kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игра и ее роль в психическом развитии ребенка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для воспитателей: "Игра и ее роль в психическом развитии ребенка"

Игра у детей появляется лишь в том случае, если им знакома не только предметная сфера деятельности человека, но и специфика его взаимоотношений с другими людьми в процессе этой деятельности.

В дошкольный период детства появляется сюжетно-ролевая игра. Она становится ведущим видом деятельности малыша. Сюжетно-ролевая игра определяет развитие всех сторон психики ребенка в данный период его жизни, и в рамках которой можно наблюдать тенденции его дальнейшего развития.

В сюжетно-ролевой игре возникают новые по своему содержанию мотивы. «В игре происходит переход от мотивов, имеющих форму обобщенных намерений, стоящих на досознательных аффектноопрошенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности» (Эльконин Д.Б. «Психология игры»).

Игра – наилучшее средство для реализации осознанных ребенком моральных ценностей, практически поведения и упражнения в гуманном отношении друг к другу. Чтобы наши дети научились играть в полноценную игру и могли не только выполнять правила игры и поделиться игрушкой, но и учитывали душевное состояние другого, необходимо учесть условия организации и развития игры.

И чем глубже и богаче жизненный опыт воспитателя, тем интересней и доступней он сможет довести до сознания детей нравственные знания, тем выше вероятность того, что он поймет своих воспитанников и предупредит возникающие трудности. Важно помнить всегда о том, что для формирования у детей духовно-нравственных качеств и моральных норм поведения рядом с детьми должны быть мы, взрослые, которые со всей серьезностью и ответственностью относились бы к решению данной проблемы.

Каким же образом можно оценить развивающее значение сюжетно-ролевой игры в сфере нравственности? В конце раннего возраста у детей начинается формирование нравственной мотивации, которое к концу дошкольного возраста заканчивается возникновением, по словам ВысотскогоЛ.С., «внутренних этических инстанций».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игра и ее роль в психическом развитии ребенка»

Консультация для воспитателей

Игра и ее роль в психическом развитии ребенка

«Игра ребенка представляет собой особую реальность, причем нужно помнить, что «настоящая» действительность, противоположностью которой она является, для ребенка гораздо менее «настоящая», чем для нас».

К. Кофк «О концепции детской игры».

Богатый материал наблюдений свидетельствует, что содержанием возникающих у ребенка игр является все то, что входит в окружающую его действительность – профессиональная деятельность взрослых, их взаимоотношения, отношения к детям, предметы быта и т.д.

Игра у детей появляется лишь в том случае, если им знакома не только предметная сфера деятельности человека, но и специфика его взаимоотношений с другими людьми в процессе этой деятельности.

В дошкольный период детства появляется сюжетно-ролевая игра. Она становится ведущим видом деятельности малыша. Сюжетно-ролевая игра определяет развитие всех сторон психики ребенка в данный период его жизни, и в рамках которой можно наблюдать тенденции его дальнейшего развития.

Ребенок постепенно осваивает новые виды деятельности, тем самым возрастает его самостоятельность. В процессе самостоятельной деятельности ребенок начинает замечать сходство действия с действием взрослого, что ведет к выделению им взрослого как образца, которому ребенок во всем стремится подражать, включая и действия еще недоступные для ребенка. Именно здесь возникает игра как «воображаемая иллюзорная реализация нереализуемых желаний». Основным содержанием нереализуемых аффективных тенденций (желаний) является стремление ребенка действовать как взрослый.

Исследования Славиной Л.С. показало, что основным содержанием игр младших школьников является воспроизведение определенных предметных действий (Славина Л.С. «О развитии мотивов игровой деятельности в дошкольном возрасте»).

Предметные способы включают:

    1. Игровые действия с игрушками;

    2. Игровые действия с предметами-заменителями;

    3. Игровые действия с воображаемыми предметами;

    4. Иногда игровые действия дети называют, не выполняя их.

Старшие дошкольники основное внимание обращают на профессиональные и общественные функции взрослого, а игровой предмет заменяется словом.

Запорожец А.В., опираясь на теорию Гальперина П.Л. «О поэтапном формировании умственных действий», высказал предложение о том, что игра является своеобразным материальным этапом в формировании психических процессов, позволяющих в доступной для ребенка наглядно-действенной форме воссоздать образцы, эмоционально-притягательные, но пока еще в силу возрастных особенностей для него недоступные. Основной особенностью мышления ребенка-дошкольника является неспособность встать на позицию другого человека и вследствие этого объективно оценить то или иное явление.

Таким образом, чтобы было удовлетворено основное желание ребенка действовать как взрослый, ему необходимо подчинить свое поведение правилам, содержащимся в роли. Поскольку в любой роли в скрытом виде заключены как образец определенные правила поведения, принятие ребенком на себя какой-либо роли дает возможность осуществлять оба составляющих волевого поведения, процесса. Роль – это образец того, как надо действовать. Соответственно этому образцу и ведет себя ребенок: он как бы со стороны смотрит на ход выполнения образца поведения, при отклонении от образца корректирует сначала поведение партнера в роли, затем для него становится возможной коррекция и своего собственного поведения.

В сюжетно-ролевой игре возникают новые по своему содержанию мотивы. «В игре происходит переход от мотивов, имеющих форму обобщенных намерений, стоящих на досознательных аффектноопрошенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности» (Эльконин Д.Б. «Психология игры»).

Каким же образом можно оценить развивающее значение сюжетно-ролевой игры в сфере нравственности? В конце раннего возраста у детей начинается формирование нравственной мотивации, которое к концу дошкольного возраста заканчивается возникновением, по словам ВысотскогоЛ.С., «внутренних этических инстанций».

Необходимость возникновения и развития у ребенка нравственной регуляции поведения обусловлена комплексом причин, одной из основных среди них является развитие у дошкольников сюжетно-ролевой игры, которая ведет к организации «детского общества». В нем зачастую возникают тенденции избежать конфликтных ситуаций или разрешить их путем использования определенных норм и правил. Осуществление нравственных норм поведения, как правило, требует от ребенка в некоторой мере отказа от своих непосредственных, импульсивных желаний.

Игра – наилучшее средство для реализации осознанных ребенком моральных ценностей, практически поведения и упражнения в гуманном отношении друг к другу. Чтобы наши дети научились играть в полноценную игру и могли не только выполнять правила игры и поделиться игрушкой, но и учитывали душевное состояние другого, необходимо учесть условия организации и развития игры.

И чем глубже и богаче жизненный опыт воспитателя, тем интересней и доступней он сможет довести до сознания детей нравственные знания, тем выше вероятность того, что он поймет своих воспитанников и предупредит возникающие трудности. Важно помнить всегда о том, что для формирования у детей духовно-нравственных качеств и моральных норм поведения рядом с детьми должны быть мы, взрослые, которые со всей серьезностью и ответственностью относились бы к решению данной проблемы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Игра и ее роль в психическом развитии ребенка

Автор: Иванова Роза Геннедьевна

Дата: 09.02.2016

Номер свидетельства: 291048

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "Консультация по инновационной деятельности для родителей на тему: "Игра, как способ развития творчества у детей дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(147) "konsul-tatsiia-po-innovatsionnoi-dieiatiel-nosti-dlia-roditieliei-na-tiemu-ighra-kak-sposob-razvitiia-tvorchiestva-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "306504"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458141351"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(282) "Консультация на тему «Создание развивающей предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевых игр. Роль воспитателя в организации игр дошкольниками»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_na_temu_sozdanie_razvivaiushchei_predmetno_prostranstvennoi_sredy_"
    ["file_id"] => string(6) "635146"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1690403019"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Статья «Роль дидактической игры для коррекции памяти у детей с задержкой психического развития»"
    ["seo_title"] => string(96) "statiaroldidaktichieskoiighrydliakorriektsiipamiatiudietieiszadierzhkoipsikhichieskoghorazvitiia"
    ["file_id"] => string(6) "306428"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458128791"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Игра-важнейший этап в развитии ребенка"
    ["seo_title"] => string(44) "ighra-vazhnieishii-etap-v-razvitii-riebienka"
    ["file_id"] => string(6) "298190"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456304555"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Статья «Дидактическая игра как средство коррекции детей с задержкой психического развития»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_didaktichieskaia_ighra_kak_sriedstvo_korriektsii_dietiei_s_zadierzhkoi_p"
    ["file_id"] => string(6) "421094"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1496938301"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства