kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

                         

 

 

 

 

 

 

.

  1. .

.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста»

Предупреждение нарушений  чтения и письма  у детей дошкольного  возраста    Учитель-логопед  МОУ «Увинская СОШ №4»  Вахрушева Татьяна Николаевна

Предупреждение нарушений

чтения и письма

у детей дошкольного

возраста

Учитель-логопед

МОУ «Увинская СОШ №4»

Вахрушева Татьяна Николаевна

Причины речевых нарушений  Биологические причины:

Причины речевых нарушений

Биологические причины:

  • Внутриутробная патология (пренатальная):
  • инфекционные, эндокринные и др. соматические заболевания матери;
  • гипоксия плода (кислородное голодание);
  • тяжёлый токсикоз;
  • иммунологическая несовместимость крови матери и плода по резус – фактору
2. Повреждения при родах (натальная патология):

2. Повреждения при родах (натальная патология):

  • Акушерская патология (узкий таз, затяжные или стремительные роды, преждевременное отхождение вод, обвитие пуповиной, неправильное предлежание плода, кесарево сечение и др.);
  • асфиксия (кислородное голодание плода во время родов);
  • родовые травмы (часто приводят к внутричерепным кровоизлияниям и гибели нервных клеток головного мозга)
3. Воздействие вредных факторов после рождения (постнатальная патология):

3. Воздействие вредных факторов после рождения (постнатальная патология):

  • тяжёлые заболевания ребёнка в первые годы жизни (частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалитные, ранние желудочно-кишечные расстройства и др.);
  • черепно-мозговые травмы
4. Нарушение слуха. 5. Наследственные факторы:

4. Нарушение слуха.

5. Наследственные факторы:

  • задержка речевого развития;
  • нервно-психические заболевания;
  • заикание;
  • нарушения чтения и письма;
  • нарушения в строении артикуляционного аппарата: расщелины нёба, губы, зубочелюстные патологии и др.
Социальные причины:

Социальные причины:

  • алкоголизм, курение, приём наркотиков;
  • профессиональные вредности;
  • приём лекарственных препаратов;
  • радиация;
  • психические травмы;
  • эмоциональная депривация в первые годы жизни (недостаточность эмоционально-положительного контакта с родителями);
  • педагогическая запущенность .
Ошибки  в письменной речи

Ошибки

в письменной речи

Нарушения звукопроизношения:

Нарушения звукопроизношения:

  • замены букв (шуба – «суба», жук – «зук», лампа – «вампа»);
  • пропуски букв (гриб – «гиб»)
Нарушение фонематических процессов:

Нарушение фонематических процессов:

  • замены одной буквы на другую (барабан – «парапан», курица – «курича»);
  • неправильное обозначение мягкости согласных на письме («писмо», «лубит»);
  • пропуски согласных (диктант – «дикат»), пропуски гласных (собака – «сбака»);
  • перестановки букв (окно – «коно»);
  • добавления букв (таскали – «тасакали»)
Нарушение слоговой  структуры слов:

Нарушение слоговой

структуры слов:

  • пропуски слогов (комната – «кота», карандаши – «кадаши»);
  • перестановки слогов (дверь – «древь»,семена – «сенема»);
  • добавления слогов
Нарушение грамматического строя речи:

Нарушение грамматического строя речи:

  • искажения структуры слов, замена приставок, суффиксов (захлестнула – «нахлестнула», козлята – «козлёнки»)
  • нарушения предложных конструкций (над столом – «на столом»);
  • неправильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях («много деревов», «плывёт корабли»);
  • Трудности конструирования предложений, пропуски членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении
Направления работы по предупреждению нарушений чтения и письма: Своевременное выявление детей группы риска (детей с нарушениями речи, познавательных процессов). Направление детей группы риска к специалистам (дефектологу, логопеду, психологу). Взаимодействие со специалистами, выполнение рекомендаций по закреплению полученных навыков. Формирование фонематических процессов. Формирование грамматических систем словоизменения и словообразования. Обогащение словарного запаса. Формирование связной речи. Развитие оптико-пространственных представлений (зрительного восприятия и памяти), зрительного анализа и синтеза.
  • Направления работы по предупреждению нарушений чтения и письма:
  • Своевременное выявление детей группы риска (детей с нарушениями речи, познавательных процессов).
  • Направление детей группы риска к специалистам (дефектологу, логопеду, психологу).
  • Взаимодействие со специалистами, выполнение рекомендаций по закреплению полученных навыков.
  • Формирование фонематических процессов.
  • Формирование грамматических систем словоизменения и словообразования.
  • Обогащение словарного запаса.
  • Формирование связной речи.
  • Развитие оптико-пространственных представлений (зрительного восприятия и памяти), зрительного анализа и синтеза.
Развитие звукобуквенного и слогового анализа и синтеза «Соедини одинаковые по форме шарики, прочитай получившиеся  из слогов слова, напиши их в клеточки». «Сколько звуков в названии каждого животного? Соедини картинку животного с нужной цифрой», «Допиши слова». «Какие слова спрятались в цепочках?»

Развитие звукобуквенного и слогового анализа и синтеза

«Соедини одинаковые

по форме шарики,

прочитай получившиеся

из слогов

слова, напиши их в клеточки».

«Сколько звуков в

названии

каждого

животного?

Соедини

картинку

животного

с нужной цифрой»,

«Допиши слова».

«Какие слова

спрятались в

цепочках?»

«Убери из каждого слова по одной букве. Какие слова получились? Напиши эти слова» «Допиши слова»

«Убери из каждого

слова

по одной букве.

Какие слова

получились?

Напиши эти слова»

«Допиши слова»

«Сложи слова из первых букв, названий картинок. Напиши эти слова  в клеточках. Нарисуй данные предметы». «Расставь буквы  по порядку в соответствии с цифрами. Какие слова получились?» «Собери из букв  слова»

«Сложи слова из

первых букв,

названий картинок.

Напиши эти слова

в клеточках.

Нарисуй данные

предметы».

«Расставь буквы

по порядку в

соответствии

с цифрами.

Какие слова

получились?»

«Собери из букв

слова»

«Перенеси буквы в точно такие же предметы в нижнем ряду. Прочитай получившиеся слова. В рамочках нарисуй зашифрованные предметы». «Допиши слова»

«Перенеси буквы

в точно такие же

предметы в нижнем

ряду. Прочитай

получившиеся слова.

В рамочках нарисуй

зашифрованные

предметы».

«Допиши слова»

Развитие звуко-слогового анализа и синтеза:

Развитие звуко-слогового анализа и синтеза:

  • «Найди место звука в слове» ( в начале, в середине, в конце слова);
  • «Определи количество звуков в слове».
  • «Какой звук по счёту?» ( [ с ] в слове маска, [ н ] в слове слон);
  • «Раздели слова на слоги»;
  • «Назови 1-ый, 2-ой, 3-ий…. слог в слове»;
  • «Собери слово из букв, слогов» (а, к, т, н – танк; ы, с, у, - усы; ши, на, ма – машина)
Обогащение словарного запаса:

Обогащение словарного запаса:

  • «Назови предметы, относящиеся к инструментам (мебели и др.)»;
  • «Скажи наоборот» (подбор антонимов: весна – осень, низкий – высокий и т.д.);
  • «Скажи по-другому» (подбор синонимов: шофёр – водитель, врач – доктор, печальный – грустный и т.д.);
  • «Подбери к словам – предметам слова – признаки: осень (какая?), друзья (какие?), день (какой?)»
Формирование грамматического  строя речи:

Формирование грамматического

строя речи:

  • «Назови ласково» (воробей – воробышек, ковёр – коврик и т.д.);
  • «Из чего – какой?» (скамейка из дерева – деревянная, сок из моркови – морковный и т.д.);
  • «Чей хвост?» (у лисы – лисий, у медведя – медвежий);
  • «Один – много» (ухо – уши, ведро – вёдра);
  • «Посчитай» (один дом, два дома, три дома, четыре дома, пять домов)
Формирование связной речи:  Составление предложений, рассказов по сюжетным картинкам. Ответы на вопросы по содержанию текста полным предложением. Пересказ текста. Воспитание потребности, любви к чтению.  Чтение – лучшее учение!

Формирование связной речи:

  • Составление предложений, рассказов по сюжетным картинкам.
  • Ответы на вопросы по содержанию текста полным предложением.
  • Пересказ текста.
  • Воспитание потребности, любви к чтению.

Чтение – лучшее учение!

Медицинский персонал Родители Логопед Учителя Ребёнок Психолог Воспитатели

Медицинский

персонал

Родители

Логопед

Учителя

Ребёнок

Психолог

Воспитатели

Спасибо  за внимание!

Спасибо

за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста

Автор: Вахрушева Татьяна Николаевна

Дата: 17.05.2017

Номер свидетельства: 416400

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Профилактика дислексии и дисграфии."
    ["seo_title"] => string(36) "profilaktika_dislieksii_i_disghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "436516"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1509709482"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Использование логопедического тренажёра «Дэльфа – 142»  на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ "
    ["seo_title"] => string(110) "ispol-zovaniie-loghopiedichieskogho-trienazhiora-del-fa-142-na-loghopiedichieskikh-zaniatiiakh-s-diet-mi-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "125109"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414914477"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Характеристика  учащихся с нерезко выраженным недоразвитием речи НВОНР /1 класс/. "
    ["seo_title"] => string(93) "kharaktieristika-uchashchikhsia-s-nieriezko-vyrazhiennym-niedorazvitiiem-riechi-nvonr-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "233485"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443111541"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства