Программа школ для детей с тяжелыми нарушениями речи имеет свои особенности, которые наряду с общеобразовательной подготовкой обеспечивают решение задач коррекционной направленности. Она построена с учетом специфики основного дефекта детей, что отражено в программе по произношению (1- 2 классы); развитию речи ( 1 - 10 классы; обучению грамоте (1 классы ); фонетике, грамматике, правописанию, чтению ( 1- 10 классы).
Каждый из разделов включает систематическую работу по формированию различных сторон речевой деятельности и преследует единую цель - наряду с выполнением общих учебных задач ликвидировать проявление речевой патологии.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по логопедии 3 класс»
Рабочая программа по логопедии 3 класс учитель-логопед Ковнер Екатерина Викторовна Пояснительная записка.
Программа школ для детей с тяжелыми нарушениями речи имеет свои особенности, которые наряду с общеобразовательной подготовкой обеспечивают решение задач коррекционной направленности. Она построена с учетом специфики основного дефекта детей, что отражено в программе по произношению (1- 2 классы); развитию речи ( 1 - 10 классы; обучению грамоте (1 классы ); фонетике, грамматике, правописанию, чтению ( 1- 10 классы).
Каждый из разделов включает систематическую работу по формированию различных сторон речевой деятельности и преследует единую цель - наряду с выполнением общих учебных задач ликвидировать проявление речевой патологии.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы.
Большое внимание в новом Стандарте уделяется формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребенка в школе, дома, со сверстниками. Предметная область «Филология» в ФГОС предполагает следующие результаты:
совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения,
письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и
взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения;
обогащение словарного запаса.
В связи с этим огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы своевременного выявления детей с нарушениями речи, установление причин этих нарушений и разработка системы их коррекции.
Обучающиеся с нарушениями речи испытывают стойкие трудности при усвоении программы общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевых функций и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью :
Нарушения фонетико – фонематического компонента речевой системы
Дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены и смешения ( нередко искаженных звуков ).
Недостаточная сформированность ( в более тяжелых случаях несформированность) фонематических процессов.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются
а/ недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному
развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова ;
б/ недостаточная сформированность предпосылок к успешному
овладению грамотой ;
в/ трудности овладения письмом и чтением ( наличие специфических
дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных
других ).
II. Нарушение лексико – грамматического компонента речевой системы.
Лексический запас ограничен рамками обиходно – бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов ; смешение по смыслу и акустическому сходству ).
Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:
а/ недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций;
в/ трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы ;
г/ недостаточное развитие связной речи.
III. Психологические особенности.
Неустойчивое внимание.
Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
Недостаточное развитие способности к переключению.
Недостаточное развитие словесно – логического мышления.
Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются :
а/ недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности ;
б/ трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы ; определение путей и средств достижения учебной цели ; контролирование деятельности ; умение работать в определенном темпе).
Указанные отклонения в развитии речи детей требуют специальной работы по их преодолению. Часы логопедических индивидуально – подгрупповых занятий (вынесены за сетку ) распределяются следующим образом :
V вид VII вид
Классы количество часов
1, 2, 3 .4 10 7
5, 6 10 7
7, 8,9,10 6 4
На индивидуально – подгрупповых логопедических занятиях на основе коррекционных упражнений формируется правильное усвоение звуковой структуры слова, произношение и восприятие звуков, а также первоначальный навык звукового анализа. Учащиеся овладевают языком для повседневного общения с окружающими, получают основу для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением.
В начальной школе занятия с одним учеником проводятся в течение 15 минут, с подгруппой ( 2- 4 ученика ) 20 – 25 минут. В основной школе с одним учеником 15 минут, с подгруппой ( 2 – 5 учеников ) 30 – 40 минут. Частота посещений 2 – 3 раза в неделю.
В свою очередь, логопедические занятия являются не только средством приобретения первоначальных навыков правильного чтения и грамотного письма, но также одним из способов формирования устной речи благодаря развитию познавательных процессов, наблюдениями и обобщениями в области речевых звуков.
Они также предусматривают, помимо формирования техники чтения и решения общеобразовательных и воспитательных задач, использование чтения как коррекционного средства развития речи. Занятия являются эффективным средством закрепления правильного произношения звуков и слов различной слоговой структуры, накопления и обогащения словарного запаса, развития грамматического строя речи, понимания синтаксических конструкций и овладения различными видами речи (диалогической, описательной и т.д.).
Знания и навыки, полученные на индивидуальных занятиях, закрепляются во время классных занятий. Показатели речевого развития, выявленные логопедом в начале года, и последующие изменения в процессе обучения у каждого ученика отмечаются в речевых картах.
Цель программы - коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся а, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей –логопатов.
Основные задачи программы:
Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.
Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха ) и общей координации движений, мелкой моторики.
В основе программы лежат следующие принципы, определяющие построение, реализацию
программы и организацию работы по ней :
- гуманизма – веры в возможности ребенка, объективного, позитивного подхода;
- системности – изучения ребенка как целостного, своеобразного, динамично
развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими
Результативность освоения программы определяется на основе данных диагностики.
В течение года осуществляется промежуточный контроль.
Цель промежуточного контроля:
- своевременное выявление слабого усвоения материала и коррекция методов и приёмов работы с обучающимися .
Формы промежуточного контроля результатов обучения :
- фронтальный опрос (контрольная, диктант ); - индивидуальный опрос (тестирование ); - поурочный контроль (работа с перфокартами ).
Итоговая диагностика включает в себя проведение ,обработку и анализ полученных
результатов. Данные первичной и итоговой диагностики сопоставляются ,проводится
оценка результатов , и делаются выводы об успешности проведённой работы.
Программа реализуется эффективно, если:
- дети, имеющие результаты входящей диагностики - 35,3% - ( I уровень), показывают при итоговой диагностике до 54,9 % или процент успешности, соответствующий II уровню ;
- дети, имеющие от 55 % успешности – (II –уровень), показывают при итоговой диагностике до 69,6 % или процент успешности, соответствующий III уровню;
- дети, имеющие70 % успешности- (III уровень), показывают при итоговой диагностике до 84,9 % или процент успешности, соответствующий IV уровню ;
- дети, имеющие от 85 % до 100 % успешности, относятся к IV уровню и не нуждаются в логопедической помощи при условии, что эти обучающиеся не имеют дефектов звукопроизношения.
Содержание программы 3 класс -V вид (340 часов)
I
II
III
IV
V
VI
VII
VШ
IX
Логопедическое обследование устной и письменной речи.
Звуковая сторона речи. Дифференциация твердых и мягких согласных. Обозначение мягкости согласных. Разделительные Ъ и Ь знаки. Дифференциация звонких и глухих согласных. Непроизносимые согласные. Удвоенные согласные. Ударение. Ударные и безударные гласные. Развитие звукобуквенного и слогового анализа.
Состав слова и словообразование.
Однокоренные слова. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Сложные слова. Морфологический состав слов.
Лексика. Фразеологизмы.
Однозначные и многозначные слова. Прямые и переносные значения слов. Подбор синонимов и антонимов. Сравнительные обороты.
Грамматический строй речи.
-дифференциация предлогов и приставок. –имя существительное, -имя прилагательное, -местоимение, -глагол.
Работа над предложением.
Составление предложений из слов. Предложения по цели высказывания. Грамматическое оформление предложений. Роль окончаний в предложении. Распространение предложений и их анализ. Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ предложений на письме.
Развитие связной речи. Выделение признаков связного текста. Ознакомление с типами текстов: повествование, описание, рассуждение. Работа с планом текста. Ключевые слова текста. Изложение текста по опорным словам и плану, по частям. Составление текстов по серии сюжетных картинок, по данному началу, по опорным словам. Составление диалогов.
Индивидуальная работа.
Подведение итогов.
10
64
32
32
36
32
32
64
10
3 КЛАСС
Знания, умения, навыки.
Учащиеся должны УМЕТЬ:
- активизировать усвоенные слова как конкретного, так и абстрактного значения через речевую практику;
- употреблять слова, близкие и противоположные по смыслу;
- употреблять в разговорной речи простые распространенные предложения ( 6-8 членов); с однородными членами, сложные предложения, выражающие одновременность и последовательность действия, причину, время, устанавливать связь между словами в простом распространенном предложении;
- четко, слитно, с правильным ударением произносить слова различного звуко-слогового состава, соблюдать правила орфоэпии;
- каллиграфически писать слова, предложения, тексты без пропусков, вставок, искажений букв;
- писать под диктовку текст;
- проводить грамматический разбор:
а) по составу слов;
б)частей речи;
- устанавливать связь слов в предложении, выделять главные члены предложения;
- писать изложение текста (50 слов) по составленному плану;
- читать сознательно, правильно и выразительно незнакомый текст целыми словами вслух;
2.Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической
стороны речи.
3.Обследование восприятия звуко - слоговой структуры слова.
4. Обследование фонематического восприятия.
5. Обследование фонематического анализа и синтеза.
6. Обследование звукопроизношения.
5-10
I
7.Обследование звукопроизношения.
8.Обследование словарного запаса и грамматического строя речи.
9.Обследование связной речи.
10. Обследование процессов чтения.
11. Обследование письменной речи.
12. Обследование письменной речи.
11 – 20
II
Звуки речи. Понятия: звук, буква, гласные и согласные звуки. Звукобуквенный анализ слов.
Уточнение и расширение словаря по теме «Живая и неживая природа».
Установление связи слов в предложении при помощи вопросов.
Уточнение представлений о предложении. Выделение предложения из текста. Главные и второстепенные члены предложения.
21 – 30
III
Развитие речевого дыхания. Понятия «гласный», «согласный» звук. Звуковой анализ и синтез слов. Постановка звуков.
.Подбор синонимов и антонимов.
Предложения с обращением.
Предложения по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложения. Семантический анализ предложения.
31 - 40
IV
Развитие артикуляционного праксиса. Развитие фонематического слуха. Согласные звуки. Постановка звуков.
«Перелетные птицы».
Составление слов из слогов.
Определение границ предложений в тексте «Улетают журавли».
41 – 50
V
Развитие речевого дыхания. Развитие слухового внимания, памяти. Слово, слог. Правила переноса слов. Слоговой анализ и синтез слов. Слогообразующая роль гласных букв.
«Эта удивительная природа».
Различение слова и слога, звука и буквы.
Составление распространенных предложений, их анализ. Грамматическое оформление предложений. Связь слов в предложении. Роль окончаний в предложении.
51 – 60
VI
Развитие артикуляционного праксиса. Гласные буквы е, е, ю, я. Обозначение мягкости согласных буквами е, е, ю, я. Развитие фонетического восприятия. Правила речи. Речевой этикет.
Прямое и переносное значение слов.
Предложение и словосочетание..
Сочинение-миниатюра «Последние дары осени».
61 - 70
VII
Развитие артикуляционного праксиса. Разделительный ь и мягкий знак показатель мягкости согласных. Звукобуквенный анализ слов.
Родственные слова, подбор родственных слов.
«Семья».
Различие однокоренных слов и формы одного и того же слова.
Составление рассказа по опорным словам. Выделение родственных слов.
71 - 80
VIII
Ударение. Ритмико-интонационная структура слова. Способы проверки безударных гласных в корне. Постановка звуков.
Подбор однокоренных слов Объяснение лексического значения однокоренных слов. « Осень».
Приставочный способ образования слов. Суффиксальный способ образования слов.
Составление предложений по картинкам, по заданной схеме.
81 -90
IX
Ударение. Формо-различительная роль ударения. Способы проверки слов с двумя безударными гласными в корне. Звукобуквенный анализ слов. Постановка звуков.
«Разнообразие животных».
Развитие навыков словоизменения и словообразования.
Составление текста из деформированных предложений. «Тетерка отводит врага».
91- 100
X
Развитие фонематического слуха. Парные и непарные звонкие и глухие согласные в корне слова. Постановка звуков.
«Разнообразие растений».
Развитие навыков словоизменения и словообразования.
Определение количества звуков в слове; последовательность звуков в слове. Парные звонкие и глухие согласные. Постановка звуков. . Способы проверки слов с парными по звонкости глухости согласных..
Обобщающее понятие «Удивительная природа».
Развитие навыков словообразования на различном лексическом материале. Дифференциация понятий «слово». «предложение».
Определение границ предложения в тексте.
111-120
XII
Определение количества звуков в слове; последовательность звуков в слове. Непроизносимые согласные.
Обобщающее понятие «Праздники»
Способы проверки слов с непроизносимыми согласными.
Восстановление деформированного текста.
121-130
XIII
131-140
XIV
Звонкие и глухие согласные. Удвоенные согласные. Анализ и синтез 3-4- сложных слов. Составление схемы слова. Автоматизация, постановка звуков.
Звонкие и глухие согласные. Автоматизация и постановка звуков.
Уточнение и расширение словаря по теме «Профессии».
Обогащение словаря антонимами, синонимами.
Суффиксальный способ образования слов. Суффиксы уменьшительно-ласкательного значения. Суффиксы прилагательных.
Морфологический состав слова. Уточнение значения слова
Виды связи слов в предложении. Постановка вопросов к отдельным словам в предложении.
Изложение текста по частям.
141-150
XV
Звонкие и глухие согласные. Автоматизация, постановка звуков.
Уточнение и расширение словарного запаса по теме «Зима». Обогащение словаря антонимами, синонимами.
Дифференциация предлогов и приставок.
Конструирование предложений с предлогами. Выделение предлогов и приставок в предложениях.
151-160
XVI
Разделительный ъ знак. Звукобуквенный анализ слов. Автоматизация, постановка звуков.
Уточнение и расширение словаря по теме «Зима».
Приставочный способ образования слов .Приставки противоположного значения.
Чтение текста. Пересказ по вопросам.
161-170
XVII
.Звукобуквенный анализ и синтез слов. Деление слов на слоги. Автоматизация, постановка звуков.
«Зимующие птицы»
Постановка вопроса к слову. Определение частей речи.
Определение границ предложения «В лесу зимой».
171-180
XVIII
Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Различение оптически схожих букв б и д в словах, словосочетаниях, предложениях..
«Организм человека»
Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Развитие диалогической формы речи в диалогах, инсценировках по прочитанным произведениям.
181-190
XIX
Звукобуквенный анализ слов. Различение оптически схожих букв п и т в словах, словосочетаниях, предложениях. Постановка и автоматизация звуков.
«Здоровый образ жизни».
Собственные и нарицательные имена существительные.
Составление текста-рассуждения по опорным словам и плану.
191-200
XX
Формирование прочных звукобуквенных связей. Постановка и автоматизация звуков.
Уточнение и расширение словаря по теме «Зимние развлечения и спорт»
Род и число имен существительных. Родовые окончания имен существительных.
.Составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картинок и вопросов.
201-210
XXI
Звукобуквенный анализ слов. Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имен существительных. Автоматизация звуков.
Подбор синонимов и антонимов.
Согласование имен существительных с именами прилагательными.
Составление текста по опорным словам. «На рыбалке». (утро, речка, товарищ, поймал, лещ, всякая мелочь, улов)
211-220
XXII
Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Различение оптически схожих букв х и ж в словах, словосочетаниях, предложениях.
Уточнение и расширение словаря по теме «День защитника отечества».
Падежи. Изменение имен существительных по падежам.
Распространение предложений и их анализ.
221-230
XXIII
Слогообразующая роль гласных . Различие оптически схожих букв у и и. Перенос слов по слогам. Постановка и автоматизация звуков.
Уточнение и обогащение словаря по теме «Праздник наших мам. Восьмое марта».
Имена прилагательные. Согласование имен существительных с именами прилагательными.
Составление рассказа по данному началу «Подснежники».
231-240
XXIV
Слогообразующая роль гласных. Сложные слова. Различение оптически схожих букв о и а в слогах, словах, сочетаниях слов, предложениях.
«Полезные ископаемые».
Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.