Просмотр содержимого документа
«"Диагностический материал".»
Класс ______ учебный год _______ сентябрь
Обследование звуковой стороны речи
Фамилия, имя ребенка
с
С
з
з
ц
ш
щ
б
д
г
к
л
л
р
р
ч
ж
т
х
ы
й
е
ю
я
другие звуки
заикание
примечание
Условные знаки: звук произносит - устойчиво неустойчиво искажает отсутствует
- / 0
Класс ______ учебный год _______ май
Обследование звуковой стороны речи
Фамилия, имя ребенка
с
С
з
з
ц
ш
щ
б
д
г
к
л
л
р
р
ч
ж
т
х
ы
й
е
ю
я
другие звуки
заикание
примечание
Условные знаки: звук произносит - устойчиво неустойчиво искажает отсутствует
- / 0
Обследование звуковой стороны речи
Класс______ учебный год _______
Фамилия, имя ребенка
с
С
з
з
ц
ш
щ
б
д
г
к
л
л
р
р
ч
ж
т
х
ы
й
е
ю
я
примечание
Условные знаки: звук произносит - устойчиво неустойчиво искажает отсутствует
- / 0
Контингент учащихся специальной (коррекционной) школы – интерната (СКШИ) VIII вида за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у поступивших в учреждение детей носят характер системного недоразвития речи (СНР) II – III уровня при умственной отсталости. Для СНР характерны нарушения всех компонентов языка: звукопроизношения, фонематического восприятия, грамматического строя речи, словарного запаса и лексики, связной речи. У таких детей нет словотворчества, поэтому трудно формируются навыки словообразования. Для обучающихся в СКШИ VIII вида характерны нарушения звукопроизношения по типу полиморфной, часто органической дислалии, обусловленной нарушениями в строении артикуляционного аппарата, псевдобульбарной дизартрией в стёртой форме, закрытой или открытой ринолалией. Практика показывает, что у детей с дефектами звукопроизношения практически всегда наблюдаются – выраженная дислексия, смешанная дисграфия с одной ведущей:
- артикуляторно–акустической (как говорят, так и пишут, не дифференцируя звуки С-Ц, С-Ш, Ш-Щ, звонкие и глухие согласные, пропуская буквы, заменяя гласные О на У, Е на И под ударением, допуская ошибки в обозначении мягкости согласных Ь и йотированными согласными);
- дисграфией на основе нарушений различных форм языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова (слитное написание предлогов и слов, раздельное написание одного слова, пропуски согласных при стечениях, пропуски гласных, добавление и перестановка слогов, слов);
- аграмматической (нарушения грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений)
- оптической (нарушено письма букв в словах, трудности в соединении букв, хотя изолированное написание букв бывает правильным);
- нарушением словообразования от двух слов и подбор родственных слов;
-недостаточной сформированностью связной речи, что проявляется при составлении предложений, в пересказах, при составлении рассказов по серии картинок и сюжетной картинки, большая трудность в составлении описательных рассказов.
Предлагаю форму сводной таблицы по дисграфии и дислексии, заполнив которую можно легко определить тип нарушений письма и чтения, а также ведущую форму дисграфии и дислексии.
ДИАГНОСТИКА ЧТЕНИЯ _______________ уч.год_________ класс
№
Фамилия имя
Способ чтения
Дислексия
Скорость чтения
Побуквенное
Слоговое
Слоги и целые слова
Целыми словами
Фонематические
Аграмматическая
Семантическая
Оптическая
Мнестическая
норма
Связанная с недоразвитием слуховой дифференциации фонем. (неточное различение звуков речи)
Замены:
Связанная с недоразвитием фонематического анализа и синтеза
Искажение и замена морфем слова (флексий)
(механическое чтение)
Нарушено понимание при технически правильном чтении
Недоразвитие зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений.
Трудности усвоения всех букв, недифференцированные замены всех букв при чтении.
Побуквенное чтение
Искажения звуковой структуры слова
Звонк-глухие
Твёрд.- мягк.
Ц-С
Ч-Щ
Ч-Т
Ш-Щ
Свистящие -шипящие
Вставки
Пропуски
Перестановки
Трудн.чтенобратн слога
ДИАГНОСТИКА ПИСЬМА _______________ уч.год _________ класс
№
Фамилия имя
Дисграфия
Артикуляторно – акустическая
Акустическая
Нарушение различных форм язык.анализа и синтеза
Аграмматическая
Оптическая
отражение неправильногопроизношен(пишет как говорит)
(нарушено фонемное распознавание)
(нарушение слуховой дифференциации звуков речи)
(нарушения структуры предложения и слова)
(нарушения грамматического строя речи) (морфологических и синтаксических обобщений - является компонентом СНР при УО.
Замены
Пропуски
букв
Свист. - шипящие
Звонкие–глухие
Аффрикаты
Обозначение мягкости согласных (Ь и йотированными гласными)
Заменыгласн (под ударением: О=У, Е=И)
Слитноенаписан предлогов и слов
Раздельное написание одного слова
Пропуски согласных при стечении
Пропуски гласных
Добавление гласных
Перестановка букв
Проп., добавлен., перестановкслогов.
Литературная
Вербальная
(изолиров. буквы пишет верно)
Ч-Т
Ч-Щ
Ц-Т
Ц-С
Список литературы
Волкова Л.С. – Логопедия. Учебное пособие для студентов пединститутов по специальности «Дефектология». М. Просвещение 2000 г.
Лалаева Р.И. – Логопедическая работа в коррекционных классах. Методическое пособие для учителя – логопеда. М. «ВЛАДОС» 2004 г.