отнимает много энергии, требует усидчивости и терпения. Прибавив к упражнениям немного игровой ситуации и увлекая в мир веселого Язычка, у ребят исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных артикуляционных укладов. А стихотворное и наглядное сопровождение упражнений превратит артикуляционную гимнастику в веселую игру.
Для развития правильного речевого дыхания используются следующие игровые приемы: «Прокати машинку», «Бабочка лети», «Задуй свечку», «Покатай карандаш», «Фокус», и т. п.
Обязательная часть коррекционной работы – развитие мелкой моторики рук детей. Для этого применяю такие формы работы: игровой самомассаж, игры с пальчиками с речевым сопровождением; графические упражнения, игры с песком мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок, кукольные театры,
игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» и т. п.
Занятия по автоматизации поставленных звуков можно сделать интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребёнка с помощью игровых приёмов: «Заведи мотор», «Песенка», «Лабиринты», «Фотограф», «Мой, моя», «Живое - неживое», «Подбери словечко», «Четвертый лишний» (из слов с заданным звуком, «Исправь предложение», «Веселый поезд», «Волшебная дорожка» и многие другие.
Для развития фонематического слуха и формирования основ слогового и звукового анализа используются такие игровые упражнения как: «Угадай что звучит», «Тишина», «Близко – далеко», «Слушай – выбирай», «Какое слово отличается?», «Найди звук», «Угадай слово», «Поймай заданный звук», «Звукоедик», «Домики», «Звонкий – глухой», «Твердый – мягкий», «Поезд», «Собери слово», «Где звук?» и др.
Совершенствование грамматического строя речи, пополнение словарного запаса, развитие связной речи – это неотъемлемые компоненты речевого развития ребёнка, необходимые для грамматически, лексически и синтаксически-правильного насыщенного высказывания ребёнка. Для совершенствования лексико-грамматического строя речи используются такие игры как: «Один – много», «Назови ласково», «Сосчитай», «Из чего сделано?», «Чей, чья, чье?», «Какой бывает?», «Назови одним словом», «Чей хвост?» и т. п. Для развития связной речи: «Продолжи предложение», «Пословицы и поговорки», «Магазин», «Угадай», «Нелепицы», «Придумай сказку», «Исправь предложение» и другие, а также игры - драмматизации, игры-инсценировки.
Для развития высших психических функций используются такие игры как: «Четвертый лишний», «Найди отличия», «Что спрятано?», «Лабиринты», и многие другие. При знакомстве с буквами и обучении детей чтению хорошо использовать не только буквари и рабочие тетради, но и различные красочные и интересные для детей игровые задания такие как: «Найди букву среди других», «Засели домик», «На что похожа буква?», «Назови знакомые буквы», «Выбери букву и придумай слово, которое начинается с этого звука», «Какие буквы ты видишь?», «Тучка – читучка» (дети прикрепляют снежинки или капельки, в зависимости от времени года и читают слоги, короткие слова, «Назови букву и найди на картинке все слова, начинающиеся с этого звука». Можно использовать также следующие упражнения: «Напиши букву в воздухе»; «Выложи букву из палочек, пуговиц, шнурков, слепи из пластилина»; «Нарисуй букву на песке, муке»; «Зачеркни неправильно написанные буквы»; «Найди букву» (с использованием шума); «Буква сломалась»; «Обведи нужную букву», «Какая буква спряталась на картинке».
Все эти игры являются многофункциональными, не требуют много времени на подготовку и сложного оборудования. Достаточно иметь комплект картинок и всегда доступных игрушек или предметов.
Таким образом, использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.