Использование компьютерных технологий в логопедической практике
Использование компьютерных технологий в логопедической практике
Использование компьютерных технологий дает возможность разнообразить логопедические занятиях.
Например для дифференциации кинетически сходных букв, которые дети иногда смешивают на письме, я предлагаю слующий вид заданий. Существует известный прием для диффереренциации кинетически сходных букв Б - Д. Данные буквы на основе зрительных ассоциаций сравнивают с внешним образом животных и птиц (Б - белка, Д - дятел) Используя анимацию, пишем прописную букву Б на изображении белки. Ее пушистый хвост направлен вверх, и она напоминает вторую букву алфавита.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование компьютерных технологий в логопедической практике »
Применение ИКТ в работе школьно логопеда.
XXI век – век информации. Современные информационные компьютерные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры. Технологии обучения, применяемые сегодня, позволяют более полно реализовать личностный потенциал каждого ученика. Использование ИКТ открывает широкие возможности в деятельности школьного психолога и логопеда. Преимущество использования ИКТ в работе с учащимися заключается: 1. это огромный интерес детей и подростков ко всему, что связано с компьютерами; 2. широкие мультимедийные возможности (графика, звук, трехмерное изображение); 3. возможность учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка; 4. интерактивность компьютерных программ; 5. экономия временных ресурсов. Проведение компьютерной диагностики позволяет высвободить огромное количество времени затрачиваемого на обработку данных, и больше времени уделить, например, наблюдению за учащимися в реальной или смоделированной игровой ситуации.
Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике.
Использование компьютера в логопедической работе позволяет заниматься с несколькими группами детей одновременно, способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к учению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей и решению задач на логопедических занятиях и в целом оптимизирует работу учителя на уроке.
Ряд компьютерных программ можно активно применять при подготовке к занятиям. Например, для создания анимированных персонажей и букв можно работать с программами Macromedia Flash, PowerPoint. Яркие иллюстрации получаются при помощи таких программ, как Paint, Adobe Photoshop, CorelDRAW. Такая программа, как PowerPoint, также позволяет создать целый урок с серией разнообразных заданий. Это наиболее употребляемые программы при подготовке к занятиям, но есть множество других, не менее интересных программ, подходящих для использования в логопедической практике. И каждый учитель из этого многообразия может выбрать для себя то, что является для него наиболее приемлемым.
Хотелось бы рассказать о некоторых заданиях, подготовленных с использованием компьютерных технологий.
1. Например, для дифференциации кинетически сходных букв, которые дети иногда смешивают на письме, мы предлагаем следующий вид задания.
Существует известный приём для дифференциации кинетически сходных букв "б - д": данные буквы на основе зрительных ассоциаций сравнивают с внешним образом животных и птиц ( "б" - белка, "д" - дятел).
Используя анимацию, пишем прописную букву «б» на изображении белки. Её пушистый хвост направлен вверх, и она напоминает вторую букву алфавита.
Также используя анимацию, пишем прописную букву "д" на изображении дятла. Его хвост направлен вниз, что схоже с написанием данной буквы. Формирование ассоциаций таким способом дает отличные результаты.
2. На каждом логопедическом занятии мы проводим для учеников зрительную гимнастику. Предлагаем очень интересную зарядку для глаз, подготовленную заранее с помощью компьютерных технологий.
Вниманию ребенка представляется таблица со слогами. На краю таблицы сидит муха, которая перелетает при каждом щелчке мыши с одного слога на другой. Ученик читает один за другим слоги, на которые приземляется муха, и произносит в итоге полученное слово.
3. Дети нашей школы очень любят выполнять задания самостоятельно на компьютере, за отведенное время им необходимо пройти несколько уровней, за каждый верный ответ они получают бонусы. Например, при правильном выполнении задания на компьютере появляется фрагмент картинки, задача – собрать её целиком. Такого рода соревновательный момент значительно повышает мотивацию к учению.
4. В случаях, когда дети заменяют в произношении звук «ж» на «ш», после этапов постановки и автоматизации данного звука, необходимо провести дифференциацию этих звуков.
В этом отношении, эффективен следующий вид задания: на экране изображен ряд предметов, в названии которых есть либо звук «ж», либо – «ш». Ученику необходимо нажимать на изображение только тех предметов, где имеется звук «ж». При правильном нажатии внизу экрана один из кружков окрашивается зеленым цветом, и картинка исчезает, при неправильном - звучит сигнал, и кружок окрашивается в красный цвет. В дальнейшем, учитель может посмотреть, сколько раз ошибся ребёнок. Такой род задания можно использовать неоднократно в качестве тренировки.
Все мы знаем, что ребенок с трудностями речевого развития не является успешным учеником, уроки для него превращаются в длинную череду неудач. Логопедические занятия так же требуют усилий от ребенка, и многие дети воспринимают их как дополнительные уроки по русскому языку. Очень часто учителю – логопеду требуется приложить массу усилий для того, что бы ученики не пропускали занятия.
Основываясь на трудах Ястребовой А.В., Бессоновой Т.П., Гербовой В.В., Леонтьева А.А., Мастюковой Е.М. можно использовать на практике частично – поисковый метод применения наглядных технических средств в работе над речью.
Программа «WORD» позволяет сохранить в памяти компьютера задания в первоначальном виде, что дает возможность последовательно проработать его со многими детьми. При этом в любой момент можно усовершенствовать задание, внести в него коррективы в соответствии с индивидуальными трудностями конкретного ученика.
Вот примеры заданий для работы с компьютером на логопедических занятиях. Коррекционная работа на синтаксическом уровне. Основная задача – использование языкового анализа и синтеза (научиться определять количество, линейную последовательность слов, место слова в предложении, ограничивать речевые единицы, понимать причинно – следственные связи в предложении).
Предлагаются следующие виды заданий:
- разделить записанные без пробелов между словами предложения, определить количество слов и пробелов между ними, впечатать заглавную букву и точку;
- сократить распространенное предложение на одно – два – три слова до грамматической основы;
- распространить в предложении на одно – два – три слова;
- изменить порядок слов в предложении;
- удалить не верное по смыслу предложение;
- дифференцировать написание предлога и приставки.
Коррекционная работа на лексическом уровне. Основные задачи - обогащение и систематизация словаря, создание морфологических обобщений. Предлагаются следующие задания:
- подобрать имена прилагательные к именам существительным;
- угадать по именам прилагательным имена существительные;
- подобрать глагол к имени существительному;
- образовать единственное и множественное число имен существительных;
- образовать имена существительные с помощью уменьшительно ласкательных суффиксов;
- выбрать из ряда слов синонимы(антонимы) к заданному слову.
Необходимо уточнить, что задания с использованием компьютера строго дозируются, ученик может находиться у экрана монитора не более 2, 3-х минут.
Появление компьютера, активное применение его в учебной деятельности значительно экономит силы учителя при подготовке к уроку, ведь многие задания можно заранее подготовить на компьютере и в нужный момент продемонстрировать их для выполнения ученикам. Ранее приходилось готовить их в качестве раздаточного или демонстрационного материала для каждого ученика в отдельности.
Кроме того, благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время на уроке и появляется возможность получить лучший результат.
Также появление компьютерных технологий дает возможность провести многие занятия в игровой форме. Ведь, как показывает опыт, многие дети в первом классе не могут сразу же перестроиться на учебную деятельность, и их ведущей деятельностью остается игровая.
Литература.
1.Логопед, № 2, 2004г, Гаркуша Ю. Ф., Манина Е. В., Новое в логопедии,
2. Школьный логопед, № 2, 2009г Козина М.Е. Применение информационных технологий в организации работы учителя – логопеда и на логопедических занятиях.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение