kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Коррекция звукопроизношения у детей младшего школьного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речь – это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникаций) люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Осуществляется речевое общение посредством языка. Язык – это система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Говорящий отбирает необходимые для выражения мысли слова, связывает их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляции речевых органов.Одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. 

Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков (преимущественно искаженное произношение фонем); другие затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма; третьи выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех компонентов.Недостатки  произношения и различения звуков – фонетико-фонематическое и фонематическое недоразвитие (ФФН и ФН), обуславливающие затруднения в овладении чтением и письмом, наряду с фонетическим дефектом являются самыми распространенными у учащихся общеобразовательных школ. Однако поскольку в обоих случаях имеют место дефекты произношения, то учитель должен уметь определять, являются ли недостатки произношения самостоятельным, изолированным дефектом или они выступают в качестве одного из проявлений более сложного нарушения звуковой стороны речи, а именно – ФФН, и уметь дифференцировать данные проявления. Это необходимо для определения содержания коррекционного воздействия.

         Типичные примеры нарушений, относящихся к данной группе, - велярное, увулярное или одноударное произношение звука Р, мягкое произношение шипящих при нижнем положении языка, межзубное произношение свистящих, т.е. различные искажения звуков.

         Воспитание чистой речи у детей – задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать все: логопеды, родители, воспитатели, учителя.

Владение методикой постановки звуков является одной из главных составляющих профессионализма логопеда. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Коррекция звукопроизношения у детей младшего школьного возраста. »

ВЫЯВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ;  ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • ВЫЯВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ;
  • ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Систематическая работа, направленная на формирование у ребенка умения сравнивать, сопоставлять и различать звуки речи; Отработка и уточнение артикуляции тех звуков, которые правильно произносятся изолированно, но в речи сливаются или звучат недостаточно отчетливо, «смазано»; Постановка отсутствующих и искаженно произносимых звуков и введение их в речь; Формирование умений сопоставлять и различать систему дифференциальных признаков звуков.
  • Систематическая работа, направленная на формирование у ребенка умения сравнивать, сопоставлять и различать звуки речи;
  • Отработка и уточнение артикуляции тех звуков, которые правильно произносятся изолированно, но в речи сливаются или звучат недостаточно отчетливо, «смазано»;
  • Постановка отсутствующих и искаженно произносимых звуков и введение их в речь;
  • Формирование умений сопоставлять и различать систему дифференциальных признаков звуков.
НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ И РАЗЛИЧЕНИЯ ЗВУКОВ  (ФФН и ФН) - САМЫЙ РАСПРОСТРАНЕННЫЙ ДЕФЕКТ  У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ. ПРИЧИНЫ ПАТОЛОГИИ ДЕТСКОЙ РЕЧИ : 1. Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. (4 нед.-4 мес.) Токсикоз, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору. 2. Родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям. 3. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка. 4. Травмы черепа. 5. Наследственные факторы. 6. Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.

НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ И РАЗЛИЧЕНИЯ ЗВУКОВ (ФФН и ФН) - САМЫЙ РАСПРОСТРАНЕННЫЙ ДЕФЕКТ У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ.

ПРИЧИНЫ ПАТОЛОГИИ ДЕТСКОЙ РЕЧИ :

1. Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. (4 нед.-4 мес.) Токсикоз, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору.

2. Родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.

3. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка.

4. Травмы черепа.

5. Наследственные факторы.

6. Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.

СТОЙКИЙ ДЕФЕКТ НОРМАЛЬНЫЙ СЛУХ  СОХРАННАЯ ИННЕРВАЦИЯ  РЕЧЕВОГО АППАРАТА

СТОЙКИЙ ДЕФЕКТ

НОРМАЛЬНЫЙ СЛУХ

СОХРАННАЯ ИННЕРВАЦИЯ

РЕЧЕВОГО АППАРАТА

СИГМАТИЗМ- НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ СВИСТЯЩИХ И ШИПЯЩИХ. РОТАЦИЗМ – НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Р И РЬ . ЛАМБДАЦИЗМ – НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Л И ЛЬ. ДЕФЕКТЫ ДЕФЕКТЫ ОЗВОНЧЕНИЯ –   ПРОИЗНОШЕНИЯ НЕБНЫХ ЗВУКОВ:  - КАППАЦИЗМ – ЗВУКОВ К И КЬ  НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВОНКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. ЗАМЕНА ЗВОНКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ПАРНЫМИ ГЛУХИМИ ЗВУКАМИ. (б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш) ГАММАЦИЗМ – ЗВУКОВ Г И ГЬ ХИТИЗМ – ЗВУКОВ Х И ХЬ ЙОТАЦИЗМ – ЗВУКА Й. ДЕФЕКТЫ СМЯГЧЕНИЯ –
  • СИГМАТИЗМ- НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ СВИСТЯЩИХ И ШИПЯЩИХ.
  • РОТАЦИЗМ – НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Р И РЬ .
  • ЛАМБДАЦИЗМ – НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Л И ЛЬ.
  • ДЕФЕКТЫ
  • ДЕФЕКТЫ ОЗВОНЧЕНИЯ –

ПРОИЗНОШЕНИЯ НЕБНЫХ ЗВУКОВ:

- КАППАЦИЗМ – ЗВУКОВ К И КЬ

НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВОНКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. ЗАМЕНА ЗВОНКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ПАРНЫМИ ГЛУХИМИ ЗВУКАМИ. (б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш)

  • ГАММАЦИЗМ – ЗВУКОВ Г И ГЬ
  • ХИТИЗМ – ЗВУКОВ Х И ХЬ
  • ЙОТАЦИЗМ – ЗВУКА Й.
  • ДЕФЕКТЫ СМЯГЧЕНИЯ –

НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ, ЗАМЕНА ИХ ПАРНЫМИ ТВЕРДЫМИ. (дь-д, пь-п, кь-к, рь-р).

ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.

ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.

а) устранение неправильного произношения;   б) развитие у детей умения дифференцировать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию;   в) формирование произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи . а) развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия; б) устранение недостаточности развития речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата.

а) устранение неправильного произношения;

б) развитие у детей умения дифференцировать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию;

в) формирование произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи .

а) развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;

б) устранение недостаточности развития речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата.

СОВОКУПНОСТЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА УКРЕПЛЕНИЕ МЫШЦ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА, РАЗВИТИЕ СИЛЫ, ПОДВИЖНОСТИ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТИ ДВИЖЕНИЙ ОРГАНОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В РЕЧЕВОМ ПРОЦЕССЕ.

СОВОКУПНОСТЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА УКРЕПЛЕНИЕ МЫШЦ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА, РАЗВИТИЕ СИЛЫ, ПОДВИЖНОСТИ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТИ ДВИЖЕНИЙ ОРГАНОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В РЕЧЕВОМ ПРОЦЕССЕ.

Автоматизация навы- ка произношения звука в предложениях Автоматизация навыка  произношения звука в слогах (прямых, обратных, открытых, закрытых) Дифференциация сходных по звучанию или артикуляции звуков Автоматизация навыка  произношения звука в словах

Автоматизация навы-

ка произношения звука

в предложениях

Автоматизация навыка

произношения звука в слогах

(прямых, обратных, открытых,

закрытых)

Дифференциация сходных

по звучанию или

артикуляции

звуков

Автоматизация навыка

произношения

звука в словах

1 СПОСОБ – ПОДРАЖАНИЕ. (СЛУХ, ЗРЕНИЕ, МЫШЕЧНЫЕ  ОЩУЩЕНИЯ, СЛУХО- ВОЕ ВОСПРИЯТИЕ, ПОМОЩЬ ЗЕРКАЛА, ВИБРАЦИЯ ГОРТАНИ.) 2 СПОСОБ – МЕХАНИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ. (ШПАТЕЛЬ ИЛИ ЗОНД) 3 СПОСОБ – СМЕШАННЫЙ. (МЕХАНИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ И ПОДРАЖАНИЕ, С ПОМОЩЬЮ СЛОВЕСНЫХ ПОЯСНЕНИЙ)

1 СПОСОБ – ПОДРАЖАНИЕ.

(СЛУХ, ЗРЕНИЕ, МЫШЕЧНЫЕ

ОЩУЩЕНИЯ, СЛУХО-

ВОЕ ВОСПРИЯТИЕ,

ПОМОЩЬ ЗЕРКАЛА,

ВИБРАЦИЯ ГОРТАНИ.)

2 СПОСОБ – МЕХАНИЧЕСКОЕ

ВОЗДЕЙСТВИЕ.

(ШПАТЕЛЬ

ИЛИ

ЗОНД)

3 СПОСОБ – СМЕШАННЫЙ.

(МЕХАНИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ И

ПОДРАЖАНИЕ, С ПОМОЩЬЮ

СЛОВЕСНЫХ ПОЯСНЕНИЙ)

ЛИЧНОСТНАЯ ВКЛЮЧЕННОСТЬ РЕБЕНКА; ОСОЗНАННОСТЬ ВЫПОЛНЯЕМЫХ ДЕЙСТВИЙ; ПРИМЕНЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ ОПОР; СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ; ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЗАНЯТИЯМ; СТРЕМЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНО ВЫПОЛНЯТЬ УПРАЖНЕНИЯ; ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД .
  • ЛИЧНОСТНАЯ ВКЛЮЧЕННОСТЬ РЕБЕНКА;
  • ОСОЗНАННОСТЬ ВЫПОЛНЯЕМЫХ ДЕЙСТВИЙ;
  • ПРИМЕНЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ ОПОР;
  • СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ;
  • ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЗАНЯТИЯМ;
  • СТРЕМЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНО ВЫПОЛНЯТЬ УПРАЖНЕНИЯ;
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Коррекция звукопроизношения у детей младшего школьного возраста.

Автор: Шаповалова Татьяна Васильевна

Дата: 13.11.2014

Номер свидетельства: 130451

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Статья на тему: Организация логопедической работы по устранению нарушения чтения  учащихся младшего школьного возраста."
    ["seo_title"] => string(129) "statianatiemuorghanizatsiialoghopiedichieskoirabotypoustranieniiunarushieniiachtieniiauchashchikhsiamladshieghoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "275788"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452617671"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Статья на тему: Организация логопедической работы по устранению нарушения чтения  учащихся младшего школьного возраста."
    ["seo_title"] => string(130) "statianatiemuorghanizatsiialoghopiedichieskoirabotypoustranieniiunarushieniiachtieniiauchashchikhsiamladshieghoshkolnoghovozrasta1"
    ["file_id"] => string(6) "275789"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452617678"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
    ["seo_title"] => string(94) "niekotoryie-aspiekty-korriektsii-zvukoproiznoshieniia-u-dietiei-mladshiego-shkol-nogo-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "248520"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446737474"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Модель использования мнемотехники в целях развития связной речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья""
    ["seo_title"] => string(80) "piedagogichieskii_proiekt_modiel_ispol_zovaniia_mniemotiekhniki_v_tsieliakh_razv"
    ["file_id"] => string(6) "415684"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1494874816"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Методика мнемотехники как средство развития памяти у младших школьников"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodika_mniemotiekhniki_kak_sriedstvo_razvitiia_pamiati_u_mladshikh_shkol_niko"
    ["file_id"] => string(6) "370270"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481868540"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства