Игра как ведущая деятельность у детей с ограниченными возможностями имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического развития.
Прежде всего в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлению об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти наблюдательности и мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игровая деятельность на занятиях логопедии.»
Игровая деятельность на занятиях логопедии.
Игра как ведущая деятельность у детей с ограниченными возможностями имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического развития.
Прежде всего в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлению об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти наблюдательности и мышления.
В играх дети учатся сравнивать предметы по размеру, цвету, форме, знакомятся со свойствами материалов, из которых они изготовлены.
Игры оказывают влияние на физическое развитие детей. В играх удовлетворяются потребности ребенка в движении, которое становятся более точными и координированными.
Как в сюжетно-ролевых играх, так и в играх с правилами дети учатся организовывать своё поведение в соответствии с правилами, в результате чего у них формируются такие личностные качества, как выдержка, дисциплинированности, целеустремлённости, умение регулировать свои желания в соответствии с поставленными качествами.
В процессе игры развиваются нравственные качества ребёнка; смелость, решительность, честность, доброжелательность; спосбствуют формированию у детей навыков общения. Следует использовать игровую деятельность для воспитания бережного отношения к игрушкам и игровому материалу, развития первоначальных трудовых навыков.
Многие игры актуализируют у детей эстетические чувства. Постраение в пары, в круг, выразительное произнесение их взрослым текста, сопровождающего игру, подготавливают их пониманию красоты.
Формирование игровой деятельности у детей её предполагает организацию логопедом и родителями.
Причём чем меньше дети, тем больше в играх должно быть непосредственного участия со стороны взрослого
Что касается детей с общим недоразвитием речи, то наряду с общим влиянием игры на весь ход их психического развития она оказывает специфическое воздействие на становление речи. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и т.д.
Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, так называемые игры-драматизации. Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Подобные игры формируют также произвольное запоминание текстов и движений.
В дошкольном возрасте проводятся сюжетно-ролевые игры и игры с правилами. К последним относятся дидактические и подвижные.
Чему учат в сюжетно-ролевой игре.
Одной из первых форм детской игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра. Дети с общим недоразвитием речи в силу своих особенностей требуют значительно большего участия взрослых в их игровой деятельности, чем нормально развивающиеся сверстники. Они неуступчивы, поэтому не могут играть коллективно. Интерес к игре у них неустойчив.
Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за неё, подражает гудению самолёта, голосам зверей и т.д.
В процессе игры родители и логопед много разговаривают с детьми, в результате чего у не говорящего ребёнка возникает потребность в речевом общении. Ему хочется попросить взрослого о чём-либо, сообщить ему что-то. Взрослый всячески побуждает детей оброщаться с вопросами по поводу той или иной игрушки. Таким образом, в сюжетно- ролевой игре развивается речевая активность детей.
Сюжетно-ролевой игре дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношение между ними. При этом они комментируют свои действия: «Мама наливай чай»; «Шофёр едет на машине». Дейсвующие лица в игре появляются путём ролевого перевоплощения в тот или иной образ самого ребёнка, игрушки или окружающих детей и взрослых. «Я буду мама, а ты дочка»,- говорит девочка, определяя свою роль и роль подруги. «Это у нас шофёр»,- решает ребёнок, усаживая куклу в автомобиль.
Первоначально игровая деятельность детей с общим недоразвитием носит индивидуальный характер, так как они не умеют согласовывать свои действия с действиями других играющих.
Обучение детей с общим недоразвитием речи сюжетно-ролевым играм целесообразно начинать с игр с дидактической игрушкой, в которых взрослый показывает ребёнку те или иные действя: «Уложи куклу
Спать»; «Напоим куклу чаем». Усвоив их, ребёнок в состоянии играть самостоятельно.
Обучение детей сюжетно-ролевой игре необходимо сопровождать рассказом о содержании действий: «Это кукла Катя. Катя хочет спать. Куда положим Катю? Спать надо на кровати. На кроватке спит Катя». Учитывая, что у детей с общим недоразвитием речи резко снижено понимание обращенной речи, необходимо следить за тем, насколько ребёнок понимает взрослого. С этой целью логопед (или взрослый) просит его называть или показывать игрушки, о которых идёт речь в игре.
Для усвоения названия предметов и действий с ними большое значение имеет активное манипулирование ими самими детьми. Играя с игрушкой одновременно слушая логопеда, ребёнок быстро и хорошо запоминает её название, подражая взрослому. Показывая, как надо играть, следует все действия обозначать словом. При этом важно сразу же передать предмет ребёнку, чтобы он, подражая взрослому, действовал с ним, а логопед сопровождал бы словом не только свои действия, но и действия ребенка.
Руководя сюжетно-ролевыми играми, взрослый даёт качественную оценку действию («Кукла прыгает высоко»), обращает внимание детей на порядок выполнения («Развязываю пояс на платье, расстёгиваю пуговицы на платье, снимаю платье с Кати»). Когда ребёнок наблюдает разнообразные действия и при этом
Слышит разное обозначение их словом, у него развивается чувство языка.
Игровой опыт ребёнкаслишком мал, чтобы он мог сразу же выполнять действия в правильной последовательности. Наблюдая за игрой ребёнка, можно заметить, что он часто укладывает куклу спать, не сняв с неё платье и даже пальто. Поэтому сначала необходимо показать порядок игровых действий и только потом давать задания типа: «Уложи куклу спать». Взрослому следует давать ребёнку образец диалога с игрушкой. Если игра проводится впервые, то необходимо «проиграть» весь речевой сюжет на глазах у детей. Играя, нельзя отвлекаться от сюжета: например, делать замечания детям или привлекать их к участию в игре, так как в этом случае теряется целостность восприятия сюжета.
В ходе игры логопед должен искренне перевоплощаться в то или иное лицо, чтобы затронуть эмоции ребёнка, заставить его сопереживать. Взрослый, взяв на себя игровую роль, способствует переводу неорганизованных действий в собственно игровые, показывает необходимость участия в игре речи.
Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов посуды, мебели и т, д. Однако наряду с сюжетными игрушками, изображающими в уменьшенном виде реальные предметы, дети используют в игре предметы, которые замещают реальные. При общем недоразвитии речи ребёнок с трудом овладевает навыками применения предметов-заменителей. Принимая во внимание характер игровой деятельности в младшем дошкольном возрасте и особенности детей с общем недоразвитием речи, им нужно давать такое количество игрушек, которое могло бы удовлетворять их индивидуальные запросы, так как первоначально коллективное использование игрушек таким детям недоступно. Целесообразно организовывать с детьми такие игры в которых участвуют и взрослые.
Наряду с сюжетно-ролевыми играми на занятиях логопедии проводятся игры с правилами. К ним относятся дидактические, подвижные игры, игры-драматизации и т.д.
Чему учить в дидактических играх.
Особое место в педагогическом процессе с детьми общего недоразвития речи занимают дидактические игры. Они имеют большое познавательное значение, так как расширяют кругозор детей , учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия и т.д.
Любая дидактическая игра развивает внимание, в том числе к речи, наблюдательность, память, сообразительность.
В начале первого года обучения целесообразно проводить дидактические игры на различение цвета, формы и величины предметов; на формирование числовых представлений; на различение не речевых звуков.
В ходе дидактических игр логопед развивает речевую активность детей; поощряет правильные ответы на поставленные вопросы, воспитывает выдержку. В ходе игр дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их общему и речевому развитию; потом дети переносят навыки, приобретенные в дидактической игре, в сюжет на ролевую игру.
Для детей с общим развитием речи большое значение имеют игры, требующие координации и точности движения пальцев руки. Это нанизывание бус, игры с пальчиками.
При общем недоразвитии речи полезно проводить подвижные игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Одним из важных условий успешного обучения в ходе подвижных игр является решений заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры, организованные взрослыми должны проводиться эмоционально, живо и непринужденно.
Начиная с первого года обучения проводятся также игры-драматизации «Репка», «Колобок», «Теремок» и т.д. В этих играх часть текста произносится детьми, а часть-взрослыми.