Просмотр содержимого документа
««Формы дистанционной поддержки учащихся в системе дополнительного образования».»
Сообщение из опыта работы учителя-логопеда Антоновой О.П.
«Формы дистанционной поддержки учащихся в системе дополнительного образования».
Пандемия внесла коррективы в нашу работу. Но специфика логопедической коррекции такова, что нам нельзя ее прерывать. Большие пропуски в занятиях у детей с речевыми нарушениями могут "свести к нулю" все достижения ребенка. Поэтому дистанционная работа учителя-логопеда оказалась так важна.
Дистанционная работа возможна в различных формах:
Онлайн занятия (первичные или поддерживающие для тех детей, которые уже занимались очно)
Готовые уроки в режиме автоматического воспроизведения (учебные фильмы, мультфильмы и т.п.)
Онлайн консультирование родителей и педагогов
Получение онлайн консультации у других педагогов.
Онлайн вебинары и мастер-классы.
Практически все речевые патологии можно корректировать в дистанционном формате. Это проблемы со звукопроизношением, заикание, дисграфия, дислексия и другие распространенные нарушения. Главное, чтобы программа занятий не требовала выполнения логопедического массажа или механической помощи в принятии правильных артикуляционных поз при постановке звуков.
Проблемы с онлайн-занятиями могут возникнуть тогда, когда без непосредственного воздействия на ребенка не обойтись, например, при сенсомоторной алалии. Также, без личного контакта сложно работать с детьми, у которых имеется синдром дефицита внимания и гиперактивности, нарушена эмоционально-волевая сфера, присутствуют тяжелые множественные нарушения развития. Такие малыши не всегда понимают, что происходит на экране, неспособны надолго удержать внимание на словах и действиях логопеда. Но и в таких случаях можно дистанционно сопровождать родителей, определив индивидуальные пути развития ребенка.
Для работы онлайн необходимо обеспечить технические условия и хорошую интернет-связь. Ноутбук и ПК имеют преимущество перед мобильными устройствами и планшетами – это устойчивость, большой экран, четкость изображения, скорость загрузки. Наушники и микрофон также значительно улучшат качество работы. Благодаря наушникам звук не распространяется в соседние помещения, а микрофон поможет контролировать громкость собственного голоса.
Чаще всего для организации видеозанятий используют программы Zoom и Skype. Преимущества логопедической работы в Skype и Zoom заключаются в том, что программы можно установить самим, они обеспечивают качественную видеосвязь и позволяют демонстрировать свой экран. Если нет возможности установить эти программы, то на помощь придут всем известные приложения-мессенджеры с поддержкой голосовой и видеосвязи: Viber или WhatsApp.
У дистанционных занятий с логопедом есть свои положительные и отрицательные стороны.
Плюсы заключаются в следующем:
1. Ребенок, как и логопед, находятся в привычной для себя домашней обстановке. Ребенок чувствует себя спокойно и безопасно. Рядом – мама или другой близкий родственник, который поддерживает морально. Это особенно важно, если ребенок только начинает заниматься. В условиях психологического комфорта эффективность занятий повышается.
2. Обе стороны могут подобрать для себя удобный, гибкий график занятий.
3. Ребенок и логопед могут находиться в любом месте, на любом расстоянии друг от друга.
4. Экономия средств и времени на проезд к месту занятий.
5. На онлайн-занятии возможно обучение и консультирование группы детей и родителей.
6. Возможность заранее переслать родителям наглядный материал, который будет необходим на занятии.
Минусы дистанционной работы:
1. Сложности с установлением эмоционального контакта с ребенком, имеющим особенности в развитии.
2.Домашняя обстановка, которая одновременно может расслабить и демотивировать ребёнка.
3.Перебои со связью или проблемы с техникой могут добавлять шумы, задерживать видео, искажать звуки, что отразится на понимании речи и результатах работы.
4. Невозможность использовать методы, построенные на физическом контакте: логомассаж, механическую постановку звуков.
5. Необходимость привлекать к занятиям родителей, если логопед работает с маленьким ребенком или ребенком с ОВЗ.
Перед началом работы в онлайн-формате необходимо провести ряд подготовительных мероприятий:
Нужно заранее предупредить родителей о том, какие пособия, игры, игрушки и другие предметы нужно подготовить к сеансу видеосвязи. Важно сразу договориться о том, как будут выполняться домашние задания, выстраиваться обратная связь по итогам логопедической работы.
При постановке звуков в дистанционном формате можно использовать следующие приемы: