Консультация на тему «Создание развивающей предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевых игр. Роль воспитателя в организации игр дошкольниками»
Консультация на тему «Создание развивающей предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевых игр. Роль воспитателя в организации игр дошкольниками»
Сюжетно-ролевые игры играют важную роль в воспитании и психическом развитии ребенка. Известный психолог Л.С. Рубенштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация на тему «Создание развивающей предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевых игр. Роль воспитателя в организации игр дошкольниками»»
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Саратовская область, город Балашов
Администрация Балашовского муниципального района Саратовской области
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Создание развивающей предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевых игр. Роль воспитателя в организации игр дошкольниками»
Подготовила:
воспитатель высшей квалификационной категории
Полькина Т.Н.
2020-2021 учеб. год
Сюжетно-ролевые игры играют важную роль в воспитании и психическом развитии ребенка. Известный психолог Л.С. Рубенштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную.
Для организации и реализации сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста необходимо создать развивающую предметно - пространственную среду (РППС).
Организация РППС дошкольного образовательного учреждения на сегодняшний день актуальный вопрос. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Понятие развивающая предметно – пространственная среда определяется как«система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая находилась бы в прямой
зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.
Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет
совершенствоваться из самого себя, от природы…» (Е.И. Тихеева)
Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.
При создании развивающегопространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
Основной задачей педагога является формирование положительного эмоционального отношения к игровой деятельности, развитие интереса к сюжетной игре.
РППС для сюжетно-ролевых игр должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, вариативной, полифункциональной, доступной и безопасной.
Насыщенность среды - основа для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.
Внесение новых игрушек наталкивает ребёнка на новые игровые замыслы, на отражение в играх новых сторон жизни. Поэтому необходимо пополнять игровую среду атрибутами, сделанными из бросового материала.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Дети вместе с воспитателем, в процессе игры могут трансформировать и изменять предметно – пространственную среду, согласно замыслу игры и её содержания, менять элементы игры, использовать другие предметы.
Достаточно заменить покрытие из ткани и это уже не машина, а «Пожарная часть» или «Больница». Дети могут действовать сами в зависимости от игрового замысла.
РППС должна иметь легкие передвижные, переносные конструкции, которые дают возможность детям создавать пространство для игры в удобном месте. Например, домик – палатку можно превращать в «Дом для семьи» или «Больницу».
Идею мобильности и динамичности можно воплотить с помощью ширмы. Она позволяет детям изменять пространство, в соответствии с сюжетом игры. Можно переставлять ширму, изменять её положение при организации нового сюжета и игровых действий. Ширма – трансформер. Ширмы двух и трёхстворчатые, они лёгкие и безопасные в использовании, их легко складывать и удобно хранить.
Вариативность среды предполагает наличие различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.
Использование "Маркеров(знаков) игрового пространства" помогает детям в сюжетно-ролевой игре указывать на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, дома, другие здания, сооружения, малые архитектурные формы, мебель, некоторые предметы интерьера и ландшафта, игрушечная кухонная плита, дом - теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т. п.).
Наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов активно используются детьми в качестве предметов-заместителей. Например, природный и бросовый материал. Желуди, шишки, камешки, крышки, крупные пуговицы, трубочки, палочки, коробки разного размера и формы и др. могут быть использованы как атрибуты для с/р игр «Магазин» («конфеты», «крупа», «макароны» и т.п.), «Строители», «Шоферы» (коробки – грузы, строительный материал), «День рождения» (подарки и угощение), «Пожарные» (крышки используются как песок для тушения пожара).
Полифункциональностьматериалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды.
Изготовленные детьми игровые поля: «Лесная поляна», «Ферма», «Пикник» оснащаются набором мелких игрушек в соответствии с игровым замыслом детей. Дети могут добавить готовые макеты или построить из различных конструкторов необходимые сооружения, использовать предметы-заместители, игрушки-самоделки.
Различные детали крупных напольных строительных наборов, всевозможные объёмные предметы: коробки, диванные подушки, физкультурные палки, верёвки, лоскуты ткани позволяют детям строить и изменять сюжет игры. Например, ткани разного размера и цвета используются как полянка, речка, остров, ковёр – самолёт или крыша, навес, накидка и т.п.
Доступностьсреды предполагает свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, необходимым для игры, возможность для каждого ребенка свободно заниматься любимым делом.
Безопасностьсреды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Игры, игрушки и игровые атрибуты для сюжетно – ролевой игры должны быть красочными, эстетичными, прочными, ориентируемыми на возраст детей группы.
Сюжетно-ролевая игра не только развлекает ребёнка, но и является элементом образовательного процесса в детском саду.
3 этапа формирования сюжетно-ролевой игры:
На первом этапе (1,5 – 3 года) педагог стимулирует ребенка к осуществлению условных действий с предметами. В сюжетно-ролевой игре воспроизводятся действия взрослых, за которыми ребенок наблюдает.
На втором этапе (3 года – 5 лет) формирует у детей умение принимать роль, переходить в игре от одной роли к другой.
На третьем этапе (5-7 лет) дети должны овладеть умением придумывать разнообразные сюжеты игр.
Методы руководства игрой:
Метод прямого руководства – ролевое участие в игре, участие в сговоре на игру, разъяснение, помощь, совет, обсуждение игр с перспективой на дальнейшее развитие.
Косвенное руководство – обогащение знаниями, внесение игрушек, использование сюрпризных моментов.
Комплексное руководство – планомерное обогащение опыта детей, обучающие игры, своевременное изменение предметной игровой среды, активизация общения воспитателя с детьми в процессе игры.
Практика применения сюжетно-ролевых игр в правильно организованной развивающей предметно - пространственной среде позволяет сделать следующие выводы:
РППС группы должна меняться в зависимости от возраста детей, периода обучения, образовательной программы, иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке.
Предметный окружающий мир ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Очень важно, чтобы организация центров сюжетной игры и педагогические задачи соответствовали возрасту ребенка.
Правильно построенная РППС в группе способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников, раскрывает их индивидуальные интересы и игровые потребности.
Педагог, принимая участие в организации сюжетно-ролевой игры, должен передавать постепенно усложняющийся опыт построения сюжетной игры, заботиться о создании предметно-игровой обстановки в группе, которая будет являться стимулом развития самостоятельной сюжетно-ролевой игры.
Литература:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155. – Москва: Эксмо, 2014г.
2. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2014, 2015, 2016 гг.