Коррекция звукопроизношения у детей младшего школьного возраста.
Коррекция звукопроизношения у детей младшего школьного возраста.
Речь – это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникаций) люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Осуществляется речевое общение посредством языка. Язык – это система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Говорящий отбирает необходимые для выражения мысли слова, связывает их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляции речевых органов.Одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.
Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков (преимущественно искаженное произношение фонем); другие затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма; третьи выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех компонентов.Недостатки произношения и различения звуков – фонетико-фонематическое и фонематическое недоразвитие (ФФН и ФН), обуславливающие затруднения в овладении чтением и письмом, наряду с фонетическим дефектом являются самыми распространенными у учащихся общеобразовательных школ. Однако поскольку в обоих случаях имеют место дефекты произношения, то учитель должен уметь определять, являются ли недостатки произношения самостоятельным, изолированным дефектом или они выступают в качестве одного из проявлений более сложного нарушения звуковой стороны речи, а именно – ФФН, и уметь дифференцировать данные проявления. Это необходимо для определения содержания коррекционного воздействия.
Типичные примеры нарушений, относящихся к данной группе, - велярное, увулярное или одноударное произношение звука Р, мягкое произношение шипящих при нижнем положении языка, межзубное произношение свистящих, т.е. различные искажения звуков.
Воспитание чистой речи у детей – задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать все: логопеды, родители, воспитатели, учителя.
Владение методикой постановки звуков является одной из главных составляющих профессионализма логопеда.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Коррекция звукопроизношения у детей младшего школьного возраста. »
ВЫЯВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ;
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Систематическая работа, направленная на формирование у ребенка умения сравнивать, сопоставлять и различать звуки речи;
Отработка и уточнение артикуляции тех звуков, которые правильно произносятся изолированно, но в речи сливаются или звучат недостаточно отчетливо, «смазано»;
Постановка отсутствующих и искаженно произносимых звуков и введение их в речь;
Формирование умений сопоставлять и различать систему дифференциальных признаков звуков.
НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ И РАЗЛИЧЕНИЯ ЗВУКОВ (ФФН и ФН) - САМЫЙ РАСПРОСТРАНЕННЫЙ ДЕФЕКТ У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ.
ПРИЧИНЫ ПАТОЛОГИИ ДЕТСКОЙ РЕЧИ :
1. Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. (4 нед.-4 мес.) Токсикоз, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору.
2. Родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.
3. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка.
4. Травмы черепа.
5. Наследственные факторы.
6. Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.
СТОЙКИЙ ДЕФЕКТ
НОРМАЛЬНЫЙ СЛУХ
СОХРАННАЯ ИННЕРВАЦИЯ
РЕЧЕВОГО АППАРАТА
СИГМАТИЗМ- НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ СВИСТЯЩИХ И ШИПЯЩИХ.
РОТАЦИЗМ – НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Р И РЬ .
ЛАМБДАЦИЗМ – НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Л И ЛЬ.
ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.
а) устранение неправильного произношения;
б) развитие у детей умения дифференцировать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию;
в) формирование произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи .
а) развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
б) устранение недостаточности развития речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата.
СОВОКУПНОСТЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА УКРЕПЛЕНИЕ МЫШЦ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА, РАЗВИТИЕ СИЛЫ, ПОДВИЖНОСТИ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТИ ДВИЖЕНИЙ ОРГАНОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В РЕЧЕВОМ ПРОЦЕССЕ.