kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дидактические игры для обогащения словаря в работе с детьми дошкольного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Грамматический  строй  речи  усваивается  ребенком  постепенно, самостоятельно,  путем  подражания речи   взрослых,  в  процессе общения  и  разнообразной  речевой  практики.  Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование.

     Словарь - это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления,действия и признаки окружающей действительности.

      Грамматический строй - система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический - умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

Являясь соединительным  звеном  между конкретным  опытом  и  наглядным  мышлением ,  игровая деятельность   связана  с  условностями, выступает средством  познания  реальности.

Наглядно-игровые  средства представляют,  с  одной  стороны,  наглядное  пособие,  с  другой – дидактическую  игру  со  своим  содержанием,  организацией  и  методикой  проведения.

Предлагаемые  наглядно-игровые  средства способствуют  развитию лексико-грамматической стороны речи   и  пополнению  словарного  запаса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры для обогащения словаря в работе с детьми дошкольного возраста. »

Использование авторизированных дидактических игр для обогащения словаря и формирования лексико-грамматического строя речи в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи.   Учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 203» г. Перми Шишмакова М. А.

Использование авторизированных дидактических игр для обогащения словаря и формирования лексико-грамматического строя речи в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи.

Учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 203» г. Перми

Шишмакова М. А.

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.    Грамматический строй речи усваивается ребенком постепенно, самостоятельно, путем подражания речи взрослых, в процессе общения и разнообразной речевой практики. Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование.  Словарь  - это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления ,действия и признаки окружающей действительности.  Грамматический строй - система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический - умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.

Грамматический строй речи усваивается ребенком постепенно, самостоятельно, путем подражания речи взрослых, в процессе общения и разнообразной речевой практики. Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование.

Словарь  - это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления ,действия и признаки окружающей действительности.

Грамматический строй - система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический - умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

Дидактическая игра Дидакти́ческие и́гры  — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения. Авторская игра  - игра, созданная автором либо группой авторов. Для авторской игры характерны оригинальная концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений авторской игры предшествует ее экспертиза и апробация. Авторизированная игра  – большая часть игры создана автором (концепция, подходы, м.б. др.), а остальное дорабатывает педагог.

Дидактическая игра

Дидакти́ческие и́гры  — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.

Авторская игра - игра, созданная автором либо группой авторов. Для авторской игры характерны оригинальная концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений авторской игры предшествует ее экспертиза и апробация.

Авторизированная игра – большая часть игры создана автором (концепция, подходы, м.б. др.), а остальное дорабатывает педагог.

Дидактические игры  «Новогодняя елка»  «Назови картинку»  «Веселая рыбалка»  «Волшебный сундучок»  « Домик»  «Кукольный театр на прищепках»

Дидактические игры

«Новогодняя елка»

«Назови картинку»

«Веселая рыбалка»

«Волшебный сундучок»

« Домик»

«Кукольный театр на прищепках»

Игра «Новогодняя елка» Цели: Формировать навык употребления имен существительных в винительном и творительном падежах. Развивать мелкую моторику.  Пособие- елка( металлическая коробка в форме елки), картинки-игрушки для елки, которые крепятся при помощи магнитов. ( Это конфета. Украсим елку конфетой. Повесим на елку конфету.) Игра продолжается до тех пор, пока не будет украшена вся елка. Важно четко произносить падежные окончания.

Игра «Новогодняя елка»

Цели:

Формировать навык употребления имен существительных в винительном и творительном падежах.

Развивать мелкую моторику.

Пособие- елка( металлическая коробка в форме елки), картинки-игрушки для елки, которые крепятся при помощи магнитов.

( Это конфета. Украсим елку конфетой. Повесим на елку конфету.)

Игра продолжается до тех пор, пока не будет украшена вся елка.

Важно четко произносить падежные окончания.

Игра «Назови картинку» Цель: Закреплять у детей понятия «живой» — «неживой», умение задавать вопросы кто? и что? дать детям понятие «слово, обозначающее живой или неживой предмет». Оборудование: Картинки с одушевлёнными и неодушевлёнными предметами.  Красивое ведерко с щипчиками для льда.  Описание игры: Вариант 1. Педагог кладет картинки в ведерко и просит детей по очереди доставать предметные картинки щипчиками. Задание: 1) называть картинки с изображением живых предметов, поставить к этим словам вопрос; 2) называть картинки с изображением неживых предметов, поставить вопрос. Например: стол (что это?), кошка (кто это?). Вариант 2. Игра проводится без опоры на предметные картинки. Логопед подбирает разные слова (одушевлённые и неодушевлённые) и называет их вперемешку. Дети должны к этим словам поставить вопросы «кто это?» или «что это?». Наиболее активные дети отмечаются педагогом в конце игры.

Игра «Назови картинку»

Цель:

Закреплять у детей понятия «живой» — «неживой», умение задавать вопросы кто? и что? дать детям понятие «слово, обозначающее живой или неживой предмет».

Оборудование: Картинки с одушевлёнными и неодушевлёнными предметами. Красивое ведерко с щипчиками для льда.

Описание игры:

Вариант 1. Педагог кладет картинки в ведерко и просит детей по очереди доставать предметные картинки щипчиками. Задание: 1) называть картинки с изображением живых предметов, поставить к этим словам вопрос; 2) называть картинки с изображением неживых предметов, поставить вопрос. Например: стол (что это?), кошка (кто это?).

Вариант 2. Игра проводится без опоры на предметные картинки. Логопед подбирает разные слова (одушевлённые и неодушевлённые) и называет их вперемешку. Дети должны к этим словам поставить вопросы «кто это?» или «что это?». Наиболее активные дети отмечаются педагогом в конце игры.

Игра «Веселая рыбалка». Цель : выучить названия дней недели и порядок следования. Оборудование:  ведерко, удочки, рыбки с цифрами. Ход игры: - Ребенку предлагается вытащить одну рыбку. Рыбки находятся под номерами. Если ребенок достает рыбку под номером 3, ему предлагается назвать день недели стоящий по счёту третьим. И так с каждой рыбкой. После того, как ребенок назвал все дни недели, ему предлагается выложить их и назвать в определённой последовательности, при этом проговаривая текст: - В понедельник рыбка красная, рыбка красная – прекрасная. - А во вторник- голубая - вот красивая какая. - В среду – желтая к обеду, угостим мы им соседа. - В четверг рыбачить нам не лень, потому что рыбный день. - В пятницу уху сварили и друзей всех угостили. - А в субботу на крючок налим попался толстячок. - В воскресенье -сонный сом, несем сомика мы в дом. - Всю неделю рыб ловили, дни недели разучили.

Игра «Веселая рыбалка».

Цель : выучить названия дней недели и порядок следования.

Оборудование:  ведерко, удочки, рыбки с цифрами.

Ход игры:

- Ребенку предлагается вытащить одну рыбку. Рыбки находятся под номерами. Если ребенок достает рыбку под номером 3, ему предлагается назвать день недели стоящий по счёту третьим. И так с каждой рыбкой. После того, как ребенок назвал все дни недели, ему предлагается выложить их и назвать в определённой последовательности, при этом проговаривая текст:

- В понедельник рыбка красная, рыбка красная – прекрасная.

- А во вторник- голубая - вот красивая какая.

- В среду – желтая к обеду, угостим мы им соседа.

- В четверг рыбачить нам не лень, потому что рыбный день.

- В пятницу уху сварили и друзей всех угостили.

- А в субботу на крючок налим попался толстячок.

- В воскресенье -сонный сом, несем сомика мы в дом.

- Всю неделю рыб ловили, дни недели разучили.

«Игра «Волшебный сундучок»     Игра на согласование местоимений с существительными в роде и обогащение речи словами, обозначающими признаки предметов. Вариант 1. Цель игры: правильно назвать предметы и ответить на вопрос «Чей? Чья? Чье?» Ребенок достает картинку из сундучка и отвечает: мой огурец, моя кукла, мое яблоко.  За верный ответ ребенок получает фишку.

«Игра «Волшебный сундучок»

Игра на согласование местоимений с существительными в роде и обогащение речи словами, обозначающими признаки предметов.

Вариант 1.

Цель игры: правильно назвать предметы и ответить на вопрос «Чей? Чья? Чье?»

Ребенок достает картинку из сундучка и отвечает: мой огурец, моя кукла, мое яблоко.

За верный ответ ребенок получает фишку.

Вариант 2.   Цель игры: использовать в речи подходящее слово: он, она, оно.  Обогащать речь словами, обозначающими признаки предметов.  Это мой шарик . Он воздушный, красный.  Это моя груша . Она сочная, желтая.  Это мое мыло. Оно душистое.  Выигрывает тот, кто больше подберет прилагательных

Вариант 2.

Цель игры: использовать в речи подходящее слово: он, она, оно.

Обогащать речь словами, обозначающими признаки предметов.

Это мой шарик . Он воздушный, красный.

Это моя груша . Она сочная, желтая.

Это мое мыло. Оно душистое.

Выигрывает тот, кто больше подберет прилагательных

«Домик»   Цель : формировать навык употребления предлогов в речи. Развивать навык употребления предлогов с глаголами , образованными приставочным способом. Пособие : домик с дверцей, сказочные герои или персонажи мультфильмов. Дети рассказывают, какие действия выполняет герой: подошел к домику, вошел в домик, вышел из домика, зашел за домик.

«Домик»

Цель : формировать навык употребления предлогов в речи. Развивать навык употребления предлогов с глаголами , образованными приставочным способом.

Пособие : домик с дверцей, сказочные герои или персонажи мультфильмов.

Дети рассказывают, какие действия выполняет герой: подошел к домику, вошел в домик, вышел из домика, зашел за домик.

Кукольный театр на прищепках. Для чего нужен кукольный театр? Игры с кукольным театром развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, памяти, внимания, усидчивости, расширению словарного запаса.

Кукольный театр на прищепках.

Для чего нужен кукольный театр?

Игры с кукольным театром развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, памяти, внимания, усидчивости, расширению словарного запаса.

Игра - основной вид деятельности дошкольника.

Игра - основной вид деятельности дошкольника.

  • Являясь соединительным звеном между конкретным опытом и наглядным мышлением , игровая деятельность связана с условностями, выступает средством познания реальности.
  • Наглядно-игровые средства представляют, с одной стороны, наглядное пособие, с другой – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения.
  • Предлагаемые наглядно-игровые средства способствуют развитию лексико-грамматической стороны речи и пополнению словарного запаса.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дидактические игры для обогащения словаря в работе с детьми дошкольного возраста.

Автор: Шишмакова Марина Анатольевна

Дата: 02.08.2015

Номер свидетельства: 224125

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Дидактические игры для формирования экономических представлений  старшего дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(109) "didaktichieskiie-ighry-dlia-formirovaniia-ekonomichieskikh-priedstavlienii-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "200020"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428688762"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Статья «Обогащение словаря детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_oboghashchieniie_slovaria_dietiei_doshkol_nogho_vozrasta_v_protsiessie_i"
    ["file_id"] => string(6) "351284"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477141800"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Статья «Обогащение словаря детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_oboghashchieniie_slovaria_dietiei_doshkol_nogho_vozrasta_v_protsiessie_1"
    ["file_id"] => string(6) "351285"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477141800"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
    ["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "125932"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415097260"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "«Особенности современных форм, методов работы в ДО по развитию речи дошкольников» Тематический педсовет"
    ["seo_title"] => string(80) "osobiennosti_sovriemiennykh_form_mietodov_raboty_v_do_po_razvitiiu_riechi_doshko"
    ["file_id"] => string(6) "453717"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1517335414"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства