Губы в легкой улыбке, зубы сближены, между зубами щель 1-2 мм.
Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка опущена и посредине желобок для воздуха. Боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам.
Су-су-су- было холодно в лису. Ас-ас-ас – у нас свет погас.
Со-со-со- у Вовы колесо.
Ос-ос-ос- на поляне много ос.
Усь-усь- усь – на лугу пасётся гусь.
СкороговоркиСшила Саша Сашеньке шапку. У осы не усы, а усики.
Коси коса пока роса. Носит Сеня сено в сени.
У Сени и Сани в сетях сом с усами. У маленькой Сони, сани едут сами.
Мы сидим на лесенке и поем мы песенки.
Дифференцировка
Зайку бросила хозяйка- Под дождем остался зайка
Со скамейки слезть не смог, Весь до ниточки промок.
*** Сел на ветку снегирек,
Брызнул дождик- он промок Ветерок, подуй слегка, Обсуши нам снегирька.
Стихи
Сели дети на салазки,
Как блестят весельем глазки! Покатились, понеслись, Покатились по льду вниз.
*** Соня, погляди в окно
Сколько снегу нанесло! И в лесу, и в саду, Сосны, ели-все в снегу.
***
Сонный день, сонный день, Сонным ветрам дунуть лень, Сонным курам клюнуть лень, Сонный день, сонный день.
*** Сом усами шевелит, Строго сыну говорит:
«Стал ты слишком суетлив, Стал ты слишком говорлив. С несолидным сыном сомом
Стыдно мне ходить к знакомым». Сын прошёлся колесом:
«Яж сомёнок, а не сом!»
*** Самолет построим сами, Понесемся над лесами Понесемся над лесами, А потом поедем к маме.
Загадки
С ветки в речку упадет и не тонет, а плывет (лист).
***
Рыжая с пушистым хвостом, живет в лесу под кустом (лиса)
***
Растёт она вниз головою, не летом растет, а зимою, на солнце ее припечет-заплачет она и умрет (сосулька).
***
В воде искупался, а сух остался (гусь).
***
Белая скатерть все поле покрыла (снег).
***
Сели детки на карниз и растут все время вниз (сосульки).
***
Зимой в поле лежал, а весной в реку побежал (снег).
***
Меня не растили – из снега слепили. Вместо носа ловко вставим мы морковку, Глаза угольки, ручки сучки.
Холодная, большая- кто я такая? (снежная баба)
РАБОТАНАДПРАВИЛЬНЫМ
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕМЗВУКА«З»
ПРАВИЛЬНАЯАРТИКУЛЯЦИЯЗВУКА«З»
Губы в легкой улыбке, зубы сближены, Между зубами щель 1-2 мм, кончик языка упирается в нижние резцы, средняя часть спинки языка чуть поднята и посредине желобок для воздуха, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам.
ЭТАПЫРАБОТЫНАД ЗВУКОМ«З»
Атрикуляционнаягимнастика
-губы в улыбку, в трубочку;
-загнать мяч в ворота;
-сделать язык широкий;
-наказать непослушный язык;
-почистим зубы.
Работанад изолированнымзвуком
-«Песенка пилы»;
-«Песенка бормашины»;
-«Песенка комара».
Работа над звукомв слогах, в словах и вофразовойречи.
За-за-за-за-за зо-зо-зо-зо-зо
Зу-зу-зу-зу-зу зы-зы-зы-зы-зы
Уз-уз-уз-уз-уз ыз-ыз-ыз-ыз-ыз Аз-аз-аз-аз-аз
Звук вначалеслова,всередине,вконце.
Зубы ваза воз
Зонт гнездо обоз
Замок изба
/Слова со звуком «з» в конце не используются, так как он в этой позиции оглушается и звучит как «с».
Чистоговорки
За-за-за-уходи домой коза.
Зу-зу-зу-моем Костю мы в тазу. Зой-зой-зой- мы идем с козой.
Стихи
Здравствуй, праздник новогодний, Праздник елки и зимы!
Всех друзей своих сегодня Позовем на елку мы.
***
Захар змея запускает, Зоя с зайкою играет, Зина в лес пошла, Землянику нашла.
***
В зеленом, зеленом, зеленом лесу, Зеленый листок, как флажок я несу. Зеленая шишка над елкой молчит, Зеленая музыка где-то звучит.
Зеленый кузнечик в зеленой стране Играет зеленую песенку мне.
По земле ползет, а к себе не подпускает (змея). Ползун ползет иголки везет (ежик).
Зимой –звезда, весной-вода (снежинка).
Скороговорки
У маленькой Зины бузина в корзине.
Возле елки злые волки, злые волки возле елки.
Дифференцировка
Зеленая береза стоит в лесу.
Зоя под березой поймала стрекозу.
***
Захрустела льдинка, а под ней вода. Падает снежинка- легкая звезда.
А за ней вторая, третья- без конца… Не видать сарая.
Не видать крыльца.
РАБОТАНАДПРАВИЛЬНЫМ
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕМЗВУКА«Ц»
ПРАВИЛЬНАЯАРТИКУЛЯЦИЯ
Губы в улыбке, губы сближены, между зубами щель 1-2 мм.
Кончик языка упирается в нижние резцы, появляется смычка перед щелью, спинка
языка опущена для воздуха, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам.
/Чтобы правильно научить ребенка правильно произносить звук «ч», нужно предложить ему несколько раз подряд повторять слог «ать» и в это время, подложив шпатель или плоскую ручку чайной ложки под передний край языка, поднять его за верхние резцы и слегка выдвинуть губы вперед. При таком положении языка и губ вместо
«ать» послышится «ач», вместо «оть-оч», вместо
«уть-уч» и т.д./
ЭТАПЫРАБОТЫНАДЗВУКОМ
Артикуляционнаягимнастика
- губы в улыбку, в трубочку;
-загнать мяч в ворота;
-сделать язык широким;
-наказать непослушный язык;
-почистим зубы.
Работа над звукомв слогах, в словах и во фразовойречи.
Пять братьев годами равные ростом разные (пальцы).
Среди поля голубого яркий блеск огня большого, не спеша огонь там ходит, землю-матушку обходит, светит весело в оконце, ну конечно, это
…(солнце).
Кто в болоте стоит на одной ноге, ловит лягушек себе (цапля).
Скороговорки
Курица волнуется, не пугайте курицу.
Эй кузнец –молодец, расковался жеребец.
РАБОТАНАДПРАВИЛЬНЫМ
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕМЗВУКА«Ш»
Правильнаяартикуляция
Губы округлены и слегка выдвинуты вперед, зубы сближены, между зубами щель 2-3 мм, кончик языка поднят к передней части
твердого неба, но не касается неба и образует щель; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха; небная занавеска поднята; голосовые связки при «ш» разомкнуты.
/Чтобы поставить звук «ш», следует предложить ребенку длительно произносить звук «с» и в это время шпателем, подложенным под передний край языка, поднять его за верхние резцы; при таком положении языка вместо «с» получится звук «ш»/.
ЭТАПЫРАБОТЫНАДЗВУКОМ
Артикуляционнаягимнастика
-приклей конфетку;
-наказать непослушный язык;
-грибок; -вкусное варенье; -гармошка; -фокус.
Работанадизолированнымзвуком:
«Воздух, выходящий из проколотой шины», «лес шумит», «шар лопнул».
Работа над звуком в слогах, словах и вофразовойречи.
ша-ша-ша мама моет малыша. шу-шу-шу – я письмо пишу. аш-аш-аш-у Вовы карандаш.
ишь-ишь-ишь-ты чего шуршишь.
Стихи
Наша Маша маленька, на ней шубка аленька. Опушка боброва, Маша черноброва.
***
У Маши ложка в каше. Что делать нашей Маше!
выложила кашу в плошку и накормила кошку.
***
Мышонку шепчет мышь: «Ты что шуршишь, шуршишь, шуршишь».
мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише!»
Загадки
Две лопаты машут, машут, речку вскапывают, пашут (весла).
Скачет зверушка, не рот, а ловушка попадут в ловушку и комар и мушка (лягушка).
Посадили зернышко выросло солнышко (подсолнух).
СкороговоркиПыхтит как пышка наш пухлый мишка. Саша любит сушки, а Соня ватрушки.
Саша палкой шишки сшиб.
Дифференцировка:
(различия со звуком «с») Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Саша шайбой шишки сшиб.
РАБОТАНАДПРАВИЛЬНЫМ
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕМЗВУКА«Ж»
ПРАВИЛЬНАЯАРТИКУЛЯЦИЯ
Губы слегка вытянуты вперед и округлены; зубы сближены; широкий кончик языка приподнят к альвеолам или к переднему краю твердого неба и образует с ним щель; средняя часть спинки языка опускается, но края языка прижаты к боковым зубам; задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад; посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту; мягкое небо подтянуто, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость так, что воздушная струя идет через рот; голосовые связки напряжены, колеблются и дают голос.
/Чтобы поставить звук «ж», следует предложить ребенку длительно произносить звук «з» и в это время шпателем, подложенным под передний край языка, поднять его за верхние резцы; при таком положении языка вместо «з» получится звук «ж»/.
ЭТАПЫРАБОТЫНАДЗВУКОМ«Ж»
Артикуляционнаягимнастика
-«вкусное варенье»; -«покрасим потолок».
Работанадизолированнымзвуком
«Песенка жука»
Работа над звуком в слогах, словах, во фразовойречи
жи-жи-жи-жи-жи жо-жо-жо-жо-жо
жу-жу-жу-жу-жу жа-жа-жа-жа-жа же-же-же-же-же
Звуквначале,всередине,вконце
жар лыжи нож
жир кожа багаж
жираф флажок уж
живот ежи ёж
жаба стужа саквояж
Упражнения для закрепления звука ж иего дифференициация (различие) со звуком ш.жа-жаба ша-жа шар-жар
жо-желуди шо-жо мешок-кружок
жу-жук ши-жи уши-ужи
Словаипредложениядлязакреплениязвуковшиж.
шапка бабушка жарко кожа
шуба дедушка жалко лужа шарф подушка журнал пожар школа катушка жираф лужок
***
У Маши новая шапка. Сережа нашел ежика. Кошка поймала мышку. Женя поймал жука. Миша пошел в школу. У Жени новые лыжи.
Стихи
Как про наших двух чижей, двух ежей и двух ужей. Знают в нашем доме все двенадцать этажей.
***
Как на тоненький ледок, выпал беленький снежок. Эй ты, зимушка-зима, белоснежная пришла!
***
Ходит ежик без дорожек, не бежит ни от кого. С головы до ножек весь в иголках ежик.
Как же взять его!
Загадки
Я над рекой лежу, оба берега держу (мост). Иголки лежали, лежали, да под стол убежали (ежик).
Выпуча глаза сидит не по -русски говорит. Родилась в воде, а живет на земле, кто это? (жаба).
Скороговорки
*Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
* Жук упал и встать не может, ждет он кто ему поможет.
Дифференцировка
Ай ты зимушка-зима, белоснежная пришла.
Бедный ежик ежится, все ему не можется. Посинела кожица и скривилась рожица. мать его тревожится: «Вот забот умножится- бедный ежик ежится.
РАБОТАНАДПРАВИЛЬНЫМ
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕМЗВУКА«Ч»
ПРАВИЛЬНАЯАРТИКУЛЯЦИЯ
Губы округлены и слегка выдвинуты вперед. Зубы не смыкаются. Кончик языка вместе со спинкой
образует смычку с верхними
зубами. Посередине языка идет короткая воздушная струя, которая ощущается ладонью руки, как толчок воздуха. Мягкое небо поднято. Голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется. Средняя часть спинки языка поднята к небу.
/Чтобы научить ребенка правильно произносить звук
«ч», нужно предложить ему несколько раз подряд повторять слог «ать» и в это время, подложив шпатель или плоскую ручку чайной ложки под передний край языка, поднять его за верхние резцы и слегка выдвинуть губы вперед. при таком положении языка и губ вместо «ать» послышится «ач»/
ЭТАПЫРАБОТЫНАДЗВУКОМ«Ч»
Артикуляционнаягимнастика
-песенка поезда
-«послушаем тишину-чи-чи-чи»
Изолированный звук
«Кузнечик» , «поезд».
Звук«ч»вслогах
ча-ча-ча-ча-ча ач-ач-ач-ач-ач
чё-чё-чё-чё-чё ёч-ёч-ёч-ёч-ёч
чу=чу=чу=чу=чу уч-уч-уч-уч-уч
че-че-че-че-че еч-еч-еч-еч-еч
чи-чи-чи-чи-чи ич-ич-ич-ич-ич
Звук «ч»всловахвначале,середине,конце
чай бочка сыч
чулок дочка мяч
чалма печка луч
чайник птичка калач
чеснок бабочка плач
Чистоговорки
ча-ча-ча-ча- захотелось калача чи-чи-чи-чи-стоит тесто на печи чи-чи-чи- вкусны были калачи
Стихи
Коробок со спичками, спичками сестричками. от спичек огонек, пустился наутек.
***
Подогрела чайка чайник, пригласила восемь чаек:
-Приходите все на чай!
_Сколько чаек отвечай?
Загадки
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу. Я стучу, стучу, стучу.
Я лечу, лечу, лечу опоздать я не хочу (поезд)
***
Что это у Галочки, ниточка на палочке. Палочка в руке, а ниточка в реке (удочка).
Скороговорки
У елочки, у елочки качаются иголочки. Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.
Дифференцировка:Ручеек, ручеек, дай водички на чаек. Мы чаек горячий будем пить на даче. Пить с печеньем, с калачами.
И пирог испечем!
И, сверкая под лучами, засмеялся ручеек, Быстро прыгнул с камня в чайник-
Дал водички на чаек!
РАБОТАНАДПРАВИЛЬНЫМ
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕМЗВУКА«Щ»
ПРАВИЛЬНАЯАРТИКУЛЯЦИЯ:
Губы выдвинуты вперед, зубы видны, сближены.
Широкий кончик языка поднят к альвеолам и образует щель. Посередине
языка идет воздушная струя, ощущаемая ладонью руки. Голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется. Средняя часть спинки языка поднята к небу.
ЭТАПЫРАБОТЫНАДЗВУКОМ«Щ»:
Артикуляционнаягимнастика
«наказать» непослушный язык;
приклей конфетку;
сделать язык широким;
грибок, кто дальше загонит мяч.
Изолированныйзвук:
«змеи шипят»;
«масло на горячей сковороде».
Звук«Щ»в слогах:
Ща-ща-ща-ща ащ-ащ-ащ-ащ
Ще-ще-ще-ще ещ-ещ-ещ-ещ
Щу-щу-щу-щу ущ-ущ-ущ-ущ
Щи-щи-щи-щи ищ-ищ-ищ-ищ
Звук «щ»всловахвначале,середине,конце
щука вещи лещ
щёки клещи клещ
щенок ящик плащ
щавель хищник
щегол площадь плющ
щипы овощи
щеколда удилище
Чистоговорки:
Щу-щу-щу-я свою удочку ищу; Ще-ще-ще-я мечтаю о леще;
Ящ-ящ-ящ-на крючок попался лещ; Щи-щи-щи-а еще варили щи.
Стихи:Плавниками трепеща, И зубаста, да тоща, Пищи на обед ища,
Ходит щука вокруг леща! Вот так штука!
*** Щеткой чищу я щенка, Щекочу ему бока.
***
Ты нас, мама, не ищи- Щиплем щавель мы на щи. В рощи, травы шевеля, Мы нащиплем щавеля.
***
Щука в речке жила, Щеткой воду мела, Щи варила для гостей, Угощала пескарей.
Загадки:Глазищи, усищи, Хвостищи, когтищи, А моется всех чище Кто это (кот-когтище)
***
Он длинноногий! Он большущий,
Он от тучи до земли. Пусть идет он пуще, пуще, Чтоб скорей грибы росли!
(Дождик)
Скороговорки:Щёткой чищу я щенка, Щекочу ему бока.
Дифференцировка:(щ-ч)
Я вам быстро перечислю, Что я каждой щеткой чищу. Этой щеткой чищу зубы, Этой щеткой – башмаки, Этой щеткой чищу брюки Все три щетки мне нужны.
РАБОТАНАДПРАВИЛЬНЫМ
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕМЗВУКА«Л»
ПРАВИЛЬНАЯАРТИКУЛЯЦИЯ:
Губы- раскрыты, занимают нейтральное положение.
Зубы- разомкнуты. Язык – кончик поднимается и упирается в верхние резцы и их десны, передняя и
средняя части спинки языка опущены и боковые края. Кончик языка и задняя часть спинки подняты, передняя, и средняя части языка спинки опущены. Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость. Голосовые связки –напряжены, сближены, дают голос вибрируя.
ЭТАПЫРАБОТЫ:
Артикуляционнаягимнастика:
губы в улыбку, трубочку;
кончик языка вверх-«чистим зубы»;
облизывание верхней губы;
«лакание»
Изолированный звук:
«пароход»;
«самолет гудит».
Звук «Л»вслогах:
Ла-ла-ла-ла ал-ал-ал-ал
Ло-ло-ло-ло ол-ол-ол-ол
Лу-лу-лу-лу ул-ул-ул-ул
Лы-лы-лы-лы ыл-ыл-ыл-ыл
Ли-ли-ли-ли ил-ил-ил-ил
Лю-лю-лю-лю юл-юл-юл-юл
Лё-лё-лё-лё ёл-ёл-ёл-ёл
Ля-ля-ля-ля ял-ял-ял-ял
Звук «л»всловахвначале,середине,конце
Лампа молоко мел
Ладонь колобок канал
Лопата полотенце пол
Ландыш палатка кол
Лопух колодец купол
Луна солома самосвал
Чистоговорки:
Ла-ла, ла-ла, ла-ла-ла, Мила в лодочке плыла. Ло-ло, ло-ло, ло-ло-ло, Светит солнышко тепло. Лу-лу, лу-лу, лу-лу-лу, Рада Милочка теплу.
Ли-ли, ли-ли, ли-ли-ли, Песни Милочки слышны. Клава в лодочке сидела Вместе с Милой песни пела.
СТИХИ:
Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень, Искала булавочку весь день.
*** Все бело, бело, бело, Много снегу намело, Вот веселые деньки! Все на лыжи и коньки!
Загадки:Вот иголки и булавки Выползают из-под лавки. На меня они глядят, Молока они хотят (ежик)
Мышка весело жила, На пуху в углу спала. Ела мышка хлеб и сало.
Но все мышке было мало.
РАБОТАНАДПРАВИЛЬНЫМ
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕМЗВУКА«Р»ПРАВИЛЬНАЯАРТИКУЛЯЦИЯ
Губы полураскрыты или
занимают положение необходимое для произношения предшествующего
звука, зубы разомкнуты, язык широкий. Кончик языка поднят вверх к альвеолам, напряжен, спинка языка приподнята, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам, мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.
ЭТАПЫРАБОТЫНАДЗВУКОМ«Р»
Артикуляционнаягимнастика
* чьи зубы чище?
*моляр.
*кто дальше загонит мяч?
*пощекотать кончик языка.
*индюк.
Изолированный звук:
подражание тигра (р-р-р);
песенка трактора (р-р-р)
Работа над звуком в словах, слогах, слогах, вофразовойречи:
Звук«р» вслогах:
Ра-ра-ра-ра-ра ар-ар-ар-ар-ар
Ре-ре-ре-ре-ре ер-ер-ер-ер-ер
Ро-ро-ро-ро-ро ор-ор-ор-ор-ор
Ря-ря-ря-ря-ря яр-яр-яр-яр-яр
Рю-рю-рю-рю юр-юр-юр-юр
Ру-ру-ру-ру-ру ур-ур-ур-ур-ур
Ри-ри-ри-ри-ри ир-ир-ир-ир-ир
Звуквначале,всередине,вконце
Радио барабан забор
Ракета баран катер
Рота боровик сахар
Радуга конура ковер
Рыба горох комар
Рукав сарафан мотор
Рак коробка помидор
Чистоговорки:Ра-ра-ра –начинается игра; Ры-ры-ры-у мальчика шары; Ро-ро-ро- у нас новое ведро; Ре-ре-ре- стоит дом на горе.
Стихи:Барабанщик сильно занят, Барабанщик барабанит, Ра-ра-ра, та-ра-ра,
На прогулку нам пора.
***
Вот серый крот, вот серый крот, Вот серый, серый, серый крот, Он не красавец, не удод.
С тех пор драчливый, черный рак, Не затевает с нею драк.
Загадки:
Я в деревне на дворе просыпаюсь на заре. Ку-ка-ре-ку, я кричу, разбудить ребят хочу (петух).
***
Деревянная река, деревянный катерок,
А под катером струится деревянный дымок (рубанок).
Скороговорка:
Расскажите про покупку, Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, Про покупки мои.
Дифференцировка: (т-б)
Труба трубит, труба поет, Идет по улице народ.
Трубит трубач в трубу не зря. Сегодня праздник октября.
РАБОТАНАДПРАВИЛЬНЫМ
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕМЗВУКА«Г»
ПРАВИЛЬНАЯАРТИКУЛЯЦИЯ:
Губы находятся в положении следующего за «г» гласного. Расстояние между резцами зависит от следующего за «г» гласного.при произношении
«г» в сочетании с гласными:
а,о,у,ы (Г твердое) кончик языка
опущен и отодвинут от нижних резцов. Задняя часть спинки языка смыкается с мягким небом. При сочетании
«г» с: я,е,ё, ю,и (г мягкий). Кончик языка опущен и касается основания нижних резцов, спинка языка касается твердого неба. Мягкое небо поднято и прижато к задней спинке глотки, т.е. проход в носовую полость закрыт, воздушная струя идет через рот. Голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос. «Г» отличается от «к» подъемом средней части спинки языка.
ЭТАПЫРАБОТЫНАДЗВУКОМ«Г»
Артикуляционнаягимнастика:
-вкусное варенье;
-поцелуем кончик языка;
-маляр.
Изолированныйзвук:
С механической помощью от д (да-да-да). Упражнение «Греем руки».
Он сердился: «Ты чего, спать мешаешь иго-го!» Гав, гав на заре,
Гав, гав на дворе.
И сказал гусак, и сказал вот так: «Вы знаете, вы так сильно лаете, вы так страшно лаете, что просто всем мешаете!».
А щенок все лает: «Гав, да гав».
Скороговорки:
Галя гонит гусей на луга. Инга читала газету в вагоне, Инга купила ее на перроне.
Гога купил в магазине гантели и штангу.
Дифференцировка:(г-к)
«Гусь и такси» Только, только расцвело-
прикатило к нам в село синее такси.
Гуси выстроились в ряд, гуси вожаку кричат
-это, кто - спроси? Объясняет им вожак.
К нам приехало такси, привезло оно козу и овцу.
Загадки:
Маленький, удаленький сквозь землю прошел, красную шапочку нашел (гриб)
***
Стоит Антошка на одной ножке (гриб)
РАБОТАНАДПРАВИЛЬНЫМ
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕМЗВУКА«Г»
ПРАВИЛЬНАЯАРТИКУЛЯЦИЯ:
Губы находятся в положении следующего гласного. Расстояние между резцами зависит от следующего гласного за «х». При произношении
«х» в сочетании: а,о,у,ы («х» твердый) кончик языка опущен и слегка отодвинут от нижних резцов, задняя часть спинки языка сближается с мягким небом, оставляет щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха. Мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, т.е. проход в носовую полость закрыт, воздух- струя идет через рот. Голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.
ЭТАПЫРАБОТЫ
Артикуляционнаягимнастика
наказать непослушный язык;
сделать горку;
ИзолированныйПо подражанию от –са-ся-хя-ха. Упражнение «Греем руки»
Вслогах
Ха-хо-ху-хы хя-хё-хи-хе
Ах-ох-ух-ых ях-ёх-их-ех
Звук «х»вначалеслова,всередине,вконце:
Хомяк слониха орех
Халат облепиха лопух
Хомут ухо пастух
Хвоя моховик петух
Чистоговорки
Ох-ох-ох- вдруг посыпался горох; Ах-ах-ах- охватил тут меня страх; Ух-ух-ух- какой же я лопух.
СкороговоркиХаритон, несет охапку хвороста, У собаки мохнатый хвост.
Петух и хохлатка ходили Между лопухами.
Около дома росли лопухи,
А в магазине мама купила духи.
Дифференицировка:к-х
Крошка сын к отцу пришел И спросила кроха:
-Что такое хорошо и что такое плохо.
РАБОТАНАДПРАВИЛЬНЫМ
ПРОИЗНОШЕНИЕМЗВУКА «К»
ПРАВИЛЬНАЯАРТИКУЛЯЦИЯ
Губы находятся в положении следующего гласного. Расстояние между резцами зависит от следующего гласного. При произношении «к» в сочетании с гласными: а,о.у, ы («к» твердый) кончик языка опушен и отодвинут от нижних резцов, задняя часть спинки языка смыкается с мягким небом. При сочетании «к» с гласными: я,ё, е, ю, и «к» мягкий, кончик языка опущен и касается основания нижних резцов, а спинка языка – твердой небы. Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот. Голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется. Губы растягиваются в легкой улыбке и открывают зубы, кончик языка подвигается ближе к нижним зубам, не касаясь его. Передняя часть спинки языка опущена, средняя часть приближается к твердому небу и весь язык подвигается вперед, производя смычку с твердым небом.
Этапыработы:
Артикуляционнаягимнастика
-«кто сильнее»;
-«сделаем горку».
Изолированный
С механической помощью –та-кя-ка. Упражнение «греем руки».