Просмотр содержимого документа
««Автоматизация звуков [Л] в слогах, словах, предложениях».»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 102 г. Томска
Проверено:
Утверждено:
Ст. воспитатели
Заведующий МАДОУ №102
______________ С.И. Кухта
______________ А.Н. Микова
«___»__________________ 2024г.
«___»_______________ 2024г.
Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе (логопункт с ТНР)
«Автоматизация звуков [Л] в слогах, словах, предложениях».
Учитель-логопед: Волкова С.В.
Томск 2024
Вид занятия: тренировочное.
Автор: учитель-логопед Волкова С.В.
Дата проведения: 14 ноября 2024 года.
Тема: «Автоматизация звуков [Л]».
Задачи приоритетной образовательной области:
Речевое развитие: овладение речью, как средством общения; активизация активного словаря; развитие слухового внимания; развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Задачи ОО в интеграции:
Познавательное развитие: развитие любознательности и познавательной мотивации, познавательных интересов, развитие познавательных процессов (мышление, внимание, воображение).
Социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействие ребёнка со сверстниками и взрослыми; развитие эмоциональной отзывчивости; развитие эмоционального интеллекта.
Физическое развитие: снятие физического и психического напряжения ребёнка; развитие двигательной активности; развитие крупной и мелкой моторики, координировать речь, движение и мышление.
Предпосылки учебной деятельности: развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование умения слушать и слышать взрослого, формировать умение действовать согласно правилам, образцу; формировать потребность ребёнка в общении со сверстником и взрослым; формировать умение подчинить своё поведение обстоятельствам, способствовать развитию восприятия, способствовать развитию устной речи, способствовать развитию мелкой моторики рук, формирование адекватной самооценки.
Цель: автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях.
Коррекционно-образовательные задачи:
- способствовать обогащению словарного запаса;
- упражнять детей в подборе антонимов, согласовании прилагательных с существительными;
- развитие связной речи;
- развитие связной монологической речи;
- развитие фонематического восприятия.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развитие артикуляционного аппарата;
- умение произносить звук [Л], изолированно, в слогах, словах, предложениях;
- развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации;
- развитие зрительного и слухового внимания, память;
- развитие чувства языка.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитание доброжелательности, отзывчивости в сотрудничестве со сверстниками и педагогами;
- интерес достижения результата от выполненной работы.
2. Развито общение и взаимодействие ребёнка с взрослым.
3. Развита эмоциональная отзывчивость.
4. У ребёнка активизирован активный словарь.
5. У ребёнка сохранено физическое и психическое здоровье.
6. Ребёнок может контролировать свои движения и управлять ими. Развито умение координировать речь и движение.
В образовательной деятельности сочетались как учебные, так и игровые методы работы. В образовательную деятельность с ребёнком с нарушениями речи включены игры, игровые и кинезиологические упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствует речевые навыки, способствующие развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность детей.
I. Приветствие, самомассаж и пальчиковая гимнастика.
Ребёнок заходит в кабинет. Приветствие. Садимся за стол, берём пружинки и одеваем на каждый палец, проговаривая слова:
В понедельник мы стирали,
Пол во вторник подметали,
В среду – мы пекли калач,
Весь четверг играли в мяч,
В пятницу мы чашки мыли,
А в субботу - торт купили,
И, конечно, в воскресенье
Звали всех на день рожденья.
Пели, прыгали, плясали,
Дни недели – посчитали.
Затем перед зеркалом выполняем самомассаж.
II. Актуализация и закрепление знаний.
Для того, чтобы быстрее научиться произносить звук [Л], нужно запомнить и правильно выполнить следующие упражнения:
Заборчик
Лопаточка
Иголочка
Чашечка
Грибок
Гармошка
Конфетка
Вкусное варенье
Маляр
Чистим зубки
Лошадка
Индюк
Повторение артикуляции звука [Л]: Как гудит пароход? (Л-Л-Л). Что делают губы, зубы, язык при произношении звука [Л].
Давай сыграем в игры «Поймай звук», когда услышишь звук [Л] хлопни в ладоши: М, Н, Л, В, Л …
Давай споем слоговые песенки. Слушай внимательно и повтори за мной:
ЛА-ЛА-ЛА
ЛА-ЛА-ЛО
ЛО-ЛО-ЛО
ЛО-ЛО-ЛЫ
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ
ЛЫ-ЛЫ-ЛУ
III. Физминутка.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Сели, встали, сели, встали,
Снова сели посидели
И вокруг все посмотрели.
IV. Закрепление произношения звука [Л] в словах, предложениях.
лак, лапа, лапти…
лотос, ложка, лодка…
лук, луна, лупа…
колпак, молния, иголка…
Игра «Назови ласково»
Игра «Скажи наоборот». Послушай предложения. Добавь в каждое предложение подходящее по смыслу слово со звуком [Л]. Повтори предложения целиком, выделяя звук [Л]. Справиться с заданием тебе помогут пары картинок.
У берёзки ствол тонкий, а у дуба — ... (толстый)
Заяц трусливый, а лев — ... (смелый)
Суп горячий, а эскимо — ... (холодное)
Собака сытая, а волк — ... (голодный)
Воздушный шар лёгкий, а гиря — ... (тяжёлая)
Великан сильный, а Дюймовочка — ... (слабая)
Марфуша грубая, а Настенька — ... (ласковая).
Игра «Составь предложение». На столе лежат схемы с геометрическими фигурами и фигуры с картинками, необходимо подобрать фигуры-картинки к схеме и составить предложения.
У Белоснежки есть шкатулка, юла, лампочка.
У Волшебника кукла, баклажан, посылка.
У клоуна футболка, хлопушка, металлофон.
Повторяем стихотворение и выполняем кинезиологические упражнения:
Мы убрали в ноябре Все сухие листья. Стало тихо на дворе, Празднично и чисто.
Засыпает тихий пруд, Клумбы опустели, Птицы больше не поют — К югу улетели.
В чистоте и тишине Осень отдыхает, День за днём она Зиме Место уступает.
V. Итог занятия.
Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться. Ты сегодня молодец, очень старался, чётко и внятно произносил звук [Л] в слогах, словах, предложениях. Теперь ты умеешь говорить звук [Л], следи за своей речью и не забывай про звук [Л].