kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Инновационные технологии в коррекции речи школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии в коррекции речи школьников»

Инновационные технологии в коррекции речи школьников.


 

 Современная эпоха предъявляет высокие требования к личности человека. Он должен быть гармонично развит во всех сферах жизни. Поэтому очень важно выявить ребенка, нуждающегося в коррекционной помощи. По данным мировой статистики, число речевых расстройств неуклонно растет, поэтому актуальность проблемы своевременного выявления и коррекции речевых нарушений принимает глобальный характер. Успешное овладение навыками чтения и усвоения письменной речи в первом классе напрямую зависит от уровня речевого развития ребенка. Это значит, что все стороны - произношение, словарный запас, грамматика языка - должны быть без нарушений.

В последние  годы  контингент общеобразовательной школы претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в первый класс, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, это способствует формированию негативного отношения к учёбе и является одной из причин школьной неуспеваемости.

        Существует ряд речевых проблем, которые можно решить только в рамках специальной речевой школы, однако таковых незначительное количество, и напротив, огромное количество детей имеет речевые проблемы, которые возможно решить в рамках общеобразовательной школы, поэтому логопедическая работа в общеобразовательной школе занимает важное место в процессе предупреждения и преодоления неуспеваемости учащихся.
     Основной задачей работы логопедического пункта является коррекция дефектов устной и письменной речи у детей и формирование у них предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательных программ, особенно по родному языку.

        Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.

          Одними из таких инноваций в коррекции речи школьников являются компьютерные технологии.  Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в коррекции речи школьника.

          Для коррекции речи школьников, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях компьютерные программы, так как считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи школьников.  

        Занятия с использованием компьютера провожу фрагментарно, при этом считаю обязательным соблюдение СанПиНов:        

  • использование новых моделей компьютера

  • работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);

  • проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.

   


НАПРАВЛЕНИЯ   КОРРЕКЦИОННОЙ  РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

  • Развитие связной речи – пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок.

  • Обучение грамоте – формирование навыков фонематического анализа.

  • Формирование зрительно-пространственных отношений.

  • Работа над звукопроизношением – артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв.

  • Формирование лексико-грамматических категорий – словообразование, словоизменение.

  • Коррекционно-оздоровительное направление – игры на развитие общей, мелкой моторики рук.


В своей практике применяю интерактивное обследование детей, интерактивные игры, мультимедийные презентации для проведения занятий.  Это логопедическая компьютерная программа «Учимся говорить правильно»; "Лунтик. Русский язык для малышей"; "Гарфилд. Лексика и орфография"(для второклассников); "Супердетки. Веселый диктант".

   Для визуализации компьютерных занятий и с целью повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях используется подписка Интернет-ресурса Мерсибо, которая  представляет собой единый программно-методический комплекс.

Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях.

В программе более 225игровых упражнений, объединенных в несколько тематических блоков, представляющих основные направления коррекционной работы: Фонематика, Просодика, Лексика и Звукопроизношение, развитие когнитивных процессов, моторики, а также есть возможность доступа к Мерситеке –открытой библиотеке пособий.

       Также на занятиях использую развивающие обучающие игры : «Учимся с Гарфилдом» (для дошкольников, перво- и второклассников). Руссобит-М, 2005

«Лунтик. Русский язык для малышей». Фирма «1С», 2007

Комплексы  программ  - веселая учеба с  мультипликационными героями! Ребята узнают, что такое гласные и согласные буквы, как они складываются в слоги, и как из слогов образуются слова, о существовании мягких и твёрдых согласных, закрепляют знания о гласных буквах, повторяют произношение слогов и тренируются складывать их в слова. Кроме того, герои рассказывают о лексике русского языка, учат правильно использовать слова – от простых до самых сложных.

Кроме того, программы помогают развивать память и концентрацию, которые так необходимы для успешной учёбы в начальной школе.

И всё это в лёгкой игровой форме, просто и доступно!

Так же  работаю  с “Компьютерным практикумом для проведения логопедических занятий в начальной школе” (компьютерный проект, разработанный под руководством Варченко В.И.)

Он предназначен для практической отработки знаний, умений, навыков с детьми 6-10 лет.

В состав практикума вошло 20 компьютерных игр и около 1500 дидактических упражнений. Его основным элементом является компьютерная игра. Использование элементов мультипликации позволяет сделать процесс обучения на логопедических занятиях более интересным и разнообразным. Игровая ситуация позволяет усваивать материал незаметно для ребёнка. Игра позволяет проявлять инициативу и творчество. 

Дидактический материал подобран в соответствии с требованиями общеобразовательной программы. 1-4-х классов, на основе программ и методов, используемых в логопедии (Лалаева, Левина, Ястребова, Садовникова).

В качестве основных достоинств  практикума, которые, на мой взгляд, существенно дополняют традиционную работу логопеда, можно назвать следующие:

  • компьютерная игра повышает привлекательность учебного материала;

  • деление материала по разделам, а не по классам, позволяет планировать занятия в соответствии с особенностями той программы, по которой ребенок обучается, и уровнем его речевого развития;

  • Необходимо отметить, что использование компьютерных игр при проведении работы с проблемными детьми носит полифункциональный характер. Это значит, что происходит не только усвоение знаний и развитие основных качеств учеников согласно целям проведения занятий, но еще и развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности.

  • Также развивается произвольная регуляция деятельности учеников: умение подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, сдерживать эмоциональные порывы, планировать действия и предвидеть результаты своих поступков.

  • Появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей, значительно возросла мотивация, эмоциональная заинтересованность детей в занятиях.

Такое построение обучения не только намного облегчает труд логопеда, но и позволят добиться значительно лучших и более устойчивых результатов, чем применение только традиционных приёмов.

Преимущества использования инновационных технологий в работе для логопеда:

  • составление отчётов и расписаний всех видов занятий в электронном виде  сокращает работу с бумажными носителями информации;

  • позволяет   составлять наглядно-дидактическое сопровождение к  занятиям;

  • компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу;

  • Появление компьютера, активное применение его в учебной деятельности значительно экономит силы учителя при подготовке к уроку, ведь многие задания можно заранее выполнить на компьютере и в нужный момент продемонстрировать их для выполнения ученикам. Ранее приходилось готовить их в качестве раздаточного или демонстрационного материала для каждого ученика в отдельности

  • Кроме того, благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время на уроке и появляется возможность получить лучший результат

Преимущества использования инновационных технологий в работе логопеда для ребенка:

  • повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям;

  • формирует у ребенка активную позицию субъекта обучения;

  • обучается некоторым элементарным действиям с компьютером.

  • способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, затем рисунки с компьютерными героями);

Создание мотивации, повышение эмоционального настроя – одна из главных составляющих залога успеха в предупреждении и коррекции нарушений чтения и письма. Хочется отметить, что использование инновационных технологий не заменит учителя при обучении ребенка. Только дополняя друг друга, учитель и техника могут добиться высоких результатов в оптимальные сроки. Новые технологии делают коррекционную работу более интересной для школьников и более интересной для педагогов. При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ является составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов.     В дальнейшем планирую использовать компьютер в диагностических целях. Вижу необходимость обучения родителей грамотно использовать компьютер, с соблюдением гигиенических норм.

     




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Инновационные технологии в коррекции речи школьников

Автор: МАТСОН ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА

Дата: 21.05.2018

Номер свидетельства: 470413

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Статья на тему: "Инновационные подходы к созданию образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья". "
    ["seo_title"] => string(146) "stat-ia-na-tiemu-innovatsionnyie-podkhody-k-sozdaniiu-obrazovatiel-noi-sriedy-dlia-obuchaiushchikhsia-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "239946"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444908590"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Педагогические технологии,применяемые при работе с детьми с ОВЗ. "
    ["seo_title"] => string(78) "piedaghoghichieskiie-tiekhnologhii-primieniaiemyie-pri-rabotie-s-diet-mi-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "227366"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440693827"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Формирование коммуникативных УУД как средство повышения мотивации и развития творческой личности учащегося"
    ["seo_title"] => string(113) "formirovaniiekommunikativnykhuudkaksriedstvopovyshieniiamotivatsiiirazvitiiatvorchieskoilichnostiuchashchieghosia"
    ["file_id"] => string(6) "271100"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1451374754"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Требования к современномууроку в условиях введения ФГОС."
    ["seo_title"] => string(64) "triebovaniia-k-sovriemiennomuuroku-v-usloviiakh-vviedieniia-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "292300"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455264041"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Повышение профессиональной компетентности в работе учителя - логопеда в условиях ФГОС."
    ["seo_title"] => string(87) "povyshieniieprofiessionalnoikompietientnostivrabotieuchitielialoghopiedavusloviiakhfgos"
    ["file_id"] => string(6) "285737"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454241483"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства