Просмотр содержимого документа
«В помощь логопеду и родителям. Мой логопедический альбом»
ОТАВТОРОВ
Дорогие друзья!
Перед вами логопедический рабочий альбом новых технологий, который должен не только помочь сделать занятия интересней, но и облегчить работу логопеда, родителей.
Уникальность наших игровых пособий, кстати, и в том, что они сказочны по форме и содержанию. Звуки, которые не умеет пока произносить ребенок, не обезличены. Они живые! У них есть ручки, ножки, свой характер, своя квартира в домике-ротике.
Пока звука нет в речи, ребенок получает картинки «Возвращение звука домой», работает с листами речевого материала. А когда звук появился — родился, ему дают картинку «День рождения звука». Настоящий день рождения с подарками и гостями.
Кстати, альбом можно разрезать на листы, они мобильны и индивидуально применимы. Но обязательно первыми ребенок получает листы «Домик звуков» (1 лист) и артикуляционную гимнастику с инструкцией (5 листов). С этого начинается любая коррекционная работа.
Практические игровые разработки даны на 45 листах, которые ребенок может оформить в файл-папку. Папку с файлами (10—15 файлов) родители покупают вместо традиционной общей тетради. В процессе коррекционной работы ребенок заполняет ее нашими игровыми пособиями. Он играет, фантазирует, выполняет задания, просит родителей принять участие в его работе. В итоге папка становится совместным творчеством логопеда, ребенка, родителей.
В начале альбома есть лист, на котором ребенок нарисует собственный портрет или приклеит фотографию, что определит персональность его папки.
Для коллег-логопедов мы включили в наш альбом листы «Речевая карта» и «Домашнее задание».
Все наши игровые пособия учат ребенка творить, раскрывают лучшее, что в нем есть, и тогда становится успешной и доставляет радость коррекционная работа.
Удачи вам!
РЕЧЕВАЯКАРТА
Фамилия Имя
Дата рождения Полных лет, месяцев
Домашний адрес Телефон
Мать (Ф.И.О., возраст, место работы)
Отец (Ф.И.О., возраст, место работы)
Краткий анамнез (беременность, роды, раннее физическое и речевое развитие)
Звукопроизношение:
Р С Ш К Т
РЬ СЬ Ж К ТЬ
Л 3 Ч Г-ГЬ Д
л ЗЬ щ Х- ХЬ Д Ь
И Ц Другие звуки
Фонематический слух (память, восприятие)
Голос (темп, плавность, сила, запинки)
10. Артикуляционный аппарат: зубы губы
прикус язык уздечка
Словарный запас
Фразовая речь
Обобщающие понятия
Цвета Счет
Чтение (знание букв)
Письмо и чтение (школьники)
Сформированность латералиты
Эмоциональная характеристика
Обращения к логопедам
Речевой диагноз
Рекомендации
« » 200 г. Логопед
ДОМИКЗВУКОВ
Двухэтажныйдомик—этотвойротик, гдеживутзвуки.
ДВАБРАТА
ШИПЯЩАЯ СЕМЕЙКА
ДВАБРАТА
Потому что все умеют шипеть
Ш — папа в шляпе.
Ж — его жена.
Ч — их дочка. Щ — их щенок.
Л — с твердым, Ль — с мягким характером.
Р— с твердым, Рь — с мягким iхарактером.
СВИСТЯЩАЯ СЕМЕЙКА
Потомучтовсеумеютсвистеть.
Этот домик — твой ротик. Открой рот. Первый этаж — это твои нижние зубки. Второй этаж — это твои верхние зубки. Давай войдем в дом. Посмотри, на первом этаже одна большая квартира. Здесь живут звуки, которые умеют свистеть, i Давай назовем их (С, Сь, 3, Зь, Ц). Поднимемся на второй этаж. Тук-тук-тук. Скажи, сколько здесь квартир? Три? В первой квартире живут! два брата (Л, Ль). Назови их. А вот в этой квартире тоже два брата (Р, Рь). Назови. В третьей живет шипящая семейка. Их так назвали потому, что они любят шипеть. Ш — папа в шляпе, Ж — его жена, Ч — их дочка, Щ — их щенок. Давай повторим. Если в какой-то квартире нет жильцов, их надо вернуть. Я даю тебе этот домик — он твой. Раскрась его.
Артикуляционных упражнений очень много. Мы даем несколько основных, а остальные подберет логопед.
«Заборчик». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
«Дудочка». С напряжением вытянуть вперед губы (зубы вместе).
«Окошко». Широко открыть рот — «жарко». Закрыть рот — «холодно».
«Шарик». Надуть щеки. Сдуть щеки.
«Чистимзубки». Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.
«Часики». Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка, как стрелку, переводить из одного уголка рта в другой: тик-так.
С КАЗКАОВЕСЕЛОМЯЗЫЧКЕ
Жил-был. Проснулся он рано утром. Открыл . Посмотрел налево, напра-
в о, вниз, нет ли луж, вверх (движениеязыком, рототкрыт), есть ли солнышко. Закрыл (закрытьрот). Открыл снова. Жарко стало (о...о...). Холодно стало (д...д...). Закрылокошко. Побежал в ванную комнату. Прибежал. Открыл
(н...н... идвижениерукой). Включил свет (чик). Открыл воду (чик-чик-чикидвижение кистью). Полилась горячая вода (шшш). «Ой», — испугался и отдернул руки. (Покажите,какониспугался.) Надо открыть какую воду? Правильно,холодную (чик-чик-чикидвижениекистью). Водичка соединилась и стала теплой (ссь...) . почистил зубы (упражнение). Умылся (круговыедвиженияязыкапогубам). Закрыл холодную воду (чик-чик-чик). Закрыл горячую воду (чик-чик-чик). Закрыл (ннн...). И побежал на кухню завтракать. А на кухне мама блинчики печет. «Здравствуй, мама! —весело крикнул . — Я тебя очень люблю!» «Здравствуй, ! Я тебя тоже очень люблю. Помоги мне тесто месить» (упражнение). Наконец тестоготово. Мама испекла и дала Язычку (упражнение«Блинчик») с вареньем (упражнение«Вкусноеваренье»). Выпил молока вот из такой (упражнение), поблагодарил и спросил: «Мамочка, можно я пойду погуляю?» «Конечно, можно, — ответила мама. — Только не опаздывай к обеду». Вышел на крыльцо . А вокруг длинный (упражнение«Заборчик»). Наверху труба (упражнение«Дудочка»). В трубе живет веселый ветер: «У... У... Привет,!» Побежал в конюшню к своей любимой лошадке. «Здравствуй, погладилее Язычок (движениерукой), — поедем к ататься». «Иго-го...», —обрадовалась и
В скочил на и поскакал (упражнение).
П рискакал в зоопарк. Там он встретил своих друзей: Болтливого (бл-бл-бл, упражнение),Упрямого Ослика (иа-иа-иа). Друзья покатались на автомобильчиках (дррр...). Съели(лакательныедвиженияязыком). Надули воздушные (упражнение). Жарко. в зоопарке опустил свой длинный хобот в воду. Набирает водичку (упражнение). Язычок посмотрел на часы, а они стоят. Надо часы завести (чик-чик-чик— упражнение). «Ой, меня же мама дома ждет», — и поскакал он домой. Вот такая история о. А вы придумайте свою.
ВОЗВРАЩЕНИЕ [Р] ДОМОЙ
Помогите [Р] вернуться домой.
Обведите и раскрасьте картинки-упражнения.
ДЕНЬРОЖДЕНИЯ [Р]
Жираф и рак подарили Р одинаковые подарки, но если приглядеться, можно найти разницу.
ЗАКРЕПЛЕНИЕИЗОЛИРОВАННОГО ЗВУКА[Р]
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА [Р] В ТР, ДР
При произнесении слогов, слов нельзя разрывать звукосочетание тр(др). Звук [р], отделенный от звука [т(д)], сразу, без тренировочных упражнений, произнести трудно, так как звук [т(д)] является опорой для удержания языка за верхними зубами. Старайтесь [р] произносить с вибрацией (трррра, дррра).
ТРРРРА ДРРРА ТРРРО ДРРРО ТРРРЫ ДРРРЫ ТРРРУ ДРРРУ
ТР, ДР во фразе:
Дра-дра-дра — на траве лежат дрова. Дры-дры-дры — кони быстры и бодры. Дро-дро-дро — Дрон, не тронь мое ведро. Дру-дру-дру — друга пригласи к костру.
У Петра много друзей. На траве не видно тропки. Петрушка ест ватрушку. У девочки пестрые гетры. Один за другим матросы идут по трапу. Подросток с трудом несет ведро воды. Втроем дровосеки быстро подрубили кедр. Труба трубит, труба поет, трубач по улице идет.
кедры метры
Автоматизация [р] —в слогах, словах ([р] произносите с вибрацией — ррра)
РРРРРА... РРРРРО...
И Т. Д.
Раскрасьте шарики красным цветом.
Сосчитайте так: «Один красный шар, два краеных шара, три крас-ных шара, четыре красных шара, пять красных шаров».
Вспомните, нарисуйте три овоща и три фрукта со звуком [р] в названии.
[р] в середине слов:
марка
горка
бурка
тёрка
персик
бирка
[р] в словах
со стечением
согласных:
граница
крапива
брошка
крошка
брусника
фрукты
[р] в более трудных словах
(с двумя звуками [р]):
простор
размер
разговор
аэродром
раскрывать
квартира
кругозор
фарфор
разрывать
проверка
оркестр
литература
Нарисуйте все, что украли у вороны.
Нарисуйте портреты пяти детей.
Закончите слово слогом —ра: у...
Жа…
детво...
Слогом —ры: го... но... пожа...
Слогом -ро или —ру:
пе...
бе...
Выучите стихотворение наизусть.
Картонку! Пробку! И красивую Коробку.
- Кра! -
Кричит ворона. —
Кража!
Караул
Грабеж!
Пропажа!
Вор прокрался
Утром рано,
Грош украл он
Из кармана!
Карандаш!
ВСЛОГАХ, СЛОВАХ, ФРАЗАХ
Мягкий звук [рь], как и мягкий звук [ль], обычно ставится по подражанию при условии хорошего произношения твердого звука [р], [рь] произносите также с вибрацией.
— Сегодня мы с вами займёмся буквой «3». Давайте поиграем в зоопарк. Я буду заведующей зоопарком, а вам даю такое задание — завозить в мой зоопарк разных зверей, в названии которых встречается буква «3». Можно называть птиц и рыб.
Помогите зайке. Назовите слоги правильно.
[З] В Образуйте множе-
СЛОВАХ: ственное число (один — много):
запад
фазан коза - козы
золото береза -
зонтик гроза -
зубок арбуз -
язык мороз -
ЗАГАДКИ
(Отгадки нарисуйте.)
Что за звездочки сквозные На пальто и на платке? Все сквозные, вырезные А возьмешь — вода в руке.
(Снежинки)
ЧИСТОГОВОРКИ
На дворе стоит коза, Жмурит серые глаза.
Я смотрю во все глаза: На былинке стрекоза.
Лезут козы
В грозу в лозу —
Лозу козы
В грозу грызут.
И. Демьянов
За то, что завял зеленым в сарае, Зимой отхлестал хозяина в бане.
са — за — ца со — зо — цо сы — зы — цы су — зу — цу
Убежит сестренка в сад, брат зовет ее назад.
[с] и [ц]
синица
лестница
солнце
[з] и [с]
засуха сезон
Добавьте к словам недостающий слог со звуком:
Сеня взял совок и насыпал кузовок.
[с][з] J0T
пля... му.у^улии*
ро... гла... пти...
Збу... фа... тан^
Эту девочку с косой во дворе зовут козой.
Забрели к нам в детский сад Десять маленьких цыплят.
Завела их с улицы Пестренькая курица. — Миленькая курица,
Ты ошиблась улицей ) Это детский сад, Но не для цыплят!
Крыластый, горластый, красныеласты.
(Гусь)
СОДЕРЖАНИЕ
От авторов 2
Речевая карта 4
Домик звуков 6
Артикуляционная гимнастика 7
Сказка о Веселом Язычке 10
Возвращение [р] домой 12
Возвращение [л] домой 20
Возвращение шипящих звуков 29
Возвращение свистящих звуков .... 40
УДК 376.36 ББК 74.3 М21
МальцеваМ. А., КостыгинаВ. Н.
М 21 Мойлогопедическийальбом/ХудожникГ. В. Соколов. — Ярославль: Академия развития: Академия, К0: Академия Холдинг, 2001. — 48 с: ил. — (Серия: «Вместе учимся, играем. Практическое приложение»).
Если ваш ребенок произносит не все звуки или некоторые из них звучат у него нечетко, то этот логопедический альбом вам просто необходим. Причем занятия по нему не только помогут «поставить» звук, но и развлекут, поскольку построены на игровой основе.
Редактор Т. Л. Козлова. Художник Г. В. Соколов. Художественный редактор В. Н. Куров Технический редактор Л. В. Прыткова. Корректор Т.Л.Козлова. Компьютерный дизайн А. А. Лекиашвили
ИД № 04181 от 02.03.2001. ЛР № 071602 от 03.03.98. ИД № 00890 от 31.01.2000 Подписано в печать 19.12.2001. Формат 84х 108/16. Бумага офсетная. Гарнитура TextBook
Печать офсетная. Усл. п. л. 5,04. Тираж 10 000 экз. Заказ 25 Издательство Академия развития, 150000, г.Ярославль, ул. Свободы, 36. E-mail: [email protected]
ООО Академия, К0, 659700, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Улагашева, д. 15. 000 Академия Холдинг, 659700^Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр-т Коммунистический, д. 4.
Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК-00-93, том 2; 953000 — книги, брошюры.
РеализацияМосква, тел. /факс (095)438-11-03
438-11-04
Ярославль, тел./факс (0852) 25-42-34 «Книга—почтой»Ярославль, 150000, а /я 659