Материал
для обследования речи детей
ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
ПОВТОРИ ФРАЗЫ
С – На столе стоит стакан.
Саня катает Соню на Санках.
СЬ – Осенью осина красива.
Сима пасет гусей.
З – Розы за забором.
Змеи ползут по земле.
ЗЬ – Хозяйка взяла корзину.
Зимой у Зины зябнет нос.
Ц – У крыльца цветет акация.
В степи цветут цветы.
Ш – Кошка шипит.
Паша шьет шапку.
Ж – Жук жужжит на ветке жасмина.
Ежи жуют ежевику.
Ч – Чистильщик чистит обувь.
Танечка качается на качелях.
Щ – Щука плещется в реке.
Щенки щиплют щетку.
Р – Лара разбила тарелку.
Во двор пробрался крот.
РЬ – Орел на горе, перо на орле.
Рита варит рис.
Л - Маляр красил ларек.
Мила мыла пол в классе.
ЛЬ – Лимон лежит в блюдце.
У Лены зеленая лента.
ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
1. ОПОЗНАНИЕ ФОНЕМ
«Подними руку, если услышишь гласный звук «О» среди других гласных – А, У, Ы, О, У, А, О, Ы».
«Хлопни в ладоши, если услышишь звук «К» среди других звуков – П, К, Н, М, К, Т, К, Р, Д, Ч, К».
2 . ПОВТОРЕНИЕ СЛОГОВОГО РЯДА:
Соноры: РА – ЛА, РА – ЛА – ЛА, ЛА – РА – ЛА.
Звонкие – глухие: ДА – ТА, ТА – ДА –ТА, БА – БА; ПА – БА – ПА, БА – ПА ;
Шипящие – свистящие: ША – ЖА, ША – ЖА –ША; СА – ЗА, СА – ЗА – ЦА; ЩА – ЧА , ЧА – ЩА – ЧА.
3. ВЫДЕЛЕНИЕ ЗВУКА В СЛОГАХ
«Подними руку, если услышишь слог со звуком «С» - ЛА, КА, СО, НЫ, СУ, ЖУ, СЫ, ГА, СИ».
4. ВЫДЕЛЕНИЕ ЗВУКА В СЛОВЕ
«Хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком «Ж»: ЛУЖА, РУКА, ДОРОГА, ЖИВОТ, МОЛОТОК, ЖУК, КРОВАТЬ, НОЖНИЦЫ».
5. ПОДБОР СЛОВ С ЗАДАННЫМ ЗВУКОМ
«Вспомни слова со звуком «З».
6. РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ В СЛОВАХ-ПАРОНИМАХ
«Назови картинки и скажи, чем отличаются слова:
БОЧКА – ПОЧКА, КОЗА – КОСА, ЛАК – РАК».
7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ЗВУКА В СЛОВАХ
(в начале, в середине, в конце)
«Определи, где находится звук «Ч» в словах : ЧАЙНИК, РУЧКА, МЯЧ».
ОБСЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО
АНАЛИЗА СЛОВ
1. ОПРЕДЕЛИТЬ КОЛИЧЕСТВО ЗВУКОВ В СЛОВАХ: УС, ДОМ, РОЗА, БАРАН, РОМАШКА.
2. ВЫДЕЛИТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО КАЖДЫЙ ЗВУК В СЛОВАХ:
МАК, ЗОНТ, КРЫША, ТАНКИСТ, САМОЛЕТ.
3. НАЗВАТЬ ПЕРВЫЙ УДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ ЗВУК: ОЛЯ, ИРА, АНЯ, УШИ, ОСЫ, ЯША.
4. ОПРЕДЕЛИТЬ ПОСЛЕДНИЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК : УС, КОТ, СЫР, СТАКАН, ЩЕНОК, СТОЛ.
5. ВЫДЕЛИТЬ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК В НАЧАЛЕ СЛОВА: СОК, ШУБА, МАГАЗИН, ЩУКА, ЧАЙ.
6. НАЗВАТЬ УДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ В КОНЦЕ СЛОВА : ВЕДРО, ГРИБЫ, ЧУЛКИ, РУКА.
7. ЗАКОНЧИ СЛОВО:
БАРА-, ПЕТУ-, САМО-, МАГА-, КЛУ-, МО-.
8. ОПРЕДЕЛИТЬ, КАКИМИ ЗВУКАМИ ОТЛИЧАЮТСЯ СЛОВА:
ОЛЯ – КОЛЯ, КРЫША – КРЫСА, ЛУК – ЛЮК, УТОЧКА – УДОЧКА.
ОБСЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИИ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ
1.УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕН СУЩ. В ЕДИНСТВЕННОМ И МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ В РАЗЛИЧНЫХ ПАДЕЖАХ
предъявляются сюжетные картинки и задаются вопросы:
ЧЕМ ПОКРЫТ СТОЛ? ЧЕМ РЕЖУТ ХЛЕБ? и т.д.
2. ОБРАЗОВАНИЕ ФОРМЫ ИМЕН СУЩ. РОДИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА
Задаются вопросы: ЧЕГО МНОГО В ЛЕСУ? ЧЕГО МНОГО НА СТОЛЕ? и т.д.
3.ОБРАЗОВАНИЕ ФОРМЫ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА ИМЕН СУЩ.
«Я буду говорить про один предмет, а ты – про много» называются слова:
КОЗА, ГЛАЗ, СТУЛ, ОТРЯД, ЛОБ, УХО, ДЕРЕВО, РОТ, БИЛЕТ, ПЕРО, ОКНО, РУКАВ, ВОРОБЕЙ, ДОКТОР, БОЛОТО, ЛЕВ, РОГ, ХЛЕБ, СТОРОЖ, ЗАВОД.
4. УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ
Предлагается ответить на вопросы по демонстрации действий: ГДЕ ЛЕЖИТ КАРАНДАШ? (в коробке, на столе).
ОТКУДА Я ВЗЯЛА КАРАНДАШ (из коробки) ОТКУДА УПАЛ КАРАНДШ?
ОТКУДА Я ДОСТАЛА КАРАНДАШ? (из-под коробки).
5. СОГЛАСОВАНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ С СУЩ.
Предлагается произвести пересчет предметов, каждый раз называть числительное, прилагательное
(ПЯТЬ СИНИХ КАРАНДАШЕЙ и т.д.)
ОБСЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
1.ОБРАЗОВАНИЕ ИМЕН СУЩ. С УМЕНЬШИТЕЛЬНО – ЛАСКАТЕЛЬНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ
«Я буду говорить про большие предметы, а ты про маленькие» называются слова:
КОВЕР, ГНЕЗДО, ВЕДРО, ПТИЦА, ТРАВА, УХО, ЛОБ, ВОРОБЕЙ, СТУЛ, ДЕРЕВО.
2.ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ОТ СУЩ.
Предлагается ответить на вопрос:
«ИЗ ЧЕГО СДЕЛАН СТУЛ? ЗНАЧИТ ОН КАКОЙ?»
СНЕГ, БУМАГА, СТЕКЛО, ПЛАСТМАССА, МЕХ, ШЕРСТЬ, ПУХ, ЖЕЛЕЗО, СОЛОМА, КЛЮКВА, ДУБ,
3.ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ
Из двух слов образовать одно.
КАМЕНЬ+ДРОБИТЬ, СЕНО+КОСИТЬ, ЗЕМЛЮ+ЧЕРПАТЬ, САМ+ВАРИТ, СНЕГ+ХОДИТ, ПАР+ВОЗИТ,