Характеристика учащихся с нерезко выраженным недоразвитием речи НВОНР /1 класс/.
Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.
1. Дефектное произношение некоторых звуков. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, произношение звуков может быть в пределах нормы или недостаточно внятным.
2. Недостаточная сформированность фонематических процессов. У детей данной категории наблюдается:
? недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
? недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
? трудности в овладении письмом и чтением /наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других/.
II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.
1. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен /неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешения по смыслу и по акустическому свойству).
2. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
? недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
? трудности овладения учебными понятиями, терминами;
? трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
? недостаточное развитие связной речи.
III. Психологические особенности.
1. Неустойчивое внимание.
2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
3. Недостаточное развитие способности к переключению.
4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
Следствие:
1. Недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
2. Трудности формирований учебных умений /планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе/.
3. Трудности в общении.
Цель работы с такими детьми – восполнение пробелов речевого развития в дошкольном возрасте, упорядочение и развитие у детей звуковых морфологических и синтаксических обобщений нормализацию их учебной деятельности, предупреждение и преодоление неуспеваемости по родному языку.
Просмотр содержимого документа
«Характеристика учащихся с нерезко выраженным недоразвитием речи НВОНР /1 класс/. »