НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Коррекционная работа в образовательном учреждении.
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования.
Вся индивидуально – подгрупповая коррекционная работа делится условно на несколько этапов.
Работа над первым (подготовительным) этапом требует максимального внимания логопеда, так как качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы.
При изучении данной проблемы я решила уделить более детальное внимание подготовительному этапу, непосредственно, работая над развитием мелкой и артикуляционной моторики, так как этой работе на коррекционных занятиях уделяется не так много времени, как хотелось бы.
При выполнении артикуляционных упражнений и постановке звуков, подключаю руку ребенка, которая показывает положение органов артикуляции. Артикуляционную гимнастику продолжаю использовать и при автоматизации и дифференциации звуков.
Подводя итоги данного этапа коррекционной работы, я пришла к выводу, что используемые мной приёмы, приносят значительно больший результат, нежели стандартный подход.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Номинация «Коррекционная работа в образовательном учреждении»
Лужанская Марина Анатольевна
учитель - логопед
МОУ Нижнемуллинская СОШ
Пермского района
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Процесс овладения речью является одним из основных показателей нормального психического, а отчасти и физического развития ребенка.
Речь – одно из главнейших средств познания мира, а значит, плохо развитая речь будет препятствовать полноценному развитию личности, прежде всего усвоению школьных знаний.
Нарушение звукопроизношения у младших школьников изучается давно, но в настоящее время эта проблема является одной из самых актуальных. Дефекты звукопроизношения в школе встречаются всё чаще и чаще, имеют серьезные последствия: затрудняют обучение грамоте, чтению, письму.
В их основе лежит не одна, а целый ряд причин:
несформированность речеслуховой дифференциации;
нарушение речевой моторики;
аномалии в строении артикуляционного аппарата;
недоразвитие познавательной деятельности;
У детей чаще всего нарушаются артикуляторно сложные звуки л-л`, р-р`. Обследуя звукопроизношение учащихся 1-2 классов я выявила, что у 20% - отсутствие р-р`, 10% - заменяет л – в, 15% - заменяет р – л, 10% - заменяет к – т, г – д, 5% - смешивают ш –с, ж –з.
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования.
Вся индивидуально – подгрупповая коррекционная работа делится условно на несколько этапов.
Работа над первым (подготовительным) этапом требует максимального внимания логопеда, так как качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы.
При изучении данной проблемы я решила уделить более детальное внимание подготовительному этапу, непосредственно, работая над развитием мелкой и артикуляционной моторики, так как этой работе на коррекционных занятиях уделяется не так много времени, как хотелось бы.
Изучив новинки методической литературы, я решила использовать инновационные методы в своей работе. Разработка новых методических приемов была нацелена на повышение эффективности обучения детей с нарушениями звукопроизношения, на максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребенка.
Цель данного этапа заключается в том, чтобы тщательно и всесторонне подготовить ребёнка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:
- вызвать интерес к логопедическим занятиям;
- развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие в играх и специальных упражнениях;
- формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
- в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики.
По результатам обследования выстраиваем систему коррекционной работы. Основными задачами логопедического воздействия в коррекционной работе являются:
создание взамен неправильных речевых навыков – правильных;
закрепление новых навыков достижения автоматизации.
Начало обучения ребенка в школе ответственный и важный момент, как в жизни самого ученика, так и в жизни его родителей. Они сталкиваются с многочисленными трудностями, а если у ребёнка имеются нарушения звукопроизношения, то количество проблем увеличивается. Хорошо, если родители заинтересованы в своевременной помощи детям. Работать с ними приятно, соответственно, и результат логопедических занятий не заставляет долго себя ждать. Но практика показывает, что большинство родителей из - за нехватки времени и ряда других причин, не обращая должного внимания, не понимая серьёзности данной проблемы, возлагают всё на плечи учителя и логопеда. В таких случаях коррекция звуковой стороны речи растягивается на долгое время. Поэтому возникла необходимость искать такие пути в работе, чтобы ребенок сам был заинтересован и мог дома работать самостоятельно.
Работа над произношением складывается из коррекции нарушенных звуков и выработки чёткой артикуляции сохранных звуков, слов и фраз в целом. Изначально коррегируются звуки, близкие по артикуляционным укладам, учитывая постепенный переход от более лёгких по артикуляции звуков к более сложным. Например, при постановке свистящих «с» и «з» сначала я работаю со звуком «с», затем с «з», так как при произнесении «з» требуется дополнительная артикуляция в виде включения голоса.
Во время подготовительного этапа я большое внимание уделяю артикуляционной гимнастике и развитию пальчиков рук. За многие годы работы в школе создала свою «методическую копилку». На каждом занятии использую собранный материал по - разному: 1.Сказки про весёлый Язычок, и дружных братишек – Пальчиков. 2. Картинки с изображением артикуляционных упражнений (упражнение «лошадка» - изображение дружелюбной лошади и т. д).
3. Изготовление поделок, с использованием пластилина и крупы; 4. Театрализованные кукольные представления, где дети под моим руководством, придумывают свои сюжеты, готовят во внеурочное время пальчиковых кукол, выступают перед родителями и педагогами на логопедическом празднике в конце учебного года. Детям очень нравятся такие варианты. Эти творческие задания обогащают словарный запас, развивают связную речь, развивают воображение, воздействуют на эмоциональную сферу детей. При выполнении артикуляционных упражнений и постановке звуков, подключаю руку ребенка, которая показывает положение органов артикуляции. Артикуляционную гимнастику продолжаю использовать и при автоматизации и дифференциации звуков,
5.Игры различного плана. 6. Детям очень полюбились и сказочные уроки, которые составлены по сюжетам известных детских мультипликационных фильмов и сказок: «Вини - Пух», «Кот Леопольд», «Теремок», «Трое из Простаквашино», где представлены театрализованные фрагменты (сюжеты м/ф и сказок, которые дети должны угадать и разукрасить, так же в указанных словах найти звуки над которыми ведётся в данный момент коррекционная работа) с введением отрабатываемого учебного материала.
В логопедическом кабинете недавно появился сказочный персонаж, изображённый на стене: Кот Леопольд, который будет принимать непосредственное участие в некоторых занятиях.
Подводя итоги данного этапа коррекционной работы, я пришла к выводу, что используемые мной приёмы, приносят значительно больший результат, нежели стандартный подход.
Дети с удовольствием посещают логопедические занятия, самостоятельно занимаются дома, с гордостью демонстрируют родителям свои достижения. С нетерпением ждут логопедического праздника, уже придумывая новые сюжеты для театрализованного представления.
Хочу заметить, что, используя новые нестандартные приёмы и подходы, постановка звукопроизношения детей проводится значительно быстрее. Поэтому наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методов, эффективность которых очевидна.