Профилактика нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста
Профилактика нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста
Презентация "Профилактика нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста" может быть использована для консультирования родителей детей старшего дошкольного возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Профилактика нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста»
Профилактика нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста
Учитель-логопед:
Серик Ольга Викторовна
МБДОУ №268
г.Красноярск
Актуальность:
Нарушения письменной речи у школьников — одна из самых актуальных проблем для школьного обучения, поскольку письмо и чтение является так же средством дальнейшего получения знаний учащимися. По данным исследователей, количество детей с дисграфией (частичное нарушение процесса письма) в младших классах массовой школы достигает 30%.
Нарушения формирования письма препятствуют успешности обучения, эффективности школьной адаптации, часто вызывают вторичные психические наслоения, отклонения в формировании личности ребенка.
Но нарушения письменной речи «начинаются» не в школе, а значительно раньше. Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития и т.д.
РЕЧЬ
Письменная
Устная
«Говорим-слушаем»
«Пишем-читаем»
Самостоятельное средство общения.
Не является самостоятельным средством общения.
Появляется к 5-7 годам.
Появляется с рождения (крик)
Нарушения письменной речи
Недостатки письма
(при N физиолог.слуха)
Недостатки чтения
(при N зрения)
(!) Заключение выставляют не ранее 2го года обучения в школе. Только в случае стойких, типичных и повторяющихся ошибок на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения.
- Не могут «держать» строку. Перескакивают при чтении ниже или выше читаемой строки.
Читают по буквам, а не по слогам.
Теряют смысл прочитанного к концу слова.
Пропускают слова в предложении.
Читают «названиями» букв (КЭ-О-ТЭ вместо КОТ)
Как можно предупредить ошибки чтения?
Считать слова в предложении (устно и в тексте).
Послоговое чтение.
Читать звук, а не на название буквы.
Ориентировка в собственном теле, в пространстве, в листе.
Примеры ошибок письма:
Путают похожие по написанию буквы.
«Зеркальное» письмо.
Заменяют, смешивают буквы на письме (озвончают, оглушают, заменяют похожими по звучанию).
Добавляют лишние буквы, слоги.
Пропускают буквы, слоги, слова.
Как можно предупредить ошибки письма?
Игры со слогом, словом:
«составь слово из слогов», «слово сломалось», «добавь слог и измени слово», «найди подходящую к слову картинку» и т.д.
Игры с буквой:
«Угадай букву», «допиши букву», «найди спрятанную букву», «найди правильную букву», «сделай букву из палочек, карандашей», «напиши букву крупой» и др.
Игры со звуком:
«звуковой анализ слова», «хлопни на звук», «угадай, где в слове звук», «придумай слова на заданный звук», «составь слово из первых звуков слов», и др..