kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Развитие связной речи у детей с ОВЗ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зачастую у детей с ОВЗ нарушаются все компоненты речи. Коррекционная работа помогает преодолеть имеющиеся недостатки. В данной презентации перечислены этапы, методы и приёмы работы по развитию связной речи детей с ОВЗ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Развитие связной речи у детей с ОВЗ»»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 1935»  Семинар-практикум для педагогов:  «Пути дальнейшего развития ребёнка с ОВЗ»  «Развитие связной речи у детей с ОВЗ» Подготовила: учитель-логопед высшей квалификационной категории Куляк Светлана Сергеевна

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 1935»

Семинар-практикум для педагогов: «Пути дальнейшего развития ребёнка с ОВЗ» «Развитие связной речи у детей с ОВЗ»

Подготовила: учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Куляк Светлана Сергеевна

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Дети с ограниченными возможностями здоровья

– это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Нарушение связной речи у детей с ОВЗ обусловлены многими факторами:  

Нарушение связной речи у детей с ОВЗ обусловлены многими факторами:  

  • недостаточным анализом ситуации,
  • трудностью выделения из образа ситуации существенных и второстепенных компонентов,
  • нарушением смыслового программирования содержания связного текста,
  • недоразвитием способности удерживать программу,
  • неумением развертывать смысловую программу в виде серии предложений, связанных между собой,
  • недостаточной сформированностью диалогической речи,,
  • дети с ОВЗ часто не осознают необходимости передавать содержание какого-либо события так, чтобы оно было понятно слушающему, они не ориентируются на собеседника,
  • нарушения всех компонентов языка у детей с ОВЗ.
Наряду с несформированностью всех компонентов языковой системы, большинство таких детей имеют нарушения внимания и словесно-логического мышления, и это, в свою очередь, ведёт к трудностям овладения связной речью, что выражается в разной степени: от полного отсутствия развёрнутого смыслового высказывания до речи с рядом недочётов, ошибок, неточностей.

Наряду с несформированностью всех компонентов языковой системы, большинство таких детей имеют нарушения внимания и словесно-логического мышления, и это, в свою очередь, ведёт к трудностям овладения связной речью, что выражается в разной степени: от полного отсутствия развёрнутого смыслового высказывания до речи с рядом недочётов, ошибок, неточностей.

Связная речь это смысловое развёрнутое высказывание или цепь логически сочетающихся, грамматически правильных предложений.

Связная речь

это смысловое развёрнутое высказывание или цепь логически сочетающихся, грамматически правильных предложений.

  • Пересказ - осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в устной речи. Это - сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение.
ТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ ПЕРЕСКАЗА 1. Подробный, или близкий к тексту; 2. Краткий или сжатый; 3. Выборочный; 4. С перестройкой текста; 5. С творческими дополнениями.

ТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ ПЕРЕСКАЗА

1. Подробный, или близкий к тексту;

2. Краткий или сжатый;

3. Выборочный;

4. С перестройкой текста;

5. С творческими дополнениями.

    НЕТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ ПЕРЕСКАЗА: 1.«Расскажи самому себе». 2.Пересказ в диалогических парах. 3.Пересказ по кругу. 4.Пересказ группе детей.

    НЕТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ ПЕРЕСКАЗА:

1.«Расскажи самому себе».

2.Пересказ в диалогических парах.

3.Пересказ по кругу.

4.Пересказ группе детей.

ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРЕСКАЗАМ ДЕТЕЙ 1. Осмысленность, т.е. полное понимание текста, является главным в обучении. 2. Полнота передачи произведения, т.е. отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения. 3. Последовательность и связность пересказа. 4. Использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами. 5. Плавность пересказа, отсутствие длительных ненужных пауз. 6. Выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа.

ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРЕСКАЗАМ ДЕТЕЙ

1. Осмысленность, т.е. полное понимание текста, является главным в обучении.

2. Полнота передачи произведения, т.е. отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения.

3. Последовательность и связность пересказа.

4. Использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами.

5. Плавность пересказа, отсутствие длительных ненужных пауз.

6. Выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа.

Основные задачи педагога: 1. закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации; 2. формирование навыков построения связных монологических высказываний;         3. развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний; 4.   целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связанных с формированием устного речевого сообщения.

Основные задачи педагога:

1. закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;

2. формирование навыков построения связных монологических высказываний;        

3. развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;

4.   целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связанных с формированием устного речевого сообщения.

Развитие связной речи: 1. усвоение норм построения такого высказывания (соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями-фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, соответствие его теме сообщения и др.); 2.   формирование навыков планирования развернутых высказываний; обучение детей выделению основных смысловых звеньев рассказа; 3.   обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка.

Развитие связной речи:

1. усвоение норм построения такого высказывания (соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями-фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, соответствие его теме сообщения и др.);

2.   формирование навыков планирования развернутых высказываний; обучение детей выделению основных смысловых звеньев рассказа;

3.   обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка.

Порядок работы: 1.     Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию. Здесь наглядность представлена максимально: в виде предметов, объектов и действий с ними, непосредственно наблюдаемых детьми. Планом высказывания служит порядок действий, производимых на глазах детей. Необходимые речевые средства детям даёт рассказ педагога.

Порядок работы:

1.     Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию. Здесь наглядность представлена максимально: в виде предметов, объектов и действий с ними, непосредственно наблюдаемых детьми. Планом высказывания служит порядок действий, производимых на глазах детей. Необходимые речевые средства детям даёт рассказ педагога.

Порядок работы: 2.     Составление рассказа по следам демонстрируемого действия. Наглядность и план высказывания аналогичны используемым на предыдущем этапе; усложнение достигается за счёт отсутствия образца рассказа, что, кроме того, позволяет разнообразить лексическое и грамматическое наполнение связной речи.

Порядок работы:

2.     Составление рассказа по следам демонстрируемого действия. Наглядность и план высказывания аналогичны используемым на предыдущем этапе; усложнение достигается за счёт отсутствия образца рассказа, что, кроме того, позволяет разнообразить лексическое и грамматическое наполнение связной речи.

Порядок работы: 3.     Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа. В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками; план рассказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно выставляемых на фланелеграфе.

Порядок работы:

3.     Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа. В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками; план рассказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно выставляемых на фланелеграфе.

Порядок работы: 4.     Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде сюжетных картинок. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображёнными на сюжетных картинах; их последовательность служит одновременно планом высказывания; образец рассказа логопеда даёт детям необходимые речевые средства.

Порядок работы:

4.     Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде сюжетных картинок. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображёнными на сюжетных картинах; их последовательность служит одновременно планом высказывания; образец рассказа логопеда даёт детям необходимые речевые средства.

Порядок работы: 5.     Составление рассказа по серии сюжетных картин. Наглядность и план высказывания обеспечиваются теми же средствами, что и на предыдущем этапе; усложнение достигается за счёт отсутствия образца рассказа педагога.

Порядок работы:

5.     Составление рассказа по серии сюжетных картин. Наглядность и план высказывания обеспечиваются теми же средствами, что и на предыдущем этапе; усложнение достигается за счёт отсутствия образца рассказа педагога.

Порядок работы: 6.     Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины. Наглядность уменьшена за счёт видимой динамики событий: дети наблюдают, как правило, конечный этап действий; моделирование плана рассказа достигается путём использования образца рассказа педагога и его вопросного плана.

Порядок работы:

6.     Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины. Наглядность уменьшена за счёт видимой динамики событий: дети наблюдают, как правило, конечный этап действий; моделирование плана рассказа достигается путём использования образца рассказа педагога и его вопросного плана.

Порядок работы: 7.     Составление рассказа по одной сюжетной картине. Это самый сложный вид упражнений из всех, какие используются на первом году обучения. Отсутствие образца рассказа и плана ещё более усложняет задачу по составлению связного высказывания. На этом этапе создаются предпосылки и, возможно, начало работы над творческим рассказыванием.

Порядок работы:

7.     Составление рассказа по одной сюжетной картине. Это самый сложный вид упражнений из всех, какие используются на первом году обучения. Отсутствие образца рассказа и плана ещё более усложняет задачу по составлению связного высказывания. На этом этапе создаются предпосылки и, возможно, начало работы над творческим рассказыванием.

  Упражнения 1.     Анализ предложения с целью включения или невключения его в рассказ. Педагог произносит предложение и предлагает ребёнку отгадать, подходит оно к этому рассказу или нет. Посадил дед картошку.

  Упражнения

1.     Анализ предложения с целью включения или невключения его в рассказ.

Педагог произносит предложение и предлагает ребёнку отгадать, подходит оно к этому рассказу или нет.

Посадил дед картошку.

  Упражнения 2.     Установление порядка предложений в рассказе. Педагог произносит пары предложений и предлагает ребёнку определить, какое предложение должно следовать в рассказе раньше, а какое позже.

  Упражнения

2.     Установление порядка предложений в рассказе.

Педагог произносит пары предложений и предлагает ребёнку определить, какое предложение должно следовать в рассказе раньше, а какое позже.

  Упражнения 3.     Выбор из рассказа опорных глаголов и установление их последовательности. Педагог предлагает ребёнку выбрать из рассказа слова – названия действий (вошли, взял, взяла, катал, играли, причёсывала), а затем сказать, какое действие производилось раньше, какое позже.

  Упражнения

3.     Выбор из рассказа опорных глаголов и установление их последовательности.

Педагог предлагает ребёнку выбрать из рассказа слова – названия действий (вошли, взял, взяла, катал, играли, причёсывала), а затем сказать, какое действие производилось раньше, какое позже.

  Упражнения 4.     Подбор слов. -Алла сажала цветы. А что ещё можно сажать? (репку, картофель, семена, саженцы, деревья, кусты и т.д.) Педагог помогает ребёнку наводящими вопросами, показом соответствующего жеста, но не называет объекты, добиваясь активизации словарного запаса ребёнка.

  Упражнения

4.     Подбор слов.

-Алла сажала цветы. А что ещё можно сажать? (репку, картофель, семена, саженцы, деревья, кусты и т.д.)

Педагог помогает ребёнку наводящими вопросами, показом соответствующего жеста, но не называет объекты, добиваясь активизации словарного запаса ребёнка.

  Упражнения 5.     Замена действия в предложении. Педагог читает предложения, в которых глаголы употреблены неправильно. Объясняет, что в предложениях могут быть ошибки. На этом этапе обучения ещё рано выходить за рамки 3 – 4-словных предложений.

  Упражнения

5.     Замена действия в предложении.

Педагог читает предложения, в которых глаголы употреблены неправильно. Объясняет, что в предложениях могут быть ошибки. На этом этапе обучения ещё рано выходить за рамки 3 – 4-словных предложений.

  Упражнения 6.     Словарная работа. Уточнение значения некоторых слов. 7.     Составление предложения, логически связанного с предыдущим. 8.     Нахождение предложений, логически не связанных с рассказом. 9.     Добавление к названному слову – обозначению предмета соответствующего слова, обозначающего действие, и составление предложения.

  Упражнения

6.     Словарная работа. Уточнение значения некоторых слов.

7.     Составление предложения, логически связанного с предыдущим.

8.     Нахождение предложений, логически не связанных с рассказом.

9.     Добавление к названному слову – обозначению предмета соответствующего слова, обозначающего действие, и составление предложения.

  Упражнения 10. Подбор объектов к словам-определениям. К этому периоду на лексико-грамматических занятиях логопеда начинается работа по подбору нескольких определений к одному объекту, и данное упражнение помогает накапливать пассивный словарь признаков. Слова, обозначающие признаки, полезно проговорить с ребёнком по несколько раз, а при рекомендации логопеда – заучить.

  Упражнения

10. Подбор объектов к словам-определениям.

К этому периоду на лексико-грамматических занятиях логопеда начинается работа по подбору нескольких определений к одному объекту, и данное упражнение помогает накапливать пассивный словарь признаков. Слова, обозначающие признаки, полезно проговорить с ребёнком по несколько раз, а при рекомендации логопеда – заучить.

  Упражнения 11. Подбор действий к субъектам действия. При подборе действий взрослый помогает ребёнку жестом, подсказывающим словом, мимикой. Добиваясь самостоятельного называния слов. 12. Выбор из рассказа слов, обозначающих действия, и восстановление по ним предложения. Педагог просит вспомнить слова, обозначающие действия, из рассказа и составить предложения с этими словами.

  Упражнения

11. Подбор действий к субъектам действия.

При подборе действий взрослый помогает ребёнку жестом, подсказывающим словом, мимикой. Добиваясь самостоятельного называния слов.

12. Выбор из рассказа слов, обозначающих действия, и восстановление по ним предложения.

Педагог просит вспомнить слова, обозначающие действия, из рассказа и составить предложения с этими словами.

  Упражнения 13. Установление порядка действий в рассказе и составление двух логически связанных предложений. Педагог просит ребёнка определить, какое действие совершилось раньше, какое – позже, а затем, расположив действия в правильном порядке, восстановить предложения из рассказа.

  Упражнения

13. Установление порядка действий в рассказе и составление двух логически связанных предложений.

Педагог просит ребёнка определить, какое действие совершилось раньше, какое – позже, а затем, расположив действия в правильном порядке, восстановить предложения из рассказа.

  Упражнения 14. Образование наречий от прилагательных. 15. Образование имён собственных с уменьшительно-ласкательными и др. суффиксами. 16. Восстановление предложения по наречию. Педагог предлагает ребёнку вспомнить, каково было герою в разных ситуациях, и назвать эти слова по порядку. Затем, называя наречие, взрослый просит вспомнить предложение целиком.

  Упражнения

14. Образование наречий от прилагательных.

15. Образование имён собственных с уменьшительно-ласкательными и др. суффиксами.

16. Восстановление предложения по наречию.

Педагог предлагает ребёнку вспомнить, каково было герою в разных ситуациях, и назвать эти слова по порядку. Затем, называя наречие, взрослый просит вспомнить предложение целиком.

  Упражнения 17. Установление правильного порядка слов в предложении. Взрослый объясняет, что герой перепутал все слова в предложениях, и просит ребёнка помочь навести порядок в словах. Количество слов в деформированном предложении не более пяти.

  Упражнения

17. Установление правильного порядка слов в предложении.

Взрослый объясняет, что герой перепутал все слова в предложениях, и просит ребёнка помочь навести порядок в словах. Количество слов в деформированном предложении не более пяти.

  Упражнения 18. Установление порядка действий в рассказе и восстановление предложения по опорным глаголам. Педагог просит ребёнка вспомнить, какое действие совершено раньше, какое позже, и составить предложение или 2 логически связанных предложения.

  Упражнения

18. Установление порядка действий в рассказе и восстановление предложения по опорным глаголам.

Педагог просит ребёнка вспомнить, какое действие совершено раньше, какое позже, и составить предложение или 2 логически связанных предложения.

  Упражнения 19. Составление цепочки предложений по начальному предложению и опорным вопросам. 20. Придумывание реплик для героев рассказа. Все реплики ребёнок должен произносить максимально выразительно. Взрослый помогает ребёнку выбрать самые точные слова и составить грамматически правильные предложения.

  Упражнения

19. Составление цепочки предложений по начальному предложению и опорным вопросам.

20. Придумывание реплик для героев рассказа.

Все реплики ребёнок должен произносить максимально выразительно. Взрослый помогает ребёнку выбрать самые точные слова и составить грамматически правильные предложения.

  Упражнения 21. Составление предложений по опорным словам.

  Упражнения

21. Составление предложений по опорным словам.

  Упражнения 22. Изменение одного существительного по падежам. Существительное добавляется в предложение в нужном падеже.

  Упражнения

22. Изменение одного существительного по падежам.

Существительное добавляется в предложение в нужном падеже.

Последовательно применяя перечисленные этапы и методы обучения, удаётся сформировать связную речь у тех детей, которые изначально не владеют развёрнутыми смысловыми высказываниями, подменяя их называнием перечня предметов, действий либо набором непоследовательных, грамматически не оформленных фраз.

Последовательно применяя перечисленные этапы и методы обучения, удаётся сформировать связную речь у тех детей, которые изначально не владеют развёрнутыми смысловыми высказываниями, подменяя их называнием перечня предметов, действий либо набором непоследовательных, грамматически не оформленных фраз.

СПАСИБО  ЗА ВНИМАНИЕ!!!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Литература: 1.     Т.А.Ткаченко «Формирование и развитие связной речи. Логопедическая тетрадь. Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998г. 2.     ГлуховВ.П. «Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию». Дефектология №2, 1994, с.56 – 73. 3.     Алексеева М.М., Яшина В.И. «методика развития течи и обучение родному языку дошкольников. М., 2009г. 4.     Алексеева М.М., Яшина В.И. «Речевое развитие дошкольников» М., Академия, 2008г.

Литература:

1.     Т.А.Ткаченко «Формирование и развитие связной речи. Логопедическая тетрадь. Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998г.

2.     ГлуховВ.П. «Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию». Дефектология №2, 1994, с.56 – 73.

3.     Алексеева М.М., Яшина В.И. «методика развития течи и обучение родному языку дошкольников. М., 2009г.

4.     Алексеева М.М., Яшина В.И. «Речевое развитие дошкольников» М., Академия, 2008г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
«Развитие связной речи у детей с ОВЗ»

Автор: Куляк Светлана Сергеевна

Дата: 22.05.2019

Номер свидетельства: 511863

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Модель использования мнемотехники в целях развития связной речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья""
    ["seo_title"] => string(80) "piedagogichieskii_proiekt_modiel_ispol_zovaniia_mniemotiekhniki_v_tsieliakh_razv"
    ["file_id"] => string(6) "415684"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1494874816"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Конспект логопедического занятия по развитию связной речи с элементами драматизации  «Путешествие  Снежного колобка»"
    ["seo_title"] => string(122) "konspiektloghopiedichieskoghozaniatiiaporazvitiiusviaznoiriechiseliemientamidramatizatsiiputieshiestviiesniezhnoghokolobka"
    ["file_id"] => string(6) "294889"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1455739926"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Методический комплекс по развитию связной речи и профилактики дислексии и дисграфии у детей с ТНР (часть первая)"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskii_kompleks_po_razvitiiu_sviaznoi_rechi_i_profilaktiki_disleksii_i_di"
    ["file_id"] => string(6) "577431"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1617524234"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(240) "Конспект занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ "Фрукты""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_zaniatiia_po_razvitiiu_rechi_na_osnove_oznakomleniia_s_okruzhaiushchi_2"
    ["file_id"] => string(6) "589100"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1634794983"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды для детей с нарушениями речи."
    ["seo_title"] => string(117) "osobiennosti-orghanizatsii-razvivaiushchiei-priedmietno-prostranstviennoi-sriedy-dlia-dietiei-s-narushieniiami-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "250392"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447076831"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства