МБОУ «Верхнешипкинская СОШ»
«Контрольно-диагностический материал
по разделам учебного предмета
«Математика» 5 класса»
Авторы: Галиев Ильшат Закиевич
учитель математики
МБОУ «Верхнешипкинская СОШ»
Заинского района РТ
2015 год
Введение
В условиях реализации ФГОС одной из актуальных для образовательных учреждений задач является разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения школьниками планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Для проведения мониторинга достижения школьниками планируемых результатов освоения учебных программ по математике требуется разработать:
Организуя методическое сопровождение введения в образовательных учреждениях (далее - ОУ) федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС), мы разработали технологию организации мониторинга достижения учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее – ООО). Технология включает в себя создание диагностических работ для обучающихся.
Задания ориентированы на проверку сформированности универсальных и специфических способов действий по математике.
Новизна подхода к организации мониторинга достижений обучающимися планируемых результатов освоения ООО состоит в следующем:
изменились целевые установки контроля (задания ориентированы на проверку сформированности универсальных и специфических способов действий);
появилась необходимость в использовании критериального подхода при разработке заданий. Основными критериями оценивания при этом выступают планируемые результаты освоения ООО;
предметом диагностики выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения;
изменилась роль учителя при проведении работ (активный участник, рефлексивная позиция при анализе и коррекции, наблюдатель при проведении).
Именно такой подход обеспечивает педагогам возможность в деятельностном режиме осваивать новые способы организации оценочной деятельности.
Планируемые результаты освоения программы организации мониторинга:
- личностные результаты;
- метапредметные результаты – познавательные, регулятивные, коммуникативные.
Личностные результаты формируются за счёт реализации программ отдельных учебных предметов, программы духовно-нравственного развития и воспитания, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех учебных предметов.
В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования.
Структура контрольных измерительных материалов: каждая из контрольно-диагностических работ содержит 5-6 заданий базового уровня, которые направлены на проверку сформированности планируемых предметных, метапредметных, личностных результатов.
УМК «Математика» 5 класс, Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков и др., издательство М.: Мнемозина, 2012 год, соответствует ФГОС ОО
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Натуральные числа | 63 |
2 | Площади и объемы | 12 |
2 | Обыкновенные дроби | 25 |
3 | Десятичные дроби | 39 |
4 | Инструменты для вычислений и измерений | 17 |
5 | Повторение | 19 |
Предметные планируемые результаты обучающегося |
Натуральные числа (63ч) | Площади и объемы (12 ч) | Обыкновенные дроби (25 ч) | Десятичные дроби (39 ч) | Инструменты для вычислений и измерений (17 ч) | Повторение (19 ч) |
| | | | | | | |
: читать и записывать натуральные числа; складывать и вычитать натуральные числа; сравнивать натуральные числа; решать задачи на применение сложения и вычитания натуральных чисел; строить, обозначать и находить отрезки, прямые, лучи; уметь строить дерево возможных вариантов при решении комбинаторных задач.
Познавательные УУД: выбор наиболее рационального способа решения примеров и задач.
Регулятивные УУД: осуществление контроля и самоконтроля при выполнении предложенных заданий, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
: умножать и делить натуральные числа; решать задачи на применение умножения и деления натуральных чисел; уметь строить дерево возможных вариантов при решении комбинаторных задач.
Познавательные УУД: умение находить алгоритм решения; переход от словесной формулировки задачи к математическим знакам и символам.
Регулятивные УУД: составление плана действий; выполнение работы по задуманному плану.
Коммуникативные УУД: умение договариваться с партнером; приходить к общему решению.
: знать и применять формулы; вычислять по формулам при решении геометрических задач; знать основные единицы измерения площадей и объемов; переходить от одних единиц измерения к другим.
Познавательные УУД: смысловое чтение; построение логического умозаключения.
Регулятивные УУД: определение способов действий в рамках предложенных условий и требований.
Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
: читать и записывать обыкновенные дроби смешанные числа; различать правильные и неправильные дроби; складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями; сравнивать обыкновенные дроби и смешанные числа; решать задачи на применение сложения и вычитания дробей.
Познавательные УУД: выбор наиболее рационального способа решения примеров и задач, умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.
Регулятивные УУД: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
Коммуникативные УУД: разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов.
: читать и записывать десятичные дроби; складывать и вычитать десятичные дроби; сравнивать десятичные дроби; решать задачи на применение сложения и вычитания десятичных дробей; округлять числа; решать текстовые задачи на движение по воде.
Познавательные УУД: выбор наиболее рационального способа решения примеров и задач; переход от словесной формулировки задачи к математическим знакам и символам.
Регулятивные УУД: осуществление контроля и самоконтроля при выполнении предложенных заданий.
Коммуникативные УУД: общение с партнером; распределение функций и заданий при выполнении групповой работы.
: умножать и делить десятичные дроби; умножать и делить десятичные дроби на 10, 100 и т.д., 0,1, 0,01 и т.д.; решать задачи на применение умножения и деления десятичных дробей; переходить от десятичной дроби к обыкновенной и от обыкновенной к десятичной.
Познавательные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные.
Регулятивные УУД: осуществление контроля и самоконтроля при выполнении предложенных заданий.
Коммуникативные УУД: работать индивидуально и в группе, находить общее решение.
: записывать проценты в виде десятичных дробей, а десятичные дроби в виде процентов; находить проценты от числа и число по его проценту; решать текстовые и практико-ориентированные задачи на проценты; строить прямые и развернутые углы; читать и обозначать углы; уметь сравнивать углы; различать острые, тупые, развернутые, прямые углы на чертежах; строить и измерять углы с помощью транспортира.
Познавательные УУД: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Регулятивные УУД: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.
Коммуникативные УУД: разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов.
: выполнять арифметические действия с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями; производить вычисления площадей прямоугольника и квадрата и объемов куба и параллелепипеда; строить и измерять углы; находить проценты от числа и числа по его проценту.
Познавательные УУД: выбор наиболее рационального способа решения примеров и задач; переход от словесной формулировки задачи к математическим знакам и символам.
Регулятивные УУД: осуществление контроля и самоконтроля при выполнении предложенных заданий.
Коммуникативные УУД: общение с партнером и учителем; распределение функций и заданий при выполнении групповой работы.
Контрольно -диагностический материал на русском и татарском языках.
В работе использован интерактивная среда «Математический конструктор 3.0». Программу можно скачать бесплатно в портале «ЕДИНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ» по адресу
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/903077b7-0221-4823-b549-b236326d48d4/?interface=pupil&class[]=53&subject[]=17.
ПРООП по математике, 5 класс
|
№ п/п | Задание | Моя оценка | УДД | Оценка учителя |
1 | Запишите цифрами число: три миллиона двадцать тысяч три. | | П Р | |
2 | Запиши все отрезки, которые ты видишь на рисунке? Т Р С К | | П Р | |
3 | Какая из точек лежит на координатном луче левее М(25) или А(12)? Свой ответ обсуди с соседом по парте | | П Р К | |
4 | Миша в руки спички взял, Неосторожность проявлял: Жег траву в лесу сухую, А мимо Леший пробегал. Увидев это злодеянье, Он сделал Мише замечанье. Но не послушал Миша деда, И превратился тут же в кеды. Поможем, дети, Мише вместе Избавиться от сей напасти. Проверьте равенство, и если оно неверное переложите одну спичку так, чтобы равенство стало верным. Свой ответ объясните учителю. | | П Р К | |
5 | Не простое это дело- Очень бстро и умело Треугольники считать. Например, в фигуре этой Сколько разных? Рассмотри. Все внимательно исследуй И по краю, и внутри. Сколько треугольников на рисунке? | | П Р | |
6 | Сколько существует трехзначных чисел, для записи которых используются только цифры 5 и 7? | | П Р | |
|
№ п/п | Задание | Моя оценка | УДД | Оценка учителя |
1 | Вычислите: 12*35 1) 410 б) 420 в) 510 г) 520 | | Р П | |
2 | Готовясь к дню рождения, Алиса купила 3 кг яблок по 50 рублей и 5 кг винограда по 100 рублей. Сколько рублей стоила вся покупка? | | Р П | |
3 | Составьте слово, решив все примеры и расположив ответы в порядке возрастания. 270:9 К 3*5 Е 1*0 О 320:80 Т 3+16 З 43-19 О 17-1 Р Распределите примеры между участниками группы и решите их самостоятельно. | | Р П К | |
4 | Во время субботника для озеленения пришкольного участка привезли 35 саженцев. 3 саженца посадили перед памятником, а остальные распределили по 8 на каждый ряд участка. Сколько рядов саженцев получилось? Составь уравнение для решения задачи. | | Р П | |
5 | Угадай корень уравнения х+3=9-х и сделай проверку. | | Р П | |
|
№ п/п | Задание | Моя оценка | УДД | Оценка учителя |
1 | Диме дали задание вычислить площадь прямоугольной клумбы. Работая с какой формулой, он получит верный ответ? 1) S=2(a+b) 2) S=v*t 3) S=a*b 4) S=a² | | Р П | |
2 | Отец попросил сына помочь ему в обустройстве садового участка. Сыну необходимо посчитать, сколько метров ограждений необходимо приобрести для ограждения участка, длина которого 4 м, а ширина – 5 м. | | Р П | |
3 | Чебурашке на день рождения подарили аквариум, размеры которого 10 см, 30 см, 20 см. Сколько кубических сантиметров воды понадобится Чебурашке, чтобы полностью заполнить аквариум водой. | | Р П | |
4 | Ученики 5го класса решили оклеить обоями стены и потолок своего кабинета. Определите, сколько квадратных метров обоев необходимо будет купить для оклейки комнаты размерами 4 м, 5 м, 3 м. Распределите задания между участниками группы и решите их самостоятельно. | | Р П К | |
5 | Результат своего исследования обоснуй учителю. | | Р П К | |
|
№ п/п | Задание | Минем бәя | УДД | Укытучының бәясе |
1 | Дамирга турыпочмаклык формасындагы клумбаның мәйданын исәпләргә куштылар. Ул нинди формула белән исәпләгәндә дөрес җавапны табачак? 1) S=2(a+b) 2) S=v*t 3) S=a*b 4) S=a² | | Р П | |
2 | Әтисе улынан бакчаны төзекләндерүдә ярдәм итүне сорады. Ул улына иңе 4 м, ә буе 5 м булган турыпочмаклык формасындагы бачаны әйләндереп алу өчен күпме койма кирәк булачагын исәпләүне йөкләде. | | Р П | |
3 | Чебурашкага туган көненә үлчәмнәре 10 см, 30 см һәм 20 см булган аквариум бүләк иттеләр. Аквариумны тутырыр өчен ничә куб сантиметр су салырга кирәк? | | Р П | |
4 | 5нче класс укучылары үлчәмнәре 4 м, 5 м, 3 м булган үз бүлмәләренең стеналарын һәм түшәмен обойларга булдылар. Моның өчен ничә квадрат метр обой сатып алырга кирәк? Мәсьәләне үз төркемегездә булган укучыларга бүлешеп, мөстәкыйль рәвештә чишегез. | | Р П К | |
5 | Килеп чыккан нәтиҗәне укытучыга әйтеп бир. | | Р П К | |
Литература
1. Закон «Об образовании»
2. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения). Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897.
3. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 64 с. – (Стандарты второго поколения).
4. Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Н.Я.Виленкин и др.]. – 24-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2008. – 280с.: ил.
5. Задачи на смекалку. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В.Шевкин. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – (МГУ-школе) – 95 с.: ил.
6. 20 тестов по математике: 5-6 классы / С.С.Минаева. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 159 с.
Интернет – ресурсы
1. Сайт МО и Н РФ http://минобрнауки.рф/
2. Сайт МО и Н РТ http://mon.tatarstan.ru/
3. ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/903077b7-0221-4823-b549-b236326d48d4/
4. Образовательные программы http://obr.1c.ru/product.jsp?id=1234
5. Образовательные ресурсы Интернета http://www.alleng.ru/
17