Дидактические игры для обогащения словаря в работе с детьми дошкольного возраста.
Дидактические игры для обогащения словаря в работе с детьми дошкольного возраста.
Грамматический строй речи усваивается ребенком постепенно, самостоятельно, путем подражания речи взрослых, в процессе общения и разнообразной речевой практики. Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование.
Словарь - это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления,действия и признаки окружающей действительности.
Грамматический строй - система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический - умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.
Являясь соединительным звеном между конкретным опытом и наглядным мышлением , игровая деятельность связана с условностями, выступает средством познания реальности.
Наглядно-игровые средства представляют, с одной стороны, наглядное пособие, с другой – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения.
Предлагаемые наглядно-игровые средства способствуют развитию лексико-грамматической стороны речи и пополнению словарного запаса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры для обогащения словаря в работе с детьми дошкольного возраста. »
Использование авторизированных дидактических игр для обогащения словаря и формирования лексико-грамматического строя речи в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи.
Учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 203» г. Перми
Шишмакова М. А.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.
Грамматический строй речи усваивается ребенком постепенно, самостоятельно, путем подражания речи взрослых, в процессе общения и разнообразной речевой практики. Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование.
Словарь - это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления ,действия и признаки окружающей действительности.
Грамматический строй - система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический - умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.
Дидактическая игра
Дидакти́ческие и́гры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.
Авторская игра - игра, созданная автором либо группой авторов. Для авторской игры характерны оригинальная концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений авторской игры предшествует ее экспертиза и апробация.
Авторизированная игра – большая часть игры создана автором (концепция, подходы, м.б. др.), а остальное дорабатывает педагог.
Дидактические игры
«Новогодняя елка»
«Назови картинку»
«Веселая рыбалка»
«Волшебный сундучок»
« Домик»
«Кукольный театр на прищепках»
Игра «Новогодняя елка»
Цели:
Формировать навык употребления имен существительных в винительном и творительном падежах.
Развивать мелкую моторику.
Пособие- елка( металлическая коробка в форме елки), картинки-игрушки для елки, которые крепятся при помощи магнитов.
( Это конфета. Украсим елку конфетой. Повесим на елку конфету.)
Игра продолжается до тех пор, пока не будет украшена вся елка.
Важно четко произносить падежные окончания.
Игра «Назови картинку»
Цель:
Закреплять у детей понятия «живой» — «неживой», умение задавать вопросы кто? и что? дать детям понятие «слово, обозначающее живой или неживой предмет».
Оборудование: Картинки с одушевлёнными и неодушевлёнными предметами. Красивое ведерко с щипчиками для льда.
Описание игры:
Вариант 1. Педагог кладет картинки в ведерко и просит детей по очереди доставать предметные картинки щипчиками. Задание: 1) называть картинки с изображением живых предметов, поставить к этим словам вопрос; 2) называть картинки с изображением неживых предметов, поставить вопрос. Например: стол (что это?), кошка (кто это?).
Вариант 2. Игра проводится без опоры на предметные картинки. Логопед подбирает разные слова (одушевлённые и неодушевлённые) и называет их вперемешку. Дети должны к этим словам поставить вопросы «кто это?» или «что это?». Наиболее активные дети отмечаются педагогом в конце игры.
Игра «Веселая рыбалка».
Цель : выучить названия дней недели и порядок следования.
Оборудование: ведерко, удочки, рыбки с цифрами.
Ход игры:
- Ребенку предлагается вытащить одну рыбку. Рыбки находятся под номерами. Если ребенок достает рыбку под номером 3, ему предлагается назвать день недели стоящий по счёту третьим. И так с каждой рыбкой. После того, как ребенок назвал все дни недели, ему предлагается выложить их и назвать в определённой последовательности, при этом проговаривая текст:
- В понедельник рыбка красная, рыбка красная – прекрасная.
- А во вторник- голубая - вот красивая какая.
- В среду – желтая к обеду, угостим мы им соседа.
- В четверг рыбачить нам не лень, потому что рыбный день.
- В пятницу уху сварили и друзей всех угостили.
- А в субботу на крючок налим попался толстячок.
- В воскресенье -сонный сом, несем сомика мы в дом.
- Всю неделю рыб ловили, дни недели разучили.
«Игра «Волшебный сундучок»
Игра на согласование местоимений с существительными в роде и обогащение речи словами, обозначающими признаки предметов.
Вариант 1.
Цель игры: правильно назвать предметы и ответить на вопрос «Чей? Чья? Чье?»
Ребенок достает картинку из сундучка и отвечает: мой огурец, моя кукла, мое яблоко.
За верный ответ ребенок получает фишку.
Вариант 2.
Цельигры: использовать в речи подходящее слово: он, она, оно.
Обогащать речь словами, обозначающими признаки предметов.
Это мой шарик . Он воздушный, красный.
Это моя груша . Она сочная, желтая.
Это мое мыло. Оно душистое.
Выигрывает тот, кто больше подберет прилагательных
«Домик»
Цель: формировать навык употребления предлогов в речи. Развивать навык употребления предлогов с глаголами , образованными приставочным способом.
Пособие: домик с дверцей, сказочные герои или персонажи мультфильмов.
Дети рассказывают, какие действия выполняет герой: подошел к домику, вошел в домик, вышел из домика, зашел за домик.
Кукольный театр на прищепках.
Для чего нужен кукольный театр?
Игры с кукольным театром развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, памяти, внимания, усидчивости, расширению словарного запаса.
Игра - основной вид деятельности дошкольника.
Являясь соединительным звеном между конкретным опытом и наглядным мышлением , игровая деятельность связана с условностями, выступает средством познания реальности.
Наглядно-игровые средства представляют, с одной стороны, наглядное пособие, с другой – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения.
Предлагаемые наглядно-игровые средства способствуют развитию лексико-грамматической стороны речи и пополнению словарного запаса.
object(ArrayObject)#875 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
["file_id"] => string(6) "125932"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1415097260"
}
}