Просмотр содержимого документа
«Формирование связной речи дошкольников через моделирование»
Формирование связной речи дошкольников через моделирование. Зуева В.П. воспитатель высшей категории МАДОУ д\с№89 г. Березники.
Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьёзными причинами. Компьютер широко вошёл в нашу повседневную жизнь. Всю необходимую для себя информацию дети черпают в интернете. Они мало общаются, речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточного внимания всестороннему развитию своих детей. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение. Поэтому целенаправленное формирование связной имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования. Одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Речь – важное условие и средство коммуникации. Коммуникация – смысловой аспект социального взаимодействия: контакты, общение, обмен информацией между людьми. Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Главными коммуникативными качествами речи принято считать: правильность, чистоту, точность, логичность, выразительность и уместность. Речевое развитие дошкольников со вступлением ФГОС ДО выделено как отдельная образовательная область, перед которой стоят следующие задачи: - владение речью как средством общения и культуры; - обогащение активного словаря; - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; - развитие речевого творчества; - развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; - знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; - формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Нередко малыш испытывает трудности из-за недостаточности и бедности словаря, когда надо передать содержание чужой речи, пересказать сказку, рассказ; передать события, участником которых он был сам. Его речь все ещё носит ситуативный характер. Высказывания ребёнка состоят из простых предложений, часто лишь отдалённо связанных между собой по содержанию. Ребёнок не может также самостоятельно раскрыть или описать содержание сюжетной картинки. Он называет предметы, действующих лиц или перечисляет действия. В настоящее время существуют различные методы и приёмы развития речевой деятельности детей. Наиболее эффективным, на мой взгляд, является метод мнемотехники. Хорошо известно, что язык мозга – это образы. И, прежде всего, зрительные образы. К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьёва В.К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В.П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н. – схемой составления рассказа. Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.