Просмотр содержимого документа
«Логопедическая работа с учащимися начальных классов»
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВУЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ГБОУ ШКОЛЫ 935АНИПЧУК ИРИНА КОНСТАНТИНОВНА
РЕЧЬ –ВАЖНЕЙШАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ
Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе.
Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, отрицательно влияют на усвоение программного материала и успешность обучения в целом. У таких детей отмечается снижение успеваемости, повышение тревожности, что приводит к эмоциональному дискомфорту.
НОРМА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ:
звукопроизношение полностью соответствует норме;
сформировано звукоразличение как далеких, так и близких пар фонем;
ребенок овладел нормами словоизменения различных частей речи (по числам, падежам), адекватно использует предлоги (не пропускает, не заменяет их, употребляет сложные предлоги);
практически не осталось ошибок в словообразовании;
словарный запас достаточно обширен и включает в себя слова различных частей речи (3,5 – 7 тысяч слов);
достаточный запас представлений об окружающем мире. Его осведомленность о явлениях природы, о животных и растениях, предметах быта позволяет ему построить связное высказывание, поделиться впечатлениями об увиденном или услышанном;
есть элементарные логические обобщения в пределах родовидовых отношений, (т. е. не смешивает такие понятия как «фрукты – овощи», «одежда – обувь», названия сходных предметов – «блюдце – тарелка», «чашка – кружка»);
достаточно сформировано отношение к речи как к объективной действительности: ребёнок умеет выделять слова из предложения, проводит несложные формы звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
достаточный уровень познавательной активности, готовность к интеллектуальному усилию.
ПРИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ОБСЛЕДОВАНИИ У БОЛЬШИНСТВА УЧАЩИХСЯ ВЫЯВЛЯЕТСЯ
1. Нарушение звукопроизношения.
2. Недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата (неточность, недостаточный объем речевых движений, вялость мышечного тонуса, укороченная подъязычная уздечка, повышенная истощаемость).
3. Нарушения слуховой дифференциации фонем и фонематического анализа.
4. Недостаточная сформированность языкового анализа и синтеза.
5. Задержки в развитии лексико-грамматической стороны речи (ограниченность словарного запаса, примитивная синтаксическая структура предложений, аграмматизмы).
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ.
формирование правильного произношения, развитие звуковой стороны речи.
Развитие моторики органов артикуляционного аппарата (выполнение артикуляционной гимнастики).
формирование лексико-грамматического строя речи (уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса.)
развитие связной речи (формирование навыков описательной и повествовательной речи).
Формирование и развитие фонематических процессов.
Формирование звукового анализа и синтеза.
Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА
Как помочь ребенку развивать связную речь ?
описание предметов- какой?
рассказывание сказок
пересказ просмотренных мультфильмов, беседы
Развитие мелкой моторики в домашних условиях:
собирать мозаики, конструкторы, пазлы;
играть с пальчиками (пальчиковые сказки);
раскрашивать раскраски цветными карандашами;
лепить из пластилина или теста буквы.
«СЛОВАРЬ» РЕБЁНКА В СООТВЕТСТВИЕ С ВОЗРАСТНОЙ НОРМОЙ :
знания о себе и своей семье (день рождения, домашний адрес, полные имена родителей, профессии);
знание времён года (их признаков), месяцев, дней недели;
знание основных обобщений (одежда, обувь, мебель, транспорт, животные, деревья…);
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ЗАНЯТИЯ С ЛОГОПЕДОМ?
нет такой области деятельности человека, где не нужна была бы речь.часто родители считают, что дефектные звуки сами исправятся, к сожалению это не всегда так.если вовремя не исправит звукопроизношение, то это войдет в привычку.если ребенок смешивает звуки в произношении, то и писать будет так же, потому что сначала он проговаривает то, что собирается написать.правильная речь позволяет ребенку достигать успеха в обществе.чистая речь снимает ограничения в дальнейшем выборе профессии.
нет такой области деятельности человека, где не нужна была бы речь.
часто родители считают, что дефектные звуки сами исправятся, к сожалению это не всегда так.
если вовремя не исправит звукопроизношение, то это войдет в привычку.
если ребенок смешивает звуки в произношении, то и писать будет так же, потому что сначала он проговаривает то, что собирается написать.
правильная речь позволяет ребенку достигать успеха в обществе.
чистая речь снимает ограничения в дальнейшем выборе профессии.