протокол _____________ 2017 г.
_____________ Е.Ю. М.
приказом № _________ 2017г.
муз. руководитель: ______________
Семья у мальчика полная, в семье двое детей. Родители морально-устойчивые, заинтересованы в развитии и воспитании ребенка, уделяют этому большое внимание.
Детский сад посещает охотно, без капризов; проявляет желание играть и общаться с детьми. Ребенок идет на контакт и со взрослыми и со сверстниками; взаимоотношения с детьми в группе доброжелательные, агрессивности не наблюдается.
Навыки самообслуживания развиты согласно возраста, при необходимости обращается за помощью к взрослым или сверстникам.
Тимур может занять себя игрой по интересам, предпочитает игры с машинками, конструктором, подвижные игры. В основном предпочитает игры военной тематики. Активно участвует в создании обстановки для игры. Настольно-печатные игры не вызывают у ребенка особого интереса.
Игрушки использует по назначению, обращается с ними бережно, после игры убирает игрушки на место.
Всегда находит партнера для игры, легко делится игрушками, может уступить, договориться. Может организовать игру по своей инициативе.
Во время занятий познавательного интереса мальчик не проявляет, внимание не всегда устойчивое, легко отвлекается; не всегда следует инструкциям взрослого; старается выполнить задание как можно быстрее, что часто приводит к ошибкам.
Предложения высказаться очень часто не находят положительного эмоционального отклика. Речь не внятная, имеет трудности в звукопроизношении.
Тимур знает названия геометрических фигур, может найти в окружающей обстановке предметы нужной формы; может определить величину предметов, при этом использует слова «большой-маленький», с помощью взрослого при определении величины предметов может использовать слова «высокий-низкий», «широкий-узкий» и т.д. Счетные операции развиты согласно возраста, с помощью взрослого уравнивает неравные группы предметов.
Тимур проявляет интерес к продуктивным видам деятельности, может лепить и рисовать предметы простой формы; в рисовании линии не четкие, часто не следует инструкции взрослого, спешит, искажает форму изображаемых предметов.
Основные движения у мальчика развиты согласно возраста; проявляет интерес к участию в подвижных играх, но не всегда соблюдает правила игры; испытывает затруднения в ориентировке в пространстве.
Музыкальный руководитель отмечает неглубокий и неустойчивый интерес к музыке. Не умеет прослушать музыкальное произведение до конца, вникать в его содержание. В пении дикция характеризуется неправильным произношением безударных гласных; дыхание поверхностное, звук резкий, мелодия искажается. Не сформировано чувство ритма, что отражается в неумении двигаться в соответствии с характером музыки и при игре на музыкальных инструментах.
По заключению ПМПК у ребенка общее недоразвитие речи (3 уровень речевого развития). Недостаточный уровень словарного запаса: затрудняется при образовании родственных слов, при подборе синонимов, антонимов, приставочных глаголов. Ошибки в грамматическом оформлении предложений, в употреблении сложных предлогов. Недостатки в различных формах монологической речи (понимая логическую взаимосвязь событий, ограничивается лишь перечислениями).
Среди ошибок грамматического оформления речи выявлены: неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, ошибки в использовании предлогов - пропуски, замены, ошибки в употреблении падежных форм.
Звуковое оформление речи: нарушение произношения шипящих звуков, лабдацизм, ротацизм
Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры в наиболее трудных словах.
Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия проявляется в затруднении различения акустически и арткуляторно близких звуков.
С психологической точки зрения при диагностике у Тимура уровень развития интеллекта соответствует возрастной норме. Ребенок быстро идет на контакт со взрослым, задания выполняет спокойно, ответственно и с удовольствием. Выявлено небольшое снижение уровня зрелости произвольности психических познавательных процессов.
Физическое развитие среднее. Слабо сформированы такие физические качества, как ловкость, координация движений, чувство равновесия, умение проявлять силу и выносливость.
Исходя из выявленных проблем, педагогами ОУ коллегиально создана индивидуально ориентированная программа, в которой учитываются особенности речевого и психического развития, а так же индивидуальные возможности данного ребенка.
Данная индивидуальная образовательная программа разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» и направлена на обеспечение коррекции недостатков в речевом и психическом развитии ребенка с общим недоразвитием речи на основе «Основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования МБУ «Лицей №6», «Основной адаптированной образовательной программы работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи МБУ «Лицей №6» (на основе программы Л. В. Лопатиной).
В реализации данной образовательной программы предусмотрено активное участие семьи ребенка с целью ликвидации отставания, как в речевом, так и в общем развитии. Выполняя методические рекомендации специалистов по организации домашней работы с ребенком, они предоставят ему возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого.
Срок реализации программы 1 учебный год (2017 – 2018гг.).
Программа выполняется коллегиально, в форме подгрупповых и индивидуальных занятий:
- родители получают рекомендации по домашним занятиям 1 раз в неделю.
Образовательная область | Основные дидактические задачи (по программе) | Пути решения | Ответственный | Результаты индивидуальной работы Н - не усвоено С - частично усвоено В - усвоено |
Речевое развитие | Расширить объем существительных - названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам. Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов | Д/и «Образуй слово», «Скажи наоборот», «Объясни слово» «Назови одним словом», «Назови предмет по названным частям» «Назови, какие бывают…», «Отгадай загадки, найди от- гадку». | Логопед, воспитатели, родители | | | |
| Д/и: «Подскажи словечко», «Помоги Незнайке», «Вставь пропущенное слово», «Назови похожие слова». | Логопед, воспитатели, родители | | | |
| ,Д/и « Скажи какая, какое, какие?», «Угадай по описанию», «Опиши предмет», «Отгадай-ка», «Подбери слова» | Логопед, воспитатели, родители | | | |
| Д/и: «Солнечный зайчик», «Потерянное слово», «Прятки», «Рассеянный ученик». | Логопед, воспитатели, родители | | | |
| «С чем корзинка?», «У кого какая шуба», «Кто чем управляет?», «Есть-нет», «Найди хозяина». | Логопед, родители | | | |
| Д/и: «Большой и маленький», «Подскажи словечко» «Мальчик с пальчик и Великан», «Комарик и слон». | Логопед, воспитатели, родители | | | |
| Д/и: «Закончи предложение» «Исправь ошибку» «Чей, чья, чье?», «Из чего сделано?» | Логопед, воспитатели, родители | | | |
| Д/и: «Что звучит?», «Угадай музыкальный инструмент», «Кто позвал?», «Поймай звук». | Логопед, родители | | | |
| Д/у: «Футбол», «Сдуй ватку», «Подуй на кончик язычка». | Логопед, родители | | | |
| Д/у: «Улыбка», «Заборчик», «Накажем непослушный язычок», «Почистим нижние зубки», «Киска сердитая». | Логопед, родители | | | |
| Д/и:«Прошагаем слова», «Посчитаем слоги», «Поезд». | Логопед | | | |
| Составление полных распространенных предложений по демонстрации действий, по предметным картинкам, по сюжетной картинке . Развитие диалогической речи. Пересказ рассказов, сказок. | Логопед, воспитатели, родители | | | |
Познавательное развитие (Формирование элементарных математических представлений) | Совершенствование навыков количественного и порядкового счета и отсчитывания предметов из большего количества в пределах 10, сравнения и воспроизведения количества предметов по образцу. Закрепить в речи количественные и порядковые числительные, ответы на вопросы сколько всего? который по счету? Совершенствование навыка сравнения групп множеств и их уравнивания. Совершенствовать навык сравнения двух предметов по величине (высоте, ширине, длине) с помощью условной меры; определять величину предмета на глаз, пользоваться сравнительными прилагательными (выше, ниже, шире, уже, длиннее, самый длинный, короче, самый короткий). Совершенствовать навык раскладывания предметов в возрастающем и убывающем порядке в пределах 10. Формировать умение выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур, сравнивать фигуры по величине и наличию или отсутствию основных компонентов. Совершенствовать умение узнавать и различать плоские и объемные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, цилиндр), узнавать их форму в предметах ближайшего окружения. Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве и на плоскости. Учить понимать и обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому. Закрепить представления о смене времен года и их очередности, о смене частей суток и их очередности. Сформировать представление о таком временном отрезке, как неделя, об очередности дней недели. | Д/игры и упражнения: «Больше – меньше», «Измени количество», «Измени, добавив», «Измени, убрав», «Сложи узор», «Волшебные фигуры», «Найди ключи», «Угадай, какая фигура», «Найди лишнюю», «Где чей дом?», «Найди, чем отличаются», «Что сначала, что потом», «Все о времени»,«Когда это бывает», «Волшебные прищепки» «Волшебные часы» (части суток, времена года, дни недели). Счетные палочки. «Колумбово яйцо», «Найди недостающую фигуру», «Найди такую же», «Заполни пустые клетки», «Собери лестницу», «Найди выход», «Лови, бросай, дни недели называй», «Я начну, а ты продолжи», «Неделя, стройся», «Гном строит дом» «Измени количество» блоки Дьенеша, «Копилка цифр», «Геометрическое домино», «Геометрическое лото» | Воспитатели родители | | | |
Познавательное развитие (ознакомление с природой) | Расширение представлений о домашних и диких животных и их образе жизни. Углубление представлений о растениях. Закрепление умения различать деревья по листьям, плодам, семенам, характерным особенностям стволов. Закрепление и расширение представлений об овощах и фруктах, о сборе урожая, о заготовке овощей и фруктов на зиму. Расширение представлений о растениях леса, о грибах и ягодах. Уточнение и расширение знаний о ядовитых растениях. Совершенствование умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Развитие экологической культуры, уточнение и углубление экологических знаний. | Рассматривание альбомов об овощах, фруктах, ягодах, грибах, диких и домашних животных. Д/и «Назови одним словом»,«По грибы», «Чьи это детки?», «Кому что дать», «Кто где живет», «Сравни: чем отличаются?», «Сравни: чем похожи?», «Что нарисовано?» Н/п игры «Овощи и фрукты», «Парочки», «Положи в корзину» «Экологические знаки» «Лесная аптека», «Что можно – что нельзя», «Угадай дерево по листу» | Воспитатели родители | | | |
Познавательное развитие (ознакомление с предметным и социальным окружением) | Дальнейшее расширение и углубление представлений о предметах, их назначении, деталях и частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны. Совершенствование умения самостоятельно характеризовать свойства и качества предметов, определять цвет, величину, форму; сравнивать и классифицировать предметы по разным признакам. Расширение представления о родной стране, государственных праздниках, родном городе и его достопримечательностях. Формирование представления о родословной своей семьи. Дальнейшее расширение и углубление представлений о профессиях взрослых, трудовых действиях представителей разных профессий. Формировать представления об инструментах, орудиях труда, нужных представителям разных профессий; о бытовой технике. Расширение представлений о транспорте, видах транспорта, о правилах дорожного движения. | Рассматривание альбомов «Все работы хороши», «Моя семья», «Наша страна», «Государственные праздники», «Наш город Тольятти», «Достопримечательности родного города» Рассматривание фотографий, беседы о семье ребенка, о членах семьи и их отношениях, о ближайших родственниках. Беседы и игры по содержанию домашней хозяйственной деятельности взрослых в семье. Беседа о правилах дорожного движения, рассматривание дидактического материала по теме «Транспорт» Различные лото на тему одежда, обувь, посуда и т. п. Н/п игры «У нас порядок», Д/и «Знаешь ли ты, для чего нужен предмет?» Д/и «Угадай профессию» Настольно-печатные и словесные игры: «Ассоциация» (лото), «Вопрос — ответ», «Дополни предложение», «Узнай, о чем я говорю», «Угадай по описанию» | Воспитатели родители | | | |
Познавательное развитие (конструктивно-модельная деятельность) Художественно-эстетическое развитие | Совершенствовать конструктивный праксис в работе с разрезными картинками (8–12 частей со всеми видам разреза), сложыми пазлами, кубиками с картинками. Формировать навыки сооружения построек по схемам, моделям и установления связи между сооружаемыми постройками и реальными объектами. Совершенствовать навыки работы с бумагой, учить складывать лист бумаги вчетверо, создавать объемные фигуры (корзинка, кубик, лодочка), работать по готовой выкройке. Дальнейшее совершенствование умения выполнять поделки и игрушки из природного материала, проявляя при этом творчество и фантазию. | Разрезные картинки и пазлы, кубики с картинками, различ ные виды конструктора Игра «Составь из частей» для коврографа и магнитной доски. Игры и упражнения с деталя ми из дерева, пластмассы, полимерных материалов: «Гараж для автомобиля», «Забор из кирпичиков и кубиков», «Мебель для матрешки (куклы, зайчика)», «Построим башню: кубик на кубик» или «Построим башню: цилиндр (пуфик) на цилиндр», «Построй дорож ку для машины из пластин (из кирпичиков)», «Сделай, как у меня», «Скамейка для зайчика», и др. | Воспитатели родители | | | |
Формирование умения рисовать разными способами с использованием разных изобразительных материалов (гуашью, акварелью, цветными карандашами, цветными мелками), по представлению и с натуры цветы, фрукты, овощи, игрушки. Формирование умения· передавать форму, пропорции предметов, расположение частей, окраску, изображать предметы и объекты в движении. Совершенствовать композиционные умения. Развивать чувство цвета, знакомить с новыми цветами и цветовыми оттенками, учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков. Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством. Совершенствование умения составлять узоры по мотивам народной росписи. | Рисование карандашами, красками, восковыми мелками. Игры и игровые упражнения «Дорисуем то, чего здесь нет», «Какого цвета?», «Какой формы?», «На что похоже?», Д/ игры «Укрась матрешку», «Раскрась сарафан», «Украшаем поднос», «Украшаем коврики», «Подарок маме» (салфетка), «Распиши платок» и др. «Нарисуем большой и маленький флажок» (карандашом, фломастером), «Нарисуем высокий и низкий дом» (карандашом) Книжки – раскраски «Городецкая игрушка», «Хохломская игрушка», «Жостовская роспись». | Воспитатели родители | | | |
Продолжать развивать интерес к лепке, закреплять навыки аккуратной лепки, совершенствовать навыки лепки предметов и объектов (пластическим, конструктивным и комбинированным способами) с натуры и по представлению из различных материалов (глина, пластилин, соленое тесто), передавая при этом характерные особенности и соблюдая пропорции. Формировать умение лепить мелкие детали. Совершенствовать умение украшать поделки рисунком с помощью стеки. Учить создавать сюжетные композиции, объединяя фигуры и предметы в небольшие группы, предавать движения животных и людей. Дальнейшее совершенствование умения лепить людей, животных, птиц по типу народных игрушек | Лепка из пластилина, глины Упражнения: «Скатаем большой и маленький ком», «Чего здесь не хватает?» «Добавь детали», «Как сделать из этого куска пластилина...?», «На что это похоже?», «Угадай-ка»,«Чем отличаются?», «Что из этой колбаски можно сделать?», «Что изменилось?» | Воспитатели родители | | | |
Совершенствовать навыки работы с ножницами, учить разрезать бумагу на полоски, вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников; преобразовывать одни фигуры в другие (квадраты и прямоугольники - в полоски и т. п.). Освоение техники симметричного вырезывания. | Упражнения: «Найди такой же предмет», «Посади на клумбе вот такие цветы», «Составь узор», «Что можно сделать из этих деталей?» | Воспитатели родители | | | |
Совершенствовать навыки культурного слушания музыки, умение дослушивать произведение до конца, узнавать и запоминать его, рассказывать с помощью педагога, о чем это произведение. Совершенствовать умение различать громкую и тихую музыку, звучание детских музыкальных инструментов | П. Чайковский «Новая кукла», «Болезнь куклы», А. Гречанинов «Колыбельная», «Полянка» (русская народная мелодия), Э. Григ «Бабочка», Д/и «Какая музыка?», «Тихо – громко», «Отгадай, на чем играю». | Муз.руководи-тель | | | |
Развивать умение петь выразительно, без напряжения в голосе, протяжно, согласованно, чисто интонируя мелодию, в едином темпе, четко произнося слова. Учить самостоятельно отвечать на музыкальные вопросы: «Как тебя зовут?», «Кто как поет?» (кошка, петушок, корова, щенок). | Попевки и песенки: А. Барто «Мишка», «Бычок», «Слон», «Грузовик», «Лошадка», «Мячик» Н. Нищева «Слон», «Сом», «Штанишки», «Мышка» Д/И «Птичий концерт», «Кто как поет?» | Муз.руководи-тель | | | |
Формировать умение передавать характер музыки в движениях. Учить двигаться ритмично, в умеренном и быстром темпе, менять движения в соответствии с двух частной и трехчастной формой музыкального произведения. Учить освоению танцевальных движений: прямой галоп, поскоки, пружинка, притопы; выставление ноги на носок, на пятку; кружение по одному, в парах. Учить выполнять действия с предметами (флажками, шарами, ложками, кубиками, ленточками, султанчиками, платочками, погремушками, куклами) в соответствии с музыкальным сопровождением. | Г. Федорова «Танец с кубиками», «Танец с кубика ми и колокольчиками», Т. Ломова «Марш», М. Раухвергер «Прогулка», Е. Тиличеева «Бег», русск. нар.мелодия в обр. Т. Ломовой «Пружинка», Т. Ломова «Зайчики», Н. Потоловский «Лошадка», Э. Парлов «Барабанщики» («Марш»),музыкально-ритмические композиции из сборника А. Бурениной «Ритмическая пластика» | Муз.руководи-тель | | | |
Социально-коммуникативное развитие | Развитие компонентов произвольного внимания: сосредоточенность, переключаемость, объём, устойчивость. | Графические игры-задания, лабиринты, игры-манипуляции с предметами, «Картинки-загадки», «Таблицы цифр», «Спрячь нас». | Педагог-психолог | | | |
| «Будь внимателен», «Делай как я», «Картинки», «Играем с игрушками», «Учимся запоминать». | Педагог-психолог | | | |
| «Какие», «Кто это, что это?», «Что сначала, что потом?», «Загадки в картинках», «Играем с кубиками», «Играем с мячем». | Педагог-психолог | | | |
Физическое развитие | Формировать навыки ходьбы по гимнастической скамейке приставным шагом, поднимая прямую ногу и делая под ней хлопок; с остановкой посередине и перешагиванием через предмет, с поворотом; с мешочком с песком на голове. Совершенствовать навыки ходьбы по веревке и по канату прямо и боком | Д/и: «Полоса препятствий», «перешагни предмет», «Пройди, не урони», «По ровненькой дорожке» | Инструктор физо, воспитатели, рордители | | | |
Продолжать учить кружиться с закрытыми глазами с остановкой, принятием заданной позы. Формировать умение стоять на одной ноге. | «Д/и: «Цапли на болоте», «Море волнуется» | Инструктор физо, воспитатели, родители | | | |
| П/и «Пожарные на учениях», «Кто быстрее?», «Перелет птиц» | Инструктор физо, воспитатели, родители | | | |
В январе и мае по итогам реализации индивидуальной образовательной программы проводится промежуточная и итоговая диагностика различных сфер развития ребенка, обосновываются внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения.