Н.Н. Булганина
Булганина Н.Н., учитель-логопед ОГБОУ "Мосоловская школа-интернат".
1. Пояснительная записка.
2. Содержание программы по разделам.
3. Перспективный план работы по устранению нарушений звукопроизношения.
4. Календарно-тематический план занятий по коррекции звукопроизношения.
5. Список литературы.
6.Рекомендуемая литература.
7.Заключение.
Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи младшим школьникам с ОВЗ, имеющим нарушение звукопроизношения с фонематическими нарушениями речи.
Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев в развитии речи ребенка. Заканчивается процесс становления звукопроизношения к 5-6-летнему возрасту, когда ребенок правильно может произносить все звуки (Парамонова Л.Г.). Однако благополучное формирование звуко-произносительной стороны речи происходит далеко не всегда. У многих детей дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.
Недостатки устной речи могут являться причиной ошибок в письменной речи. У 16,7% будущих первоклассников имеются предпосылки к артикуляторно-акустической дисграфии (Парамонова, 2006). У детей с нечёткой артикуляцией необходимо проводить дифференциацию звуков родного языка.
Кроме того, научными исследованиями в области дефектологии доказано исключительно важное значение раннего распознавания речевого недоразвития и его более ранней коррекции, что позволяет предупреждать затруднения детей при обучении в школе (Т.А. Власова, 1972). Коррекционная работа с детьми младшего школьного возраста приводит к значительной их компенсации.
Программа написана в соответствии с современными представлениями науки о механизмах формирования звукопроизношения у ребенка.
Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, Б.Д. Элькониным.
В программе также нашли отражения идеи учёных: Г.А. Волковой, Л.С. Волковой, В.А. Ковшикова, Р.И. Лалаевой, Л.Г. Парамоновой, О.В. Правдиной, Т.Б. Филичивой, Г.И. Чиркиной, М. Ф. Фомичёвой, М. Е. Хватцева, по проблеме коррекции устной речи.
Базисным тезисом при разработке данной программы стала теория Н.А. Бернштейна об уровневом принципе формирования навыков. Согласно этой теории, любой навык на начальном этапе своего формирования под контролем сознания, но по мере совершенствования навыка отдельные операции автоматизируются и их регуляция осуществляется уже в более свернутом виде, вне контроля сознания. В завершение этого процесса под контролем сознания остается только конечный результат всей цепочки операции. Эта схема применима к навыкам правильного звукопроизношения.
Такие установки способствуют высокой эффективности коррекционной работы, максимально используя возможности ребёнка.
Фонетическое нарушение речи — это нарушение произношения отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков (например, свистящих, свистящих и шипящих) при нормальном физическом слухе. В результате такого нарушения звук искажается, произносится неточно. Чаще всего нарушается произношение следующих групп звуков: свистящие [с], [с’], [з], [з’], [ц], шипящие [ш], [ж], [ч], [щ], сонорные [л], [л’], [р], [р’], заднеязычные [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’].
Порой ребенок с фонетическим нарушением речи не может произносить лишь одну группу звуков, например, только шипящие или только заднеязычные. Подобное нарушение звукопроизношения называется простое (частичное), или мономорфное. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения называется сложное (диффузное), или полиморфное.
Такие дети с фонетическим нарушением речи испытывают затруднения в чтении и допускают грубые ошибки в письме (пропускают буквы, заменяют их на другие), что является причиной их неуспеваемости в школе.
Все данные обследования (а в дальнейшем и результаты работы по коррекции звукопроизношения) записываются в речевую карту, которая заполняется в ходе обследования.
Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени. (Коноваленко 1998).
К следующему этапу — постановке звука — можно переходить, когда ребенок научится легко, быстро, правильно воспроизводить основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, четко отличать правильное звучание от искаженного.
Данная последовательность определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме. (Коноваленко, 1998)
Однако возможны изменения в порядке постановки звуков, обусловленные индивидуальными особенностями отдельных детей.
К следующему этапу — автоматизации звука - переходят только тогда, когда ребенок по требованию взрослого может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).
Автоматизацию поставленных звуков в словах рекомендуется проводить в следующей последовательности:
Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.
Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению. (Коноваленко, 1998)
Вследствие того, что у детей с ОВЗ с речевыми нарушениями, как правило, выявляется недостаточная сформированность мелкой моторики, психических функций и общеречевых навыков (словарный запас, лексико-грамматический строй речи и фонематические процессы), то необходимо их развивать на логопедических занятиях с детьми. Это создаст благоприятные предпосылки для развития устной речи и овладения письменной речью.
Процесс исправления недостатков звукопроизношения в существенной степени зависит от выполнения методических установок, важнейшими из которых являются следующие (Богомолова, 1994):
1. Ребенок должен быть подготовлен к работе, так как его сознательное желание исправить звуки имеет большое значение.
2. Переход от одного этапа работы к следующему должен осуществляться только после усвоения пройденного материала.
После постановки и автоматизации того или иного звука следует этап его дифференциации (различения) с наиболее часто смешиваемыми звуками. Если не проводить дифференциацию, ребёнок будет путать произношение поставленного звука с имеющимися дефектными. Вначале отрабатываются звуки в упражнениях, а затем вводятся в разговорно-бытовую речь. (Богомолова, 1994)
При работе над дифференциацией звуков одновременно подключается не более пары звуков, если для работы необходимо большее количество звуков одной артикуляторной группы, их все равно объединяют попарно.
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования. Ее продолжительность во многом обусловлена индивидуальными особенностями ребенка и структурой его дефекта.
Поэтапная коррекционная работа, рассчитана на 2-3 занятия в неделю на протяжении того времени, которое необходимо для коррекции звукопроизношения, исходя из характера и степени выраженности речевого нарушения, а также динамики его коррекции, составляет примерно (61 – 85ч.).
Этап - «Оценки» результативности коррекционной работы, рассчитан на 2 – 4 часа, проведение итогового занятия и обследования - итогового контроля по истечении сроков коррекционной работы над звуком.
В каждом варианте ребенок выполняет предложенные ему задания.
Нарушено произношение звуков [С],[З],[Ш],[Ж],[С’],[З’],[Л’], [Ц],[Ч],[Щ],[Л],[Р],[Р’] |
№ п/п | № в теме | Темы занятий | Цели занятий | Количество часов |
| | Звук [С] | |
1 | 1 | Подготовительные упражнения (артикуляционная гимнастика). Упражнения: «Улыбочка», «Заборчик», «Лопаточка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус». Развитие фонематического слуха. | 1. Формирование точных движений органов артикуляции. 2. Развитие мелкой моторики рук. 3. Развитие фонематического слуха. 4. Формирование правильной воздушной струи. 5. Отработка опорных звуков. | 4-5 |
2 | 2 | Постановка звука [С]. | 1.Добиваться правильного произношения звука [С]. 1 способ – по подражанию (слух, зрение, тактильно-вибрационными ощущениями) ребёнок воспринимает звучание и артикуляцию фонем. 2 способ - смешанный (подражание + словесные пояснения) 2.Развивать мелкую моторику рук. 3.Развивать фонематический слух, память, мышление. | 9-13 |
3 | 3 | Автоматизация звука [С] в словах. | 1.Добиваться правильного произношения звука [С]. 2.Работа ведется с опорой на слуховой и кинестетический самоконтроль. 3.Развивать слуховой самоконтроль, мелкую моторику рук, фонетико-фонематический слух, логическое мышление, память, внимание. 4.Работать над пополнением активного и пассивного словарного запаса. 5.Определение места звука в слове; определение количества звуков в слове. | 1-3 |
4 | 3.1 | | Добиваться правильного произношения в прямых слогах. | 1-2 |
5 | 3.2 | | Добиваться правильного произношения в обратных слогах. | 1-2 |
6 | 3.3 | | Добиваться правильного произношения звука[С] в слогах со стечением согласных. | 1-2 |
7 | 3.4 | | Добиваться правильного произношения звука [С] в начале слова (односложные, двусложные…) | 1-2 |
8 | 3.5 | | Отработать правильное произношение в середине слова. | 1-2 |
9 | 3.6 | | 1.Отработать правильное произношение звука [С] в конце слова. 2.Уметь выделять изучаемый звук. | 1-2 |
10 | 3.7 | | Отработать правильное произношение звука [С] несколько раз встречающие в одном слове. | 1-2 |
11 | 4 | Автоматизация звука [С] в предложениях. | 1.Воспитание правильного произношения звука [С] в предложениях. 2.Работа ведется с опорой на слуховой и зрительный анализаторы. | 10-12 |
12 | 4.1 | | Воспитание правильного, четкого произношения звука [С] во фразовой речи. | 2-3 |
13 | 4.2 | | 1.Воспитание правильного, четкого произношения звука [С] в простом предложении. 2.Умение составлять простые предложения с опорой на картинки. | 2-3 |
14 | 4.3 | | 1.Воспитание правильного, четкого произношения звука [С] в простом распространенном предложении. 2.Учить составлять и работать с простым распространенным предложением. 3.Пополнять словарный запас. | 2-3 |
15 | 5 | Автоматизация звука [С] в: чистоговорках; стихах; скороговорках; поговорках; шутках; потешках | 1.Автоматизировать произношение звука [С]. 2.Развивать: память, мышление, внимание. 3.Прививать любовь к народному творчеству. | 6-7 |
16 | 6 | Автоматизация звука [С] в коротких рассказах. | 1.Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. 2.Учить находить главную мысль в рассказе. 3.Учить давать полные ответы на поставленные вопросы. 4.Чтение коротких рассказов. 5.Составление рассказов по серии картин. | 5-6 |
17 | 7 | Автоматизация звука [С] в длинных рассказах. | 1.Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. 2.Учить передавать прочитанное. 3.Развивать память, внимание, речь, словарь. | 5-6 |
18 | 8 | Автоматизация звука [С] в разговорной речи. | Следить за правильным звукопроизношением в разговорной речи. | 2-3 |
| | Звук [З] | |
19 | 1 | Подготовительные упражнения (артикуляционная гимнастика). Упражнения: «Улыбочка», «Заборчик», «Лопаточка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус». Развитие фонематического слуха. | 1. Формирование точных движений органов артикуляции. 2. Развитие мелкой моторики рук. 3. Развитие фонематического слуха. 4. Формирование правильной воздушной струи. 5. Отработка опорных звуков. | 4-5 |
20 | 2 | Постановка звука [З]. | 1.Добиваться правильного произношения звука [З]. 1 способ – по подражанию (слух, зрение, тактильно-вибрационными ощущениями) ребёнок воспринимает звучание и артикуляцию фонем. 2 способ - смешанный (подражание + словесные пояснения) 2.Развивать мелкую моторику рук. 3.Развивать фонематический слух, память мышление. | 9-13 |
21 | 3 | Автоматизация звука [З] в словах. | 1.Добиваться правильного произношения звука [З]. 2.Работа ведется с опорой на слуховой и кинестетический самоконтроль. 3.Развивать слуховой самоконтроль, мелкую моторику рук, фонетико-фонематический слух, логическое мышление, память, внимание. 4.Работать над пополнением активного и пассивного словарного запаса. 5.Определение места звука в слове; определение количества звуков в слове. | 1-3 |
22 | 3.1 | | Добиваться правильного произношения в прямых слогах. | 1-2 |
23 | 3.2 | | Добиваться правильного произношения в обратных слогах. | 1-2 |
24 | 3.3 | | Добиваться правильного произношения звука в слогах со стечением согласны | 1-2 |
25 | 3.4 | | Добиваться правильного произношения звука [З] в начале слова (односложные, двусложные…) | 1-2 |
26 | 3.5 | | Отработать правильное произношение в середине слова. | 1-2 |
27 | 3.6 | | 1.Отработать правильное произношение звука [З] в конце слова. 2.Уметь выделять изучаемый звук. | 1-2 |
28 | 3.7 | | Отработать правильное произношение звука [З] несколько раз встречающие в одном слове. | 1-2 |
29 | 4 | Автоматизация звука [З] в предложениях. | 1.Воспитание правильного произношения звука [З] в предложениях. 2.Работа ведется с опорой на слуховой и зрительный анализаторы. | 10-12 |
30 | 4.1 | | Воспитание правильного, четкого произношения звука [З] во фразовой речи. | 2-3 |
31 | 4.2 | | 1.Воспитание правильного, четкого произношения звука [З] в простом предложении. 2.Умение составлять простые предложения с опорой на картинки. | 2-3 |
32 | 4.3 | | 1.Воспитание правильного, четкого произношения звука [З] в простом распространенном предложении. 2.Учить составлять и работать с простым распространенным предложением. 3.Пополнять словарный запас. | 2-3 |
33 | 5 | Автоматизация звука [З] в: чистоговорках; стихах; скороговорках; поговорках; шутках; потешках | 1.Автоматизировать произношение звука [З]. 2.Развивать: память, мышление, внимание. 3.Прививать любовь к народному творчеству. | 6-7 |
34 | 6 | Автоматизация звука [З] в коротких рассказах. | 1.Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. 2.Учить находить главную мысль в рассказе. 3.Учить давать полные ответы на поставленные вопросы. 4.Чтение коротких рассказов. 5.Составление рассказов по серии картин. | 5-6 |
35 | 7 | Автоматизация звука [З] в длинных рассказах. | 1.Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. 2.Учить передавать прочитанное. 3.Развивать память, внимание, речь, словарь. | 5-6 |
36 | 8 | Автоматизация звука [З] в разговорной речи. | Следить за правильным звукопроизношением в разговорной речи. | 2-3 |
37 | 9 | Дифференциация звуков: [С]-[З]: изолированно; в слогах; в словах; в предложениях; в чистоговорках; в стихах. | Учить детей различать звуки: [С],[З] и правильно употреблять их в речи. | 6-7 |
| | Звук [Ш] | |
38 | 1 | Подготовительные упражнения (артикуляционная гимнастика). Упражнения: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки». Развитие фонематического слуха. | 1. Формирование точных движений органов артикуляции. 2. Развитие мелкой моторики рук. 3. Развитие фонематического слуха. 4. Формирование правильной воздушной струи. 5. Отработка опорных звуков. | 4-5 |
39 | 2 | Постановка звука [Ш]. | 1.Добиваться правильного произношения звука [Ш]. 1 способ – по подражанию (слух, зрение, тактильно-вибрационными ощущениями) ребёнок воспринимает звучание и артикуляцию фонем. 2 способ - смешанный (подражание + словесные пояснения) 2.Развивать мелкую моторику рук. 3.Развивать фонематический слух, память мышление. | 9-13 |
40 | 3 | Автоматизация звука [Ш] в словах. | 1.Добиваться правильного произношения звуков. 2.Работа ведется с опорой на слуховой и кинестетический самоконтроль. 3.Развивать слуховой самоконтроль, мелкую моторику рук, фонетико-фонематический слух, логическое мышление, память, внимание. 4.Работать над пополнением активного и пассивного словарного запаса. 5.Определение места звука в слове; определение количества звуков в слове. | 1-3 |
41 | 3.1 | | Добиваться правильного произношения в прямых слогах. | 1-2 |
42 | 3.2 | | Добиваться правильного произношения в обратных слогах. | 1-2 |
43 | 3.3 | | Добиваться правильного произношения звука [Ш] в слогах со стечением согласных. | 1-2 |
44 | 3.4 | | Добиваться правильного произношения звука [Ш] в начале слова (односложные, двусложные…) | 1-2 |
45 | 3.5 | | Отработать правильное произношение в середине слова. | 1-2 |
46 | 3.6 | | 1.Отработать правильное произношение звука [Ш] в конце слова. 2.Уметь выделять изучаемый звук. | 1-2 |
47 | 3.7 | | Отработать правильное произношение звука [Ш] несколько раз встречающие в одном слове. | 1-2 |
48 | 4 | Автоматизация звука [Ш] в предложениях. | 1.Воспитание правильного произношения звука в предложениях. 2.Работа ведется с опорой на слуховой и зрительный анализаторы. | 10-12 |
49 | 4.1 | | Воспитание правильного, четкого произношения звука [Ш] во фразовой речи. | 2-3 |
50 | 4.2 | | 1.Воспитание правильного, четкого произношения звука [Ш] в простом предложении. 2.Умение составлять простые предложения с опорой на картинки. | 2-3 |
51 | 4.3 | | 1.Воспитание правильного, четкого произношения звука [Ш] в простом распространенном предложении. 2.Учить составлять и работать с простым распространенным предложением. 3.Пополнять словарный запас. | 2-3 |
52 | 5 | Автоматизация звука [Ш] в: чистоговорках; стихах; скороговорках; поговорках; шутках; потешках | 1.Автоматизировать произношение звука [Ш]. 2.Развивать: память, мышление, внимание. 3.Прививать любовь к народному творчеству. | 6-7 |
53 | 6 | Автоматизация звука [Ш] в коротких рассказах. | 1.Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. 2.Учить находить главную мысль в рассказе. 3.Учить давать полные ответы на поставленные вопросы. 4.Чтение коротких рассказов. 5.Составление рассказов по серии картин. | 5-6 |
54 | 7 | Автоматизация звука [Ш] в длинных рассказах. | 1.Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. 2.Учить передавать прочитанное. 3.Развивать память, внимание, речь, словарь. | 5-6 |
55 | 8 | Автоматизация звука [Ш] в разговорной речи. | Следить за правильным звукопроизношением в разговорной речи. | 2-3 |
56 | 9 | Дифференциация звуков: [С]-[Ш]: изолированно; в слогах; в словах; в предложениях; в чистоговорках; в стихах. | Учить детей различать звуки [С],[Ш] и правильно употреблять их в речи. | 6-7 |
| | Звук [Ж] | |
57 | 1 | Подготовительные упражнения (артикуляционная гимнастика). Упражнения: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки». Развитие фонематического слуха. | 1. Формирование точных движений органов артикуляции. 2. Развитие мелкой моторики рук. 3. Развитие фонематического слуха. 4. Формирование правильной воздушной струи. 5. Отработка опорных звуков. | 4-5 |
58 | 2 | Постановка звука [Ж]. | 1.Добиваться правильного произношения звука. 1 способ – по подражанию (слух, зрение, тактильно-вибрационными ощущениями) ребёнок воспринимает звучание и артикуляцию фонем. 2 способ - смешанный (подражание + словесные пояснения) 2.Развивать мелкую моторику рук. 3.Развивать фонематический слух, память мышление. | 9-13 |
59 | 3 | Автоматизация звука [Ж] в словах. | 1.Добиваться правильного произношения звука. 2.Работа ведется с опорой на слуховой и кинестетический самоконтроль. 3.Развивать слуховой самоконтроль, мелкую моторику рук, фонетико-фонематический слух, логическое мышление, память, внимание. 4.Работать над пополнением активного и пассивного словарного запаса. 5.Определение места звука в слове; определение количества звуков в слове. | 1-3 |
60 | 3.1 | | Добиваться правильного произношения в прямых слогах. | 1-2 |
61 | 3.2 | | Добиваться правильного произношения в обратных слогах. | 1-2 |
62 | 3.3 | | Добиваться правильного произношения звука [Ж] в слогах со стечением согласных. | 1-2 |
63 | 3.4 | | Добиваться правильного произношения звука [Ж] в начале слова (односложные, двусложные…). | 1-2 |
64 | 3.5 | | Отработать правильное произношение в середине слова. | 1-2 |
65 | 3.6 | | 1.Отработать правильное произношение звука [Ж] в конце слова. 2.Уметь выделять изучаемый звук. | 1-2 |
66 | 3.7 | | Отработать правильное произношение звука [Ж] несколько раз встречающие в одном слове. | 1-2 |
67 | 4 | Автоматизация звука [Ж] в предложениях. | 1.Воспитание правильного произношения звука в предложениях. 2.Работа ведется с опорой на слуховой и зрительный анализаторы. | 10-12 |
68 | 4.1 | | Воспитание правильного, четкого произношения звука [Ж] во фразовой речи. | 2-3 |
69 | 4.2 | | 1.Воспитание правильного, четкого произношения звука [Ж] в простом предложении. 2.Умение составлять простые предложения с опорой на картинки. | 2-3 |
70 | 4.3 | | 1.Воспитание правильного, четкого произношения звука [Ж] в простом распространенном предложении. 2.Учить составлять и работать с простым распространенным предложением. 3.Пополнять словарный запас. | 2-3 |
71 | 5 | Автоматизация звука [Ж] в: чистоговорках; стихах; скороговорках; поговорках; шутках; потешках | 1.Автоматизировать произношение звука [Ж]. 2.Развивать: память, мышление, внимание. 3.Прививать любовь к народному творчеству. | 6-7 |
72 | 6 | Автоматизация звука [Ж] в коротких рассказах. | 1.Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. 2.Учить находить главную мысль в рассказе. 3.Учить давать полные ответы на поставленные вопросы. 4.Чтение коротких рассказов. 5.Составление рассказов по серии картин. | 5-6 |
73 | 7 | Автоматизация звука [Ж] в длинных рассказах. | 1.Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. 2.Учить передавать прочитанное. 3.Развивать память, внимание, речь, словарь. | 5-6 |
74 | 8 | Автоматизация звука [Ж] в разговорной речи. | Следить за правильным звукопроизношением в разговорной речи. | 2-3 |
75 | 9 | Дифференциация звуков: [Ж]-[З]: изолированно; в слогах; в словах; в предложениях; в чистоговорках; в стихах. | Учить детей различать звуки [Ж],[З] и правильно употреблять их в речи. | 6-7 |
76 | 10 | Дифференциация звуков: [Ж]-[Ш]: изолированно; в слогах; в словах; в предложениях; в чистоговорках; в стихах. | Учить детей различать звуки [Ж],[Ш] и правильно употреблять их в речи. | 6-7 |
| | Звук [C’] | |
77 | 1 | Подготовительные упражнения (артикуляционная гимнастика). Упражнения: «Улыбочка», «Заборчик», «Лопаточка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус». Развитие фонематического слуха. | 1. Формирование точных движений органов артикуляции. 2. Развитие мелкой моторики рук. 3. Развитие фонематического слуха. 4. Формирование правильной воздушной струи. 5. Отработка опорных звуков. | 4-5 |
78 | 2 | Постановка звука [С’]. | 1.Добиваться правильного произношения звука. 1 способ – по подражанию (слух, зрение, тактильно-вибрационными ощущениями) ребёнок воспринимает звучание и артикуляцию фонем. 2 способ - смешанный (подражание + словесные пояснения) 2.Развивать мелкую моторику рук. 3.Развивать фонематический слух, память мышление. | 9-13 |
79 | 3 | Автоматизация звука [С’] в словах. | 1.Добиваться правильного произношения звука. 2.Работа ведется с опорой на слуховой и кинестетический самоконтроль. 3.Развивать слуховой самоконтроль, мелкую моторику рук, фонетико-фонематический слух, логическое мышление, память, внимание. 4.Работать над пополнением активного и пассивного словарного запаса. 5.Определение места звука в слове; определение количества звуков в слове. | 1-3 |
80 | 3.1 | | Добиваться правильного произношения в прямых слогах. | 1-2 |
81 | 3.2 | | Добиваться правильного произношения в обратных слогах. | 1-2 |
82 | 3.3 | | Добиваться правильного произношения звука в слогах со стечением согласных. | 1-2 |
83 | 3.4 | | Добиваться правильного произношения звука [C’] в начале слова (односложные, двусложные…). | 1-2 |
84 | 3.5 | | Отработать правильное произношение в середине слова. | 1-2 |
85 | 3.6 | | 1.Отработать правильное произношение звука [C’] в конце слова. 2.Уметь выделять изучаемый звук. | 1-2 |
86 | 3.7 | | Отработать правильное произношение звука [C’] несколько раз встречающие в одном слове. | 1-2 |
87 | 4 | Автоматизация звука [C’] в предложениях. | 1.Воспитание правильного произношения звука [С’] в предложениях. 2.Работа ведется с опорой на слуховой и зрительный анализаторы. | 10-12 |
88 | 4.1 | | Воспитание правильного, четкого произношения звука [C’] во фразовой речи. | 2-3 |
89 | 4.2 | | 1.Воспитание правильного, четкого произношения звука [C’] в простом предложении. 2.Умение составлять простые предложения с опорой на картинки. | 2-3 |
90 | 4.3 | | 1.Воспитание правильного, четкого произношения звука [C’] в простом распространенном предложении. 2.Учить составлять и работать с простым распространенным предложением. 3.Пополнять словарный запас. | 2-3 |
91 | 5 | Автоматизация звука [C’] в: чистоговорках; стихах; скороговорках; поговорках; шутках; потешках | 1.Автоматизировать произношение звука [C’]. 2.Развивать: память, мышление, внимание. 3.Прививать любовь к народному творчеству. | 6-7 |
92 | 6 | Автоматизация звука [C’] в коротких рассказах. | 1.Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. 2.Учить находить главную мысль в рассказе. 3.Учить давать полные ответы на поставленные вопросы. 4.Чтение коротких рассказов. 5.Составление рассказов по серии картин. | 5-6 |
93 | 7 | Автоматизация звука [C’] в длинных рассказах. | 1.Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. 2.Учить передавать прочитанное. 3.Развивать память, внимание, речь, словарь. | 5-6 |
94 | 8 | Автоматизация звука [C’] в разговорной речи. | Следить за правильным звукопроизношением в разговорной речи. | 2-3 |
95 | 9 | Дифференциация звуков: [C]-[C’]: изолированно; в слогах; в словах; в предложениях; в чистоговорках; в стихах. | Учить детей различать звуки [C],[C’] и правильно употреблять их в речи. | 6-7 |
| | Звук [З’] | |
96 | 1 | Подготовительные упражнения (артикуляционная гимнастика). Упражнения: «Улыбочка», «Заборчик», «Лопаточка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус». Развитие фонематического слуха. | 1. Формирование точных движений органов артикуляции. 2. Развитие мелкой моторики рук. 3. Развитие фонематического слуха. 4. Формирование правильной воздушной струи. 5. Отработка опорных звуков. | 4-5 |
97 | 2 | Постановка звука [З’]. | 1.Добиваться правильного произношения звука. 1 способ – по подражанию (слух, зрение, тактильно-вибрационными ощущениями) ребёнок воспринимает звучание и артикуляцию фонем. 2 способ - смешанный (подражание + словесные пояснения) 2.Развивать мелкую моторику рук. 3.Развивать фонематический слух, память мышление. | 9-13 |
98 | 3 | Автоматизация звука [З’] в словах. | 1.Добиваться правильного произношения звука. 2.Работа ведется с опорой на слуховой и кинестетический самоконтроль. 3.Развивать слуховой самоконтроль, мелкую моторику рук, фонетико-фонематический слух, логическое мышление, память, внимание. 4.Работать над пополнением активного и пассивного словарного запаса. 5.Определение места звука в слове; определение количества звуков в слове. | 1-3 |
99 | 3.1 | | Добиваться правильного произношения в прямых слогах. | 1-2 |
100 | 3.2 | | Добиваться правильного произношения в обратных слогах. | 1-2 |
101 | 3.3 | | Добиваться правильного произношения звука [З’] в слогах со стечением согласных. | 1-2 |
102 | 3.4 | | Добиваться правильного произношения звука [З’] в начале слова (односложные, двусложные…). | 1-2 |
103 | 3.5 | | Отработать правильное произношение в середине слова. | 1-2 |
104 | 3.6 | | 1.Отработать правильное произношение звука [З’] в конце слова. 2.Уметь выделять изучаемый звук. | 1-2 |
105 | 3.7 | | Отработать правильное произношение звука [З’] несколько раз встречающие в одном слове. | 1-2 |
106 | 4 | Автоматизация звука [З’] в предложениях. | 1.Воспитание правильного произношения звука в предложениях. 2.Работа ведется с опорой на слуховой и зрительный анализаторы. | 10-12 |
107 | 4.1 | | Воспитание правильного, четкого произношения звука [З’] во фразовой речи. | 2-3 |
108 | 4.2 | | 1.Воспитание правильного, четкого произношения звука [З’] в простом предложении. 2.Умение составлять простые предложения с опорой на картинки. | 2-3 |
109 | 4.3 | | 1.Воспитание правильного, четкого произношения звука [З’] в простом распространенном предложении. 2.Учить составлять и работать с простым распространенным предложением. 3.Пополнять словарный запас. | 2-3 |
110 | 5 | Автоматизация звука [З’] в: чистоговорках; стихах; скороговорках; поговорках; шутках; потешках | 1.Автоматизировать произношение звука [З’]. 2.Развивать: память, мышление, внимание. 3.Прививать любовь к народному творчеству. | 6-7 |
111 | 6 | Автоматизация звука [З’] в коротких рассказах. | 1.Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. 2.Учить находить главную мысль в рассказе. 3.Учить давать полные ответы на поставленные вопросы. 4.Чтение коротких рассказов. 5.Составление рассказов по серии картин. | 5-6 |
112 | 7 | Автоматизация звука [З’] в длинных рассказах. | 1.Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. 2.Учить передавать прочитанное. 3.Развивать память, внимание, речь, словарь. | 5-6 |
113 | 8 | Автоматизация звука [З’] в разговорной речи. | Следить за правильным звукопроизношением в разговорной речи. | 2-3 |
114 | 9 | Дифференциация звуков: [З]-[З’]: изолированно; в слогах; в словах; в предложениях; в чистоговорках; в стихах. | Учить детей различать звуки [З],[З’] и правильно употреблять их в речи. | 6-7 |
| | Звук [Л’] | |
115 | 1 | Подготовительные упражнения (артикуляционная гимнастика). Упражнения: «Улыбка», «Лопаточка», «Накажем язычок», «Парус». Развитие фонематического слуха. | 1. Формирование точных движений органов артикуляции. 2. Развитие мелкой моторики рук. 3. Развитие фонематического слуха. 4. Формирование правильной воздушной струи. 5. Отработка опорных звуков. | 4-5 |
116 | 2 | Постановка звука [Л’]. | 1.Добиваться правильного произношения звука. 1 способ – по подражанию (слух, зрение, тактильно-вибрационными ощущениями) ребёнок воспринимает звучание и артикуляцию фонем. 2 способ - смешанный (подражание + словесные пояснения) 2.Развивать мелкую моторику рук. 3.Развивать фонематический слух, память мышление. | 9-13 |
117 | 3 | Автоматизация звука [Л’] в словах. | 1.Добиваться правильного произношения звука. 2.Работа ведется с опорой на слуховой и кинестетический самоконтроль. 3.Развивать слуховой самоконтроль, мелкую моторику рук, фонетико-фонематический слух, логическое мышление, память, внимание. 4.Работать над пополнением активного и пассивного словарного запаса. 5.Определение места звука в слове; определение количества звуков в слове. | 1-3 |
118 | 3.1 | | Добиваться правильного произношения в прямых слогах. | 1-2 |
119 | 3.2 | | Добиваться правильного произношения в обратных слогах. | 1-2 |
120 | 3.3 | | Добиваться правильного произношения звука в слогах со стечением согласных. | 1-2 |
121 | 3.4 | | Добиваться правильного произношения звука [Л’] в начале слова (односложные, двусложные…). | 1-2 |
122 | 3.5 | | Отработать правильное произношение в середине слова. | 1-2 |
123 | 3.6 | | 1.Отработать правильное произношение звука [Л’] в конце слова. 2.Уметь выделять изучаемый звук. | 1-2 |
124 | 3.7 | | Отработать правильное произношение звука [Л’] несколько раз встречающие в одном слове. | 1-2 |
125 | 4 | Автоматизация звука [Л’] в предложениях. | 1.Воспитание правильного произношения звука [Л’] в предложениях. 2.Работа ведется с опорой на слуховой и зрительный анализаторы. | 10-12 |
126 | 4.1 | | Воспитание правильного, четкого произношения звука [Л’] во фразовой речи. | 2-3 |
127 | 4.2 | | 1.Воспитание правильного, четкого произношения звука [Л’] в простом предложении. 2.Умение составлять простые предложения с опорой на картинки. | 2-3 |
128 | 4.3 | | 1.Воспитание правильного, четкого произношения звука [Л’] в простом распространенном предложении. 2.Учить составлять и работать с простым распространенным предложением. 3.Пополнять словарный запас. | 2-3 |
129 | 5 | Автоматизация звука [Л’] в: чистоговорках; стихах; скороговорках; поговорках; шутках; потешках | 1.Автоматизировать произношение звука [Л’]. 2.Развивать: память, мышление, внимание. 3.Прививать любовь к народному творчеству. | 6-7 |
130 | 6 | Автоматизация звука [Л’] в коротких рассказах. | 1.Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. 2.Учить находить главную мысль в рассказе. 3.Учить давать полные ответы на поставленные вопросы. 4.Чтение коротких рассказов. 5.Составление рассказов по серии картин. | 5-6 |
131 | 7 | Автоматизация звука [Л’] в длинных рассказах. | 1.Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. 2.Учить передавать прочитанное. 3.Развивать память, внимание, речь, словарь. | 5-6 |
132 | 8 | Автоматизация звука [Л’] в разговорной речи. | Следить за правильным звукопроизношением в разговорной речи. | 2-3 |
| | Звук [Ц] | |
133 | 1 | Подготовительные упражнения (артикуляционная гимнастика). Упражнения: «Улыбочка», «Заборчик», «Лопаточка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус». Развитие фонематического слуха. | 1. Формирование точных движений органов артикуляции. 2. Развитие мелкой моторики рук. 3. Развитие фонематического слуха. 4. Формирование правильной воздушной струи. 5. Отработка опорных звуков. | 4-5 |
134 | 2 | Постановка звука [Ц]. | 1.Добиваться правильного произношения звука. 1 способ – по подражанию (слух, зрение, тактильно-вибрационными ощущениями) ребёнок воспринимает звучание и артикуляцию фонем. 2 способ - смешанный (подражание + словесные пояснения) 2.Развивать мелкую моторику рук. 3.Развивать фонематический слух, память мышление. | 9-13 |
135 | 3 | Автоматизация звука [Ц] в словах. | 1.Добиваться правильного произношения звука. 2.Работа ведется с опорой на слуховой и кинестетический самоконтроль. 3.Развивать слуховой самоконтроль, мелкую моторику рук, фонетико-фонематический слух, логическое мышление, память, внимание. 4.Работать над пополнением активного и пассивного словарного запаса. 5.Определение места звука в слове; определение количества звуков в слове. | 1-3 |
136 | 3.1 | | Добиваться правильного произношения в прямых слогах. | 1-2 |
137 | 3.2 | | Добиваться правильного произношения в обратных слогах. | 1-2 |
138 | 3.3 | | Добиваться правильного произношения звука в слогах со стечением согласных. | 1-2 |
139 | 3.4 | | Добиваться правильного произношения звука [Ц] в начале слова (односложные, двусложные…). | 1-2 |
140 | 3.5 | | Отработать правильное произношение в середине слова. | 1-2 |
141 | 3.6 | | 1.Отработать правильное произношение звука [Ц] в конце слова. 2.Уметь выделять изучаемый звук. | 1-2 |
142 | 3.7 | | Отработать правильное произношение звука [Ц] несколько раз встречающие в одном слове. | 1-2 |
143 | 4 | Автоматизация звука [Ц] в предложениях. | 1.Воспитание правильного произношения звука в предложениях. 2.Работа ведется с опорой на слуховой и зрительный анализаторы. | 10-12 |
144 | 4.1 | | Воспитание правильного, четкого произношения звука [Ц] во фразовой речи. | 2-3 |
145 | 4.2 | | 1.Воспитание правильного, четкого произношения звука [Ц] в простом предложении. 2.Умение составлять простые предложения с опорой на картинки. | 2-3 |
146 | 4.3 | | 1.Воспитание правильного, четкого произношения звука [Ц] в простом распространенном предложении. 2.Учить составлять и работать с простым распространенным предложением. 3.Пополнять словарный запас. | 2-3 |
147 | 5 | Автоматизация звука [Ц] в: чистоговорках; стихах; скороговорках; поговорках; шутках; потешках | 1.Автоматизировать произношение звука [Ц]. 2.Развивать: память, мышление, внимание. 3.Прививать любовь к народному творчеству. | 6-7 |
148 | 6 | Автоматизация звука [Ц] в коротких рассказах. | 1.Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. 2.Учить находить главную мысль в рассказе. 3.Учить давать полные ответы на поставленные вопросы. 4.Чтение коротких рассказов. 5.Составление рассказов по серии картин. | 5-6 |
149 | 7 | Автоматизация звука [Ц] в длинных рассказах. | 1.Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. 2.Учить передавать прочитанное. 3.Развивать память, внимание, речь, словарь. | 5-6 |
150 | 8 | Автоматизация звука [Ц] в разговорной речи. | Следить за правильным звукопроизношением в разговорной речи. | 2-3 |
151 | 9 | Дифференциация звуков: [С]-[Ц]: изолированно; в слогах; в словах; в предложениях; в чистоговорках; в стихах. | Учить детей различать звуки [С],[Ц] и правильно употреблять их в речи. | 6-7 |
| | Звук [Ч] | |
152 | 1 | Подготовительные упражнения (артикуляционная гимнастика). Упражнения: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки». Развитие фонематического слуха. | 1. Формирование точных движений органов артикуляции. 2. Развитие мелкой моторики рук. 3. Развитие фонематического слуха. 4. Формирование правильной воздушной струи. 5. Отработка опорных звуков. | 4-5 |
153 | 2 | Постановка звука [Ч]. | 1.Добиваться правильного произношения звука. 1 способ – по подражанию (слух, зрение, тактильно-вибрационными ощущениями) ребёнок воспринимает звучание и артикуляцию фонем. 2 способ - смешанный (подражание + словесные пояснения) 2.Развивать мелкую моторику рук. 3.Развивать фонематический слух, память мышление. | 9-13 |
154 | 3 | Автоматизация звука [Ч] в словах. | 1.Добиваться правильного произношения звука. 2.Работа ведется с опорой на слуховой и кинестетический самоконтроль. 3.Развивать слуховой самоконтроль, мелкую моторику рук, фонетико-фонематический слух, логическое мышление, память, внимание. 4.Работать над пополнением активного и пассивного словарного запаса. 5.Определение места звука в слове; определение количества звуков в слове. | 1-3 |
155 | 3.1 | | Добиваться правильного произношения в прямых слогах. | 1-2 |
156 | 3.2 | | Добиваться правильного произношения в обратных слогах. | 1-2 |
157 | 3.3 | | Добиваться правильного произношения звука в слогах со стечением согласных. | 1-2 |
158 | 3.4 | | Добиваться правильного произношения звука [Ч] в начале слова (односложные, двусложные…). | 1-2 |
159 | 3.5 | | Отработать правильное произношение в середине слова. | 1-2 |
160 | 3.6 | | 1.Отработать правильное произношение звука [Ч] в конце слова. 2.Уметь выделять изучаемый звук. | 1-2 |
161 | 3.7 | | Отработать правильное произношение звука [Ч] несколько раз встречающие в одном слове. | 1-2 |
| 4 | Автоматизация звука [Ч] в предложениях. | 1.Воспитание правильного произношения звука в предложениях. 2.Работа ведется с опорой на слуховой и зрительный анализаторы. | 10-12 |
162 | 4.1 | | Воспитание правильного, четкого произношения звука [Ч] во фразовой речи. | 2-3 |
163 | 4.2 | | 1.Воспитание правильного, четкого произношения звука [Ч] в простом предложении. 2.Умение составлять простые предложения с опорой на картинки. | 2-3 |
163 | 4.3 | | 1.Воспитание правильного, четкого произношения звука [Ч] в простом распространенном предложении. 2.Учить составлять и работать с простым распространенным предложением. 3.Пополнять словарный запас. | 2-3 |
164 | 5 | Автоматизация звука [Ч] в: чистоговорках; стихах; скороговорках; поговорках; шутках; потешках | 1.Автоматизировать произношение звука [Ч]. 2.Развивать: память, мышление, внимание. 3.Прививать любовь к народному творчеству. | 6-7 |
| 6 | Автоматизация звука [Ч] в коротких рассказах. | 1.Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. 2.Учить находить главную мысль в рассказе. 3.Учить давать полные ответы на поставленные вопросы. 4.Чтение коротких рассказов. 5.Составление рассказов по серии картин. | 5-6 |
165 | 7 | Автоматизация звука [Ч] в длинных рассказах. | 1.Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. 2.Учить передавать прочитанное. 3.Развивать память, внимание, речь, словарь. | 5-6 |
166 | 8 | Автоматизация звука [Ч] в разговорной речи. | Следить за правильным звукопроизношением в разговорной речи. | 2-3 |
167 | 9 | Дифференциация звуков: [Ч]-[С]: изолированно; в слогах; в словах; в предложениях; в чистоговорках; в стихах. | Учить детей различать звуки [Ч],[С] и правильно употреблять их в речи. | 6-7 |
168 | 10 | Дифференциация звуков: [Ч]-[Т’]: изолированно; в слогах; в словах; в предложениях; в чистоговорках; в стихах. | Учить детей различать звуки [Ч],[T’] и правильно употреблять их в речи. | 6-7 |
| | Звук [Щ] | |
169 | 1 | Подготовительные упражнения (артикуляционная гимнастика). Упражнения: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки». Развитие фонематического слуха. | 1. Формирование точных движений органов артикуляции. 2. Развитие мелкой моторики рук. 3. Развитие фонематического слуха. 4. Формирование правильной воздушной струи. 5. Отработка опорных звуков. | 4-5 |
170 | 2 | Постановка звука [Щ]. | 1.Добиваться правильного произношения звука. 1 способ – по подражанию (слух, зрение, тактильно-вибрационными ощущениями) ребёнок воспринимает звучание и артикуляцию фонем. 2 способ - смешанный (подражание + словесные пояснения) 2.Развивать мелкую моторику рук. 3.Развивать фонематический слух, память мышление. | 9-13 |
171 | 3 | Автоматизация звука [Щ] в словах. | 1.Добиваться правильного произношения звука. 2.Работа ведется с опорой на слуховой и кинестетический самоконтроль. 3.Развивать слуховой самоконтроль, мелкую моторику рук, фонетико-фонематический слух, логическое мышление, память, внимание. 4.Работать над пополнением активного и пассивного словарного запаса. 5.Определение места звука в слове; определение количества звуков в слове. | 1-3 |
172 | 3.1 | | Добиваться правильного произношения в прямых слогах. | 1-2 |
173 | 3.2 | | Добиваться правильного произношения в обратных слогах. | 1-2 |
174 | 3.3 | | Добиваться правильного произношения звука в слогах со стечением согласных. | 1-2 |
175 | 3.4 | | Добиваться правильного произношения звука [Щ] в начале слова (односложные, двусложные…). | 1-2 |
176 | 3.5 | | Отработать правильное произношение в середине слова. | 1-2 |
177 | 3.6 | | 1.Отработать правильное произношение звука [Щ] в конце слова. 2.Уметь выделять изучаемый звук. | 1-2 |
178 | 3.7 | | Отработать правильное произношение звука [Щ] несколько раз встречающие в одном слове. | 1-2 |
179 | 4 | Автоматизация звука [Щ] в предложениях. | 1.Воспитание правильного произношения звука в предложениях. 2.Работа ведется с опорой на слуховой и зрительный анализаторы. | 10-12 |
180 | 4.1 | | Воспитание правильного, четкого произношения звука [Щ] во фразовой речи. | 2-3 |
181 | 4.2 | | 1.Воспитание правильного, четкого произношения звука [Щ] в простом предложении. 2.Умение составлять простые предложения с опорой на картинки. | 2-3 |
182 | 4.3 | | 1.Воспитание правильного, четкого произношения звука [Щ] в простом распространенном предложении. 2.Учить составлять и работать с простым распространенным предложением. 3.Пополнять словарный запас. | 2-3 |
183 | 5 | Автоматизация звука [Щ] в: чистоговорках; стихах; скороговорках; поговорках; шутках; потешках | 1.Автоматизировать произношение звука [Щ]. 2.Развивать: память, мышление, внимание. 3.Прививать любовь к народному творчеству. | 6-7 |
184 | 6 | Автоматизация звука [Щ] в коротких рассказах. | 1.Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. 2.Учить находить главную мысль в рассказе. 3.Учить давать полные ответы на поставленные вопросы. 4.Чтение коротких рассказов. 5.Составление рассказов по серии картин. | 5-6 |
185 | 7 | Автоматизация звука [Щ] в длинных рассказах. | 1.Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. 2.Учить передавать прочитанное. 3.Развивать память, внимание, речь, словарь. | 5-6 |
186 | 8 | Автоматизация звука [Щ] в разговорной речи. | Следить за правильным звукопроизношением в разговорной речи. | 2-3 |
187 | 9 | Дифференциация звуков: [Щ]-[Ч]: изолированно; в слогах; в словах; в предложениях; в чистоговорках; в стихах. | Учить детей различать звуки [Щ],[Ч] и правильно употреблять их в речи. | 6-7 |
188 | 10 | Дифференциация звуков: [Щ]-[Т’]: изолированно; в слогах; в словах; в предложениях; в чистоговорках; в стихах. | Учить детей различать звуки [Щ],[T’] и правильно употреблять их в речи. | 6-7 |
189 | 11 | Дифференциация звуков: [Щ]-[Ш]: изолированно; в слогах; в словах; в предложениях; в чистоговорках; в стихах. | Учить детей различать звуки [Щ],[Ш] и правильно употреблять их в речи. | 6-7 |
190 | 12 | Дифференциация звуков: [Щ]-[С’]: изолированно; в слогах; в словах; в предложениях; в чистоговорках; в стихах. | Учить детей различать звуки [Щ],[С’] и правильно употреблять их в речи. | 6-7 |
| | Звук [Л] | |
191 | 1 | Подготовительные упражнения (артикуляционная гимнастика). Упражнения: «Улыбка», «Лопаточка», «Накажем язычок», «Парус». Развитие фонематического слуха. | 1. Формирование точных движений органов артикуляции. 2. Развитие мелкой моторики рук. 3. Развитие фонематического слуха. 4. Формирование правильной воздушной струи. 5. Отработка опорных звуков. | 4-5 |
192 | 2 | Постановка звука [Л]. | 1.Добиваться правильного произношения звука. 1 способ – по подражанию (слух, зрение, тактильно-вибрационными ощущениями) ребёнок воспринимает звучание и артикуляцию фонем. 2 способ - смешанный (подражание + словесные пояснения) 2.Развивать мелкую моторику рук. 3.Развивать фонематический слух, память мышление. | 9-13 |
193 | 3 | Автоматизация звука [Л] в словах. | 1.Добиваться правильного произношения звука. 2.Работа ведется с опорой на слуховой и кинестетический самоконтроль. 3.Развивать слуховой самоконтроль, мелкую моторику рук, фонетико-фонематический слух, логическое мышление, память, внимание. 4.Работать над пополнением активного и пассивного словарного запаса. 5.Определение места звука в слове; определение количества звуков в слове. | 1-3 |
194 | 3.1 | | Добиваться правильного произношения в прямых слогах. | 1-2 |
195 | 3.2 | | Добиваться правильного произношения в обратных слогах. | 1-2 |
196 | 3.3 | | Добиваться правильного произношения звука [Л] в слогах со стечением согласных. | 1-2 |
197 | 3.4 | | Добиваться правильного произношения звука [Л] в начале слова (односложные, двусложные…). | 1-2 |
198 | 3.5 | | Отработать правильное произношение в середине слова. | 1-2 |
199 | 3.6 | | 1.Отработать правильное произношение звука [Л] в конце слова. 2.Уметь выделять изучаемый звук. | 1-2 |
200 | 3.7 | | Отработать правильное произношение звука [Л] несколько раз встречающие в одном слове. | 1-2 |
201 | 4 | Автоматизация звука [Л] в предложениях. | 1.Воспитание правильного произношения звука в предложениях. 2.Работа ведется с опорой на слуховой и зрительный анализаторы. | 10-12 |
202 | 4.1 | | Воспитание правильного, четкого произношения звука [Л] во фразовой речи. | 2-3 |
203 | 4.2 | | 1.Воспитание правильного, четкого произношения звука [Л] в простом предложении. 2.Умение составлять простые предложения с опорой на картинки. | 2-3 |
204 | 4.3 | | 1.Воспитание правильного, четкого произношения звука [Л] в простом распространенном предложении. 2.Учить составлять и работать с простым распространенным предложением. 3.Пополнять словарный запас. | 2-3 |
205 | 5 | Автоматизация звука [Л] в: чистоговорках; стихах; скороговорках; поговорках; шутках; потешках | 1.Автоматизировать произношение звука [Л]. 2.Развивать: память, мышление, внимание. 3.Прививать любовь к народному творчеству. | 6-7 |
206 | 6 | Автоматизация звука [Л] в коротких рассказах. | 1.Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. 2.Учить находить главную мысль в рассказе. 3.Учить давать полные ответы на поставленные вопросы. 4.Чтение коротких рассказов. 5.Составление рассказов по серии картин. | 5-6 |
207 | 7 | Автоматизация звука [Л] в длинных рассказах. | 1.Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. 2.Учить передавать прочитанное. 3.Развивать память, внимание, речь, словарь. | 5-6 |
208 | 8 | Автоматизация звука [Л] в разговорной речи. | Следить за правильным звукопроизношением в разговорной речи. | 2-3 |
209 | 9 | Дифференциация звуков: [Л]-[Л’]: изолированно; в слогах; в словах; в предложениях; в чистоговорках; в стихах. | Учить детей различать звуки [Л],[Л’] и правильно употреблять их в речи. | 6-7 |
| | Звук [Р] | |
210 | 1 | Подготовительные упражнения (артикуляционная гимнастика). Упражнения: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет». Развитие фонематического слуха. | 1. Формирование точных движений органов артикуляции. 2. Развитие мелкой моторики рук. 3. Развитие фонематического слуха. 4. Формирование правильной воздушной струи. 5. Отработка опорных звуков. | 4-5 |
211 | 2 | Постановка звука [P]. | 1.Добиваться правильного произношения звука. 1 способ – по подражанию (слух, зрение, тактильно-вибрационными ощущениями) ребёнок воспринимает звучание и артикуляцию фонем. 2 способ - смешанный (подражание + словесные пояснения) 2.Развивать мелкую моторику рук. 3.Развивать фонематический слух, память мышление. | 9-13 |
212 | 3 | Автоматизация звука [Р] в словах. | 1.Добиваться правильного произношения звука. 2.Работа ведется с опорой на слуховой и кинестетический самоконтроль. 3.Развивать слуховой самоконтроль, мелкую моторику рук, фонетико-фонематический слух, логическое мышление, память, внимание. 4.Работать над пополнением активного и пассивного словарного запаса. 5.Определение места звука в слове; определение количества звуков в слове. | 1-3 |
213 | 3.1 | | Добиваться правильного произношения в прямых слогах. | 1-2 |
214 | 3.2 | | Добиваться правильного произношения в обратных слогах. | 1-2 |
215 | 3.3 | | Добиваться правильного произношения звука в слогах со стечением согласных. | 1-2 |
216 | 3.4 | | Добиваться правильного произношения звука [Р] в начале слова (односложные, двусложные…). | 1-2 |
217 | 3.5 | | Отработать правильное произношение в середине слова. | 1-2 |
218 | 3.6 | | 1.Отработать правильное произношение звука [Р] в конце слова. 2.Уметь выделять изучаемый звук. | 1-2 |
219 | 3.7 | | Отработать правильное произношение звука [Р] несколько раз встречающие в одном слове. | 1-2 |
220 | 4 | Автоматизация звука [Р] в предложениях. | 1.Воспитание правильного произношения звука в предложениях. 2.Работа ведется с опорой на слуховой и зрительный анализаторы. | 10-12 |
221 | 4.1 | | Воспитание правильного, четкого произношения звука [Р] во фразовой речи. | 2-3 |
222 | 4.2 | | 1.Воспитание правильного, четкого произношения звука [Р] в простом предложении. 2.Умение составлять простые предложения с опорой на картинки. | 2-3 |
223 | 4.3 | | 1.Воспитание правильного, четкого произношения звука [Р] в простом распространенном предложении. 2.Учить составлять и работать с простым распространенным предложением. 3.Пополнять словарный запас. | 2-3 |
224 | 5 | Автоматизация звука [Р] в: чистоговорках; стихах; скороговорках; поговорках; шутках; потешках | 1.Автоматизировать произношение звука [Р]. 2.Развивать: память, мышление, внимание. 3.Прививать любовь к народному творчеству. | 6-7 |
225 | 6 | Автоматизация звука [Р] в коротких рассказах. | 1.Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. 2.Учить находить главную мысль в рассказе. 3.Учить давать полные ответы на поставленные вопросы. 4.Чтение коротких рассказов. 5.Составление рассказов по серии картин. | 5-6 |
226 | 7 | Автоматизация звука [Р] в длинных рассказах. | 1.Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. 2.Учить передавать прочитанное. 3.Развивать память, внимание, речь, словарь. | 5-6 |
227 | 8 | Автоматизация звука [Р] в разговорной речи. | Следить за правильным звукопроизношением в разговорной речи. | 2-3 |
228 | 9 | Дифференциация звуков: [Р]-[Л]: изолированно; в слогах; в словах; в предложениях; в чистоговорках; в стихах. | Учить детей различать звуки [Р],[Л] и правильно употреблять их в речи. | 6-7 |
| | Звук [P’] | |
229 | 1 | Подготовительные упражнения (артикуляционная гимнастика). Упражнения: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет». Развитие фонематического слуха. | 1. Формирование точных движений органов артикуляции. 2. Развитие мелкой моторики рук. 3. Развитие фонематического слуха. 4. Формирование правильной воздушной струи. 5. Отработка опорных звуков. | 4-5 |
230 | 2 | Постановка звука [P’]. | 1.Добиваться правильного произношения звука. 1 способ – по подражанию (слух, зрение, тактильно-вибрационными ощущениями) ребёнок воспринимает звучание и артикуляцию фонем. 2 способ - смешанный (подражание + словесные пояснения) 2.Развивать мелкую моторику рук. 3.Развивать фонематический слух, память мышление. | 9-13 |
231 | 3 | Автоматизация звука [P’] в словах. | 1.Добиваться правильного произношения звука. 2.Работа ведется с опорой на слуховой и кинестетический самоконтроль. 3.Развивать слуховой самоконтроль, мелкую моторику рук, фонетико-фонематический слух, логическое мышление, память, внимание. 4.Работать над пополнением активного и пассивного словарного запаса. 5.Определение места звука в слове; определение количества звуков в слове. | 1-3 |
232 | 3.1 | | Добиваться правильного произношения в прямых слогах. | 1-2 |
233 | 3.2 | | Добиваться правильного произношения в обратных слогах. | 1-2 |
234 | 3.3 | | Добиваться правильного произношения звука в слогах со стечением согласных. | 1-2 |
235 | 3.4 | | Добиваться правильного произношения звука [P’] в начале слова (односложные, двусложные…). | 1-2 |
236 | 3.5 | | Отработать правильное произношение в середине слова. | 1-2 |
237 | 3.6 | | 1.Отработать правильное произношение звука [P’] в конце слова. 2.Уметь выделять изучаемый звук. | 1-2 |
238 | 3.7 | | Отработать правильное произношение звука [P’] несколько раз встречающие в одном слове. | 1-2 |
239 | 4 | Автоматизация звука [P’] в предложениях. | 1.Воспитание правильного произношения звука в предложениях. 2.Работа ведется с опорой на слуховой и зрительный анализаторы. | 10-12 |
240 | 4.1 | | Воспитание правильного, четкого произношения звука [P’] во фразовой речи. | 2-3 |
241 | 4.2 | | 1.Воспитание правильного, четкого произношения звука [P’] в простом предложении. 2.Умение составлять простые предложения с опорой на картинки. | 2-3 |
| 4.3 | | 1.Воспитание правильного, четкого произношения звука [P’] в простом распространенном предложении. 2.Учить составлять и работать с простым распространенным предложением. 3.Пополнять словарный запас. | 2-3 |
242 | 5 | Автоматизация звука [P’] в: чистоговорках; стихах; скороговорках; поговорках; шутках; потешках | 1.Автоматизировать произношение звука [P’]. 2.Развивать: память, мышление, внимание. 3.Прививать любовь к народному творчеству. | 6-7 |
243 | 6 | Автоматизация звука [P’] в коротких рассказах. | 1.Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. 2.Учить находить главную мысль в рассказе. 3.Учить давать полные ответы на поставленные вопросы. 4.Чтение коротких рассказов. 5.Составление рассказов по серии картин. | 5-6 |
244 | 7 | Автоматизация звука [P’] в длинных рассказах. | 1.Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. 2.Учить передавать прочитанное. 3.Развивать память, внимание, речь, словарь. | 5-6 |
245 | 8 | Автоматизация звука [P’] в разговорной речи. | Следить за правильным звукопроизношением в разговорной речи. | 2-3 |
246 | 9 | Дифференциация звуков: [P]-[P’]: изолированно; в слогах; в словах; в предложениях; в чистоговорках; в стихах. | Учить детей различать звуки [P],[P’] и правильно употреблять их в речи. | 6-7 |
247 | 10 | Дифференциация звуков: [P’]-[Л’]: изолированно; в слогах; в словах; в предложениях; в чистоговорках; в стихах. | Учить детей различать звуки [P’],[Л’] и правильно употреблять их в речи. | 6-7 |
248 | 11 | Дифференциация звуков: [P’]-[Й]: изолированно; в слогах; в словах; в предложениях; в чистоговорках; в стихах. | Учить детей различать звуки [P’],[Й] и правильно употреблять их в речи. | 6-7 |
1. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей. — С-Пб.: Библиополис, 1994.
2. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей.- Методическое пособие. М.: «Сфера» 2007.
3. Борисова Е.А.. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2008
4. Зяблицева М.А. Развитие памяти и воображения у детей. Игры и упражнения. Ростов –на – Дону «Феникс» 2005.
5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-групповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. – М.: «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998.
6. Ковшиков В.А.Исправление нарушений различения звуков. – СПб.:1995
7. Корнев А. Н. Нарушение чтения и письма у детей. – СПб.: 1995.
8. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников.- М.: 1983
9. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
10.Пожиленко Е.А Методические рекомендации по постановке у детей звуков. Пособие для логопедов. –СПб.: КАРО, 2009
11.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.- М.: «Просвещение», 2008г
1. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей. — С-Пб.: Библиополис, 1994.
2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991.
3. Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
4. Гадасина Л.Я. Ивановская О.Г. Воспитание звуком. – С-Пб.: 2003.
5. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г., Николаева Т.В. Ощущай и различай. – СПб.: 2004.
6. Городилова В. И., Кудрявцев М. З. Чтение и письмо. – СПб.: 1996.
7. Екжанова Е.А., Фроликова О.А. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях: Методика коррекционно-педагогической работы в начальных классах общеобразовательной школы: Научно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2007.
8. Калмыкова И.Р.Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. – Ярославль: 1998.
9. Козырева Л.М. … Тетрадь для логопедических занятий / Л.М. Козырева; - Ярославль: Академия развития, 2006 (№1-№7)
10. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация звуков у детей. Комплект из 4 альбомов. – М. ГНОМ и Д, 2007.
11. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М. ГНОМ и Д, 2008.
12. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – С-Пб.: Литера, 2007.
13. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. – СПб.: 2006.
14. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. – Ярославль: Академия развития, 1996.
15. Павлова Л.Н., Теречева М.Н.Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения гласные и свистящие. – С-Пб.: 2004.
16. Парамонова Л.Г. Как воспитать гения: Упражнения для развития речи/ Л.Г.Парамонова. – М.: 2002.
17. Парамонова Л.Г. Стихи для развития речи. – С-Пб.: КАРО, 2004.
18. Перегудова Т.С., Османова Г.А. Вводим звуки в речь: Картотека заданий для автоматизации звуков… - СПб.: КАРО, 2006.
19. Пименова Т.И. Новые скороговорки на все звуки. – С-Пб.: 2007.
20. Рау Е.Ф., Рождественская В.И. Исправление недостатков произношения у школьников. – М.: 1980.
21. Смирнова Л.Н. Логопедия играем со звуками. - М.: 2005.
22. Успенская Л.П., Успенский М.Б.Учитесь правильно говорить. - М.: Просвещение, 1991.
Данная программа доступна к применению в индивидуальной работе по коррекции звукопроизношения с учащимися с ОВЗ 1-5 класса. С её помощью у младших школьников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьётся фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза, автоматизируются слухо-произносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.
Таким образом, дети будут подготовлены к успешному освоению основной образовательной программы начального общего образования, в чём и заключается главная цель данной программы.